Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика средств обучения географии и их классификация




 

Учебный материал осваивается учащимися по разным источникам знаний. Для того чтобы эти знания были восприняты и усвоены в объеме учебной программы, необходимы определенные педагогические и методические условия. С этой целью учитель должен организовать познавательную деятельность ученика - слушание, фиксирование услышанного, запоминание, восприятие информации из печатных источников, наблюдение и т. д.

Посредством мыслительной деятельности учащихся полученная ими информация перерабатывается и усваивается в виде учебных знаний по предмету. Объем и качество этих знаний зависят от реализации требований учебной программы, педагогического и методического мастерства учителя, индивидуальных особенностей учащихся.

Источники знаний, включенные в учебный процесс с целью решения образовательных и воспитательных задач, становятся средством обучения, или учебными средствами. Так, обнажение горных пород превращается в средство обучения тогда, когда школьники изучают его для выявления состава пород, особенностей их залегания и т. д.

Однако средства обучения служат не только источником знаний. Они необходимы для формирования практических умений и навыков. Это в первую очередь такие средства, как приборы и инструменты. Некоторые из них имеют двойное функциональное назначение и служат, в зависимости от решаемых учебных задач, либо источником знаний, либо средством формирования практических умений и навыков (компас, карта…).

Таким образом, средства обучения это различные виды источников знаний, включенные в учебный процесс с целью формирования знаний, умений и навыков учащихся.

Средства обучения представляет собой многогранную учебно-комплексную систему, подчиненную определенной структуре. Систематическая работа со средствами обучения является важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Важной чертой средств обучения является то, что, взаимодействуя с методами обучения, они оказывают существенное влияние на их совершенствование. Систематическая работа со средствами обучения побуждает к поиску активных методов и организационных форм обучения, способствующих развитию творческих сил и способностей школьников.

Классификация средств обучения

Необходимость классификации средств обучения обусловлена тем, что от их типологических особенностей зависит использование в учебном процессе.

Существует несколько классификаций. Например:

 

  Средства обучения  
Вербально-информационные Наглядные Аудиовизуальные
Методические пособия для учителей, Учебники, Учебные пособия для учащихся. Карты, Картины, Раздаточный материал, Таблицы, Диаграммы, Чертежи, Схемы, Графики … Диапозитивы, Диафильмы, Кинофильмы, Видеофильмы, Телепередачи, Компьютерные программы, Транспаранты.

 

Все средства обучения географии можно подразделить на средства: обеспечивающие наглядность обучения и операционную деятельность учащихся. Для этих средств характерны внутренние признаки сходства, обусловленные источником знаний и дидактическим назначением. В то же время средства имеют классификационные различия.

Средства, обеспечивающие наглядность обучения и операционную деятельность учащихся, представляют собой материальные объекты и явления окружающего мира или их отображения и изображения в виде учебно-наглядных пособий.

Так как школьная география изучает реальные объекты и явления, пространственно-территориальные и классификационные системы, в основу классификации средств обучения может быть положено деление их по способу изображения и отображения географических объектов и явлений.

 

1. Натуральные объекты: а) природные объекты и предметы хозяйственной деятельности человека, изучаемые в классе (коллекции, гербарии...); б) природные и хозяйственные объекты в их естественной среде, изучаемые на экскурсиях (растительность, почвы, промышленные и с/х предприятия...). служат образованию непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях, их свойствах, связях, отношениях.
2. Изображение натуральных географических объектов и явлений. а) объемные модели (форм поверхности, хоз. объектов...); б) иллюстративные плоскостные пособия (картины, рисунки, портреты, диапозитивы, кинофильмы и кинофрагменты). воспроизводят образы соответствующих объектов, явлений, служат формированию конкретных представлений о хозяйственных и природных объектах.
3.Описание и изображение предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, цифры), символами: а) вербальные пособия (учебники, справочники, тетради на печатной основе, текстовые таблицы); б) картографические пособия (настенные, настольные и контурные карты, атласы, карты-транспаранты, карты-схемы и …); в) графические схематические пособия (схемы структурные, классификационные, связей и взаимосвязей природных и экономических объектов и явлений); г) графические статистические пособия (графики, диаграммы). служат развитию воображения. Они раскрывают сущность и структуру объектов и явлений, особенности их пространственно-территориального разделения. Эти пособия помогают приобретению теоретических знаний.
4. Предметы для воспроизведения и анализа явлений природы. а) приборы для проведения измерительных работ на местности; б) приборы для определения количественных и качественных показателей явлений природы; в) приборы для картометрических работ; г) приборы для воспроизведения годового и суточного движения земли. Служат формированию умений работы с инструментами и приборами, выполнению наблюдений, фиксации и обработки материалов. Так как использование приборов и инструментов требует анализа полученных материалов, работа с ними является условием формирования географического мышления учащихся.

 


Список использованной литературы:

 

1. Азбука Жизни: С.А. Тачиев, А.М. Ветошкин, Е.Н. Ветошкина - Москва, Вперед, 2007 г.- 464 с.

2. Гуманитарная география. Пространство и язык географических образов: Д. Н. Замятин - Санкт-Петербург, Алетейя, 2003 г.- 336 с.

.   Многоликая география. Развитие идей Иннокентия Петровича Герасимова (к 100-летию со дня рождения): - Москва, КМК, 2005 г.- 374 с.

.   Профильное обучение. Какова цена вопроса?: К.Е. Сумнительный - Санкт-Петербург, Чистые пруды, 2006 г.- 32 с.

.   СССР-СНГ-Россия: география населения и социальная география. 1985-1996. Аналитико-библиографический обзор: - Санкт-Петербург, Едиториал УРСС, 2001 г.- 600 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...