Понятие о профессиографии. Психограмма и профессиограмма
Профессиография представляет собой объективное исследование, направленное на раскрытие всей сложности профессии, выявление ее структурных и содержательных особенностей, установление всего многообразия взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающий трудовой процесс. Главную часть профессиограммы составляет психограмма — полное описание собственно психологических характеристик деятельности, совокупность психофизиологических и личностных качеств, являющихся для неё профессионально важными. Профессиокарта представляет собой краткое описание характера деятельности работника, результатов его труда и их значения для людей. Профессиокарта содержит следующие элементы: · официальное название описываемой профессии; · описание результатов труда и их значения для людей; · описание трудовых действий и основных личностных качеств, требуемых для профессии; · описание предметных и социальных условий труда; · указание на возможные пути обучения. Профессиокарта используется специалистами для общей ориентировки в профессии. Психологические тесты позволяют определить с большой долей вероятности неудачи в профессиональной деятельности, чётко определяя нижнюю границу способностей. Успех в профессиональной деятельности зависит и от ряда других факторов. Таблица 1. Факторы успешности в профессиональной деятельности
Методы психологической диагностики
Тестовые методики ненадежны, поэтому необходимо применять батареи методик. Проанализируем основные группы методик, которые применяются в психологической диагностике. 1. Экспресс-диагностика (опросник Айзенка EPI; методика Шмишека—Леонгарда; опросник Голланда; тест Лири, КОТ, цветовой тест Люшера и др.). Данные тесты компактны, просты в исполнении, позволяют определить группы риска. Однако они не могут указать на профессиональную непригодность респондентов. 2. Методы углубленной диагностики (CPI; MMPI; тест Кеттела (интеллектуальный); методика Ровена; тест Гилфорда и др.). Особенности данных методик: максимальная валидность и надёжность, универсальность и многофакторность. Недостатки методик: не отражают профессиональную непригодность работника; требуют продолжительного времени тестирования. 3. Глубинные методы диагностики (выявление мотивации человека, в том числе и скрытой; проективные тесты (Hand-тест), методы экспериментальной психосемантики и др.). Данные методики требуют высокого уровня подготовки пользователя. Психофизиология профориентации, профессионального отбора и профпригодности. Психофизилогоческие компоненты работоспособности Тезисы В чем суть профориентационной работы? Каковы основные направления профессиональной ориентации? Чем характеризуется профессиональная пригодность? В чем заключаются психофизиологические компоненты профотбора и профпригодности? Каковы особенности психофизиологии работоспособности?
Понятие о профориентации Профессиональная ориентация (профориентация или ориентация на профессию) — процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией. Профессиональная ориентация — комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. Профориентационная работа со взрослым населением в России только начинает складываться в единую систему, так как вся предшествующая система профориентации развивалась под влиянием задач профессионального обучения и воспитания молодежи. В новых условиях требуется иной подход к вопросам профориентации. Основные ее задачи — помочь каждому человеку найти свое место в жизни, отвечающее его психофизиологическим данным, способностям, призванию и в то же время потребностям общественного производства. Профориентационная работа может быть ориентирована: на конкретную организацию; на трудовую деятельность; на рабочую специальность. Здесь главными заинтересованными лицами выступают специальные учебные заведения и предприятия, т.е. те организации, где осуществляется профессиональная подготовка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|