Система управленческого контроля.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого источника финансирования, проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода. Оперативные планы — это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т. п.). Оперативные планы входят как составная часть в годовой или квартальный общий бюджет предприятия. Для учета возможных факторов неопределенности и связанного с ней риска рекомендуется готовить несколько вариантов финансовых планов: пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный. В практике финансового планирования следует выделить три способа планирования. При первом способе планирования оно осуществляется снизу вверх, от низших уровней иерархии к высшим. Низшие структурные подразделения сами составляют детальный финансовый план своей работы и впоследствии интегрируются на верхних ступенях, образуя в итоге финансовый план организации. При втором способе финансовое планирование осуществляется сверху вниз. В этом случае процесс финансового планирования осуществляется исходя из плана организации путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним финансовые планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.
Третий способ — встречное планирование, которое представляет собой синтез первого и второго способов финансового планирования. Этот способ предусматривает разработку финансового плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее финансовое планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный финансовый план по системе детализированных показателей. При этом в окончательные финансовые планы включаются по согласованию различных уровней наиболее удачные решения. Основные этапы процесса финансового планирования: 1. Анализ финансового положения компании. 2. Составление прогнозных смет и бюджетов. 3. Определение общей потребности компании в финансовых ресурсах. 4. Прогнозирование структуры источников финансирования. 5. Разработка действенной системы контроля и управления. 6. Разработка процедуры корректировки составленных планов
Пункт №2. Финансовое прогнозирование Основой финансового планирования является финансовое прогнозирование, т. е. оценка возможных финансовых последствий принимаемых решений и внешних факторов, влияющих на результаты деятельности компании. Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью — расчет потребностей в дополнительном финансировании. Прогнозирование — деятельность, направленная на выявление и изучение возможных альтернатив будущего развития фирмы. Главная роль здесь отводится прогнозированию сбыта продукции. Основная цель прогноза — определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка. При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные — на 1 — 1,5 года, среднесрочные — на 4-6 лет и долгосрочные — на 10-15 лет. Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Учитываются также временные, случайные факторы.
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов — конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли. В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку. Метод экспертных оценок основан на обработке мнений экспертов по поводу динамики финансовых процессов, выявленных путем проведения специальных процедур (анкетирования, интервьюирования). Экспертами должны быть специалисты высокой квалификации, профессионально занимающиеся изучением и (или) управлением экономикой и финансами фирмы. Анкетирование проводится по специально разработанным анкетам. Метод экстраполяции. Его суть состоит в распространении на будущее тенденций, сложившихся в ретроспективе. Следовательно, степень применимости метода экстраполяции в финансовой сфере определяется степенью инерционности (или стабильности) динамики развития экономической системы. Менее инерционны финансовые показатели микроэкономики, поэтому на уровне хозяйствующих субъектов в меньшей степени применимы. Более инерционна динамика развития финансовых индикаторов на уровне макроэкономики, и в этих условиях применимость метода экстраполяции возрастает. Для прогнозирования системы финансовых показателей метод экстраполяции, как правило, применяется в комплексном сочетании с другими методами. Методы экономико-математического моделирования бази руют- ся на построении моделей, которые с определенной степень вероятности описывают динамику финансовых показателей в зависимости от факторов, влияющих на финансовые процессы. При этом используются оптимистические, пессимистические и наиболее вероятные темпы изменений экономических показателей (рост выручки, снижение издержек на единицу продукции, неизменные налоговые ставки, постоянная доля платежей в бюджет).
В теории и практике финансовой деятельности все большее значение приобретают методы расчета, объединенные под общим названием «финансовая математика», или высшие финансовые вычисления, или финансовые и коммерческие расчеты. Методы финансовой математики основаны на принципе неравноценности денег, относящихся к разным моментам времени. Очевидно, что 10 000 руб., полученные через пять лет, не равноценны этой сумме, поступившей сегодня, даже если не принимать во внимание инфляцию и риск их неполучения. Известен афоризм «Время — деньги». Неравноценность двух одинаковых по абсолютной величине сумм связана с тем, что имеющиеся сегодня деньги теоретически могут быть инвестированы и принести доход в будущем. Методы финансовой математики широко применяются в банковском и сберегательном деле, страховании, работе финансовых организаций, инвестиционных компаний, фондовых и валютных бирж, во внешнеэкономических отношениях.
Пункт №3. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия Экономическая теория свидетельствует, что организации постоянно сталкиваются с кризисными ситуациями. При этом большинство из них не готовы к таким ситуациям. Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытывала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Поэтому в решении проблемы управления становится важным предвидение кризиса на любой стадии деятельности организации, его распознавание, а также оценка степени опасности для дальнейшего развития. Каждая организация имеет свой потенциал развития и условия его осуществления, подчиняясь закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому на организацию постоянно воздействуют как внешние факторы, так и внутренние. Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация, и от которой она не может не зависеть. К внутренним факторам относят, в свою очередь, старение технологии, ошибки в принятии экономических решений, деловые и социально-психологические конфликты, низкий профессионализм персонала, неудачный маркетинг и т.п. На практике же внешние и внутренние факторы оказывают совместное воздействие, взаимоопределяя и взаимодополняя друг друга.
Для того, чтобы иметь возможность своевременно запускать программы антикризисного управления, необходимо различать факторы, симптомы и причины его возникновения. Симптомы проявляются в показателях, их изменениях, отражающих функционирование и развитие организации. Например, несоответствие показателей закономерным соотношениям, будет являться симптомом кризисного развития. Симптом - это внешнее проявление начала кризиса, при этом он не всегда приводит к кризису. Как правило, к кризису приводят причины его возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов, а потом и факторов, свидетельствующих о наступлении кризиса. Таким образом, этапы возникновения кризиса можно представить в виде цепочки: причины → симптомы → факторы Оценивать кризисы следует не только по симптомам, но и по причинам и реальным факторам. Причины кризиса — это события или явления, вследствие которых появляются симптомы. Факторы кризиса - событие или состояние объекта, свидетельствующее о наступлении кризиса. Таким образом, чтобы распознать кризис, необходимо обнаружить симптом, определить факторы, свидетельствующие о возможности наступления кризиса, выявить его причины. Средствами обнаружения возможности наступления кризисной ситуации в организации служат интуиция, опыт, анализ и диагностика, их следует применять на всех этапах существования организации. Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой. В кризисное состояние организация входит, как правило, на протяжении достаточно длительного времени, по мере накопления негативных факторов. Однако возможны и такие ситуации, когда кризис может возникнуть как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и т.п. Применительно к организации выделяют следующие виды кризисов: · технологический - устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;
· социальный (социально-управленческий) - появление конфликтов между работниками, с администрацией, в управленческом аппарате ведет к принятию неэффективных решений и к потери времени на производстве; · финансовый - возникает в результате нерационального использования собственных и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли; · организационный - возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязанностей, полномочий; · информационный - является следствием недостаточности получаемой информации об изменении на рынке, ее достоверности · кризис взаимодействия - между собственниками организации или с властью, противоречия в интересах, что приводит к неэффективной политике внутри организации. Кризисы, как правило, отражаются на финансовом состоянии организации и тесно взаимосвязаны между собой. Один воз никший кризис может вызывать другой, затем третий и далее как цепная реакция. Кризисные ситуации в организации принято делить на фазы: 1-я фаза - спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности, как правило, из-за внешних факторов); 2-я фаза - дальнейшее ухудшение результатов деятельности, но уже под влиянием внутренних причин в организации, без ухудшения внешних условий на рынке; 3-я фаза — депрессия — приспособление организации к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов, здесь же предпринимаются первоочередные антикризисные меры; 4-я фаза - восстановление финансового равновесия, оживление производства, восстановление производства и реализация продукции до предкризисного уровня; 5-я фаза - рост производства, ускорение экономического развития организации, увеличение объемов продаж и реализация в краткосрочной перспективе; 6-я фаза - поддержание нового экономического уровня развития организации, его устойчивости, создание условий для самофинансирования. Результаты кризиса в организации могут быть различными. Кризис может привести к полной ее ликвидации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации. А своевременно и правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации для ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение). Таким образом, кризис не всегда приводит к негативным последствиям. Условно факторы, оказывающие влияние на возможное возникновение кризисного состояния организации, можно разбить на две группы. I группа. Факторы внешней среды: · общеэкономические, которые определяют влияние состояния экономики страны; · государственные, определяющие влияние государства (налоговая, правовая и другие системы) на деятельность организации; · рыночные, учитывающие влияние факторов рынка; · прочие. II группа. Факторы внутренней среды: · операционные - производственные и управленческие; · финансовые - результат нерациональной финансовой политики; · инвестиционные — результат неэффективной инвестиционной политики; · прочие. Указанные факторы действуют на деятельность организации разнонаправлено. Их влияние необходимо учитывать при проведении финансового анализа и разработке мер по предупреждению наступления кризисного состояния организации, а в случае его возникновения - для выхода из него и восстановлению нормального функционирования организации. Пункт №4. Банкротство организации, его виды, цель и последствия. Несостоятельность (банкротство) (далее также - банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей На практике выделяют следующие виды банкротства. Реальное банкротство организации, которое характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала. Высокий уровень потерь капитала, наличие большого объема долгов не позволяют такой организации вести нормально производственно-хозяйственную деятельность, вследствие чего она объявляется банкротом юридически. В этом случае может проводиться конкурсное производство (ликвидация организации) или реорганизация юридического лица, исходя из анализа конкретного состояния активов и пассивов организации. Временное, условное банкротство. Это состояние неплатежеспособности организации, которое вызвано существенной просрочкой ее кредиторской задолженности, а также большим размером дебиторской задолженности, затовариванием готовой продукции, В то же время сумма активов организации превосходит объем ее долгов. Такой вид банкротства организации при антикризисном управлении финансами не приводит к ликвидации организации. В условиях проведения арбитражных процедур финансового оздоровления и внешнего управления появляется реальная возможность восстановить платежеспособность организации, переориентировать производство, с учетом требований рынка, и обеспечить в последующем ее нормальное функционирование на рынке. Преднамеренное (умышленное) банкротство, которое характеризуется преднамеренным созданием руководителями и собственниками организации состояния ее неплатежеспособности, нанесением ей экономического вреда (хищение средств организации разными способами) в личных интересах и в интересах иных лиц. Выявленные арбитражными управляющими факты преднамеренного банкротства передаются в суд для привлечения виновных к уголовному преследованию. Фиктивное банкротство - это ложное объявление организацией своей неплатежеспособности, с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки платежей по своим финансовым обязательствам, либо получения скидки с долгов, либо для передачи готовой продукции, не пользующейся спросом на рынке для погашения долгов. Виновные в ложном объявлении организации неплатежеспособной, в утаивании активов для погашения кредиторской задолженности преследуются в уголовном порядке по представлению арбитражных управляющих. Осуществление процедуры банкротства организации имеет целью, во-первых, отдать долги юридическим и физическим лицам и, во-вторых, восстановить предпринимательскую деятельность организации в будущем. При этом первичным должно быть восстановление платежеспособности организации, вторичным - погашение кредиторской задолженности.
Порядок банкротства юридического лица определен в федеральном законе №127, который претерпел изменения в 2015 году. Во многих случаях он предполагает различные меры по спасению убыточного предприятия, которые входят в состав процедуры. Сам закон, определяющий, что такое банкротство юридического лица, является пошаговой инструкцией, на которую необходимо опираться на каждом этапе. Привести предприятие к такой серьезной ситуации могли как сочетание экономических факторов, так и неумелое руководство со стороны администрации, неэффективный менеджмент. В любом случае признать несостоятельным можно должника, который имеет определенные признаки банкротства юридического лица: · Совокупная задолженность всем кредиторам составляет не менее 300 000 рублей (включая налоги и платежи в бюджет); · Срок выплаты долгов нарушен и превышает 3 месяца по каждому отдельно взятому контрагенту; · Имеется немалая просрочка по заработной плате, выходным пособиям перед сотрудниками. Банкротство юридических лиц, пошаговая инструкция которого определена вышеуказанным законом, предполагает, что инициаторами судебной процедуры может выступать любая финансово заинтересованная сторона: · Само руководство предприятия; · Учредители и владельцы убыточной фирмы; · Кредиторы; · Социальные фонды; · Государственные службы и прокуроры; · Наемный персонал при значительной задержке заработной платы. Для всех видов кредиторов возможность подать иск в суд – это право, которое они могут реализовать по своему желанию. Для руководителей – это прямая обязанность, способная помочь убыточному предприятию выйти из долговой ямы, найти скрытые ресурсы, восстановить платежеспособность. Руководство фирмы обязано инициировать процедуру самостоятельно: · Если юридическое лицо не располагает достаточными финансовыми ресурсами для покрытия долгов перед кредиторами; · Если при начале ликвидации убыточного бизнес-проекта обнаружены признаки несостоятельности юридического лица. При последнем варианте руководителю (или уполномоченному представителю от лица учредителей) необходимо обратиться с заявлением в арбитражный суд не более чем через 30 календарных дней после выявления подобных фактов. Зачастую это происходит после независимой аудиторской проверки или на основании полученных годовых отчетов с неутешительной статистикой. Банкротство юридических лиц арбитражный суд рассматривает только на основании зафиксированных фактов и доказательств. Поэтому перед обращением необходимо собрать и подготовить внушительный набор различных документов: · Свидетельство, подтверждающее регистрацию предприятия; · Полный пакет учредительных приказов и протоколов; · Вся бухгалтерская и финансовая отчетность за последние 5 лет работы; · Любые справки и выписки, подтверждающие задолженность; · Штатное расписание с указанием зарплат; · Свидетельства о постановке на учет в фондах; · Выписки, подтверждающие состояние счетов, заверенные банками; · Полный список всех кредиторов; · Копии документов всех учредителей. Это лишь основанная часть списка, который может быть дополнен любыми договорами, графиками платежей или рассрочек. На момент последних изменений в арбитражном законодательстве, определяющих банкротство юридических лиц в 2016 году, были определены расходы на подачу документов в сумме: · 6000 рублей на государственную пошлину; · От 30 000 за услуги внешнего управляющего. Если материальное положение потенциального юридического лица-должника не позволяет внести такую сумму до начала суда, рекомендовано приложить к типовому заявлению специально оформленное ходатайство. Оно предусматривает рассрочку на обязательные платежи до вынесения решения. Кроме этих расходов, потребуется проведение дополнительных экспертиз сторонними аудиторами, консультации юристов и нотариальное заверение некоторых документов и копий.
Следует отметить, что банкротство организации имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительными сторонами проведения процедур банкротства являются возможности: · закрытия организации должника (больной организации) и возвращения долгов кредиторам цивилизованным способом через суд; · начала нового бизнеса; · замены некомпетентных руководителей, временных собственников организации на профессиональных руководителей, передачи бизнеса в более надежные руки собственников; · очищения активов организации, восстановления ее финансовой устойчивости и реструктуризации, с целью выхода на эффективный бизнес; · передачи бизнеса организации от государства в частные руки и наоборот. В то же время банкротство организации (его ликвидация) имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает права и интересы большого круга юридических и физических лиц (работников организаций, партнеров организации, кредиторов и т. д.) и несет в себе другие социальные издержки. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, предусматривается комплекс мер по восстановлению платежеспособности фирмы-должника, а ее банкротство (ликвидация) или сокращение бизнеса рассматривается как крайне нежелательная мера. К негативным сторонам банкротства относятся: · потеря кредиторами части своего капитала; · возможность вызвать последующие банкротства ~ так называемый эффект домино; · ухудшение материального положения работников предприятия из-за длительной задержки, причитающийся им заработной платы, пособий и т. д.; · сокращение рабочих мест, возникновение социальной напряженности и, как результат, снижение платежеспособности населения; · сужение потребительского рынка; · возможность криминального передела собственности организации и разворовывания имущества, в том числе организаций со значительной долей государственной и муниципальной собственности. Выделяют следующие стадии возникновения банкротства организаций: 1-я стадия. Зарождение финансовой неустойчивости, появление негативных явлений в хозяйственной деятельности предприятия. На этой стадии происходит снижение цены предприятия, уменьшаются доходы, растут убытки. Однако производственный процесс осуществляется в том же ритме без количественных и качественных решений. Но косметические мероприятия по утаиванию руководства перед кредиторами или другими заинтересованными лицами такой информации (например, дальнейшая выплата дивидендов, увеличение заемного капитала) зачастую приводят лишь к ухудшению дел на предприятии. 2-я стадия. Возникновение неустойчивости (начальная стадия финансовой неустойчивости). Появляются сбои в производственном процессе. Например, уменьшается сбыт продукции, возрастает задолженность. 3-я стадия. Устойчивая, или длительная, финансовая неустойчивость. Происходит дальнейшее ухудшение показателей работы организации, резкое изменение статей актива и пассива баланса, ухудшение финансовых результатов. 4-я стадия. Хроническая финансовая неустойчивость. Происходит частичная остановка производства. На этом этапе руководство может прибегнуть даже к мошенничеству, что называется «отыграться» для зарабатывания денег любым путем. 5-я стадия. Банкротство организации. Полная остановка производства, отсутствует платежеспособность, организация не может своевременно оплачивать долги как в полном объеме, так и частично. Банкротство становится очевидным. Организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для определения наличия признаков несостоятельности организации во внимание также принимается размер денежных обязательств. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленный, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда. В размер обязательных платежей, для определения наличия признаков несостоятельности организации, не входят штрафы (пени) и другие финансовые санкции. Дело о банкротстве организации может быть возбуждено, если требования к должнику (юридическому лицу) в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., при их невзысканности в течение трех месяцев. Правами на обращение в арбитражный суд, с заявлением о признании банкротом, обладают организация-должник, конкурент-кредитор и уполномоченные органы. Практика дел по несостоятельности организаций, прежде всего, исходит из положения, что если возможно поддержать и оздоровить деятельность предприятия-должника, то целесообразно применять не ликвидационные процедуры (т. е. ликвидация организации и ее деятельности), а другие меры - предупредительные, реорганизационные. При этом следует сочетать интересы организации-должника и ее кредиторов, помочь должнику, который начинает испытывать затруднения или уже попал в трудное положение. Правда, интересы кредиторов могут быть диаметрально противоположные: одни — за предупредительные меры, другие - за ликвидацию. В случае возникновения первых признаков несостоятельности, руководитель организации-должника обязан направить собственнику имущества, учредителям должника сведения о наличии признаков банкротства у организации. Руководитель организации-должника, учредители организации-должника, собственник имущества должника, органы исполнительной власти на различных уровнях управления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. В целях предупреждения банкротства, необходимо систематически силами аппарата управления проводить анализ финансовой устойчивости и при появлении первых признаков ухудшения финансового положения организации выявлять причины такого положения и устранять их, такую работу проводят до полного восстановления финансовой устойчивости организации. Для этого руководство разрабатывает программу выхода из кризиса (краткосрочную и среднесрочную), по крайней мере, план мероприятий. Меры по предупреждению ухудшения финансового положения организации следует принимать до момента просрочки платежей кредиторам свыше трех месяцев, т. е. до возможного момента подачи кредиторами в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть также приняты кредиторами или иными лицами по соглашению с организацией должника. Эти меры должны приниматься (разрабатываться) как только у организации появляются случаи просроченной кредиторской задолженности. В качестве примера к таким мерам можно отнести: · оказание временной финансовой помощи собственником предприятия, кредитором по соглашению с должником, третьим лицом, с согласия должника или под залог и гарантию указанных лиц; · укрепление руководства предприятием; · сокращение различного рода затрат; · улучшение производственного процесса. Учредителями организации-должника, собственником имущества и иными лицами, в рамках мер по предупреждению банкротства, должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности. Предоставление финансовой помощи, как правило, сопровождается принятием на себя организации-должника или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Однако финансовая либо другая помощь от сторонних лиц может иметь место лишь с согласия организации-должника. Восстановление платежеспособности может требовать структурной перестройки организации, замены руководящих кадров. К арбитражным процедурам (процедуры банкротства) относят (согласно законодательству): · наблюдение - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов; · финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; С момента подписания решения суда о финансовом оздоровлении наступают определенные последствия: · Отменяются все досудебные меры по погашению задолженности; · Полностью останавливается действие всех ранее изданных приказов о взыскании; · Не начисляются штрафы на суммы долгов, которые образовались на момент начала финансового оздоровления; · Запрещается выплата процентов или других платежей по акциям; · Не допускаются взаимозачеты и бартеры, которые уменьшают или увеличивают задолженность; · Вводится запрет на проведение любых операций с долями компании. · внешнее управление имуществом организации-должника - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности; · конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов; · мировое соглашение применяется по решению и под контролем арбитражного суда. Организация-должник на любом этапе арбитражного производства по делу о банкротстве может заключить с кредиторами, при их согласии, мировое соглашение. Особенностью применения указанных арбитражных процедур состоит в том, что правовое положение организации-должника не изменяется: сохраняется как сама организация в качестве субъекта права, так и единый имущественный комплекс.
Пункт №5. Организационные основы антикризисного управления финансами С позиций финансового менеджмента, возможное наступление банкротства представляет собой кризисное состояние организации, при котором оно неспособно финансировать свою хозяйственную деятельность. Система антикризисного финансового управления базируется на определенных принципах. Постоянная готовность к возможному нарушению финансового равновесия организации. Финансовое равновесие организации очень изменчиво в динамике. Его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется реакцией на изменение внешних и внутренних условий ее хозяйственной деятельности. Ряд этих условий усиливает конкурентную позицию и рыночную стоимость организации. Другие, наоборот, вызывают кризисные явления в ее финансовом развитии. Объективность проявления этих условий в динамике определяет необходимость постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия организации на любом этапе ее экономического развития. Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности организации с целью своевременного использования возможностей их нейтрализации. Дифференциация индикаторов кризисных явлений по степени их опасности для финансового развития предприятия. Финансовый менеджмент использует в процессе диагностики банкротства организации арсенал индикаторов ее кризисного развития. Эти индикаторы фиксируют различные аспекты финансовой деятельности организации, характер которых с позиции генерирования угрозы банкротства неоднозначен. В связи с этим в процессе антикризисного управления организацией необходимо, при разработке мероприятий для восстановления финансового равновесия, соответствующим образом учитывать индикаторы кризисных явлений по степени их опасности для финансового развития организации. Срочность реагирования на отдельные кризисные явления в финансовом развитии организации. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом организации, но и порождает новые, сопутствующие ему кризисные финансовые явления. Поэтому, чем раньше будут включены антикризисные механизмы по каждому диагностированному кризисному явлению, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного финансового равновесия будет располагать организация. Адекватность реагирования организации на степень реальной угрозы, ее финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства, в подавляющей своей части, связана с финансовыми затратами или потерями, вызванными сокращением объемов операционной производственной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т. п. «Включение» отдельных механизмов нейтрализации угрозы банкротства должно исходить из реального уровня этой угрозы и быть адекватным этому уровню. В противном случае, или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или организация будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно для данного уровня угрозы банкротства). Полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного финансового состояния. В борьбе с угрозой банкротства, особенно на ранних стадиях ее диагностики, организация должна рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности. Опыт показывает, что при нормальных маркетинговых позициях организации угроза банкротства полностью может быть нейтрализована внутренними механизмами антикризисного финансового управления и в пределах финансовых возможностей организации. Только в этом случае организация может избежать болезненных для нее реорганизационных процедур. Выбор эффективных форм санации организации. Если масштабы кризисного финансового состояния предприятия не позволяют выйти из него за счет использования внутренних механизмов и финансовых резервов, организация вынуждена прибегнуть к внешней помощи, которая обычно принимает форму его санации. Санация организации может прово
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|