Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние фонематического восприятия

(слухо – произносительной дифференциации звуков речи)

1. Повторение звуков с оппозиционными звуками:

с 4 лет:

 

Па - ба     На - га    
Ба - на     Та - на    
Ва - та     Га - да    
Та - да     Ка - га    
Мя - ма     Ба - ма    

с 6 лет:

 

ба-ба-па   са-ша-са  
та – ка - га   жа – за - жа  
га – ка - га   ча – ша - ча  
ба – бя - ба   за – са - за  

 

2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Показать картинки:

мишка – мышка бочка – почка

уточка – удочка трава - дрова

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

миска – мишка цветик – Светик

крыса – крыша вечер – ветер

речка – редька косы – козы

челка – щелка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

 

Состояние фонематического анализа и синтеза

С 4 лет:

1. Выделение заданного звука м или р из слов. По заданию узнать, слышится ли в слове звук м (мычание теленка) или звук р (моторчик) в словах: мышь____, комар____, доска____, окно_____, рама____, дом______, рыба____, дрова______, стол______, шар______

_________________________________________________________________________________________

 

С 5 лет:

2. Выделение ударного гласного в начале («Скажи, какой 1-й звук в слове?»):

Аня_____, аист______, осы____, утка_____, Оля_____, Ира_____, Инна_____, улица____.

_________________________________________________________________________________________

 

С 6 лет:

1. Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой 1-й звук в слове?»):

Мак______, дым______, трава_____, кошка______, воробей_____, булка____, чашка____, щука____.

_________________________________________________________________________________________

 

2. Определение последнего звука в словах:

Дом______, мак_____, камыш______, ключ____, танк____, муха____, барабан____, труба_____.

_________________________________________________________________________________________

 

3. Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в слове?»):

Мак______________, суп____________, лук___________, каша__________, рама___________.

_________________________________________________________________________________________

 

4. Определение количества звуков в словах:

Дом____, рак________, луна________, совы_________, банан_______, лампа___________.

_________________________________________________________________________________________

 

5. Состояние фонематического синтеза «Какое слово получится?»

м-а-к ____________, н-о-с ____________, л-у-ж-а __________, т-а-п-к-и____________.

_________________________________________________________________________________________

 

Исследование понимания речи (импрессивной речи)

1. Пассивный словарь. (Отметить объем словаря. Точность понимания значений слов.)

_________________________________________________________________________________________

- Покажи, где кукла, стол, стул.______________________________________________________________

- Посади куклу, мишку и т.д._________________________________________________________________

 

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.

С 4 лет:

2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

-Покажи, где кот – коты, тарелка – тарелки, дом – дома, стул – стулья.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, по, над, перед, за, около).

- Покажи, где кот: на стуле, под стулом, около стула и т.д.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С 5 лет:

2.3. Дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами в – из, на – с, под – из-под:

- Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.

- Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Дифференциация форм словообразования.

С 5 лет:

3.1. Дифференциация уменьшительно – ласкательных существительных:

- Покажи, где: санки – саночки, стул – стульчик, скамья – скамеечка, цветок - цветочек, кольцо – колечко.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. Дифференциация существительных с суффиксом –инк-:

- Покажи, где: виноград – виноградинка, бусы – бусинка, роса – росинка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3. Дифференциация глаголов с различными приставками: шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Понимание словосочетаний и простых предложений.

4.1. Словосочетания.

- Покажи:

ключом карандаш ключ карандашом

где хозяин собаки где собака хозяина

где дочка мамы где мама дочки

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.2. Простые распространенные предложения.

- Покажи картинку:

Девочка рвет цветы.

Девочка играет в мячик.

Девочка убирает комнату.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.3. Вопросительные предложения:

- Кого ловит девочка?

- Чем девочка ловит бабочку?

- Кто ловит бабочку?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С 6 лет:

4.4. Понимание связной речи.

Рассказ: «Запасливый ёж»

В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду ёж находил целые яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Ёж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.

Кто жил в лесу?___________________________________________________________________________

Что он делал с яблоками?___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Куда он относил яблоки?___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Что ёж заготавливал на зиму?________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Исследование лексики (экспрессивная речь)

1. Активный словарь.

1.1. Конкретные существительные.

4 года:

«Игрушки»_______________________________________________________________________________

«Посуда»_________________________________________________________________________________

«Одежда»_________________________________________________________________________________

«Обувь»__________________________________________________________________________________

 

5 лет:

«Мебель»_________________________________________________________________________________

«Овощи»_________________________________________________________________________________

«Фрукты»________________________________________________________________________________

«Транспорт»______________________________________________________________________________

 

6 лет:

«Ягоды»__________________________________________________________________________________

«Дикие животные»_________________________________________________________________________

«Домашние животные»_____________________________________________________________________

«Птицы»_________________________________________________________________________________

 

1.2. Обобщающие понятия.

Назвать одним словом группу предметов.

4 года:

Мяч, кукла, машинка_______________________________________________________________________

Чашка, тарелка, ложка______________________________________________________________________

Рубашка, платье, шорты ____________________________________________________________________

Тапки, ботинки, туфли______________________________________________________________________

 

5 лет:

Стул, стол, шкаф __________________________________________________________________________

Огурец, помидор, морковь __________________________________________________________________

Яблоко, банан, апельсин ____________________________________________________________________

Автобус, самолет, теплоход _________________________________________________________________

 

6 лет:

Клубника, смородина, черника ______________________________________________________________

Волк, лиса, заяц ___________________________________________________________________________

Кошка, собака, свинья ______________________________________________________________________

Аист, кукушка, ласточка____________________________________________________________________

 

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

С 5 лет:

Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея_______________________________________

_________________________________________________________________________________________

Части одежды: рукав, воротник, пуговица ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье _______________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина ________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

 

С 6 лет:

Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Части предметов одежды: воротник, манжета, петля ____________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор _________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Части окна: рама, подоконник, стекло ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

 

1.4. Название профессий:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

С 4 лет:

Кто как кричит?

Кошка___________________________________ Утка ___________________________________________

Корова __________________________________ Собака __________________________________________

Петух __________________________________ Лягушка__________________________________________

Гусь ___________________________________ Змея _____________________________________________

Свинья_________________________________

 

 

С 5 лет:

- Что ты делаешь в течение дня?____________________________________________________________

- Кто как передвигается?

Кошка___________________________________ Утка ___________________________________________

Корова __________________________________ Собака __________________________________________

Петух __________________________________ Лягушка__________________________________________

Гусь ___________________________________ Змея _____________________________________________

Свинья_________________________________

 

С 6 лет:

- Кто какие звуки издает?

Кукушка _________________________________Волк ___________________________________________

Лошадь __________________________________Овца ___________________________________________

 

- Кто что делает (с использованием названий профессий)?

Повар ___________________________________________________________________________________

Врач_____________________________________________________________________________________

Почтальон _______________________________________________________________________________

 

1.6. Прилагательные.

Названия цветов.

С 4 лет:

Белый, черный, красный, синий, зеленый _____________________________________________________

С 5 лет:

Коричневый, розовый, голубой, оранжевый ___________________________________________________

Названия формы.

С 5 лет:

Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный __________________________________

_________________________________________________________________________________________

 

1.7. Подбор антонимов (с 6 лет).

 

добро   высокий  
горе   легкий  
друг   поднимать  
хороший   давать  
большой   покупать  
широкий   длинный  

 

2. Состояния словоизменения.

 

С 4 лет:

2.1. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.

Стол Столы    
Кукла      
Ухо      
Слон      
Рукав      
Глаз      
Рот      
Лист      
Дерево      
Окно      
Стул      
Воробей      
Пень      
Лев      

 

2.2. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

- У меня есть карандаш (кукла) _____________________________________________________________

- У меня нет ____________________________________________________________________________

- Я рисую ______________________________________________________________________________

 

С 5 лет:

2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных.

 

Шар     Карандаш    
Стол     Лист    
Дом     Стул    
Береза     Мяч    
Чашка     Ключ    
Книга          

 

2.4 Употребление предложно – падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).

4 года:

Где стоит ваза? (на)________________________________________________________________________

Где лежат фрукты? (в)______________________________________________________________________

Где летает бабочка? (над)___________________________________________________________________

Где спряталась мышка? (под)________________________________________________________________

 

5 лет:

Где сидит птица? (на)_______________________________________________________________________

Где стоит лошадь? (за)______________________________________________________________________

Где сидит кот? (перед)______________________________________________________________________

Где растет елка? (около)____________________________________________________________________

 

6 лет:

Где спит собака? (под)______________________________________________________________________

Откуда вылезает собака? (из-под)____________________________________________________________

Где прячется кошка? (за)____________________________________________________________________

Откуда выходит кошка? (из-за)_______________________________________________________________

 

 

2.5. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.

Назвать цвет предметов:

4 года:

Красный мяч____________________________ Синий шар___________________________________

Желтое ведро____________________________

 

5 лет:

Оранжевый апельсин____________________________ Голубая бабочка___________________________

Белое блюдце _______________________________

 

6 лет:

Фиолетовый колокольчик__________________________ Серая ворона _____________________________

Розовое платье_______________________________

 

 

2.6. Употребление словосочетаний – числительных 2 и 5 с существительными:

С 5 лет:

Дом   Шар  
Кукла   Жук  

 

с 6 лет:

Карандаш   Окно  
Лев   Дверь  
Ключ      

 

3. Состояние словоизменения.

 

С 5 лет:

3.1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Как назвать маленький предмет?

 

Стол   Кукла  
Мяч   Ложка  
Дом   Шкаф  
Кровать   Миска  
Береза   Яблоко  

 

С 6 лет:

Гриб   Воробей  
Лиса   Одеяло  
Лист      

 

3.2. Образование названий детенышей животных.

С 4 лет:

У кошки   У гуся  
У утки   У лисы  

 

с 5 лет:

У зайца   У медведя  
У белки   У волка  

 

с 6 лет:

У коровы  
У лошади  
У собаки  

 

 

3.3. Образование прилагательных от существительных (с 6 лет):

- относительных (из чего сделано):

 

Дерево деревянный Резина  
Бумага   Металл  
Солома   Снег  
Мех   Брусника  
Пух   Черника  
Кирпич   Шерсть  

 

 

- притяжательных (чей? чья? чьё?)

 

Сумка мамы Мамина сумка Хвост зайца  
Кофта бабушки   Лапа медведя  
Газеты папы   Шерсть волка  
Нора лисы      

 

 

3.4. Образование приставочных глаголов (с 6 лет).

Назвать действия (Что делает мальчик?):

Ходит – уходит – входит – переходит

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.5. Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет)

рисовал – нарисовал

писал – _________________

делал – _________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние связной речи

 

4 года:

Котенок

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5 лет:

Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6 лет:

Составление рассказа по серии картинок:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...