Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические (дидактические) принципы ФВ




Процесс обучения многообразен, в нем должны быть учтены как физиологические, так и психические закономерности деятельности человека. В педагогике эти закономерности нашли отражение в дидактических принципах отправных положениях, определяющих общую методику процесса ФВ.

Дидактический процесс включает в себя: мотивацию учения, учебную деятельность учащихся, управление этой деятельностью учителем.

Принцип сознательности

Ученик должен понимать цель и задачи ФВ, осознавая значение физических упражнений как одного из средств физической подготовки.

1) Одним из ведущих требований является создание у обучающихся целеустремленности. Созданию и закреплению целеустремленности способствует конкретизация цели, в связи с этим каждое занятие необходимо проводить таким образом, чтобы овладеть конкретным учебным материалом и, уходя с занятия, сознавать чего достигли, чему научились.

2) Всемерно содействовать развитию самостоятельности, инициативности и творческого начала в поведении занимающихся. Поощрять самостоятельное решение двигательных задач. С каждым возрастным этапом самовоспитание и самообразование должно занимать все большее место.

3) Принцип сознательности диктует осмысленное отношение к учебному материалу, понимание значения выполняемых движений, осознание ошибок и поиск путей их устранения.

4) Спортсмен должен уметь оценивать свои успехи и анализировать причины неудач.

Правила, вытекающие из этого принципа для практической организации тренировочного процесса:

1. Разрабатывать цель работы совместно со спортсменами (занимающимися). При этом спортсмену (занимающемуся) должно стать известно не только то, чего он может достигнуть, но также и то, какой от него потребуется «вклад» в ближайшем будущем и в перспективе.

2. Привлекать спортсменов (занимающихся) к участию в планировании и оценке тренировки. Для этого необходимо воспитать у спортсменов способность к самооценке.

О степени осознанности спортсменов мы можем судить по оценке тренировки; готовности тренироваться; поведении на соревнованиях; росте достижений и его причинах; отношении к тренировочной группе и к указаниям тренера; ожидаемому повышению достижений и конечных перспективах.

Систематически стимулируя сознательное отношение и самостоятельность, необходимо прививать спортсменам умение составлять в общих чертах план предстоящего этапа тренировки.

Существенную помощь успешному выполнению этого требования окажет тренировочный дневник, который спортсмен должен вести систематически.

3. Регулярно проводить проверочные испытания. Проверка достижений позволяет спортсмену наглядно осмысливать ход развития тренированности, ее отдельных компонентов.

4. Воспитывать у спортсменов способность к совместному обдумыванию тренировочного процесса и самоконтролю.

Это требование имеет особое значение в технико-тактической подготовке.

Анализ движения, поиски причин ошибок и возможностей их исправления, мысленное и устное описание требуемой техники движений – все это важные аспекты по мобилизации мышления спортсменов.

5. Домашние задания - способствуют развитию самостоятельности. Домашнее задание должно логически вытекать из тренировки, чтобы были ясны его значение, цель и объем поставленных задач.

· имитационные упражнения, которые подкрепляют спортивно-технические навыки, или упражнения для устранения физических недостатков;

· наблюдение во время тренировок и соревнований для расширения, углубления и закрепления знаний

· изучение спортивной литературы.

Эффект домашних заданий контролируется по степени сознательного участия спортсмена в планировании и построении тренировки, по результатам, показанным на контрольных испытаниях, по участию в обсуждении специальной литературы и т.д.

Принцип наглядности.

Обучение начинается с формирования представления о разучиваемом движении. Наглядность – необходимая предпосылка освоения движения, но она же является неотъемлемым условием совершенствования ДД. Первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности играет показ самого педагога. Вместе с тем нельзя недооценивать опосредованную наглядность.

Правила практического воплощения принципа наглядности:

1. Создавайте правильное представление о структуре изучаемого движения.

Такое представление формируется и уточняется с помощью непосредственного восприятия, дополнительных объяснений, указаний и вопросов, а также практического упражнения.

2. Применяйте многообразные средства наглядности (рисунки, фотоснимки, эскизы движений, кинограммы, кинокольцовки). Имеют значение зрительные ориентиры и сигналы, которые часто применяются в гимнастике, фигурном катании, спортиграх и легкой атлетике.

3. При планировании и оценке тренировки применяйте графическое изображение. Оно дает возможность лучше обозревать, воспринимать динамику отдельных компонентов.

4. Решайте воспитательные задачи также наглядно.

а) Пример тренера: его активное отношение к делу и поведение должно быть эталоном.

б) Посещение соревнований, во время которых спортсмены ведут целенаправленные наблюдения.

в) Участие в дискуссиях и встречах с известными спортсменами, тренерами.

5. Обеспечивайте наглядность с учетом возрастных особенностей.

Нужно иметь в виду, что принцип наглядности одинаково важен во всех возрастных группах. В младшем возрасте преобладает чувственное восприятие. С возрастом повышается значение образного слова: восприятие происходит с большей самостоятельностью и носит обобщающий характер.

Принцип доступности.

Этот принцип учета особенностей учащихся и посильности предлагаемых им заданий. Юные спортсмены тренируются сейчас во многих видах спорта с большим объемом и даже иногда с более высокой интенсивностью, чем взрослые спортсмены прошлых десятилетий. При этом юноши показывают результаты, которые раньше были доступны лишь зрелым мастерам, а в некоторых видах спорта даже прежним мировым рекордам. Данный факт подчеркивает значение принципа доступности, который исходит из того, что человек развивается в деятельности и благодаря ей. Деятельность же стимулируется такими требованиями к работе и поведению, которые могут выполняться только мобилизацией резервов, т.е. ценой значительных напряжений.

Необходимость индивидуализированного обучения возникает в связи:

1) с различным уровнем подготовленности учащихся;

2) с возрастными и половыми различиями;

3) с индивидуально-типологическими и личностными особенностями в реагировании на учебную нагрузку и на факторы внешней среды;

4) с индивидуальным стилем работы.

Суть данного принципа в области ФВ заключается в определении меры доступного. Необходимо полное соответствие между возможностями занимающихся и трудностями изучаемого материала. Преподаватель, определяя меру доступности, должен руководствоваться прежде всего программами и нормативными требованиями, установленными для того или иного контингента на основе научных данных и обобщенного практического опыта.

Методические условия доступности:

1) преемственность ФУ (от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному);

2) постепенность (от простого к сложному);

3) от основы к деталям;

4) от знания через представление к умению, навыку.

Факторы, оказывающие влияние на индивидуальную нагрузку:

а) Календарный (паспортный) возраст.

Детский и юношеский возраст находится в процессе роста и относительно неустойчив. Тренировка в этом возрасте должна разносторонностью.

б) Тренировочный возраст. Этот возраст исчисляется с момента начала тренировки в избранном виде спорта. Нагрузки возрастают вместе с повышением тренированности.

в) Индивидуальная способность к достижению и к перенесению нагрузок. Не все спортсмены, показывающие на соревнованиях одинаковые результаты, обладают одинаковой способностью переносить нагрузки. В этом отношении определяющую роль играет конкретное состояние всего организма (ОДА, ССС, НС и т. д.).

г) Состояние здоровья и уровень тренированности. Уровень тренированности влияет на дозировку отдельных компонентов нагрузки. У спортсменов с одинаковым результатом может быть различный уровень развития мышечной силы, выносливости, быстроты и т.д. Поэтому спортсмен должен получать индивидуальную нагрузку.

д) Общая нагрузка и возможность отдыха. При дозировке нагрузки необходимо принимать во внимание: профессию, учебу в институте, экзамены, семью, дорога к месту работы и к месту тренировки, а также темп восстановления после тренировочных нагрузок.

Принцип систематичности.

Суть этого принципа заключается в регулярности занятий и системе чередования нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи с различными сторонами их содержания.

Проводить тренировку в соответствии с принципом систематичности – это значит, с учетом специфики вида спорта и индивидуальных особенностей атлетов так строить процесс обучения и воспитания спортсмена, чтобы использовать действующие в тренировке закономерности. Чтобы приобретенные знания и умения систематически закреплялись.

Тренер должен четко видеть весь процесс тренировки и правильно размещать в нем каждое тренировочное занятие и каждое упражнение. Это будет возможным в том случае, если он будет работать по продуманному плану.

1) Оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс ФВ непрерывен. В ходе УТ занятий большие перерывы приводят к угасанию условно-рефлекторных связей, снижению достигнутого уровня функциональных возможностей. Непрерывность ФВ обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха. Занятия ФУ не только должны повторяться, но и иметь оптимальные по длительности интервалы отдыха, чтобы остались положительные сдвиги от предыдущих занятий. Длительность и количество перерывов в упражнениях должны базироваться на учете закономерностей угасания следовых процессов и развития фазы суперкомпенсации. Эти закономерности связаны с типом НС. Восстановительные процессы протекают быстрее у лиц с сильной НС. Длительность восстановления зависит и от уровня тренированности: у более тренированных спортсменов восстановление протекает быстрее, чем у слаботренированных.

2) Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания. Строя систему занятий, необходимо максимально использовать «положительный перенос» навыков. Сущетсвенное значение для выбора оптимальной последовательности имеет учет ближайшего последействия различных по характеру нагрузок. Нагрузки скоростного характера создают благоприятный фон для нагрузок, требующих проявления выносливости, силы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...