Единый государственный экзамен как форма независимой оценки качества образования
мониторинг качество обучение экзамен На международном уровне внимание к проблеме развития независимой оценки качества обусловлено тем, что, согласно положениям Болонской декларации, европейские страны начали связывать взаимное признание документов об образовании с наличием систем независимой оценки качества образования. В частности, для стран, подписавших Болонскую конвенцию, вопрос о признании документов о высшем образовании будет решаться только при наличии сертифицированной на международном уровне системы аккредитации высшего профессионального образования. Такое же внимание уделяется сегодня и общеобразовательной школе. Необходимость изменения в нашей стране формы итоговой аттестации выпускников обусловлена как международной интеграцией систем образования, так и тем, что при всех различиях в образовательных системах разных стран можно проследить два практически непреложных правила в организации этих систем: • в развитых странах проводится внешняя оценка подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений и по завершении обучения выдаются документы государственного образца; • во многих странах, где существует независимая оценка, результаты аттестации учитываются при поступлении в высшие учебные заведения. При выборе модели проведения ЕГЭ был изучен опыт передовых стран (США, Великобритании, Нидерландов, Китая и др.) по проведению национального тестирования. Самым тщательным образом проанализированы все плюсы и минусы, а затем разработана и предложена технология, учитывающая как существующий передовой опыт, так и российскую специфику (в частности, наличие в России восьми часовых поясов) [8, 5]
В России за период с 2001 по 2005 г. практически создана принципиально новая контрольно-оценочная система с использованием инновационных возможностей теории, техники и технологии массового тестирования для аттестации выпускников школ, педагогических кадров и самих учебных заведений. Эта система и есть единый государственный экзамен, призванный обеспечить: • единство требований к знаниям выпускников и преемственность на разных ступенях образования; • формирование системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений, повышение доступности получения профессионального образования; • высокое качество оценивания и расширение выбора учебных заведений путем предоставления возможности участвовать в конкурсах в нескольких вузах или ссузах; • доверие выпускников, родителей и педагогической общественности к результатам независимой аттестации; • снижение физических и психологических нагрузок на выпускников за счет соединения в одном экзамене аттестации и вступительных испытаний; • использование результатов ЕГЭ для анализа и мониторинга состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, а также для аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров; • активизацию педагогических коллективов в совершенствовании образовательного процесса в условиях внешней контрольно-оценочной деятельности независимых структур, сопоставимости и сравнимости результатов как по горизонтали в однотипном ряду образовательных учреждений, так и по вертикали, вплоть до общероссийского уровня. Одной из основных целей введения ЕГЭ является формирование системы объективной оценки подготовленности выпускников, а также создание условий повышения эквивалентности государственных документов о получении среднего (полного) общего образования, чтобы экзаменационные отметки имели одинаковый вес и были общепризнанными на всей территории страны [3].
За пять лет эксперимента доказано, что предложенные технологии проведения и организации ЕГЭ устойчиво развиваются и обеспечивают поставленные цели. Существенно улучшено качество КИМ, решены многие проблемы обеспечения информационной безопасности, решаются вопросы приема свидетельств ЕГЭ профессиональными образовательными учреждениями. Опыт проведения единого государственного экзамена выявил некоторые его специфические свойства: востребованность, динамизм, способность к включению в свою деятельность новых субъектов, расширение спектра образовательных услуг, способность к совершенствованию и развитию научно-теоретической базы контроля, его концептуального аппарата, практической и научно-методической деятельности по оценке качества образования. По результатам ЕГЭ в едином для всех регионов формате формируются протоколы тестовых баллов и школьных отметок, даются рекомендации для вузов по зачету результатов ЕГЭ в качестве отметок вступительных испытаний. Для того чтобы субъекты образования могли оценить уровень своих достижений, приводятся общероссийские средние тестовые баллы, которые задают статистическую норму достижений выпускников страны. Относительно нее можно с известной степенью точности оценить достижения не только каждого учащегося по различным предметам, но и отдельной школы, района, города или региона, провести сравнительный, дидактический или динамический анализ качества образования.[10] Важно то, что именно статистические методы дают возможность перейти от оценки учащихся к оценкам образовательного процесса и самой образовательной системы или подсистемы, оценивать состояние каждой относительно нормы или среднестатистических показателей генеральной выборки. В этом случае управление качеством образования происходит не только традиционным путем администрирования, но и путем самоуправления на основе самоанализа и самоопределения всеми субъектами своих образовательных достижений, так как ЕГЭ оказывает воздействие на систему образования и управления им [4].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|