Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников




 

    2.1 Этапы, методы и методики исследования

 

Целью нашей работы является: исследовать работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.

В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза: воспитанию самостоятельности у старших дошкольников способствует целенаправленная работа педагога.

Исследование проводилось среди старших дошкольников МДОУ ЦРР №456 г. Челябинска в количестве 24 человек.

На первом этапе была проведена диагностика уровня самостоятельности у дошкольников. Для этого использовались 4 серии наблюдений и методика «Конструирование» С. Забрамной.

На втором этапе исследования была разработана и реализована программа воспитания самостоятельности у старших дошкольников в ДОУ.

На третьем этапе эксперимента проведена повторная диагностика уровня самостоятельности у дошкольников. Затем осуществлялось сравнение показателей констатирующего и контрольного экспериментов.

Нами были определены задачи экспериментальной части исследования:

1) подобрать диагностический материал и оборудование;

2) провести диагностику уровня сформированности здорового образа жизни у дошкольников;

) разработать программу воспитания самостоятельности старших дошкольников в ДОУ.

Эксперимент включал 4 серии наблюдений:

В первой серии наблюдений выявлялся уровень самостоятельности старших дошкольников в процессе игры. Наблюдения за игровой деятельностью велись в основном на материале тех игр, которые дети организовывали сами.

Вторая серия наблюдений была посвящена выявлению степени самостоятельности у детей на занятиях по продуктивной деятельности - аппликации. Детям предлагается вырезать и наклеить в подарок для друга - «Разноцветные шары», мы выявляем умение детей вырезать предметы круглой формы из квадрата, овальной из прямоугольника, знание формы и цвета предметов. Перед выполнением задания предлагаем детям рассмотреть воздушные шары, подобрать соответствующие цвета бумаги. Уточняем форму шаров, и из каких форм и как можно вырезать круглые и овальные предметы. Предлагаем показать движением руки, как выполняется данная работа (срезание уголков).

В третьей серии наблюденийизучались проявления самостоятельности детей при самообслуживании.

В четвертой серии наблюдений изучались восприимчивость к правилам и нормам, культура поведения, эмоциональная устойчивость.

Для наблюдения были использованы виды самостоятельности, выделенные З.И. Власовой: бытовая, поведенческая, коммуникативная, познавательная. Каждый вид самостоятельности, в свою очередь, имеет определенные показатели.

По каждому пункту наблюдатель проставляет баллы:

балл - наличие показателя.

баллов - отсутствие показателя.

I. Бытовая самостоятельность:

. Проявляет стремление к самостоятельности во всех бытовых ситуациях.

. При приеме пищи садится за стол, использует по назначению столовые и чайные приборы.

. Ест аккуратно, не обливаясь, пользуется салфеткой.

. Моет руки перед едой и вытирает своим полотенцем.

. Проявляет самостоятельность при раздевании и одевании. Знает последовательность использования предметов одежды.

. В редких случаях нуждается в помощи взрослого (завязать шнурки, застегнуть молнию, пуговицы и пр.).

. Самостоятельно натягивает носочки, шапку, обувь.

. Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.

. Убирает игрушки на место (без напоминания).

. Контролирует свои физиологические потребности.

. Дает себе положительную оценку: «хороший», «красивый», «большой» и т.п.

II. Поведенческая самостоятельность:

. Бытовая независимость от взрослого.

. Восприимчивость к морально-нравственным нормам и правилам.

. Сознательность и дисциплинированность по отношению к общественно значимым видам деятельности, чувство долга и ответственности.

. Соблюдение требований распорядка деятельности в учреждении, культура поведения.

. Эмоциональная устойчивость.

III. Познавательная самостоятельность:

. Овладение сложившейся системой знаний, умений и навыков.

. Активное воспроизведение ранее изученных знаний.

. Интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников.

. Самостоятельный поиск, воображение и эмоции.

IV. Коммуникативная самостоятельность:

. Вести диалог с воспитателем, с товарищами.

. Принимать участие в совместной деятельности.

. Устанавливать контакты с целью выполнения какого-либо задания.

0-10 баллов - низкий уровень самостоятельности: дети проявляют поверхностный интерес к деятельности, инициативность не проявляют. Восприимчивость к новому слабая. При самостоятельной работе замысел неустойчив, может несколько раз меняться в ходе выполнения действия.

-16 баллов - средний уровень: дети отличаются неустойчивым интересом деятельности. У них отмечается достаточная степень овладения различными умениями и навыками самостоятельной работы. При выполнении задания часто обращаются за помощью к взрослому для того, чтобы утвердиться в оценке правильности выполнения задания. Способны осуществлять самоконтроль своей деятельности и оценивать ее результаты только с помощью взрослого.

-20 высокий уровень: дети проявляют устойчивый интерес к самостоятельной деятельности. Высокая степень овладения различными умениями и навыками работы. В ходе самостоятельной деятельности проявляют настойчивость в любых условиях. Способны к самоконтролю и критической оценке своей деятельности, стремятся улучшить конечные результаты, обнаруживают способность к внесению элементов новизны и оригинальности.

Каждому виду самостоятельности присваиваются баллы, далее вычисляется среднее значение - общий уровень самостоятельности.

Методика «Конструирование» С. Забрамной.

Цель: выявление умения ребёнка создавать конструкции из пяти элементов по образцу. Стимульный материал: 10 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, отношение к результату.

балл (очень низкий) - не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно.

балла (низкий) - принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую-либо постройку, но данный образец не строит.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...