Исследование работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников
2.1 Этапы, методы и методики исследования
Целью нашей работы является: исследовать работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников. В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза: воспитанию самостоятельности у старших дошкольников способствует целенаправленная работа педагога. Исследование проводилось среди старших дошкольников МДОУ ЦРР №456 г. Челябинска в количестве 24 человек. На первом этапе была проведена диагностика уровня самостоятельности у дошкольников. Для этого использовались 4 серии наблюдений и методика «Конструирование» С. Забрамной. На втором этапе исследования была разработана и реализована программа воспитания самостоятельности у старших дошкольников в ДОУ. На третьем этапе эксперимента проведена повторная диагностика уровня самостоятельности у дошкольников. Затем осуществлялось сравнение показателей констатирующего и контрольного экспериментов. Нами были определены задачи экспериментальной части исследования: 1) подобрать диагностический материал и оборудование; 2) провести диагностику уровня сформированности здорового образа жизни у дошкольников; ) разработать программу воспитания самостоятельности старших дошкольников в ДОУ. Эксперимент включал 4 серии наблюдений: В первой серии наблюдений выявлялся уровень самостоятельности старших дошкольников в процессе игры. Наблюдения за игровой деятельностью велись в основном на материале тех игр, которые дети организовывали сами. Вторая серия наблюдений была посвящена выявлению степени самостоятельности у детей на занятиях по продуктивной деятельности - аппликации. Детям предлагается вырезать и наклеить в подарок для друга - «Разноцветные шары», мы выявляем умение детей вырезать предметы круглой формы из квадрата, овальной из прямоугольника, знание формы и цвета предметов. Перед выполнением задания предлагаем детям рассмотреть воздушные шары, подобрать соответствующие цвета бумаги. Уточняем форму шаров, и из каких форм и как можно вырезать круглые и овальные предметы. Предлагаем показать движением руки, как выполняется данная работа (срезание уголков).
В третьей серии наблюденийизучались проявления самостоятельности детей при самообслуживании. В четвертой серии наблюдений изучались восприимчивость к правилам и нормам, культура поведения, эмоциональная устойчивость. Для наблюдения были использованы виды самостоятельности, выделенные З.И. Власовой: бытовая, поведенческая, коммуникативная, познавательная. Каждый вид самостоятельности, в свою очередь, имеет определенные показатели. По каждому пункту наблюдатель проставляет баллы: балл - наличие показателя. баллов - отсутствие показателя. I. Бытовая самостоятельность: . Проявляет стремление к самостоятельности во всех бытовых ситуациях. . При приеме пищи садится за стол, использует по назначению столовые и чайные приборы. . Ест аккуратно, не обливаясь, пользуется салфеткой. . Моет руки перед едой и вытирает своим полотенцем. . Проявляет самостоятельность при раздевании и одевании. Знает последовательность использования предметов одежды. . В редких случаях нуждается в помощи взрослого (завязать шнурки, застегнуть молнию, пуговицы и пр.). . Самостоятельно натягивает носочки, шапку, обувь. . Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. . Убирает игрушки на место (без напоминания). . Контролирует свои физиологические потребности. . Дает себе положительную оценку: «хороший», «красивый», «большой» и т.п. II. Поведенческая самостоятельность:
. Бытовая независимость от взрослого. . Восприимчивость к морально-нравственным нормам и правилам. . Сознательность и дисциплинированность по отношению к общественно значимым видам деятельности, чувство долга и ответственности. . Соблюдение требований распорядка деятельности в учреждении, культура поведения. . Эмоциональная устойчивость. III. Познавательная самостоятельность: . Овладение сложившейся системой знаний, умений и навыков. . Активное воспроизведение ранее изученных знаний. . Интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников. . Самостоятельный поиск, воображение и эмоции. IV. Коммуникативная самостоятельность: . Вести диалог с воспитателем, с товарищами. . Принимать участие в совместной деятельности. . Устанавливать контакты с целью выполнения какого-либо задания. 0-10 баллов - низкий уровень самостоятельности: дети проявляют поверхностный интерес к деятельности, инициативность не проявляют. Восприимчивость к новому слабая. При самостоятельной работе замысел неустойчив, может несколько раз меняться в ходе выполнения действия. -16 баллов - средний уровень: дети отличаются неустойчивым интересом деятельности. У них отмечается достаточная степень овладения различными умениями и навыками самостоятельной работы. При выполнении задания часто обращаются за помощью к взрослому для того, чтобы утвердиться в оценке правильности выполнения задания. Способны осуществлять самоконтроль своей деятельности и оценивать ее результаты только с помощью взрослого. -20 высокий уровень: дети проявляют устойчивый интерес к самостоятельной деятельности. Высокая степень овладения различными умениями и навыками работы. В ходе самостоятельной деятельности проявляют настойчивость в любых условиях. Способны к самоконтролю и критической оценке своей деятельности, стремятся улучшить конечные результаты, обнаруживают способность к внесению элементов новизны и оригинальности. Каждому виду самостоятельности присваиваются баллы, далее вычисляется среднее значение - общий уровень самостоятельности. Методика «Конструирование» С. Забрамной. Цель: выявление умения ребёнка создавать конструкции из пяти элементов по образцу. Стимульный материал: 10 плоских палочек одного цвета.
Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу. Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, отношение к результату. балл (очень низкий) - не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно. балла (низкий) - принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую-либо постройку, но данный образец не строит.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|