Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные тенденции развития художественного образования




В области общеобразовательной системы:1. Изобразительное искусство рассматривается как дисциплина, формирующая эстетически развитую личность. Эта проблема рассматривается с точки зрения личностно ориентированной педагогики ивыводит на вопросы воспитания коллективного и индивидуального в личности. Искусство рассматривается как культура отношения ко всем явлениям жизни, как творчество – развитие ассоциативного мышления, искусство как система языков пластических искусств.2. Изобразительное искусство рассматривается как дисциплина, развивающая физиологические навыки и корректирующая психологические особенности личности.3. Изобразительное искусство вводится в широкий спектр возрастных категорий, начиная с дошкольного возраста и заканчивая студенческой скамьей. В области профессионального обучения изобразительного искусства – активное использование аналитических методов в работе над натурой, а также использование передовых и научно обоснованных достижений современного искусства, педагогики и опыта прошлого. 4.6 Проблема метода в системе научных знаний Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», чтоозначает путь, способ продвижение к истине, к ожидаемому результату. Методика преподавания изобразительного искусства как системанаучных знаний тесно связана с философией, педагогикой и,непосредственно, с теорией и практикой изобразительного искусства. Проблема метода системе научных знаний выводит нас на определениеспециальной дисциплины, зародившейся в недрах философии. Этометодология – учение о структуре, логической организации, методах исредствах деятельности. Родоначальником методологии является философ Ф. Бэкон, впервыевыдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший этуидею в своём труде «Новый органон». Бэкон обосновывает индуктивный (отчастного), эмпирический (опытный) подход к получению истинных научныхзнаний. Следующий шаг в развитии методологии делает французскиймыслитель Р.Декарт, сформулировавший проблему познания как проблемувзаимоотношения объекта и субъекта. Другая линия специализацииметодологии связана с английским эмпиризмом, в частности с Дж. Локком иД. Юмом. Здесь получили свою философскую опору поиски методовопытной науки. Объективно важнейший результат, полученный немецкимклассическим идеализмом, в частности в его вершине – системе Г. Гегеля,состоял в подчёркивании роли диалектики как всеобщего метода познания. Всовременных методологических исследованиях раскрыты некоторые важныемеханизма познания: законы преемственности и смены научных теорий испособов их построений (дедуктивный, генетический). В педагогике, как в теории обучения, так и в реальной педагогическойпрактике проблема методов обучения остаётся весьма актуальной. Онахарактеризуется попытками обоснования научной системы методов обученияи объяснения их сущности на основе раскрытия природы методов обучения иразработки основ их классификации. Метод обучения характеризуется тремяпризнаками: 1. Цель обучения. 2. Способ усвоения. 3. Характер взаимодействия субъектов обучения (учитель- ученик). Таким образом, методы обучения – это способы совместнойдеятельности учителя и учащегося, направленных на решение задачобучения. Методы реализуются в педагогической практике в различных формах:в конкретных действиях, приёмах, организационных формах. При этомметоды и приёмы жёстко не привязаны друг к другу. Например, при такомприёме, как беседа могут найти воплощение различные методы обучения.Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично поисковыйметод, а может носить репродуктивный характер и быть нацеленной назапоминание и закрепление. В педагогической практике методы обучения, так же как и приёмыосуществляются различными средствами обучения. К средствам обученияотносятся различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая),предметы произведений материальной и духовной культуры. Структура метода зависит от построения содержания учебногопроцесса. Классификация методов обучения в настоящее время представляетсобой достаточно сложную систему. Различают два основных типаклассификации методов: по источнику получения знаний и по характерупознавательной деятельности. 4.7 Содержание деятельности учителя и учащегося при использовании методов обучения, классифицируемых, по источникам получения информации Содержание метода и Деятельность учителя Деятельностьприёма его реализации учащегося Словесные методы. Постановка основного Деятельность учащихсяОсновное назначение вопроса, подлежащего заключается вданной группы методов изучению, выявлению восприятии и– сообщение учебной признаков; определение осмыслении получаемойинформации при исходных позиций в информации,помощи слова (устного анализе процессов и выполнении различныхили печатного). объектов; записей, зарисовок.Основные формы – осуществлениерассказ, беседа, лекция. сравнения; обобщение; получение выводов. Наглядные методы. Постановка основного Деятельность учащихсяОсновное назначение вопроса, подлежащего заключается вданной группы методов изучению на основании наблюдении за– сообщение учебной полученных данных из демонстрацией,информации при различных наглядных осмыслениипомощи различных источников. полученных данных исредств наглядности. принятии основнойОсновные формы – дидактической целидемонстрация опытов, урока.натуральных объектов,наглядных пособий.Практические методы. Постановка основного Деятельность учащихсяОсновное назначение вопроса, подлежащего заключается вданной группы методов изучению на основании осмыслении– получение полученных данных из практических действийинформации на основе различных наглядных учителя, в выполнениипрактических действий, источников, которые различных записей,выполняемых в демонстрирует сам зарисовок.процессе постановки преподаватель.различных практическихработ В реальной педагогической практике имеет место сочетаниевышеуказанных групп методов обучения. Например, сочетание словесного инаглядного, наглядного и практического методов. Классификация методов обучения в зависимости от характерапознавательной деятельности соответствует определению метода натеоретическом уровне. Данные теоретических исследований педагогов ипсихологов свидетельствуют, что усвоение знаний и способов деятельностипроисходит на трёх уровнях: осознанного восприятия и запоминания,проявляющегося в точном или близком воспроизведении учебногоматериала; на уровне применения знаний и способов деятельности пообразцу; на уровне творческого применения знаний и способов деятельности.Количество методов здесь строго ограничено. 4.8 Содержание деятельности учителя и учащегося при использовании методов обучения, классифицируемых по характеру познавательной деятельности Содержание метода Деятельность учителя Деятельность учащегося 1.Объяснительно- Сообщение учебной Деятельность учащихсяиллюстративнный информации с заключается вметод. Основное использованием восприятии осмыслениисодержание – различных и запоминанииорганизация усвоения дидактических средств: сообщаемойинформации путём слова, наглядных информации.сообщения научного пособий.материала иобеспечение егоуспешного восприятия. 2.Репродуктивный метод. Разработка и Деятельность учащихсяОсновное содержание – применение различных заключается вформирование умений и задач и упражнений, овладении приёмаминавыков, использования использование отдельных упражненийи применения научных программированного при решении различныхзнаний. обучения. видов задач. 3.Проблемный метод. Выявление и Деятельность учащихсяОсновное содержание – классификация проблем, заключается враскрытие в изучаемом формулировка гипотез и прослеживании заматериале различных показ способов их логикой доказательств.проблем и показ проверки. Постановкаспособов их решения. проблем в проведении опыта. 4.Частично-поисковый Показ учащимся как Деятельность учащихсяметод или находить заключается в активномэвристический. доказательства, делать участии вОсновное содержание – выводы, построить план эвристических беседах,в постепенной проверки фактов. овладении приёмамиподготовке учащихся к Учитель широко анализа учебногосамостоятельной применяет материала.постановке и решении эвристическую беседу, впроблем. процессе которой ставит взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы. 5.Исследовательский Предъявление Деятельность учащихсяметод. Основное обучаемым новых заключается в освоениисодержание – овладение проблем, разработка и ими приёмовобучаемыми методами постановка самостоятельнойнаучного познания, исследовательских постановка проблем иразвитие черт заданий. нахождения способов ихтворческой решения.деятельности. Принципиальной позицией в преподавании искусства на современномэтапе является теория о том, что более сложная и самостоятельная работаблагоприятствует формированию более сложного и гибкого мышления. Ксожалению, здесь часто господствует репродуктивная деятельность постереотипам. Рутинный труд по шаблонам ориентирует человека и нанетворческий «репродуктивный» образ жизни, что особенно тревожно приформировании личности. Здесь необходимо пройти между двумяопасностями: анархией и рутинной зажатостью стереотипами. Известно, что передача художественной информации невозможна и непроисходит без эмоционального уподобления воспринимающегопередающему. Без этого возникает лишь знание, а не понимание. Поэтомузакон художественного уподобления является основным закономхудожественного восприятия. Он раскрывается через взаимосвязь методов ипринципов обучения. 4.9 Характеристика основных художественных принципов Важнейшим для преподавания изобразительного искусства являетсясоздание атмосферы увлеченности на уроке. Любое художественноепознание нереально без радости, получаемой от него. Передача художественной информации не происходит безэмоционального уподобления. Основным законом передачи художественной информации являетсязакон художественного уподобления. Он раскрывается в принципах иметодах педагогической драматургии, создавая на уроках ситуациюуподобления. Принцип целостности эмоционального освоения. Целостная подачапроблематики учебного материала. Основные методы – метод поэтапныхоткрытий, метод единства восприятия и созидания, метод обобщающихуроков, метод творческой интерпретации. Принцип постоянства связи с жизнью. Связь с внеурочнымвосприятием жизни, сознание подлинной жизненности проблем искусства.Основные методы – метод привлечения личного эмоционального,визуального и бытового опыта, метод внеклассной индивидуальной иколлективной деятельности, метод оформления работами учениковинтерьера школы. Принцип опоры на апогей в искусстве. Искусство, обобщая, всегдазаостряет, для него типичное – это скорее характерное, доведенное до апогея. Принцип единства формы и содержания. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков. Основные методы - метод свободы в системе ограничений, методдиалогичности, метод сравнений, метод коллективных и групповых работ,деловые игры, сочетание восприятия и созидания, сочетание ИЗО с музыкой,литературой. 4.10 Характеристика эстетического воспитания. Цели и задачи Система эстетического воспитания должна объединять не толькопредметы художественного цикла, но и изобразительное искусство вмногоуровневой системе общеобразовательной школы и внекласснуюработу. Фундамент этой системы – необходимый минимум знаний идуховной культуры. Общеобразовательная система призвана дать общеехудожественное развитие, а начальное профессиональное образование в видеДХШ, ДШИ, кружков и факультативов – профессиональные знания инавыки. Вариативность образования позволяет расширить рамки содержанияпрограмм общеобразовательной системы, однако принципиальные позициипо этому вопросу остаются неизменными. 4.11 Формы образования в единой системе эстетического воспитания Система эстетического воспитания называется единой. Посколькуобъединяет все сферы деятельности школьника, как в общеобразовательнойшколе, так и вне ее стен. Обучение пониманию искусства, его эмоциональноеосвоение являются главными задачами воспитания эстетически развитойличности. Однако задачи общеобразовательной школы и системыдополнительного образования разняться. Общеобразовательная школа должна раскрывать эстетические,общекультурные аспекты искусства. Общеобразовательная система - двухуровневая. Первый уровень – это традиционная система с одночасовымрегламентом. Соответственно и организация подачи материала здесьвключает основные аспекты искусства. Второй уровень – эстетическиедвухчасовые классы. Система дополнительного образования – кружки, ДХШ. 4.12 Возрастная характеристика художественного образования в общеобразовательной системе Дошкольное художественное образование: - доизобразительная стадия (от кругообразных линий к самостоятельнымочертаниям); - стадия бесформенных изображений (попытка выразить на бумагезамысел), знакомство с материалами, привитие навыков художественнойдеятельности; - стадия схематического изображения (появляется образность ивыразительность), знакомство с материалами, привитие навыковхудожественной деятельности; - стадия правдоподобных изображений (переход к изображению видимыхособенностей людей, животных, других предметов), углубление образногосодержания художественной деятельности, продолжение расширениенавыков изобразительной деятельности. Начальная школа – основы эстетического воспитания и художественногообразования – интерес к реальной жизни через искусство, знакомство свидами художественной деятельности. Средняя школа – изучение видов искусства и его синтез с временными(музыка, литература) и пластическими (театр, кино, цирк, телевидение). 4.13 Характеристика начального профессионального образования Начальное профессиональное образование в ДХШ строится по предметно: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, история искусств. Рисунок. Основная методическая проблема – привитие навыковконструктивно-аналитического мышления. Поэтапная работа над постановкой, при которой особое внимание уделяется конструктивномуанализу формы. Работа по памяти и воображению. Наброски и зарисовки. Живопись. Пластическая и свето-воздушная организация пространства.Лепка объемов цветом. Этюдная работа. Сочетание длительных икраткосрочных работ. Композиция. Понимание законов, принципов и средств композиции. Знакомство с различными видами художественной деятельности, с опытом работы мастеров. Декоративно-прикладное искусство. Материалы, используемые вдекоративно - прикладном искусстве. Синтез архитектуры, скульптуры имонументального и прикладного искусства. Форма, цвет, текстура и фактурав предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация идекорирование. Виды композиций и способы их построения. Скульптура. Лепка с натуры, по памяти, представлению инаблюдению людей предметов быта, птиц, животных. Лепка плоскогорельефа. Объемный рельеф. Натюрморт в скульптуре. Объемная скульптуракомпозиция. История искусств. Мировой историко-художественный процесс – этоне ряд параллельных национальных “линий”, а сложная сеть взаимныхпересечений, влияний, заимствований, обменов, сближений и расхождений,что всякая культура диалогична, и в разных культурах это свойствопроявлялось и проявляется в разной степени. 4.14 Урок как форма организации учебного процесса обученияизобразительному искусству Структура урока изобразительного искусства: 1).Организационный момент -готовность кабинета -организационное начало урока -готовность учащихся к уроку -целевая установка на работу -введение проблемной задачи -введение игрового момента. 2). Объяснение материала -логический переход к новой теме -выделение главного в изучаемых объектах и явлениях -использование наглядности -использование межпредметных связей -постановка эвристических вопросов -создание нестандартной ситуации -выполнение упражнений. 3). Практическая работа. 4). Подведение итогов -выставка работ -анализ работ -выявление активности учащихся -комментирование оценок учителя. Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная,фронтальная. Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, интегрированный урок, комбинированный урок, урок-диспут,урок-семинар, урок-игра. 4.15 Роль наглядности на уроках ИЗО Наглядность или зрительный ряд – необходимое условие длярезультативной работы педагога. Необходимые критерии наглядности науроках ИЗО: -соответствие учебному материалу; -не перегруженность зрительными впечатлениями; -зрительный ряд не должен содержать готового решения поставленнойуроком цели; -активное использование современных ТСО. 4.16 Осуществление межпредметных связей на занятиях ИЗО Междисциплинарные связи на уроках ИЗО осуществляются со следующими предметами: история, литература, музыка, география, иностранный язык и другие дисциплины. Подобные уроки по форме бывают интегрированные и комбинированные. 4.17 Педагогический рисунок Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности. Педагогический рисунок является графическим пояснением учебногоматериала. Сам по себе рисунок не имеет художественного значения, но онстановится убедительным в контексте разбираемой работы. Задача педагога –подготовить учащихся к решению учебных задач. Педагогический рисунокнеобходим ради наглядности, упростить, схематизировать, чтобы ученикправильно понял структуру, конструкцию, пластические особенности. Правка педагогом работы учащихся. Преподаватель нагляднодемонстрирует как можно исправить конкретную работу, при этом учащиесялучше усваивают конкретную технику. Особенности работы мелом на доске: 1) соответствие учебному материалу; 2) кратковременность работы на рисунком; 3) рисунок должен быть нагляден и не перегружен деталями. 4.18 Особенности работы с авторскими программами Авторские программы в своей основы затрагивают проблемавоспитании и образования, основные положения которых выражены в целяхи задачах, выраженных разработчиком во вступлении к основномусодержанию программы. Анализ методических подходов начинается сразбора сути целей и задач программы, а затем идет анализ собственносодержания программы, подходов к формированию блочного построениязанятий, их логической организации и соответствия заявленным целям изадачам. С.И. НазароваЛЕКЦИЯ 4. ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ

Структура: школа и система дополнительного образования школьников (студии, художественные школы, школы искусств, музеи специализированные курсы и другие учреждения культуры).

Цель: дать общее художественное развитие, сформировать интерес у школьников к общению с произведениями различных видов искусств, в том числе с традиционным искусством и культурой.

Методика художественно-творческого развития школьников основана на интеграции и взаимодействии искусств (см. схема1). На схеме представлен вариант системного художественно-творческого развития учащихся, отработанный в ходе проведения эксперимента в школах Ленинградской области [10]. Он состоит из блоков организованной творческой деятельности школьников в урочное и внеурочное время:

Первый блок (I) составляют школьные предметы художественно-творческого направления. Они является главным элементом, "ядром" системного художественного воспитания и развития учащихся. Школьные уроки художественно-творческих дисциплин объединены общей целью и направленностью обучения. Педагогическое руководство творческой деятельностью школьников в условиях комплекса искусств требует определённой методики и технологии подготовки занятий: выбора темы, определение цели, направленности, применение видов искусств, места и формы проведения урока, подбор учебно-наглядного материала, литературы, разработку сценария и режиссуру урока, с включением способов контроля, проверки полученных знаний и степени достижения цели урока.

Назарова С.И.

Второй блок (2) — внеурочная художественно-творческая деятельность школьников, осуществляемая в форме участия в подготовке к классным творческим коллективным работам: создание предметной среды, декораций, элементов костюма к литературным персонажам, поиск материала, разработка минисценариев, видеосъёмка, подготовка раздаточного материала и иллюстраций к тексту и т.д.

Третий блок (3) — структура внеклассной художественно-творческой деятельности. Она включает различные школьные студии, лектории, факультативные занятия, учебные экскурсии, клубы и объединения по интересам, одним словом, организованная творческая деятельность в параметрах школы.

Четвёртый блок (4) — общешкольные мероприятия, творческие отчеты. Своеобразной проверкой результатов художественно-творческого развития школьников могут быть отчёты, конкурсы, выставки, общешкольные фестивали искусств, тематические вечера, участие в городских, районных смотрах, праздниках, фестивалях искусств. Такая форма участия школьников в различных мероприятиях требует большой подготовки и духовной работы, самоотдачи, ответственности - это результат художественно-творческого развития школьников.

Пятый блок (5) — внешкольная художественно-творческая деятельность (дополнительное образование). Ряд способных учеников, углублённо занимающихся отдельными видами искусств в городской (районной) системе эстетического воспитания (студиях, художественных школах, школах искусств других учреждений культуры) создают определенный фон более высокого культурного уровня школы. Таким образом, в школьную систему художественно-творческого развития учащихся органично включается система дополнительного образования.

Рассматривая систему художественно-творческой деятельности, как многоуровневый процесс развития школьников, отметим, что вовлечённый с первого класса в художественную деятельность ребёнок будет воспринимать этот процесс естественной и необходимой формой своего проявления и самоутверждения. Органично включённые в учебный процесс школы художественно-творческие направления дают возможность выйти на создание общешкольной системы художественно-творческого развития и воспитания школьников. В такой системе, цель обучения не сводится только к созданию продуктов деятельности и "приращению" знаний, а важен сам процесс художественной деятельности ребёнка, как "подъём всего человеческого существа", как процесс возвышения и "истончения" чувств, осознания «беспредельности» своих возможностей, где общение с искусством способствует духовной самореализации школьников. Через создание и восприятие художественного образа посредством тонкого свойства человеческой психики "воображения" — к неожиданным открытиям, таков центральный принцип обучения на основе интеграции и взаимодействия искусств, различных, его свойств, граней и видов [].

"Уроки поэзии, музыки, рисования, как изолированные эстетические занятия, обладают крайне малой педагогической ценностью, - писал П.П. Блонский, - синтез пластических искусств должен быть исходным и конечным пунктом этих занятий,... отдельные искусства всё же лишь односторонние абстракции единого синтетического пластического искусства".

Ведущий теоретик художественного воспитания детей А.В. Бакушинский - утверждал, что наряду с традиционными видами художественной деятельности: живописью, графикой, скульптурой в занятие должны входить разнообразные формы работы с декоративным материалом, что активизирует творчество и изобразительность и не навязывает сознанию художественных готовых форм.

Путь оптимизации художественно-творческого процесса учащихся на этом уровне системной модели выражен следующим образом:

- формирование и развитие эмоционально-волевой, сенсорно-перцептивной и апперцептивной сфер ребёнка, выходящей к высшим регистрам воображения:

- развитие ассоциативности, образности, вариативности и концептуальности художественного мышления;

- развитие визуальной культуры мышления и восприятия.

- формирование способности создания художественного образа и перевода его в различные модальности искусств.

«Художественный образ, который возникает, казалось бы, на отдалённых друг от друга явлениях, развивает способность ассоциации связывания разнородного и способность гибко ориентироваться в сфере непредвиденного» (Г. Гачев).

Активизация художественно - творческой деятельности учащихся в учебном процессе зависит от трёх основных факторов:

— программного материала, который является основой художественно-творческой деятельности и содержит в себе синтез разных форм человеческой среды (природной, социальной, языковой, культурной, исторической, этнической, национальной);

— методики и технологии обучения, основанной на интеграции знаний и применении образно-эстетических средств различных видов искусств;

— феномена творческой деятельности учителя и ученика в реальном учебном процессе.

Педагогическая идея интеграции художественной деятельности, в основе которой лежат теоретическое и практическое освоение материала синтезированного характера, позволяет комплексно использовать потенциал разных видов искусств в формировании и воспитании творческой личности, органично сочетая с природными особенностями школьников. Особенно важным представляется положение о том пишет известный ученый педагог Б.П. Юсов, что "необходимо привлекать к учебно-воспитательной работе со школьниками несколько видов искусства одновременно — как в комплексе, так и на занятиях отдельными видами искусства, сочетая монохудожественный подход с полихудожественным, интегрированным подходом к освоению явлений культуры и искусства. При этом художественно-творческое развитие школьников должно занимать особое место в общей системе учебно-воспитательного процесса, а не только как составная часть и как средство усиления так называемых "основных" видов воспитания и образования" [10].

 

Назарова С.И.

ЛЕКЦИЯ 5. Системный метод анализа, прогнозирования и обоснования проектов. Многоуровневая системная модель непрерывного художественного и профессионального образования

На прошлом занятии мы рассмотрели вариант региональной систем художественно-творческого развития учащихся и систему педагогического руководства развитием учащихся на примере модели, реализованной в Ленинградской области в 90-е ХХ в. (Проводившийся эксперимент по взаимодействию и интеграции искусств в творческом развитии школьников Ленинградской области).

В проектировании любых сложных систем и структур широкое распространение получил, начиная со второй половины XX-го века, системный метод анализа, прогнозирования и обоснования проектов. В настоящее время существует большое число определений понятия системы. В общефилософском понимании систему можно определить как объективное единство закономерно связанных между собой элементов, предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. Для организационно-технологических и социальных систем, на наш взгляд, подходит больше следующее определение. Система - это целенаправленная совокупность избирательно вовлеченных элементов, взаимодействие которых способствует достижению заданного полезного результата (цели), который принимается основным системообразующим фактором. Элемент - это простейшая неделимая часть системы, предназначенная для достижения локального результата, способствующего достижению общей цели.

Современные образовательные системы относятся к классу сложных динамических систем. К сложным системам относятся системы, которые не могут рассматриваться как сумма составляющих ее частей (свойство эмерджентности). Сложные системы характеризуются следующими признаками: наличием единой цели функционирования, наличием нескольких иерархически связанных уровней системы и их структур управления, большого числа связей между подсистемами, комплексным составом системы (наличием людей, инфраструктуры, оборудования, учебного и методического обеспечения), устойчивостью к воздействию внешних и внутренних возмущающих факторов и наличием элементов самоорганизации. Термины «система», «подсистема», «элемент» носят относительный характер. Определенная система может представлять собой подсистему в системе более высокого уровня и в тоже время включать в себя системы более низкого уровня.

В системном подходе большое значение придается внешней среде и взаимодействию системы с внешней средой. Под внешней средой чаще всего понимается совокупность наиболее существенных существующих вне системы элементов, от взаимодействия с которыми в значительной мере зависит конечный результат функционирования системы. При этом системный подход в нашем случае это сознательное выделение процесса обучения и воспитания как системы сложных целостных, динамичных, иерархически соподчиненных частей, поддерживающих тенденцию стремления человека к творчеству, установлению систематизированных взаимосвязей из кажущегося хаоса естественного окружения.

Для системного подхода важны три системных понятия: отношения, связи, взаимодействия. Отношения – это сравнение объектов по каким- либо признакам. Связь (зависимость, обусловленность) - это такое отношение между объектами, когда изменение одного из них ведет к изменению другого. Взаимодействие – это внутренний атрибут материи, выступающий как всеобщая связь, осуществляемая через взаимное изменение связанных друг с другом предметов, объектов, явлений, процессов.

Существенными признаками целостной системы являются:

– Первый признак систематизации заключается в том, что система состоит из некоторой совокупности элементов.

– Целостная система не является каким-то механическим конгломератом элементов, а состоит из совокупности взаимосвязанных, взаимодействующих элементов. Способ, при помощи которого эти элементы связаны между собой, характер их связи называют структурой.

– Третий признак, характеризующий объект или процесс как целостную систему, заключается в наличии у системы определенного уровня целостности.

– Четвертым признаком целостной системы является иерархичность.

– Пятым признаком, характеризующим целостную систему, является наличие у объекта или процесса субординационных связей между элементами, подчиненность и соподчиненность элементов, указывающих на особое место каждого из них в системе.

– Шестым признаком целостной системы является наличие целеустремленности в ее поведении. Цель выступает как фактор, обуславливающий способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства ее достижения. Цель – это желаемый, заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем. Это связь настоящего с будущим.

– Седьмой признак заключается в обязательном взаимодействии системы свнешней средой. Любая социальная система живет, функционирует в обществе как составная часть общественного организма.

Таким образом, в системном подходе познавательный объект представляется как система того или иного уровня и типа с одновременным раскрытием структуры организации этой системы и способов ее функционирования. Последовательность стадий системы доказывает внутреннюю закономерность их перехода одной в другую, показывает, каким путем формируется конечный результат такого процесса – качество знаний, умений и навыков обучающихся (компетентности), как этот процесс влияет на развитие личности.

В качестве примера применения системного подхода в образовании рассмотрим обоснование и разработку системы непрерывного художественного профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства.

Образовательная система должна отвечать общественным потребностям своего времени. Человечество за относительно короткий период своего исторического развития накопило значительный опыт по передаче полученных и приобретенных знаний и практических умений от поколения к поколению. Исторически структура системы передачи знаний в традиционном прикладном искусстве прошла длительный путь развития от семейного обучения к обучению в условиях кустарно-артельного производства в пределах своего этноса и до создания современных структур общегосударственных систем образования. Постоянно ускоряющийся темп развития науки, техники, технологий, теоретических и практических знаний предъявляет повышенные требования к системам профессионального образования. При этом необходимо помнить, что структура образования объективно имеет временную инерционность. Полученные знания и умения новое поколение начнет применять в жизни только после обучения и вступления во взрослую жизнь. В большинстве современных национальных систем образования продолжительность общеобразовательной подготовки составляет 11-12 лет, затем период профессионального обучения – 3-6 лет, далее должен быть период профессионального становления специалиста. Таким образом, инерционность образовательных систем можно оценить в период 20-25 лет. Кроме того, как было сказано выше, ускоряющийся темп жизни и темп формирования новых знаний предъявляет новые требования к структуре и содержанию обучения. С указанных позиций возрастает роль объективного опережающего развития средств оценки, научного обоснования и прогнозирования структуры и содержания системы национального образования. Обоснование и разработка иерархической структуры показателей оценки качества обучающихся в многоуровневой системе подготовки художников традиционного прикладного искусства позволяет перейти непосредственно к обоснованию состава, структуры и взаимодействия подсистем системы непрерывного художественного и профессионального образования.

В соответствии с вышеизложенным представим идеальную системную модель (близкую к реальной) постепенного становления, обучения, развития, воспитания и профессиональной подготовки художников традиционного прикладного искусства (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Системная модель имеет пять уровней (подсистем) поэтапного художественного и профессионального образованияс описанием их целей, структур и процессами взаимодействия в смежных иерархически сопряженных подсистемах. Необходимо заметить, что первый и второй уровни системы выполняют функцию воспитания и развития творческой личности и с точки зрения выбора будущей профессии являются своего рода подготовительными этапами. Учащийся, имея представление о видах традиционного прикладного искусства и обладая первичными навыками работы в материале, может в дальнейшем выбрать определенный вид деятельности в этой области. Профессиональное образование в представленной системной модели подготовки художников традиционного прикладного искусства начинается с третьего уровня (начальное и среднее профессиональное образования - НПО и СПО).

Первый уровеньподсистема дошкольного воспитания и развития детей

Основная структурная единица – дошкольные учреждения (может быть также подсистема семейного домашнего воспитания).

Цель: на данном уровне (этапе) развития ребенка является погружение его в традиционную художественную культуру своей страны на основе национальных артефактов. Это - природное окружение, ландшафт, растения, животные, архитектура, люди с их разнообразными характерами и обликом, жизненными устремлениями, которые могут быть представлены преподавателем или воспитателем в разном приложении к нравственному смыслу жизненных ситуаций. "Всё это объединяется понятием "культурная память", вбирающим в себя н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...