Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и проведение выборов




 

Юридически избирательная кампания начинается с момента официального опубликования решения о назначении даты выборов. Процедурой назначения выборов открывается полный цикл избирательных действий и основанных на них избирательных правоотношений.

Назначение выборов (факультативная стадия - назначение повторных выборов) в большинстве случаев производится решением уполномоченного на то государственного органа власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ - Федеральное Собрание, Государственной Думы - Президент РФ, представительного органа субъекта РФ - глава субъекта, высшего должностного лица - представительный орган этого субъекта РФ, - путем издания подзаконного правового акта индивидуального характера, подлежащего обязательному официальному опубликованию.

Осуществляется в установленные законом о конкретном виде выборов сроки, но не позднее чем за 65 дней до истечения срока полномочий предыдущего состава избираемого органа (должностного лица).

Если назначаются выборы по причине досрочного прекращения полномочий соответствующего органа, то решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Если выборы не будут назначены в указанные сроки уполномоченным на то органом или должностным лицом, то выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией. Например, в этом случае выборы органов и должностных лиц федерального уровня назначаются Центральной избирательной комиссией, в выборы органов и должностных лиц субъектов РФ - избирательной комиссией этого субъекта РФ.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

После назначения дня голосования следует подготовительный этап, - создание «избирательной инфраструктуры»: избирательных комиссий, округов и участков, составление и корректировка списков избирателей и пр.

Для проведения выборов территория РФ делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ.

Избирательные округа - это территориальные единицы, которые образованы (определены) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица)

Избирательный округ подразделяется на несколько избирательных участков. Всю работу по подготовке и проведению выборов на избирательном участке осуществляют участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Избирательная комиссия, организующая выборы (организующая выборы избирательная комиссия), - избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.

В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в РФ действуют следующие виды избирательных комиссий:

) Центральная избирательная комиссия РФ;

) избирательные комиссии субъектов РФ;

) окружные избирательные комиссии;

) территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;

) участковые избирательные комиссии.

Регистрация избирателей представляет собой процедуру включения гражданина в список избирателей, на основании которого он может быть допущен к голосованию. Регистрация есть необходимое условие осуществления избирателем своего права голоса.

Регистрации избирателей подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Список избирателей составляется по каждому избирательному участку и в него заносятся, как правило, все граждане, имеющие права голоса.

В соответствии со ст. 4. гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.

Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Выдвижение и регистрация кандидатов - это стадия избирательного процесса, с которой начинают действовать непосредственные участники выборов, т.е. партии, общественные организации, избиратели.

На данной стадии определяется круг кандидатов, из числа которых будут избираться депутаты или должностные лица.

Кандидат - лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

Выдвижение кандидата - самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу.

Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию.

Агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.

Предвыборная агитация осуществляется в агитационный период - со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) до дня, предшествующего дню голосования, и должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. День перед выборами (агитация и некоторые другие избирательные действия запрещены).

Часть единого избирательного процесса, который разворачивается в стране в связи с выборами - избирательная кампания, - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Избирательная кампания тоже предстает в виде событий, связанных с принятием ее участниками определенных решений для достижения своих предвыборных целей. В числе таких событий митинги, собрания, встречи кандидатов с избирателями, критические заявления политических лидеров и предлагаемые ими позитивные программы, повышенное внимание средств массовой информации к теме выборов, появление на улицах рекламных плакатов, распространение листовок и т.п.

В основе регламентации избирательных кампаний лежит принцип обеспечения равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий, избирательных блоков и кандидатов. Эта цель достигается путем регламентирования:

во-первых, расходов на проведение избирательной кампании и выборов в целом;

во-вторых, предоставляемого партиям и кандидатам времени на радио и телевидении, а также деятельности других средств массовой информации; в-третьих, полномочий государственного аппарата в осуществлении избирательной кампании.

Голосование может происходить только в воскресный день. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем.

Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени.

Участковая комиссия обеспечивает возможность голосования вне помещения для голосования (на дому).

Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей.

Подсчет голосов осуществляется непосредственно членами участковой комиссии с правом решающего голоса, открыто и гласно, в присутствии наблюдателей, по его итогам составляется протокол.

Определение итогов голосования осуществляется участковыми комиссиями путем составления протоколов об итогах голосования на избирательных участках.

Итоги голосования, на основании протоколов участковых комиссий, обрабатываются в соответствующих вышестоящих избирательных комиссиях, окончательные результаты выборов определяются соответствующей избирательной комиссией.

Результаты выборов должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в соответствующем официальном печатном издании в течение 3 недель со дня выборов.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, -

граждан уполномоченных осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.


Заключение

 

Подводя итог, следует подчеркнуть, что реализация избирательных прав гражданами РФ своих избирательных прав является опорой законности выборов в Российской Федерации.

Избирательный процесс - урегулированная избирательным законодательством слаженная и последовательная деятельность участников избирательных правовых отношений, представленная в виде логически следующих друг за другом стадий (обязательных и факультативных).

Избирательный процесс образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, это один из наиболее значимых его институтов, который регулирует общественные отношения, складывающиеся при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в органы местного самоуправления.

Основными стадиями избирательного процесса являются:

) назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса, и проведении выборов);

) образование избирательных округов, в том числе единого избирательного округа, избирательных участков, составление списков избирателей на основе сведений о государственной регистрации (учете) избирателей;

) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;

) информационное обеспечение выборов, и проведение предвыборной агитации;

) голосование и определение итогов голосования, установление результатов выборов, их официальное опубликование (публикация).

Избирательный процесс в Российской Федерации проводится строго в соответствии с Конституцией, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также законами субъектов Федерации, регламентирующими организацию и порядок выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гражданин России, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, - быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

В Российской Федерации используется территориальный принцип организации выборов. Это означает, что выборы проводятся по избирательным округам. Избирательные комиссии проводят регистрацию (учет) избирателей, составляют список избирателей, организуют проведение голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов.

Таким образом, знание своих прав, способность их реализовать, при необходимости защищать и отстаивать являются составляющей принципов равного и прямого голосования.

Необходимо осознавать степень значимости избирательных прав российских граждан в качестве единственного легитимного средства, обеспечивающего воспроизводство электоральных основ государственной и муниципальной власти.


Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета от 25.12.1993. - № 237.

.   Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // СЗ РФ от 17.06.2002. - № 24.- Ст. 2253.

.   Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: ФЗ от 26.11.1996 № 138-ФЗ (в ред. 09.11.2009) // СЗ РФ от 02.12.1996. -№ 49. -Ст. 5497.

.   О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ: ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ от 23.05.2005. - № 21. - Ст. 1919.

.   Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник / М.В. Баглай. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. - С. 357 - 392.

.   Гришин Н.В. Институт выборов и российская государственность / Н.В. Гришин // Каспийский регион: политика, экономика. - 2012. - №3. - С.405-410.

.   Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации / Н.М. Добрынин. - Новосибирск: Наука, 2007. - 308 с.

.   Дорохов Н.И. Конституционное (государственное) право России Учебный комплекс / Н.И. Дорохов, Л.Т. Чихладзе. - М.: МИЭМП, 2012. - 135 с.

.   Иванченко А.В. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии / А.В. Иванченко, A.E. Любарев. - М.: Аспект-Пресс, 2006. - 222 с.

.   Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России / Е.Н. Каковкина - М.: Аллель, 2009. - 83 c.

.   Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. / Е.И. Козлова, О.Е.Кутафин - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 520 с.

.   Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. - М.: Юрид. лит., 2002. - 432

.   Мухаев Р.Т. Правовые основы Российского государства / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 351 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...