Б) Принцип связи ФВ с трудовой и оборонной практикой.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Принципы системы физического воспитания План Общие принципы системы физического воспитания. а) принцип всестороннего и гармоничного развития личности; б) принципы связи физического воспитания с трудовой и военной практикой (принцип прочности); в) принципы оздоровительной направленности Методические принципы системы физического воспитания. а) принцип сознательности и активности; б) принцип наглядности; в) принцип доступности и индивидуализации; г) принцип систематичности; д) принцип прочности (повышение нагрузок). Литература: 1) Введение в теорию физической культуры / Уч. Пособие для ИФК. – М., ФиС, 1983. 2) Матвеев Л.П. Теория и методика Физической культуры. М., ФиС, 1991. 3) Учение о тренировке. Под ред. Д. Харре. М., ФиС, 1971, с. 118 - 129.
Под принципами в ФВ следует понимать основные теоретико-практические положения, которые отражают общие закономерности воспитания. Принципы являются руководством к действию и общей основой для решения любой частной задачи. Принципы позволяют четко идти к намеченной цели, исключая пути проб и ошибок, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации. Принципы подразделяются на: а) наиболее общие, относящиеся ко всей деятельности по ФВ независимо от частных задач, форм и условий; б) принципы, отражающие методические закономерности (принципы методики ФВ); в) специфические, отражающие закономерности отдельных направлений и форм ФК (принципы построения спортивной тренировки). 1. Общие принципы системы физического воспитания. Общими они называются потому, что их действие распространяется на все звенья системы ФВ. В них заложены требования общества, государства как к самому процессу ФВ, так и его результату.
Назначение общих принципов ФВ: · Создание наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач ФВ; · Обозначение общей направленности процесса ФВ; · Определение основных путей достижения положительных результатов ФВ (пути реализации их на практике). а) Принцип всестороннего гармоничного развития личности. Этот принцип вытекает из закономерности единства физических и психических свойств человека и требует соблюдения взаимосвязи различных видов воспитания: умственного, физического, трудового, нравственного, эстетического. Строительство нового общества может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Люди всесторонне развитые не рождаются. Такими они могут стать только под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит воспитанию, в частности физическому. В процессе ФВ - в силу единства физического и духовного развития человека – существуют огромные возможности для реализации задач умственного, нравственного, эстетического воспитания. Решение этих задач не только расширяет роль физического воспитания, как фактора всестороннего развития личности, но и обуславливает успех самого физ. воспитания. Принцип всестороннего гармонического развития личности отражает: а) целостность развития человека; б) универсальность; в) гармоничность; К этому принципу предъявляются следующие основные требования: 1. Строго соблюдать единство различных сторон воспитания. Результаты, достигнутые физическим воспитанием, сами по себе еще не выражают идейно-политической готовности человеку к соц. труду и защите Родины. Высокоразвитые физические качества человека, его рекордные достижения в спорте приобретают общественную ценность только в том случае, если процесс их формирования или одновременно с умственным, нравственным, эстетическим, идейно-политическим воспитанием спортсмена.
2. Обеспечивать широкую общую физ. подготовленность. Успех специализации в том или ином деле находится в прямой зависимости от общеобразовательной и физ. подготовки. Требование всесторонней общей физической подготовленности опирается на одну из главных закономерностей развития человека – неразрывную взаимосвязь систем и органов. Чем выше уровень развития силы, выносливости, быстроты, ловкости, чем богаче запас двигательных умений, навыков и крепче здоровье человека, тем лучше может быть осуществлена его специальная подготовка, в том числе и спортивная. Специализация, построенная на прочном фундаменте разносторонней физ. подготовленности, становится одним из сильнейших средств улучшения качества всестороннего физического воспитания. Всесторонняя подготовка составляет основу совершенствования в любом виде деятельности, служит неиссякаемым источником моральных и физических сил человека. б) Принцип связи ФВ с трудовой и оборонной практикой. Этот принцип подчеркивает основную прикладную функцию ФВ. Прикладность – есть выражение прикладной функции ФК. Направления использования прикладности: а) производственное; б) военное; в) лечебное; г) учебное; д) бытовое. Этот принцип выражает основную социальную закономерность физ. воспитания, его главную служебную функцию – готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физ. воспитания эта закономерность находит сое специфическое выражение. Только спорт может создать и сохранить физическое и психическое равновесие человека, которому угрожает последствие индустриализации и механизации. В осуществлении данного принципа ФВ необходимо исходить из того, что везде, где применяются средства ФВ, в конечном счете, должна предусматриваться подготовка к труду и обороне. Максимальная автоматизация военной техники и усиление маневренной армии неизменно повысили требования к физической подготовленности офицера и бойца. Война по тем физическим нагрузкам, которым она подвергает человека, была и остается областью чрезвычайно напряженных физических усилий и испытаний. Современная практика боевой подготовки войск также показывает, что чем сложнее военная техника, тем глубже и разностороннее требования к физической подготовке людей.
За рубежом не прекращается дискуссия по вопросу, что важнее для жизни: двигательный навык или физические качества. Вопрос этот в такой постановке неправомерен. Качество и навык изолированно друг от друга не существуют. Человек, подготовленный к жизни – это человек, обладающий высоким уровнем развития физических качеств и большим запасом разнообразных двигательных навыков. ФВ должно обеспечивать соответствующий уровень здоровья членов общества, развития их силы, ловкости, выносливости, быстроты и др. качеств и в тоже время вооружать богатым запасом жизненно важных двигательных навыков. Принципом связи физ. воспитания с трудовой и военной практикой необходимо руководствоваться при решении всех частных задач физ. воспитания, в том числе и спортивной тренировки, включая в нее физические упражнения, имеющие непосредственно прикладное значение. в) Принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Здоровье людей – это главная социальная ценность любого государства и общества в целом. ФВ является одним из ведущих средств в борьбе за здоровье. Для реализации этого принципа необходимо грамотное использование закономерностей биологического развития организма, чередования нагрузки и отдыха, соблюдения правил гигиены и закаливания, единства врачебного и педагогического контроля, профилактики предупреждения заболеваний и травматизма. При выборе форм, содержания и методов ФВ необходимо учитывать возраст, пол занимающихся, уровень их подготовленности. Для реализации этого принципа необходимо соблюдение следующих правил: 1) планировать и регулировать нагрузку, руководствуясь сохранением здоровья. Физ. организации, преподаватели ФВ, тренеры имеют дело, как правило, со здоровыми людьми. Они несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся спортом, но и за его укрепление;
2) использовать в занятиях научно обоснованные средства и формы ФК, отвечающие требованиям оздоровительной ценности. Физические упражнения – средство, которое лишь в условиях правильного применения дает оздоровительный эффект. Неправильное, неумелое применение их может расшатывать здоровье. В связи с этим необходимо учитывать биологические особенности возраста, пола и состояние здоровья занимающихся физическими упражнениями; 3) осуществлять систематический врачебный и педагогический контроль, которые должны дополняться результатами самоконтроля занимающихся. Систематический врачебный и педагогический контроль предполагает строгий учет индивидуальных особенностей спортсменов. Необходимо иметь в виду, что ни сам спортсмен, ни тренер не могут полностью и вовремя заметить те изменения в организме, которые наступают под влиянием физических упражнений. На помощь приходит врач. Врачебный контроль за занимающимися обязателен для всех организаций, проводящих работу по физкультуре. Врач и педагог обязаны на основе разностороннего учета изменений, происходящих в организме человека под влиянием физических упражнений, предвидеть возможные отдаленные результаты этих занятий. Принцип оздоровительной направленности системы физ. воспитания требует повседневного, тесного сотрудничества врача, педагога и самого занимающегося.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|