Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эвтаназия. Понятие, этическо-правовые аспекты.

Эвтаназия (греч. ευ - «хороший» + θάνατος «смерть») — практика прекращения жизни человека или животного, как правило неизлечимо больного человека или животного. В странах ЕС эвтаназия существует для животных и для человека. В России только для животных, для человека эвтаназия запрещена.

Выделяются два основных вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии) и активная эвтаназия (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии. Она производится на основании решения родственников, опекунов и т. п. Совет по этике и судебным делам Американской медицинской ассоциации допускает при этом, что эти решения могут быть «не обоснованными». Однако, в случае «компетентного решения», считается, что люди имеют право принимать решения, которые другие считают неразумными, поскольку их выбор проходит через компетентно обоснованный процесс и совместим с их личными ценностями.

Проблема эвтаназии может быть рассмотрена на основе таких принципов биоэтики, как «не навреди», «делай благо», справедливости и автономии личности. В случае проведения активной эвтаназии, после совершения действия может идти речь о причинении вреда в состоянии крайней необходимости. Предметом для дискуссии становится вопрос, что является для пациента наибольшим вредом — прекращение жизни, несущей физические и психические страдания, или ее продолжение, связанное с увеличением этих страданий? Ответ на этот сложный вопрос связан с действием второго принципа — «делай благо». Одобрение или неодобрение эвтаназии зависит от понимания степени взаимосвязи жизни и блага. Так, можно определять как благо состояние быть живым, или же жизнь следует оценивать как благо, когда она соответствует некоторым стандартам: пациент не испытывает постоянную боль, голод, жажду, напряжение физических и психических сил, имеет поддержку семьи, строит планы будущей жизни и т.д. Этот список благ можно продолжать, но следует отметить, что понятие «качество жизни», используемое в современной медицине, должно коррелироваться с ценностями личности и может зависеть от системы ценностей общества.

Не меньшую сложность представляет проблема пассивной эвтаназии, когда интенсивное лечение, например комплекс реанимационных мероприятий, либо не начинается, либо прекращается ввиду его неэффективности. В первом случае речь идет о бездействии, которое может привести к причинению вреда — смерти пациента. Однако, если будут применяться несоразмерные средства, осуществляться так называемое «терапевтическое рвение», или дистаназия, может пострадать достоинство умирающего, и ему будет отказано в праве умереть спокойно, т.е. также будет нанесен вред.

Применение принципа справедливости подразумевает, с одной стороны, защиту права человека на жизнь, но, с другой стороны, возможно допустить и защиту права на смерть. Однако в Конституции присутствует запрет на произвольное лишение жизни любого человека, отсутствует также и право на самоубийство. В этой связи можно обозначить следующую проблемную ситуацию: является ли соблюдение права на жизнь причиной принуждения жить? Данное противоречие может быть частично устранено при соблюдении принципа автономии личности пациента. Автономия пациента может считаться большей ценностью, чем его благополучие, понимаемое как сохранение жизни. Исключением являются случаи, когда отказ от медицинского вмешательства может привести к нанесению вреда обществу (при наличии заболеваний, несущих угрозу общественной безопасности). Таким образом, дееспособный пациент может отказаться от жизнеподдерживающего лечения, если сочтет его противоречащим своим ценностным установкам, т.е. предпочесть пассивную эвтаназию. Однако, медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, т.е. ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента. Отрицание пассивной эвтаназии вступает в противоречие с реалиями современного здравоохранения. Многое зависит от концепции применения экстраординарных и ординарных терапевтических средств в осуществлении жизнеподдерживающего лечения. Использование экстраординарных средств может быть сопряжено с риском либо ускорить смерть, либо продлить мучительный процесс умирания, поэтому их применение может быть результатом морального выбора. В некоторых случаях ординарные средства могут фигурировать как экстраординарные: «<...> лечение воспаления легкими антибиотиками — вполне ординарная процедура; однако если пациент неизлечимо болен раком и притом его смерть близка, то использование или неиспользование данного метода будет зависеть от морального выбора, т.е. явится экстраординарным решением».

 

31. Трансплантология и ее правовое обеспечение.

ЗАКОН ДНР

“ О ЗДРАВООХРАНЕНИИ ”

Статья  38. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка)

1.Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие методы лечения не могут обеспечить сохранение жизни пациента (реципиента) либо восстановление его здоровья.

2.Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора допустимо только в случае, если по заключению врачебной комиссии учреждения здравоохранения с привлечением соответствующих врачей-специалистов, оформленному в виде протокола, его здоровью не будет причинен значительный вред.

3.Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) не допускается у живого лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга) или признанного в установленном законом порядке недееспособным.

4.Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) допускается у живого донора при наличии его информированного добровольного согласия.

5.Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека допускается при наличии информированного добровольного согласия совершеннолетнего дееспособного реципиента, а в отношении несовершеннолетнего реципиента, а также в отношении реципиента, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если он по своему состоянию не способен дать информированное добровольное согласие, -при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя, данного в порядке, установленном уполномоченным республиканским органом исполнительной власти.

6.Совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем учреждения здравоохранения либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

7..В случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного умершего право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) имеют супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии -один из близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка).

8.В случае смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании согласия одного из родителей или законного представителя.

9.Информация о наличии волеизъявления гражданина, указанного в части 6 настоящей статьи, иных лиц в случаях, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи, выраженного в устной или письменной форме, заверенной в порядке, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, вносится в медицинскую документацию гражданина.

10.Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке поставлена в известность о том, что данное лицо при жизни, либо иные лица в случаях, указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи, заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей после смерти для трансплантации (пересадки).

11.Органы и ткани для трансплантации (пересадки) могут быть изъяты у трупа после констатации смерти в соответствии со статьей 69 настоящего Закона.

12.В случае необходимости проведения судебно-медицинской экспертизы разрешение на изъятие органов и тканей у трупа для трансплантации (пересадки) должно быть дано судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора.

13.Не допускается принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации (пересадки).

14.В Донецкой Народной Республике осуществляется учет донорских органов и тканей, а также лиц, нуждающихся в лечении методом трансплантации (пересадки) органов и тканей.

15.Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка) осуществляются в соответствии с отдельным законодательством Донецкой Народной Республики.

Международные официальные документы содержат положения, запрещающие коммерциализацию трансплантации. "Осуждается покупку и продажу человеческих органов для трансплантации" - провозглашает Декларация о трансплантации человеческих органов, принятая тридцать девятой Всемирной медицинской ассамблеей 1 987 p., Дополнительный протокол к Конвенции о правах человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человека, ETS № 186 от 24 Январь 2002 также запрещает получение финансовой выгоды в процессе трансплантации: "Тело человека и его части не должны использоваться для получения финансовой выгоды или получения сравнительных преимуществ... Торговля органами и тканями запрещена".

В общем смысле правилом должно быть положение, согласно которому отношения между пациентом и врачом в трансплантологии регламентируются конституционными нормами и нормами принятых на их основе нормативных актов, предусматривающих бесплатность для пациента предоставления трансплантологической медицинской помощи.

Социально-экономические и общественно-политические изменения обусловливают необходимость пристального внимания к проблемам прав и законных интересов пациентов при осуществлении лечения с помощью трансплантации. У большинства людей повысился уровень правовых знаний относительно их прав при осуществлении лечения. В связи с этим начальные знания, а на их основе уважение и соблюдение прав и законных интересов пациентов - требование времени как для медицинских работников, так и для юристов, специализирующихся в области медицинского права.

Принцип соблюдения очередности согласно "лист ожидания" приобретает повышенную актуальность в связи с постоянным дефицитом донорских органов, расслоением населения по уровню доходов и, соответственно, по уровню доступности медицинской помощи. "Лист ожидания" является официальным списком очередности реципиентов, которые ждут подходящего для них органа или ткани. Это характерная особенность трансплантации по сравнению с другими видами медицинских вмешательств. Спрос на донорские органы всегда превышал их предложение. Эта суровая реальность, констатируется в "листе ожидания", должна быть учтена при осуществлении правового регулирования медицинской деятельности. Один из руководящих принципов Всемирной Организации Здравоохранения по трансплантации человеческих органов формулируется следующим образом: "в свете принципов справедливого и равноправного распределения органов-трансплантантов следует обеспечить их доступность для пациентов только по медицинским показаниям, а не по финансовым и другими соображениями". Реализация этого принципа находит свое отражение в статье 3 Дополнительного протокола к Конвенции о правах человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человека, ETS №186 от 24 января 2002 года, в соответствии с которой органы и ткани распределяются только среди пациентов из официального письма ожидания согласно прозрачным, объективным и должным образом подтвержденным правилам и медицинским показаниям.

Практика лечения, так называемых коммерческих больных, когда последние путем внесения денежных сумм за предоставление платных медицинских услуг в виде трансплантации получают необходимый трансплантат вне официальной очереди, не должна распространяться. Необходимость такого подхода объясняется:

- конституционно определенным принципом бесплатности медицинской помощи, не имеет ограничений в зависимости от материального или иного статуса человека;

- трансплантация применяется как крайнее средство лечения, когда все другие методы лечения неэффективны;

- в основе предоставления возможности получить необходимый орган или ткань должно находиться правило социальной справедливости.

 

32. Основные проблемы и пути их решения в сфере трансплантологии.

В области трансплантологии существует ряд этико-правовых проблем: проблемы, связанные с ключевыми этапами технологии трансплантации - констатацией смерти человека, изъятием (забор) органов и/ или тканей, распределением органов и/ или тканей между реципиентами, коммерциализацией трансплантологии.

Пересадка органа от живого донора сопряжена с причинением вреда его здоровью. В трансплантологии соблюдение этического принципа «не навреди» в случаях, когда донором является живой человек, оказывается практически невозможным. Врач оказывается перед противоречием между моральными принципами «не навреди» и «твори благо». С одной стороны, пересадка органа (например, почки) - это спасение жизни человеку (реципиенту), т.е. является благом для него. С другой стороны, здоровью живого донора данного органа причиняется значительный вред, т.е. нарушается принцип «не навреди», причиняется зло. Поэтому, в случаях живого донорства речь всегда идет о степени получаемой пользы и степени причиняемого вреда, и всегда действует правило: получаемая польза должна превышать причиняемый вред.

Проблема дефицита донорских органов решается различными путями: идет пропаганда пожертвования органов после смерти человека с прижизненным оформлением согласия на это, создаются искусственные органы, разрабатываются методы получения донорских органов от животных, путем культивирования соматических стволовых клеток с последующим получением определенных типов тканей, создания искусственных органов на основе достижений биоэлектроники и нанотехнологий.

Наибольшие проблемы возникают в области решения научно-медицинских проблем, связанных с опасностью переноса в организм человека различных инфекций, вирусов и иммунологической несовместимостью органов и тканей животных с организмом человека. В последние годы на первый план в качестве доноров для ксенотрансплантации вышли свиньи, которые имеют наиболее близкий человеку набор хромосом, строение внутренних органов, быстро и активно размножаются, давно являются домашними животными. Успехи в области генной инженерии позволили получить разновидность трансгенных свиней, имеющих в своем геноме ген человека, что должно снизить вероятность иммунологического отторжения пересаженных от свиньи человеку органов.

Проблема распределения донорских органов актуальна во всем мире и существует как проблема дефицита донорских органов. Распределение донорских органов в соответствии с принципом справедливости решается путем включения реципиентов в трансплантологическую программу, основанную на практике «листов ожидания». «Листы ожидания» представляют собой списки пациентов, которым необходима пересадка того или иного органа с указанием особенностей состояния его здоровья. Проблема заключается в том, что пациент, даже в очень тяжелом состоянии, может находиться на первом месте в этом списке и так и не дождаться спасительной для него операции. Это связано с тем, что из имеющегося объема донорских органов очень трудно подобрать подходящий данному пациенту орган в связи с иммунологической несовместимостью. Эта проблема в определенной степени решается путем совершенствования методов иммуносупрессорной терапии, но все еще остается очень актуальной.

Обеспечение равных прав пациентов происходит благодаря следованию следующим правилам: выбор реципиента осуществляется только в соответствии с медицинскими показаниями, учитывающими тяжесть состояния пациента, его иммунологические и генетические характеристики; приоритет донорских органов не должен определяться выявлением преимуществ отдельных групп и специальным финансированием.

Этические проблемы, связанные с коммерциализацией трансплантологии связаны с тем, что человеческие органы становятся товаром, а в условиях всеобщего дефицита донорских органов - дефицитным и очень дорогим товаром.

Коммерциализация противоречит высочайшей гуманистической идее трансплантологии: смерть служит продлению жизни.

При решении этих проблем особое значение приобретает соблюдение этических принципов информированного добровольного согласия, не причинения вреда и социальной справедливости. Эти принципы положены в основу всех международных и национальных этико-правовых документов, регулирующих деятельность медицинских работников в области трансплантации органов и тканей человека.

Проблемы трансплантологии в религиозном аспекте. Русская Православная Церковь в «Основах социальной концепции» отметила, что «современная трансплантология … позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были обречены на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность. Вместе с тем, развитие данной области медицины, увеличивая потребность в необходимых органах, порождает определенные нравственные проблемы и может представлять опасность для общества. …Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. …».

Большинство западных христианских богословов являются сторонниками трансплантации и позитивно оценивают факт изъятия и переноса органа умершего в тело живого человека. Римско-католическая церковь считает, что донорство в трансплантологии -- это акт милосердия и нравственный долг. Католическая Хартия работников здравоохранения оценивает трансплантологию как «служение жизни», в котором происходит «приношение части себя, своей крови и плоти, дабы продолжали жизнь и другие». Католицизм допускает пересадку органов и переливание крови в том случае, если нет альтернативных средств лечения для сохранения жизни пациента. Донорство допускается только на добровольной основе. Протестантские богословы признают законность существования человека, получившего орган от другого, однако продажа органов считается аморальной.

В иудаизме к телу человека относятся с большим уважением даже после его смерти. Тело умершего человека нельзя вскрывать. Брать органы для трансплантации можно только при условии, что человек сам перед смертью разрешил это и семья при этом не возражает. При заборе органов особое внимание должно уделяться тому, чтобы тело донора не было изуродовано. Ортодоксальные иудеи могут отказаться от пересадки органов или переливания крови, если процедура не будет освящена раввином. Иудаизм допускает пересадку органов, если речь идет о спасении человеческой жизни.

В буддизме пересадка органов считается возможной только от живого донора при условии, что это было даром больному.

Совет Исламской академии правоведения на своей 4-й сессии в 1988 г. принял Постановление №26 (1/4) по проблемам трансплантации органов живого и умершего человека.

В нем сказано, что трансплантация органа человека с одного места его тела на другое разрешается в случае, если ожидаемая польза от операции очевидным образом перевешивает возможный вред и если целью операции является восстановление утраченного органа, восстановление его формы или естественной функции, устранение его дефекта или обезображенности, которые приносят человеку физические или нравственные страдания.

Шариат запрещает трансплантацию жизненно важных органов живого человека, а также органов, пересадка которых влечет ухудшение жизненно важных функций, хотя и не грозит летальным исходом. Трансплантация органов и переливание крови возможно только от живых доноров, исповедующих ислам и давших на это согласие. Допускается трансплантация от человека с церебральной смертью, которому искусственно поддерживается дыхание и кровообращение.

Трансплантация органов от трупа разрешается при условии, что от этого зависит жизнь или одна из жизненно важных функций организма, и сам донор при жизни или его родственники после смерти выразили согласие на трансплантацию органа.

В случае, если личность умершего не поддается идентификации или не установлены наследники, то согласие на трансплантацию дает полномочный глава мусульман. Таким образом, Шариатом закрепляется принцип презумпции несогласия. трансплантация человеческий орган

В исламе категорически запрещена трансплантация органов на коммерческой основе. Трансплантация органов допустима только под контролем уполномоченного на это специализированного учреждения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...