Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и формы организации учебного процесса.




По учебному предмету «Человек»

В класса

 

 

Составитель: Прохорук О. Б.

 

 

Санкт-Петербург

 2017

Пояснительная записка

Актуальность

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе, с формирования навыков самообслуживания - это важные направления обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека. Для освоения навыков самообслуживания ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР требуется специально организованное обучение.

Формирование представлений о себе способствует возникновению взаимодействия с другими людьми, приобщению к социальному миру. С другой стороны, именно в социальном взаимодействии формируются представления о себе как об отдельном существе, с собственной объективной реальностью – телом и субъективной реальностью – психикой как миром эмоций и представлений. Взаимодействуя с другими, ребенок начинает осознавать и понимать себя.

Обучение организуется с учетом местных и региональных особенностей, в том числе климатических и сезонных изменений в природе. На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с полной, частичной помощью учителя, а затем и самостоятельно; культурно-гигиенические навыки, выполняемые вместе с педагогом, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни (плохо - хорошо, полезно – вредно для здоровья), о безопасности жизнедеятельности.

В основу уроков по предмету «Человек» положен комплексный подход. Уроки-занятия организуются в форме совместной деятельности учителя и учащихся, включающие практические и игровые упражнения. 

Учитель обучает учащихся использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур. Для подкрепления действий учащихся и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми они многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях.

Темы уроков-занятий по предмету «Человек»интегрируются и на­ходят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Речь и альтернативнаякоммуникация», «Окружающий социальный мир», «Математические представления»,«АФК», в реализации задач коррекционно-развивающей области, и в различных направлениях внеурочной деятельности.

Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологических характеристик, педагог на уроках воспитывает (тренирует) у них состояние физической, психической и социальной защищенности. 

Программа направлена на создание условий для обеспечения базовых человеческих потребностей, создание индивидуального психического комфорта, на формирование культурно-гигиенических навыков и самообслуживания детей с умственной отсталостью, укрепление их физического здоровья.

Программа составлена с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся.

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:   

 

1. Федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт)

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушеними);

2. Программы «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» /под. редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой /2011 год;

3. Учебного плана ГБОУ школы № 487, календарного графика и расписания учебных занятий на 2017-2018 учебный год.

4. Положения о разработке и утверждении рабочих программ ГБОУ школа № 487. На основании программы может быть составлена специальная индивидуальная программа развития для учащихся (СИПР).

Срок реализации программы: 1 учебный год.

В учебном плане на изучение тем по программе «Человек» отводится 3 часа в неделю.

 

Цели и задачи программы:

Цель: формирование представлений о себе как целостном «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности и независимости  в процессе самообслуживания.

Программа представлена следующими разделами:

«Восприятие сенсорных событий, затрагивающих собственное тело», «Знакомство с собственным телом, его частями», «Чистка зубов», «Умывание», «Умение пользоваться туалетом», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».

Задачи:

-учить реагировать на прикосновения, тактильный контакт;

-дать представления об изменениях положения тела,

-дать представления освоих двигательныхвозможностях при перемещении;

-учить воспринимать тело как целое;

-учить узнавать части тела, как собственного тела;

- учить принимать процесс одевания – раздевания;

-формировать навыки одевания-раздевания с поддержкой взрослого и самостоятельно;

-учить принимать процесс приема пищи;

-формировать навыки приема пищи и питья;

-дать представления о посуде и столовых приборах;

-учить правильно вести себя за столом;

-учить принимать процесс умывания;

-формировать навыки умывания с поддержкой взрослого и самостоятельно;

-учить принимать прикосновения к области рта;

-дать представления о зубах и о полости рта;

-формировать навыки чистки зубов с поддержкой взрослого и самостоятельно;

- формировать умение сообщать о потребностисменить памперс, посетить туалет;

 -формировать умение пользоваться туалетом с поддержкой взрослого и самостоятельно;

 

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков.

При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома.

При планировании и осуществлении работы по данному учебному предмету следует учитывать зону ближайшего развития учащегося, степень и виды его нарушений (интеллектуальных, двигательных, сенсорных), индивидуальные особенности, потребности, социальный контекст его жизни.

Инструментарий учителя:

· рабочая программа

· учебно-методическое обеспечение

· предметно-развивающая образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (дидактический, иллюстративный, литературный материал, презентации)

Виды и формы организации учебного процесса.

Для реализацииданнойпрограммыиспользуютсяразнообразныетипыуроков, формы и видыработ, а такжесредстваобучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; 

систематизации и обобщению изученного материала), уроки-игры.

Формы работы на уроке: индивидуальная работа, подгрупповая, фронтальная с индивидуальным и дифференцированным подходом;

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-

коммуникационные, интеграционные.

При реализации данной программы используется одна формаконтроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года), промежуточный (в середине года) и итоговый (в конце года). Результаты диагностики фиксируются в картах наблюдений, которые входят в структуру портфолио класса.

 

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
1. Представления о себе 18
2. Гигиена тела 14
3. Обращение с одеждой и обувью 28
4. Туалет 4
5. Прием пищи 26
6. Семья 5
  Итого 95 часов

    В связи с особенностями развития учащихся данного класса и спецификой предмета программный материал по данному учебному курсу был перераспределен в соответствии с потребностями и возможностями учащихся.

Учебные часы распределены в следующей приоритетностью: « Обращение с одеждой и обувью» (28 часов ), « Прием пищи » (26 часов). Данное перераспределение часов обусловлено необходимостью систематического развития возможности самостоятельного одевания раздевания и приемом пищи.

Содержание тем учебного курса.

Представления о себе 18часов

1. Представления о себе»

2. Игра «Моя голова».

3. Игра «Мое лицо».

4. Ритмические упражнения «Кукла с Мишкой»

5. Игра «Рот, Нос, Глаза, Уши»

6. Игра «Называем и показываем».

7. Игра «Мои руки, мои ноги»

8. Ритмические упражнения «Похлопаем в ладоши»

9. Ритмические упражнения «Капуста» «Раз, два, три»

10. Ритмические упражнения «Солнышко»

11. Показ частей тела на игрушке большого размера частей тела и лица.

12. Показ частей тела и лица на дидактической кукле.

13. Сходство и различие частей тела игрушки и дидактической куклы

14. Ориентировка в собственном теле. Показ и называние частей тела.

15. Двигательные и жестовые упражнения: «Моя кукла - она похожа на меня». Двигательные и жестовые упражнения: «Я вижу, дышу, нюхаю, говорю, слышу»

16. Двигательные и жестовые упражнения: «Руки – я все делаю».

17. Ритмические упражнения «Дождик»

18. Ритмические упражнения «Мышки»

 

Гигиена тела 14 часов

1. Упражнение «Учимся мыть руки»

2. Игра «Водичка, водичка умой мое личико»

3. Упражнение «Кран открылся, нос умылся»

4. Упражнение «Мы-чистюли»

5. «Чудесный мешочек»

6. Упражнение «Мы-чистюли»

7. Упражнение «Умывалочка»

8. Упражнение «Чем моем руки»

9. «Волшебный мешочек»

10. Упражнение «Чем чистим зубы»

11. Упражнение «Я назову, а ты покажи»

12. Упражнение «Массаж»

13. Упражнение «Чистим зубки»

 

 

Одежда и обувь 28 часов

1. Обращение с одеждой и обувью

2. Упражнение «Найди одежду», «Найди обувь»

3. Упражнения: «Обведи по контуру и раскрась» 

4. «Уход за обувью».

5. Упражнения по надеванию одежды

6. Упражнения «Сложи одежду»

7. Наблюдения за погодой

8. Определение погодных явлений по иллюстрациям

9. Игра «Дождь -солнце»

10. Игра «Тепло-холодно»

11. Упражнения по надеванию одежды

12. Упражнение «Разложи по полкам»

13. Ритмические упражнения «Я умею»

14. Упражнение «Помоги Незнайке»

15. Упражнения «Сложи одежду»

16. Упражнение «Полка, вешалка, крючок»

17. Ритмические упражнения «Синичка»

18. Грязная и чистая одежда. Средства ухода за одеждой (щетка).

19. Работа с пиктограммами (уход за одеждой).

20. Стирка кукольной одежды

21. Практические упражнения по уходу за одеждой.

22. Упражнения по надеванию одежды

23. Упражнения «Сложи одежду»

24. Упражнение «Полка, вешалка, крючок»

25. Верхняя одежда. Игра: «Одень куклу на прогулку».

26. «Собери картинку»

27. Упражнения «Я сам»

28. Ритмические упражнения «Мышки»

 

Туалет 4 часа

1. Умение пользоваться туалетом

2. Упражнение «Предметы для туалета» 

3. Умение пользоваться туалетом

4. Предметы для туалета: унитаз, туалетная бумага, памперс

 

Прием пищи 26 часов

1. Игра «Кукла хочет есть»

2. Упражнение «Выбери съедобное»

3. УпражнениеУпражнение «Узнай по запаху»

4. Правила приема пищи.

5. Игра: «Покормим куклу»

6. Посуда.

7. Упражнение «что спрятано? Найди посуду»

8. Игра «Помоги кукле накрыть на стол»

9. «Расставь посуду»

10. «Разложи продукты»

11. «Узнай по запаху»

12. Упражнение «Узнай по запаху»

13. Узнавание продуктов питания по их названию или на пиктограммах.

14. Режим питания. Завтрак.

15. Прослушивание стихотворения Ю.Тувима «Овощи»

16. Игра «Съедобно- несъедобно»

17. Игра «Мы делили апельсин»

18. «Чудесный мешочек»

19. Коллаж «Завтрак»

20. Режим питания. Обед.

21. Дидактическая игра: «Обведи по контуру продукты питания на завтрак, обед, ужин».

22. Подготовка к приему пищи (мытье рук, сервировка стола)

23. Обучение учащихся последовательности приема пищи.

24. «Съедобное-несъедобное»

25. «Чудесный мешочек»

26. Коллаж «Обед»

 

Семья 5 часов

1. Знакомство с пиктограммами по теме: «Моя семья».

2. Игра «Помогаю маме»

3. Прослушивание стихотворения Е.Благинина «Посидим в тишине»

4. «Моя мама»

5. Прослушивание стихотворения Е.Благинина «Вот какая мама»

 

Планируемые результаты освоения программы

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися учебного предмета является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

Выделяем следующие ожидаемые результаты:

- личностные, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества:

1. Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);

2. Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

3. Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

4. Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

5. Владение правилами поведения в учебной ситуации;

6. Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

7. Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;

8. Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;

9. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.

 

- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.

 

 

1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:

• Уметь соотнести себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

• Иметь представление о собственном теле.

• Относить себя к определенному полу.

• Уметь определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания доступными способами.

• Уметь сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол доступными средствами.

2. Участие в решении каждодневных жизненных задач, связанных с удовлетворением первоочередных потребностей:

• Уметь принимать помощь взрослого

• Эмоционально – положительно относится к гигиеническим процедурам

• Проявлять максимально возможную самостоятельность в самообслуживании: приеме пищи и пить, пользовании туалетом, выполнении гигиенических процедур, одевании и раздевании.

• Уметь производить отдельные доступные действия, операции по самообслуживанию и их последовательность.

• Уметь сообщать о своих потребностях и желаниях, боли или проблеме доступным способом.

3. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:

• Иметь представление о семье и её членах как близких ребёнку

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...