Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
Заполните в тетради таблицы «Принципы классификации антибиотиков», «Механизмы развития приобретённой лекарственной устойчивости к антибиотикам». Перечислите принципы рациональной антибиотикотерапии и осложнения и побочные эффекты антибиотикотерапии. Принципы классификации антибиотиков
Механизмы развития приобретённой лекарственной устойчивости
Самостоятельная работа студента на практическом занятии 1. Знакомство с образцами химиотерапевтических препаратов и антибиотиков. Изучите химиотерапевтические препараты и антибиотики, имеющиеся в наборе. В отношении каждого препарата определите: происхождение (из грибов, из актиномицетов, из животных тканей, из бактерий, полусинтетический, синтетический), спектр действия (антибактериальный, противогрибковый, противовирусный), в каких единицах дозируется. Запишите в тетрадь. 2. Определение чувствительности стафилококка к пенициллину методом серийных разведений. Цель опыта: по готовому посеву определить бактериостатическую концентрацию антибиотика; рассказать, что необходимо сделать для определения бактерицидной концентрации препарата. Материал: готовый посев. Ход опыта: описать. Результат: определить и записать в виде таблицы. Вывод: сформулировать. 3. Определение лекарственной устойчивости микроорганизмов методом стандартных дисков.
Цель опыта: определить лекарственную устойчивость культур кишечной палочки и стафилококка с помощью стандартных дисков; определить, в каких случаях устойчивость является природной, а в каких - приобретённой. Материал: культуры кишечной палочки, стафилококка 209 Р, свежевыделенного от больного стафилококка. Ход опыта: описать. Результат: на следующем занятии измерить зоны отсутствия роста вокруг дисков, по таблице определите степень чувствительности микробов к каждому антибиотику. Запишите в тетрадь. Вывод: сформулируйте в соответствии с поставленной целью. 4. Бактериофагия. а) Ознакомьтесь с результатами действия бактериофага на бактерии по готовым посевам в жидкой и плотной питательной среде и обратите внимание на «стерильные пятна» - колонии бактериофага. б) Определение титра бактериофага (учёт результатов демонстрационных посевов): по Аппельману (в жидкой питательной среде) – определите титр бактериофага, составьте таблицу; по Грациа (в плотной питательной среде) – сосчитайте стерильные пятна на чашке и с учётом разведения бактериофага определите титр. Вывод: дайте оценку пригодности бактериофага по титру для практического применения. в) Деловая игра – методика получения бактериофага. Продумайте последовательность действий, способы и необходимое оснащение для получения 100 литров дизентерийного бактериофага с титром 10-9. Каждый студент участвует в деловой игре, продумав и рассказав ход определённого этапа работы. г) Ознакомьтесь с набором бактериофагов и определите, с какой целью и каким способом применяется каждый препарат. ЗАНЯТИЕ 12 АНТИБИОТИКИ (ОКОНЧАНИЕ). ГЕНЕТИКА МИКРОБОВ, Способность микроорганизмов изменять свои свойства имеет непосредственное отношение к практической медицине, так как может оказать влияние на результаты лечения, диагностики и профилактики инфекционных заболеваний. В последние годы основные достижения генетики получены на модели микроорганизмов. Возникли новые научные направления – молекулярная генетика и генетическая инженерия. Развитие этих направлений позволило изучить тонкую структуру гена и обеспечивает возможность получения организмов с запланированными свойствами, лечения наследственных заболеваний человека и получение антибиотиков, гормонов, антител и других биологических веществ промышленным путём (биотехнология).
Цель самоподготовки После самостоятельного изучения темы студент должен знать: - структуру и особенности генома микроорганизмов; - формы изменчивости микроорганизмов, условия, вызывающие изменение их свойств; - внехромосомные генетические факторы, их свойства и роль в изменчивости микроорганизмов; - значение изменчивости микроорганизмов для практической медицины.
Исходный уровень знаний Для усвоения материала темы необходимо знать основные законы генетики, тонкую структуру генов и механизмы, обеспечивающие их функционирование, а также нарушение функции генов в результате мутаций (биология); структуру и функции нуклеиновых кислот, ферменты, участвующие в реализации генетической информации (биохимия). Цель занятия 1. Ознакомиться с особенностями генома бактериальной клетки, видами и формами изменчивости микроорганизмов. 2. Ознакомиться с практическим применением достижений генной инженерии.
План изучения темы 1. История развития учения о генетике микроорганизмов. 2. Формы изменчивости микроорганизмов. 3. Значение изменчивости микроорганизмов для теории и практики медицины. После изучения темы студент должен уметь 1. Выявить проявления фенотипической изменчивости (модификации) у бактерий. 2. Интерпретировать результаты опытов по получению фено- и генотипической изменчивости у бактерий. 3. Учесть и оценить результаты ПЦР.
Дополнительная литература 1. Быков А.С. Атлас по медицинской микробиологии и иммуноло- 2. Гетерогенность микробных популяций / В.В. Бельский, П.В. Калуцкий, В.В. Киселева, Е.В. Шаталова, Л.М. Закарян. – М.: МИА, 2008.
3. Елинов Н.П. Основы биотехнологии / Н.П. Елинов. - СПб.: Наука, 1995. 4. Егорова Т.А. Основы биотехнологии / Т.А. Егорова, С.М. Клунова, Е.А. Живухина. – М.: Academia, 2005. 5. Елдышев Ю.Н. Современная биотехнология / Ю.Н. Елдышев. - М.: Гайдекс Ко, 2004. 6. Захаров И.А. Курс генетики микроорганизмов: учеб. пособие для студентов биол. специальностей ун-тов / И.А. Захаров. - Минск, 1978. 7. Коротяев А.И. Медицинская микpобиология, иммунология и виpусология: учеб. для мед. вузов / А.И. Коротяев, С.А. Бабичев; под pед. А.И. Коpотяева. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2002. 8. Коротяев А.И. Молекулярная биология и медицина / А.И. Коротяев, Н.Н. Лищенко. - М.: Медицина, 1987. 9. Медицинская микробиология: учеб. пособие / под ред. А.М. Королюка, В.Б. Сбойчакова. – СПб., 1999. 10. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учеб. для студентов мед. вузов / под ред. А.А. Воробьева. - М.: МИА, 2004. 11. Пехов А.П. Генетика бактерий / А.П. Пехов. - М.: Медицина, 1984. 12. Рыбчин В.Н. Основы генетической инженерии: учеб. пособие для вузов / В.Н. Рыбчин. - Минск: Высш. шк., 1986. 13. Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия / С.Н. Щелкунов. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004.
Дополнительный материал к занятию
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|