Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи и место психологии в системе наук

Предмет психологии

 

 

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного на­чала, направляющего их поведение, в очень далекие доис­торические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смер­ти, или Богов, которых считали ответственными за все дей­ствия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, нахо­дящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

Происхождение слова «психология»

Своим названием и первым определением психология обязана гре­ческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую моло­дую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с про­стой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испы­таний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремле­ние вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою оче­редь удалось убедить Зевса — верховное божество гре­ков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмерт­ной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом ис­тинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из гре­ческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе не­мецкого философа Христиана Вольфа.

Психология прошла длинный путь развития, происхо­дило изменение понимания объекта, предмета и целей пси­хологии. Отметим основные этапы ее развития.

Iэтап — психология как наука о душе. Такое опреде­ление психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явле­ния в жизни человека.

IIэтап — психология как наука о сознании. Возника­ет в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Спо­собность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение чело­века за самим собой и описание фактов.

этап — психология как наука о поведении. Возни­кает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперимен­ты и наблюдать за тем, что можно непосредственно уви­деть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

этап — психология как наука, изучающая объек­тивные закономерности, проявления и механизмы пси­хики.

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и прак­тическое применение получаемых знаний.

Психология изучает мир субъективных (душевных) яв­лений, процессов и состояний, осознаваемых или неосоз­наваемых самим человеком.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные осо­бенности психики и личности. Все мы в той или иной сте­пени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и тем­перамента. Не имея таких ориентиров в сложных процес­сах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, досто­инства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуе­мая психологией. Она полезна просто человеку, так ска­зать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вно­сить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректи­ровать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные реше­ния с учетом психологического состояния партнеров, уме­ло воздействовать на их симпатии и антипатии, убежде­ния и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.

Задачи и место психологии в системе наук

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологи­ей человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между пси­хическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматрива­ется физиологией высшей нервной деятельности. Психо­логия тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые си­стемы. Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому спе­цифика конкретного общества, в котором живет человек, вза­имоопределяет особенности его психики, поведения, мировос­приятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию пси­хики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной пси­хологии, помогающей понять, каким образом человек приоб­ретает психические свойства социально-ориентировочного по­ведения.

Сознание, мышление и многие другие психические яв­ления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, пси­хология находится в родственных отношениях с филосо­фией, поскольку зародилась как особая научная дисцип­лина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специ­фике его бытия (индивидуального и общественного), о при­роде человеческого сознания и деятельности.

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в каче­стве отраслей психологии выделяют социальную, педагоги­ческую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, диф­ференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологи­ческие проявления личности человека, его взаимоотноше­ния с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изуча­ет закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает закономерности разви­тия нормального здорового человека, психологические осо­бенности и закономерности, присущие каждому возрастно­му периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зре­лого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психи­ческих процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологи­ческие особенности трудовой деятельности человека, зако­номерности развития трудовых навыков. Инженерная пси­хология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов тех­ники. Авиационная, космическая психология как специ­фичные области инженерной психологии анализируют пси­хологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особен­ности деятельности врача и поведения больного, разрабаты­вает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разноообразных нарушений в психике и пове­дении человека, а также происходящие во время различ­ных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психо­логия — индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает психологические осо­бенности поведения участников уголовного процесса (пси­хология свидетельских показаний, психологические требо­вания к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Воен­ная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Психология рекламы занимается оцен­кой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью созда­ния спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деяте­ля. Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различ­ных сект. Экологическая психология занимается изучени­ем наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека.

Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязне­ния среды токсичными веществами и отбросами и их влия­ния на психику человека, проблемам взаимовлияния при­роды и человека. Дискуссионной областью является па­рапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомни­тельной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, теле­кинез и пр.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова (рис. 1.1) психология занимает центральное место не толь­ко как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Прикладные области психологии, или практическая психология, все шире входит в нашу жизнь; все чаще в повседневной жизни можно встретить психологов-практи­ков. Кратко укажем функции некоторых из этих професси­ональных психологов-практиков. Годфруа выделяет следу­ющие прикладные области психологии: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, пе­дагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-кон­сультант. Клинические психологи работают в центрах пси­хического здоровья, больницах и консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезли­вость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозмож­ные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессия, нарушения деятельности различных функциональных сис­тем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, бесплодие и гинекологичес­кие заболевания, когда врачи не находят объективной па­тологии, а орган ведет себя как «больной»), состояние тре­воги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на труд­ности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Пси­холог должен уяснить себе суть и причины проблемы пу­тем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.

 

Психолог-консультант должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между ро­дителями и детьми, с тем чтобы они могли разрешить свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консуль­танты, участвующие в работе «телефона доверия», в раз­личных центрах по предупреждению самоубийств, по борь­бе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Психологи-консультанты обычно имеют специализа­цию (трудно быть специалистом-универсалом, «невозможно все делать хорошо»), например, семейный психолог-консуль­тант занимается проблемами супругов и родительски-детс­ких отношений, детский психолог-консультант помогает в решении проблем в связи с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психо­логи.

Школьный и промышленный психологи помогают уча­щимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям. Школьный психолог также оказывает поддержку учащим­ся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует со­ответствующую психотерапию. Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодей­ствия людей на производстве, занимается вопросами рекла­мы продукции предприятия. Педагогический психолог за­нимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, проводит психологический тренинг с преподава­телями. Психолог-эргономист на основе накопленных зна­ний о поведении и психических возможностях людей дает рекомендации конструкторам машин и технических уст­ройств о наилучшем расположении рычагов управления, средств отображения информации, оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для человека в данных условиях, и т. п.

Психология — наука, изучающая процессы актив­ного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

Термин «психология» происходит от древнегреческих слов «психе» (душа) и «логос» (наука) — «наука о душе».

Многие авторы считают, что психология как уче­ние о душе возникла более двух тысяч лет тому назад в качестве составной части философских учений древ­негреческих мыслителей Демокрита, Платона, Арис­тотеля и др. С момента своего возникновения и до наших дней психология развивалась в борьбе двух противоположных взглядов — материалистического и идеалистического.

Идеализм — философское учение, которое признает, что реально существует только сознание, дух, идея как нечто первичное. А материальный мир, бытие, природа, люди, вещи — все это якобы существует лишь в нашем сознании, в ощущениях, в мыслях. Согласно идеалисти­ческим учениям, психика — это не отражение объектив­ного материального мира в мозгу человека, а наоборот — источник происхождения его.

.Материализм в противоположность идеализму признает материю первичной, а сознание вторичным, производ­ным от материи. Психика не существует вне материи, она есть одно из свойств материи.

Развитие научной психологии.

От античности до Нового времени попытки понять сущ­ность человека и его взаимоотношения со средой, как физической, так и социальной, принадлежали только философам.

В XVII-XVIII веках от философии начинают отделять­ся различные естественные науки: химия, физика, соци­ология. Психологии, в отличие от естественных наук, было довольно трудно определиться в качестве отдель­ной науки и отделиться от философии.

В конце XVIII века психология все же отделяется от философии и начинает рассматривать в качестве предме­та не душу, а сознание и процессы мышления.

Научная психология родилась лишь в конце XIX века. В 1879 году в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавил Виль­гельм Вундт. Он положил начало структуралистскому подходу к сознанию. Структуралисты пытались описать простейшие структуры осознаваемого внутреннего опы­та. Таким образом, сознание было разбито на психичес­кие элементы. Вундт и его сотрудники считали, что ос­новным материалом для сознания служат ощущения, об­разы и чувства. Примерно в это же время, в 1881 году, в США Уильям Джеймс стал подходить к изучению со­знания с других позиций. Он положил начало новому — функциональному подходу.

Научное понимание психики было неразрывно свя­зано с развитием материалистической философии, по­тому что материалистический подход в науке опирает­ся на объективные законы в познании действительнос­ти. Объяснение психики, сознания дает лишь совре­менная психология.

Естественнонаучной основой современной отечествен­ной психологии является физиологическое учение о выс­шей нервной деятельности отечественных ученых XX века И.М. Сеченова и И.П. Павлова, дополненное и развитое далее исследованиями деятельности мозга.

4. Направления развития психологии

Психологии, в отличие от естественных наук, было трудно определиться в качестве отдельной науки и от­делиться от философии. В конце XVIII в психология отделяется от философии и начинает рассматривать в качестве предмета не душу, а сознание и процессы мышления.

В XIX в. психология стала самостоятельной наукой, чему в сильной степени способствовало богатство экс­периментального материала, а в XX в. она получила широкое распространение.

В XX веке развились различные направления и кон­цепции в области психологии. Развитие социальной и экономической сферы и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породили новые подходы к психологии.

Для понимания тенденций развития и становления психологии как науки, необходимым представляется рассмотрение некоторых школ и концепций зарубеж­ной психологии XX века.

Ассоциативная психология — одно из основных на­правлений мировой психологической мысли. Данное направление объясняет динамику психических про­цессов принципом ассоциации; в основе лежит услов­ный рефлекс. Выделяется три типа ассоциаций — по смежности, по сходству и по контрасту. Изучение ас­социаций с целью выявления особенностей различ­ных психических процессов используется и в совре­менной психологии.

Бихевиоризм — это направление в американской пси­хологии XX века. Отрицает сознание как предмет науч­ного познания и сводит психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организ­ма на стимулы внешней среды. Дж. Уотсон исключил сознание из психологии, у него получилась психология без психики; предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти; образование человека есть образование условных реакций. Эволюция бихевио­ризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного познания о поведении.

Психоанализ — это совокупность способов выявле­ния в терапевтических целях особенностей пережива­ний и действий человека, обусловленных неосознавае­мыми мотивами. Ядро психоанализа — учение о бес­сознательном. Человеческая психология истолковыва­ется как обусловленная бессознательными, иррацио­нальными силами — влечениями, инстинктами. Ос­новными из них являются сексуальное влечение и вле­чение к смерти. Поведение человека подчинено двум принципам: принципу удовольствия (половые влече­ния) и принципу реальности (подавление сексуальных влечений на стимулы внешней среды). В результате столкновения «принципа удовольствия» и «принципа реальности» происходит вытеснение «неудовлетворенных влечений» в сферу бессознательного, откуда они и управляют поведением человека.

Гештальт-психология.

Основные представители гештальтпсихологии — К. Кафка, К. Левин и др. Функциональная структура по присущим ей законам упорядочивает многообразие от­дельных предметов. Изучение психики происходит с точ­ки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Феномен «инсайта» (мгновенное схватывание) определяет развитие целостной структуры. Предметом исследования (К. Левин) стали по­требности, аффекты (эмоции), воля.

Когнитивная психология.

Основной представитель когнитивной психологии У. Найссер. Центральным становится вопрос об орга­низации знания в памяти конкретного субъекта. Ре­шающая роль знания в поведении человека. Главной задачей исследования являются проблемы приобрете­ния, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследования составляют познаватель­ные процессы: восприятие, память, мышление, вооб­ражение, речь, внимание. Человек — активный пре­образователь информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...