Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Формирование географических представлений





Формирование географических понятий (примеры)

 

Понятия - отражение в сознании человека существующих признаков, связей предметов, явлений, свойств - это основная единица знаний.

Горная река - это вид по отношению к родовому понятию река. Умеренный климат - это видовое понятие к родовому понятию климат.

Единичные понятия могут быть разных масштабов (Урал-понятие одного масштаба, Предуралье, Зауралье - меньшего масштаба).

Связь между общими и единичными понятиями необходима, чтобы устанавливать зависимость методов обучения от цели формирования того или иного понятия. Процесс обучения строится так: школьная программа указывает на объект изучения (в 6 классе в разделе «географическая оболочка» дается понятие о природном комплексе - это общее понятие, но раскрывается на конкретном материале (на экскурсии ученики выделяют различные в зависимости от рельефа природные комплексы: на пойме, водоразделе, склоне речной долины). Правильно организованный процесс формирования общих понятий предполагает следующую последовательность:

. выявление у учащихся опорных понятий и связанных с ними представлений, в том числе картографических, на которые должно опираться формирование понятий;

. организация целенаправленного восприятия объектов и явлений в окружающей природе (формирование поверхности) с целью ранее полученных представлений т образование новых. Здесь большое значение имеет краеведческий принцип организации наблюдений в окружающей природе;

. организация восприятий, реалистических изображений тех объектов, которые не могут быть восприняты в натуре (картина горных рек, различные формы поверхности);

. вычленение на основе различного наглядно материала общих признаков для низменностей равнинный характер поверхности (не более 200м над уровнем океана), на признаки общие для всех низменностей. Низменность - равнина, расположенная не выше 200м над уровнем моря. Одновременно учитель обращает внимание, чтобы школьники установили варьирующие признаки низменности (различия по величине площади, степени расчлененности, по растительному покрову);



. разграничение понятий. По ряду понятий, таких как горизонт и линия горизонта, речная система и бассейн реки. Разграничение понятий составляет обязательный этап их правильного усвоения;

. выполнение упражнений под руководством учителя на применение понятий (показ по карте конкретных объектов крупнейших горных равнин). У учащихся образуется правильное картографическое представление объекта, усваивается прием чтения карты, составление элементарной характеристики объекта. После таких упражнений возможно организация учащихся на самостоятельное применение усвоенных понятий, на составление элементарных описаний по картам, рисункам.

Формирование единичных понятий (Уральские горы) проводится с помощью карт. Можно установить общую протяженность основных хребтов, характер склонов, min и max высоты, речную сеть, размещение полезных ископаемых, особенностей климата, растительного и животного мира, степень заселенности и крупные города.

Общие понятия формируются на основе единичных. Рассмотрим формирование понятия на примере пассатов. Понятие о пассатах вводится впервые при изучении Африки, а затем находит применение при характеристике климата Южной Америки и Австралии.

Последовательность:

. восстановление в памяти учащихся особенностей географического положения Африки по обе стороны от экватора и распределение температуры на ее территории. На этой основе делается вывод - Африка самый жаркий материк, на территории которой почти повсюду круглый год стоят высокие температуры;

. рассмотрение схемы атмосферного давления на территории Африки с целью установления области пониженного давления над экватором и высокого давления на широтах 30-35 градусов северного и южного полушария. Учитель может задать вопрос - ветры, каких направлений можно ожидать при таком распределении давления?;

. рассмотрение схемы ветров на территории Африки и установление основных воздушных направлений;

. введение понятия о пассатах как ветрах постоянно дующих в тропическом поясе, соответствующим разъяснением их влияния распространение осадков в Африке;

. рассмотрение на климатической карте мира области распространения пассатов не заемном шаре;

. применение понятия «пассат» при изучении климата Ю.Америки и Австралии.

Формирование географических представлений

 

Географические представления относятся к географически знаниям и образуют чувственную основу. Географические представления - это чувственно-наглядный образ, который в данный момент не воспринимается. Если понятие отражает сущность предмета и явления, то представление их внешнее проявление. Так, например, после просмотра саван Африки летом у школьников остается представление о том, как выглядят саванны; после просмотра саван зимой остается представление соответствующее ее внешнему виду и лишь после анализа двух слайдов, после выявления существенных признаков, связей субэкваториального леса формируется понятие саванны.

Представления не только чувственная основа понятий, они имеют и самостоятельное значение, как живые образы изучаемого мира. Лучшие условия доля формирования представлений - использование местного краеведческого материала. Многие объекты непосредственно на местности отсутствуют, не доступны наблюдениям, тогда представления формируются с помощью наглядных пособий: кинофильмов, фотографий, красочных картинок, объемных моделей.

Специфическим источником образования географических представлений служит пространственное расположение объекта. Если ученики умеют читать условные знаки, то с каждым из них связан соответствующий образ (ровная зеленая окраска на карте соответствует правильному представлению о равнине или низменности).

Географические представления могут быть образованны на основе устного рассказа учителя, чтения текста. Для этого нужно воображение и мышление (представление об армянском нагорье - на основе текста в учебнике: высота 1500-2000м, лавовое плато, обособленные хребты, жаркое сухое лето, растительность степи; на карте - географическое расположение армянского нагорья относительно горных хребтов горного Кавказа, граница Армении; картина, фотография «Армянское нагорье» - пересеченная безлесная равнина, котловина заполнена домами и садами, по краям безлесные невысокие горы). На основе всех этих представлений создается образ Армянского нагорья в сознании учащихся. Он связывается с отдельным местом на карте. Процессом восприятия руководит учитель.

методика планирование географический урок





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.