Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для выполнения в процессе самоподготовки.




Заполните в тетради таблицы «Принципы классификации антибиотиков», «Механизмы развития приобретённой лекарственной устойчивости к антибиотикам». Перечислите принципы рациональной антибиотикотерапии и осложнения и побочные эффекты антибиотикотерапии.


Принципы классификации антибиотиков

Классификация Примеры
По происхождению
1.    
2…    
По способу получения
1.    
2…    
По спектру действия
1.    
2…    
По эффекту действия на бактериальную клетку
1.    
2…    
По механизму действия (мишени)
1.    
2…    

 

Механизмы развития приобретённой лекарственной устойчивости
к антибиотикам

Генетические Фенотипические (биохимические)
   

Самостоятельная работа студента на практическом занятии

1. Знакомство с образцами химиотерапевтических препаратов и антибиотиков. Изучите химиотерапевтические препараты и антибиотики, имеющиеся в наборе. В отношении каждого препарата определите: происхождение (из грибов, из актиномицетов, из животных тканей, из бактерий, полусинтетический, синтетический), спектр действия (антибактериальный, противогрибковый, противовирусный), в каких единицах дозируется. Запишите в тетрадь.

2. Определение чувствительности стафилококка к пенициллину методом серийных разведений.

Цель опыта: по готовому посеву определить бактериостатическую концентрацию антибиотика; рассказать, что необходимо сделать для определения бактерицидной концентрации препарата.

Материал: готовый посев.

Ход опыта: описать.

Результат: определить и записать в виде таблицы.

Вывод: сформулировать.

3. Определение лекарственной устойчивости микроорганизмов методом стандартных дисков.

Цель опыта: определить лекарственную устойчивость культур кишечной палочки и стафилококка с помощью стандартных дисков; определить, в каких случаях устойчивость является природной, а в каких - приобретённой.

Материал: культуры кишечной палочки, стафилококка 209 Р, свежевыделенного от больного стафилококка.

Ход опыта: описать.

Результат: на следующем занятии измерить зоны отсутствия роста вокруг дисков, по таблице определите степень чувствительности микробов к каждому антибиотику. Запишите в тетрадь.

Вывод: сформулируйте в соответствии с поставленной целью.

4. Бактериофагия.

а) Ознакомьтесь с результатами действия бактериофага на бактерии по готовым посевам в жидкой и плотной питательной среде и обратите внимание на «стерильные пятна» - колонии бактериофага.

б) Определение титра бактериофага (учёт результатов демонстрационных посевов):

по Аппельману (в жидкой питательной среде) – определите титр бактериофага, составьте таблицу;

по Грациа (в плотной питательной среде) – сосчитайте стерильные пятна на чашке и с учётом разведения бактериофага определите титр.

Вывод: дайте оценку пригодности бактериофага по титру для практического применения.

в) Деловая игра – методика получения бактериофага. Продумайте последовательность действий, способы и необходимое оснащение для получения 100 литров дизентерийного бактериофага с титром 10-9. Каждый студент участвует в деловой игре, продумав и рассказав ход определённого этапа работы.

г) Ознакомьтесь с набором бактериофагов и определите, с какой целью и каким способом применяется каждый препарат.

ЗАНЯТИЕ 12

АНТИБИОТИКИ (ОКОНЧАНИЕ). ГЕНЕТИКА МИКРОБОВ,
ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ, БИОТЕХНОЛОГИЯ

Способность микроорганизмов изменять свои свойства имеет непосредственное отношение к практической медицине, так как может оказать влияние на результаты лечения, диагностики и профилактики инфекционных заболеваний. В последние годы основные достижения генетики получены на модели микроорганизмов. Возникли новые научные направления – молекулярная генетика и генетическая инженерия. Развитие этих направлений позволило изучить тонкую структуру гена и обеспечивает возможность получения организмов с запланированными свойствами, лечения наследственных заболеваний человека и получение антибиотиков, гормонов, антител и других биологических веществ промышленным путём (биотехнология).

Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

- структуру и особенности генома микроорганизмов;

- формы изменчивости микроорганизмов, условия, вызывающие изменение их свойств;

- внехромосомные генетические факторы, их свойства и роль в изменчивости микроорганизмов;

- значение изменчивости микроорганизмов для практической медицины.

 

Исходный уровень знаний

Для усвоения материала темы необходимо знать основные законы генетики, тонкую структуру генов и механизмы, обеспечивающие их функционирование, а также нарушение функции генов в результате мутаций (биология); структуру и функции нуклеиновых кислот, ферменты, участвующие в реализации генетической информации (биохимия).

Цель занятия

1. Ознакомиться с особенностями генома бактериальной клетки, видами и формами изменчивости микроорганизмов.

2. Ознакомиться с практическим применением достижений генной инженерии.

 

План изучения темы

1. История развития учения о генетике микроорганизмов.

2. Формы изменчивости микроорганизмов.

3. Значение изменчивости микроорганизмов для теории и практики медицины.

После изучения темы студент должен уметь

1. Выявить проявления фенотипической изменчивости (модификации) у бактерий.

2. Интерпретировать результаты опытов по получению фено- и генотипической изменчивости у бактерий.

3. Учесть и оценить результаты ПЦР.

 

Дополнительная литература

1. Быков А.С. Атлас по медицинской микробиологии и иммуноло-
гии / А.С. Быков, А.А. Воробьев, В.В. Зверев. - М.: МИА, 2007.

2. Гетерогенность микробных популяций / В.В. Бельский, П.В. Калуцкий, В.В. Киселева, Е.В. Шаталова, Л.М. Закарян. – М.: МИА, 2008.

3. Елинов Н.П. Основы биотехнологии / Н.П. Елинов. - СПб.: Наука, 1995.

4. Егорова Т.А. Основы биотехнологии / Т.А. Егорова, С.М. Клунова, Е.А. Живухина. – М.: Academia, 2005.

5. Елдышев Ю.Н. Современная биотехнология / Ю.Н. Елдышев. - М.: Гайдекс Ко, 2004.

6. Захаров И.А. Курс генетики микроорганизмов: учеб. пособие для студентов биол. специальностей ун-тов / И.А. Захаров. - Минск, 1978.

7. Коротяев А.И. Медицинская микpобиология, иммунология и виpусология: учеб. для мед. вузов / А.И. Коротяев, С.А. Бабичев; под pед. А.И. Коpотяева. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2002.

8. Коротяев А.И. Молекулярная биология и медицина / А.И. Коротяев, Н.Н. Лищенко. - М.: Медицина, 1987.

9. Медицинская микробиология: учеб. пособие / под ред. А.М. Королюка, В.Б. Сбойчакова. – СПб., 1999.

10. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учеб. для студентов мед. вузов / под ред. А.А. Воробьева. - М.: МИА, 2004.

11. Пехов А.П. Генетика бактерий / А.П. Пехов. - М.: Медицина, 1984.

12. Рыбчин В.Н. Основы генетической инженерии: учеб. пособие для вузов / В.Н. Рыбчин. - Минск: Высш. шк., 1986.

13. Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия / С.Н. Щелкунов. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004.

 

Дополнительный материал к занятию

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...