Информационная система управления предприятия
Нормативно-методическое обеспечение системы управления предприятием - это совокупность документов организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом и утвержденные в установленном порядке компетентным соответствующим органом или руководством организации. На основе типовых документов с учетом особенностей организации работники службы управления персоналом разрабатывают документы для внутреннего пользования. Так, важным организационно-распорядительным документом являются правила внутреннего трудового распорядка, которые регулируют трудовой распорядок в организации. Важнейшим организационным документом является коллективный договор, разрабатываемый при непосредственном участии подразделений службы управления персоналом (отдела кадров, отдела организации труда и зарплаты, юридического отдела). Коллективный договор — это соглашение, заключаемое трудовым коллективом с администрацией по урегулированию их взаимоотношений в процессе производственно-хозяйственной деятельности на срок от одного до трех лет. Порядок и условия заключения коллективного договора определяются Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.92 № 2490-1 в редакции Федерального закона от 24.12.95 № 176-ФЗ. В соответствии с Законом представителями работников являются органы профессиональных союзов и их объединений. Работодателей представляют руководители организации или иные лица, уполномоченные в соответствии с уставом организации. Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступать любая из сторон. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников. Условия коллективного договора, заключенного в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателя. Если условия договора ухудшают по сравнению с законодательством положение работников, то они недействительны.
Рассмотрим содержание некоторых видов регламентирующей документации, применяемых на молокозаводе. Положение о подразделении — документ, регламентирующий деятельность какого-либо структурного подразделения организации (отдела, службы, бюро, группы и т.п.) — его задачи, функции, права, ответственность. Типовые положения о подразделениях содержатся в специальной литературе, но требуется их адаптация, уточнение применительно к каждому конкретному предприятию и подразделению. Совокупность должностей служащих находит отражение в штатном расписании — документе, утверждаемом руководителем организации и содержащем сведения о численности работников соответствующих категорий (штатных единицах) по каждой должности, наименованиях должностей, должностных окладах и надбавках к ним. Для каждой должности, содержащейся в штатном расписании, должна быть разработана должностная инструкция, которая составляется на основе Положения о подразделении, квалификационной характеристики, а также проведенного анализа работы (или рабочего места, должности) и составленного описания работы (рабочего места, должности). Должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность каждого работника, занимающего определенную должность, начиная с заместителей руководителя подразделения. Деятельность первых лиц организации и их заместителей регламентируется ее Уставом, а руководителей подразделений — Положениями о них.
Личностная спецификация представляет собой набор требований, которые работа на данном рабочем месте или должности предъявляет к работнику. Она вытекает непосредственно из описания работы (или рабочего места, должности) и отвечает на вопрос: «Каковы черты характера, каким должен быть опыт человека, его образование для того, чтобы он успешно выполнял работу на данном рабочем месте (должности)?» Личностная спецификация дает информацию, необходимую для приема на работу и отбора нужных сотрудников, для проведения собеседования. Основные задачи правового обеспечения системы управления предприятием - это правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками; защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений. Правовое обеспечение системы управления персоналом включает: - соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства в области труда, трудовых отношений; - разработку и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов организационного, организационно-распорядительного, экономического характера; - подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам. Осуществление правового обеспечения в организации возлагается на ее руководителя и других должностных лиц (в пределах предоставленных им прав и полномочий при осуществлении ими организационно-распорядительных, административно-хозяйственных, трудовых и других функций), а также на руководителя системы управления персоналом и ее работников по вопросам, входящим в их компетенцию. Головным подразделением по ведению правовой работы в области трудового законодательства является юридический отдел. Одно из специфических условий работы кадровых служб заключается в том, что их повседневная деятельность связана непосредственно с людьми. Организовать работу по приему работников, своевременно обеспечить переводы на другую работу, произвести увольнение, не допустить возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями по приему на работу, увольнению, и др. — все подобные меры возможны только на основе четкого урегулирования прав и обязанностей всех участников трудовых отношений.
Это достигается путем установления правовых норм централизованного или локального характера. В трудовом законодательстве преобладающее место занимают акты централизованного регулирования — Трудовой кодекс РФ, постановления Правительства РФ, акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Вместе с тем есть вопросы труда, которые могут решаться при помощи локальных правовых норм, принятых в каждой организации. В условиях рыночных отношений сфера локального регулирования неуклонно расширяется. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам (по приему, увольнению, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты организации и др. Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения, являются: 1. Гражданский кодекс РФ (1). 2. Трудовой кодекс РФ (2). 3. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (3). 4. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (4). 5. Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (5). 6. Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» (6) и др. Все организации в процессе своей деятельности постоянно вступают в отношения с другими организациями. Эти отношения называют хозяйственными связями организации. Хозяйственные связи – это необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которых одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другая – их покупателем, а значит и плательщиком.
ОАО «Сокольский молокозавод» также постоянно вступает во взаимоотношения с поставщиками и покупателями. Взаимоотношения организации строятся в следующих направлениях: 1. Поставщики, которые снабжают организацию сырьем – молоком. Молоко – исходное сырье для производства всех видов продукции молокозавода. Главная цель – бесперебойное снабжение молокозавода молоком для увеличения высококачественной продукции при наименьших затратах труда и средств, обеспечение качества продукции через качественные и дешевые компоненты. Для производства продукции молокозавода используются следующие виды сырья: молоко, обрат, рыбий жир, сахарный песок, наполнитель, бактериальная закваска, ванилин и др. Вспомогательными материалами являются: пленка, марля, натрий едкий, сульфат кальция, сода кальцинированная и др. Основными поставщиками молока являются хозяйства Сокольского и Ковернинского районов, других видов сырья – различные перерабатывающие предприятия Нижегородской области и других регионов России. 2. Поставщики других материалов – топлива, ГСМ, запчастей, оборудования, спецодежды, канцелярских товаров, а также подрядчики, выполняющие для предприятия работы (строительные, монтажные, ремонтные) и оказывающие услуги (транспортные, услуги связи, электроснабжение, водоснабжение). При приобретение ОАО «Сокольский молокозавод» у поставщиков различных товарно-материальных ценностей между организацией и поставщиком заключается договор купли-продажи, в котором указывается следующее: 1. Номер договора и дата составления. 2. Наименование покупателя и продавца. 3. Предмет договора – указывается наименование продукции, поставляемой поставщиком. 4. Качество товара. Качество должно соответствовать требованием ГОСТа, качество должно быть подтверждено сертификатом качества, происхождение, гарантийности, безопасности, ветеринарным свидетельством и результатами анализа на токсичность. Если товар не соответствует ГОСТу, то покупатель вправе отказаться от оплаты и приема товара и ответственности за отказ от приема товара не несет. 5. Цена товара и базис поставки. В этом пункте оговаривается цена за единицу продукции и общая сумма договора. 6. Сроки и порядок поставки: - товар поставляется покупателю в соответствии с графиком поставок; - продавец должен предоставить с товаром качественный сертификат, сертификат соответствия, ветеринарный сертификат, товарно-транспортную накладную, счет-фактуру. 7. Сроки и порядок оплаты – указывается сроки и форма оплаты (платежными поручениями, векселями).
8. Ответственность сторон: - покупатель производит оплату за поставленный товар в установленные сроки; - в случае несоответствия качества товара требованиям договора. 9. Прочие условия. 10. В конце указываются юридические адреса сторон, договор закрепляется печатями и подписями сторон. Как самый крупный производитель молочной продукции в районе, ОАО «Сокольский молокозавод» имеет наиболее разветвленную сеть потребителей своей продукции. Основным потребителем и покупателем молока и молочной продукции являются: детские сады и школы, магазины розничной торговли, предприятия, где выдаются спецпитание – молоко, производственно-техническое училище № 29 района, а также торговые центры г.Н.Новгорода. ОАО «Сокольский молокозавод» осуществляет бартерные сделки, а также осуществляет расчеты, основанные на зачете взаимных требований. В зачетном соглашении указываются наименования организаций, которые участвуют в зачете. Данный документ обязательно заверяется подписями директоров, главных бухгалтеров и печатями участников зачета. ОАО «Сокольский молокозавод» с 1998 года заключает с хозяйствами Сокольского района товарный кредит. Сущность товарного кредита заключается в том, чтобы выдать под будущую поставку молока текущего года аванс хозяйствам в виде денежных перечислений для приобретения нефтепродуктов, запасных частей. За предоставление товарного кредита ОАО «Сокольский молокозавод» процентов не берет, так как берет его в банке на льготных условиях. Рациональная система управления предприятием, направленная на удовлетворение потребностей потребителей - залог качественного обслуживания. Суть же рационального менеджмента заключается в том, чтобы вывести предприятия на более высокий уровень экономической эффективности производства. Информационная система управления на современном этапе должна состоять из современных технологий управления. Современные технологии предоставляют руководителю дополнительные средства, как по анализу информации, так и по процедурам выработки управленческих решений, сравнительной оценки альтернативных вариантов решений, прогнозированию и разработке сценариев ожидаемого развития ситуации. При этом также необходимо отметить, что ни одно управленческое решение не может быть принято без ознакомления и анализа соответствующей информации. Недостоверная информация приводит к ошибочным решениям. Принять эффективное управленческое решение не такая простая задача. Выработка и принятие управленческого решения – сердцевина управленческой деятельности руководителя предприятия. Выработка и принятие управленческого решения невозможно без использования хорошо проанализированной информации о проблеме, по которой принимается решение, о ситуации в которой оно принимается. Информационная система управления подразумевает, что надо пользоваться услугами консультантов. Сегодня уже понятно, что руководитель не обязан, да и не в состоянии, одинаково хорошо разбираться во всех областях деятельности предприятия. А так же одним из элементов системы управления является контроль за принятыми решениями. Совершенствование системы контроля повысит эффективность принимаемых решений. И последнее - управленческий процесс надо автоматизировать. На столе у каждого руководителя должен стоять, по крайней мере, компьютер, который он должен уметь эффективно использовать. В ОАО «Сокольский молокозавод» имеется компьютер, но используется он только в целях оформления документации на первой стадии обработки бухгалтерских документов. Вся бухгалтерская отчетность составляется вручную. А для предоставления в налоговые органы и различные фонды перепечатывается на компьютере. Для совершенствования и оптимизации процесса управления предлагается внедрить операционную систему «1С Управление», которая является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия. За счёт своей универсальности система «1С: Управление» может быть использована для автоматизации самых разных участков экономической деятельности предприятия: учёта товарных и материальных средств, взаиморасчётов с контрагентами, расчёта заработной платы, расчёта амортизации основных средств, бухгалтерского учёта и т. д. Руководству молокозавода необходимо укрепить свои позиции по управлению предприятием, внедрение автоматизированной системы управления позволит улучшить свои технико-экономические показатели, укрепить трудовую дисциплину, снизить издержки производства и получить максимальную прибыль, необходимую для дальнейшего развития потенциала предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|