Состояние фонематического восприятия
(слухо – произносительной дифференциации звуков речи) 1. Повторение звуков с оппозиционными звуками: с 4 лет:
с 6 лет:
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Показать картинки: мишка – мышка бочка – почка уточка – удочка трава - дрова ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении: миска – мишка цветик – Светик крыса – крыша вечер – ветер речка – редька косы – козы челка – щелка __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
Состояние фонематического анализа и синтеза С 4 лет: 1. Выделение заданного звука м или р из слов. По заданию узнать, слышится ли в слове звук м (мычание теленка) или звук р (моторчик) в словах: мышь____, комар____, доска____, окно_____, рама____, дом______, рыба____, дрова______, стол______, шар______ _________________________________________________________________________________________
С 5 лет: 2. Выделение ударного гласного в начале («Скажи, какой 1-й звук в слове?»): Аня_____, аист______, осы____, утка_____, Оля_____, Ира_____, Инна_____, улица____. _________________________________________________________________________________________
С 6 лет: 1. Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой 1-й звук в слове?»):
Мак______, дым______, трава_____, кошка______, воробей_____, булка____, чашка____, щука____. _________________________________________________________________________________________
2. Определение последнего звука в словах: Дом______, мак_____, камыш______, ключ____, танк____, муха____, барабан____, труба_____. _________________________________________________________________________________________
3. Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в слове?»): Мак______________, суп____________, лук___________, каша__________, рама___________. _________________________________________________________________________________________
4. Определение количества звуков в словах: Дом____, рак________, луна________, совы_________, банан_______, лампа___________. _________________________________________________________________________________________
5. Состояние фонематического синтеза «Какое слово получится?» м-а-к ____________, н-о-с ____________, л-у-ж-а __________, т-а-п-к-и____________. _________________________________________________________________________________________
Исследование понимания речи (импрессивной речи) 1. Пассивный словарь. (Отметить объем словаря. Точность понимания значений слов.) _________________________________________________________________________________________ - Покажи, где кукла, стол, стул.______________________________________________________________ - Посади куклу, мишку и т.д._________________________________________________________________
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения. С 4 лет: 2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных. -Покажи, где кот – коты, тарелка – тарелки, дом – дома, стул – стулья. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.2. Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, по, над, перед, за, около). - Покажи, где кот: на стуле, под стулом, около стула и т.д. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 5 лет: 2.3. Дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами в – из, на – с, под – из-под: - Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала. - Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дифференциация форм словообразования. С 5 лет: 3.1. Дифференциация уменьшительно – ласкательных существительных: - Покажи, где: санки – саночки, стул – стульчик, скамья – скамеечка, цветок - цветочек, кольцо – колечко. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.2. Дифференциация существительных с суффиксом –инк-: - Покажи, где: виноград – виноградинка, бусы – бусинка, роса – росинка. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.3. Дифференциация глаголов с различными приставками: шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Понимание словосочетаний и простых предложений. 4.1. Словосочетания. - Покажи: ключом карандаш ключ карандашом где хозяин собаки где собака хозяина где дочка мамы где мама дочки __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.2. Простые распространенные предложения. - Покажи картинку: Девочка рвет цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.3. Вопросительные предложения: - Кого ловит девочка? - Чем девочка ловит бабочку? - Кто ловит бабочку? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 6 лет: 4.4. Понимание связной речи. Рассказ: «Запасливый ёж» В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду ёж находил целые яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Ёж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму. Кто жил в лесу?___________________________________________________________________________ Что он делал с яблоками?___________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Куда он относил яблоки?___________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Что ёж заготавливал на зиму?________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Исследование лексики (экспрессивная речь) 1. Активный словарь. 1.1. Конкретные существительные. 4 года: «Игрушки»_______________________________________________________________________________ «Посуда»_________________________________________________________________________________ «Одежда»_________________________________________________________________________________ «Обувь»__________________________________________________________________________________
5 лет: «Мебель»_________________________________________________________________________________ «Овощи»_________________________________________________________________________________ «Фрукты»________________________________________________________________________________ «Транспорт»______________________________________________________________________________
6 лет: «Ягоды»__________________________________________________________________________________ «Дикие животные»_________________________________________________________________________ «Домашние животные»_____________________________________________________________________ «Птицы»_________________________________________________________________________________
1.2. Обобщающие понятия. Назвать одним словом группу предметов. 4 года: Мяч, кукла, машинка_______________________________________________________________________ Чашка, тарелка, ложка______________________________________________________________________ Рубашка, платье, шорты ____________________________________________________________________ Тапки, ботинки, туфли______________________________________________________________________
5 лет: Стул, стол, шкаф __________________________________________________________________________ Огурец, помидор, морковь __________________________________________________________________ Яблоко, банан, апельсин ____________________________________________________________________ Автобус, самолет, теплоход _________________________________________________________________
6 лет: Клубника, смородина, черника ______________________________________________________________ Волк, лиса, заяц ___________________________________________________________________________ Кошка, собака, свинья ______________________________________________________________________ Аист, кукушка, ласточка____________________________________________________________________
1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов. С 5 лет: Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея_______________________________________ _________________________________________________________________________________________ Части одежды: рукав, воротник, пуговица ____________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье _______________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина ________________________________________________ _________________________________________________________________________________________
С 6 лет: Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь ____________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Части предметов одежды: воротник, манжета, петля ____________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор _________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Части окна: рама, подоконник, стекло ________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________
1.4. Название профессий: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. С 4 лет: Кто как кричит? Кошка___________________________________ Утка ___________________________________________ Корова __________________________________ Собака __________________________________________ Петух __________________________________ Лягушка__________________________________________ Гусь ___________________________________ Змея _____________________________________________ Свинья_________________________________
С 5 лет: - Что ты делаешь в течение дня?____________________________________________________________ - Кто как передвигается? Кошка___________________________________ Утка ___________________________________________ Корова __________________________________ Собака __________________________________________ Петух __________________________________ Лягушка__________________________________________ Гусь ___________________________________ Змея _____________________________________________ Свинья_________________________________
С 6 лет: - Кто какие звуки издает? Кукушка _________________________________Волк ___________________________________________ Лошадь __________________________________Овца ___________________________________________
- Кто что делает (с использованием названий профессий)? Повар ___________________________________________________________________________________ Врач_____________________________________________________________________________________
Почтальон _______________________________________________________________________________
1.6. Прилагательные. Названия цветов. С 4 лет: Белый, черный, красный, синий, зеленый _____________________________________________________ С 5 лет: Коричневый, розовый, голубой, оранжевый ___________________________________________________ Названия формы. С 5 лет: Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный __________________________________ _________________________________________________________________________________________
1.7. Подбор антонимов (с 6 лет).
2. Состояния словоизменения.
С 4 лет: 2.1. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.
2.2. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога: - У меня есть карандаш (кукла) _____________________________________________________________ - У меня нет ____________________________________________________________________________ - Я рисую ______________________________________________________________________________
С 5 лет: 2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных.
2.4 Употребление предложно – падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около). 4 года: Где стоит ваза? (на)________________________________________________________________________ Где лежат фрукты? (в)______________________________________________________________________ Где летает бабочка? (над)___________________________________________________________________ Где спряталась мышка? (под)________________________________________________________________
5 лет: Где сидит птица? (на)_______________________________________________________________________ Где стоит лошадь? (за)______________________________________________________________________ Где сидит кот? (перед)______________________________________________________________________ Где растет елка? (около)____________________________________________________________________
6 лет: Где спит собака? (под)______________________________________________________________________ Откуда вылезает собака? (из-под)____________________________________________________________ Где прячется кошка? (за)____________________________________________________________________ Откуда выходит кошка? (из-за)_______________________________________________________________
2.5. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе. Назвать цвет предметов: 4 года: Красный мяч____________________________ Синий шар___________________________________ Желтое ведро____________________________
5 лет: Оранжевый апельсин____________________________ Голубая бабочка___________________________ Белое блюдце _______________________________
6 лет: Фиолетовый колокольчик__________________________ Серая ворона _____________________________ Розовое платье_______________________________
2.6. Употребление словосочетаний – числительных 2 и 5 с существительными: С 5 лет:
с 6 лет:
3. Состояние словоизменения.
С 5 лет: 3.1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - Как назвать маленький предмет?
С 6 лет:
3.2. Образование названий детенышей животных. С 4 лет:
с 5 лет:
с 6 лет:
3.3. Образование прилагательных от существительных (с 6 лет): - относительных (из чего сделано):
- притяжательных (чей? чья? чьё?)
3.4. Образование приставочных глаголов (с 6 лет). Назвать действия (Что делает мальчик?): Ходит – уходит – входит – переходит ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.5. Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет) рисовал – нарисовал писал – _________________ делал – _________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Состояние связной речи
4 года: Котенок У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет: Рыбалка Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет: Составление рассказа по серии картинок: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|