Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и задачи психологии

Психология, изучая сознание человека, обязана выяс­нить его сущность, законы его протекания и ту роль, которую оно выполняет в различных видах практичес­кой деятельности людей. Психическое (в том числе и со­знательное) отражение деятельности есть функция мо

Общая психология. Общая психология — это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, ме­тодов изучения, которыми пользуется эта наука, теорети­ческих принципов, которых она придерживается, основ­ных научных понятий, вошедших в ее обиход. Лишь абст­рагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в отраслях психологии, перечисленных выше, можно обна­ружить и описать эти общие принципы, методы, законо­мерности и понятия. Общая психология иногда именуется теоретической и экспериментальной психологией.

В ее задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наи­более общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Общая психология изучает позна­вательную и практическую деятельность; общие законо­мерности ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психологическую саморегуляцию; дифферен­циально-психологические особенности личности челове­ка; характер и темперамент, преобладающие мотивы по­ведения и т.д. Результаты исследований в области общей психологии — фундаментальная основа развития всех от­раслей и разделов психологической науки, методов пси­хологии, основных научных понятий.

Основные научные понятия психологии можно объе­динить в три основные категории: психические процес­сы, психические состояния, психические свойства или особенности личности.

Психические процессы. К психическим процессам относят познавательные процессы: ощущения и восприя­тия как отражения непосредственно действующих на орга­ны чувств предметов, раздражителей; память как возоб­новляющиеся отражения действительности; воображение и мышление как обобщенное и переработанное в созна­нии человека отражение свойств действительности, кото­рые недоступны непосредственному познанию; эмоциональ­ные процессы (возникновение чувств, их динамика в за­висимости от удовлетворения потребности и т.д.).

Психические состояния. К психическим состояниям относятся проявления чувств (настроение, аффекты), вни­мания (сосредоточенность, рассеянность), воли (уверен­ность, неуверенность), мышления (сомнение) и т.д. К пси­хическим свойствам, или особенностям, личности относят качества его ума, мышления, устойчивые особеннос­ти его волевой сферы, закрепившиеся в характере, тем­пераменте, способностях; укоренившиеся и вновь возни­кающие побуждения действовать определенным образом, свойства чувств (вспыльчивость, сентиментальность) и т.д.

Разделение всех проявлений психики на указанные три категории весьма условно. Понятие «психический про­цесс» подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие «психическая особенность», или «психическое свойство», выражает ус­тойчивость психического факта, его закрепленность и по­вторяемость в структуре личности. Один и тот же психи­ческий факт, например, аффект, т.е. бурная и кратковре­менная эмоциональная вспышка, с полным правом мо­жет быть охарактеризован и как психический процесс (поскольку в нем выражена динамика развития чувств, выявлены последовательно сменяющие друг друга ста­дии), и как психическое состояние (поскольку он пред­ставляет характеристику психической деятельности за определенный период времени), и как проявление пси­хических особенностей человека (поскольку здесь обна­руживается такая черта личности, как вспыльчивость, гневливость, несдержанность).

Схематически можно представить три основных на­правления психических действий: вовне, в обстоятельст­ва, окружающие человека (отражение внешних событий и отношение к ним), и внутрь, в сферу изменений, про­исходящих в самом организме. Последняя направленность психических процессов, в свою очередь, может быть диф­ференцирована преимущественно в область телесных, в том числе висцеральных, системно-органных изменений, либо в сложное состояние и бесконечные изменения са­мих психических процессов. В результате все три сферы такой направленности становятся объектом отражения в сознании, тогда как сами они становятся доступными активному субъективному контролю и управлению (кор­рекции). В клинической практике получил признание взгляд Вернике о трех видах ориентировки человека. Ориентировке аллопсихической (аллос — внешнее) —• в окружающих предметах и событиях; соматопсихической — в состоянии собственных телесных изменений и аутопсихической — ориентировке в собственном «Я», в своих психических процессах.

Сложная интеграция психикой внешних и внутрен­них влияний, всегда сохраняющих единство и взаимопро­никновение, по существу и определяет целостное само­ощущение, самочувствие человека здорового и больного. У человека с его сформировавшейся психикой любые вне­шние для нее воздействия — физические, биологические и общественные, всегда опосредуются через внутренние особенности, внутренний «опыт» организма и в первую очередь через его психику, его сознание.

Общая психология изучает общие закономерноети воз­никновения, функционирования и развития психики, и на нее опираются все психологические отрасли. Важнейшая задача общей психологии — раскрытие психологических закономерностей формирования человека как личности.

Задачей психологии является также исследование реф­лекторной природы психики вообще и сознания человека в особенности.

Одной из задач психологии является изучение законо­мерностей развития психики в животном мире, в истории человеческого общества и у отдельного человека в течение его жизни. Психология призвана выяснить основные ста­дии развития психики у животных в зависимости от изме­нения природных условий жизни организмов; изучить, как возникло сознание людей и как оно изменялось в течение исторической жизни общества; исследовать закономернос­ти развития психики детей в условиях их воспитания. Сознание человека имеет сложное строение. –

Специальной задачей психологии является выяснение структуры сознания и вместе с тем детальное изучение определенных форм его проявления — психических про­цессов, психических состояний и психических свойств личности.

Одна из существенных задач психологии — исследова­ние психологической стороны различных видов деятель­ности человека.

Осуществляя указанные общие и связанные с ними частные задачи, современная психология работает в тес­ном контакте с педагогикой. Ряд конкретных отраслей психологии, занятых решением этих задач — педагогическая психология и возрастная психология, взаимодей­ствует с разделами педагогики, теорией и методикой вос­питания, дидактикой, частными методиками преподава­ния отдельных учебных предметов, таких как матема­тики, истории, географии и т.д.

Научная психология своим предметом имеет изуче­ние закономерностей психических процессов, раскры­тие индивидуально-психических свойств личности и психических состояний человека, а также изучение психологических основ его деятельности.

Связь психологии с другими науками Для современной психологии характерен процесс диф­ференциации. Этот процесс порождает значительную разветвленность отраслей психологии, которые далеко рас­ходятся и отличаются друг от друга вследствие того, что разные ветви психологии тяготеют к различным смеж­ным наукам, хотя и сохраняют общий предмет исследо­вания — факты, закономерности и механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным про­цессом интеграции, в результате которой происходит, во-первых, стыковка психологии со смежными науками (че­рез инженерную психологию — с техникой, через педагогическую психологию — с педагогикой и т.д.), во-вторых, внутри самой психологической науки обнаружи­ваются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Так, на основе точки зрения, со­гласно которой личность формируется не непосредствен­но, а через включение в совместную деятельность, наме­чается сближение социальной психологии и психологии труда.

Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение в системе между общественными науками, с одной стороны, естественны­ми наукам — с другой, техническими — с третьей. Бли­зость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совмест­но разрабатываемых с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих от­раслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета.

Что же касается многогранности психологических про­блем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек — главное действующее лицо мирового прогресса. Все на­уки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологи­ческих знаний представляется как максимальное расши­рение связей психологии со смежными науками при со­хранении самостоятельного предмета исследования.

Все эти задачи психология решает в тесном содруже­стве с другими науками. Она использует данные многих наук и вместе с тем сама обогащает эти науки. Прежде всего, психология тесно связана с философией.

Философия изучает наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления. Психо­логия опирается на эти законы в понимании психики животных и сознания человека. С другой стороны, фило­софия использует научные достижения психологии для своего развития.

Психология непосредственно связана с анатомией и физиологией, и особенно е физиологией высшей нервной деятельности. Законы работы больших полушарий го­ловного мозга объясняют физиологические механизмы отражательной деятельности животных и человека. Без опоры на эти законы невозможно научное понимание пси­хики.

Психология связана с педагогическими науками. Это не случайно: данные психологических исследований о развитии детей в процессе обучения и воспитания явля­ются одним из важных источников теорий педагогики и частных методик, т.е. методик преподавания различных учебных предметов.

Психология, особенно детская и педагогическая, в свою очередь, использует педагогические знания об об­щих закономерностях процесса обучения и воспитания.

Психология взаимно связана с такими науками, как логика, языкознание, литературоведение, искусство­ведение, кибернетика.

Психологи в своих исследованиях используют данные биологии, антропологии и истории материальной куль­туры.

В решении задач по определению сущности, структу­ры и закономерностей развития психики психология вза­имодействует с другими — общественными и естествен­ными науками. Единство и целостность различных от­раслей психологической науки обеспечивается единством предмета и методологии

Очень важно значение психологии в системе научного знания современного общества. Но психология имеет и большое практическое значение, особенно в работе меди­цинского работника.

Знание психологии необходимо нам и для самовоспи­тания. Научное объяснение таких явлений психики, как внимание, память, мышление, характер, способности, помогает человеку.

Особенно это может помочь молодым людям в совер­шенствовании ценных качеств своего ума, воли, характера.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...