балла (высокий) - принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Исследование проводилось среди дошкольников МДОУ ЦРР №456 г. Челябинска в количестве 24 человек. После проведения с испытуемыми всех запланированных наблюдений нами были получены следующие результаты (Приложение 1). Распределение результатов по уровням самостоятельности в результате наблюдений представлено в таблице 1.
Таблица 1. Показатели самостоятельности у старших дошкольников
Анализ данных, представленных в табл. 1 показывает, что у 54% дошкольников отмечен низкий уровень самостоятельности. Эти дошкольники проявляют поверхностный интерес к деятельности, инициативность не проявляют. Восприимчивость к новому слабая. При самостоятельной работе замысел неустойчив, может несколько раз меняться в ходе выполнения действия. Средний уровень самостоятельности был отмечен у 33% дошкольников. Эти дошкольники отличаются неустойчивым интересом деятельности. У них отмечается достаточная степень овладения различными умениями и навыками самостоятельной работы. При выполнении задания часто обращаются за помощью к взрослому для того, чтобы утвердиться в оценке правильности выполнения задания. Способны осуществлять самоконтроль своей деятельности и оценивать ее результаты только с помощью взрослого. Высокий уровень самостоятельности отметили 13% дошкольников. Эти дошкольники проявляют устойчивый интерес к самостоятельной деятельности. Высокая степень овладения различными умениями и навыками работы. В ходе самостоятельной деятельности проявляют настойчивость в любых условиях. Способны к самоконтролю и критической оценке своей деятельности, стремятся улучшить конечные результаты, обнаруживают способность к внесению элементов новизны и оригинальности.
Более наглядно уровни самостоятельности дошкольников представим на рисунке 1.
Рис. 1. Уровни самостоятельности дошкольников в результате наблюдения (констатирующий эксперимент)
Таким образом, по данным рисунка 1 можно сделать вывод, что в группе испытуемых дошкольников преобладают дети с низким уровнем самостоятельности. Далее у дошкольников мы исследовали уровень самостоятельности по методике «Конструирование» С. Забрамной. Распределение результатов по уровням самостоятельности в результате исследования по методике «Конструирование» С. Забрамной представлено в таблице 2.
Таблица 2. Показатели самостоятельности у старших дошкольников
Анализ данных, представленных в табл. 2 показывает, что очень низкий уровень самостоятельности по методике «Конструирование» С. Забрамной отметили 17% дошкольников. Эти дошкольники не принимают задание, в условиях обучения действуют неадекватно. У 42% дошкольников по методике «Конструирование» С. Забрамной отмечен низкий уровень самостоятельности. Они принимают задание, по образцу задание не выполняют, после обучения пытаются выполнить какую-либо постройку, но данный образец не строят. Средний уровень самостоятельности по методике «Конструирование» С. Забрамной отметили 33% детей. Эти дошкольники принимают задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не могут, но после показа могут перейти на самостоятельное выполнение задачи. Высокий уровень самостоятельности по методике «Конструирование» С. Забрамной отметили 8% детей. Они принимают задание и самостоятельно выполняют его по образцу. Более наглядно уровни самостоятельности дошкольников по методике «Конструирование» С. Забрамной представим на рисунке 2.
Рис. 2. Уровни самостоятельности дошкольников по методике «Конструирование» С. Забрамной (констатирующий эксперимент) воспитание самостоятельность дошкольник педагог Таким образом, по данным рисунка 2 можно сделать вывод, что по второй методике в группе испытуемых дошкольников также преобладают дети с низким уровнем самостоятельности. Общий анализ результатов исследования свидетельствует о необходимости систематической целенаправленной работы педагогов дошкольного образовательного учреждения по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.
2.2 Программа воспитания самостоятельности у старших дошкольников в ДОУ
С целью воспитания самостоятельности у старших дошкольников была разработана программа с использованием тестопластики. У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать самостоятельность, как нравственно-волевое качество личности, при условии: накопления представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознания детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане; формирования положительного отношения к деятельности - тестопластике; формирование элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности; В соответствии с предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи: изучить теоретические подходы к проблеме воспитания самостоятельности в дошкольном возрасте; разработать и апробировать методику формирования самостоятельности у детей, выявить ее развивающий эффект. Методологической основой является положение философии о том, что самостоятельность личности - это способность человека производить значимые преобразования на основе присвоения материальной и духовной культуры, а также положение психологии о том, что личность развивается в деятельности. Практическое значение состоит в разработке содержания и методов педагогической работы по формированию самостоятельности у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности. Это позволит педагогам повысить уровень самостоятельности детей и обеспечить более эффективную подготовку к школьному обучению.
Формирование самостоятельности у дошкольников в процессе продуктивного вида деятельности - тестопластика, включало в себя ряд этапов, содержание которых было направлено на работу с детьми. Работа проводилась на основании перспективного плана:
Перспективный план
На первом этапе перед нами стояла задача сформировать у детей представления о формах самостоятельного поведения и подвести к пониманию самостоятельности, как значимого качества личности. С этой целью мы использовали примеры литературных и сказочных героев. При отборе содержания учитывалась его динамичность, созвучность личному опыту дошкольника, чтобы оно вызвало у детей отклик и сопереживание.
Чтение художественных произведений побуждало детей к обмену впечатлениями по поводу содержания в виде реплик, оценочных суждений, в виде связных высказываний, созвучных услышанному повествованию («Невеличка маленькая совсем, а умеет сама убираться…», «Я тоже штаны порвал, научусь сам зашивать…», «сам умею одеваться, я большой…», «Некрасиво с дырками ходить…», «Если бы он сам одевался, так бы не получилось…», «Папа мне сделает лопатку, я сам буду копать…»). Таким образом, опыт каждого ребенка становится достоянием детского коллектива. Перед просмотром видеофильмов требовалась некоторая подготовка детей - перед ними ставились вопросы, на которые они должны были ответить после просмотра. Если дети затруднялись с вопросами, проводился повторный показ отдельных кадров или фрагментов фильма. Через некоторое время организовывался повторный показ фильмов, после чего в беседе с детьми мы побуждали их не столько к пересказу, сколько к анализу фактов, установлению связи между ними. Для закрепления полученных знаний о самостоятельности и формах самостоятельного поведения мы использовали специально организованные и стихийно возникшие проблемные ситуации во время прогулок, занятий, режимных моментов. Тем самым у детей возникала необходимость активно использовать слова «сам» и «самостоятельный» и демонстрировать свою способность действовать самостоятельно в тех или иных ситуациях. С целью суммирования, уточнения и систематизации знаний, приобретенных детьми в результате проделанной работы, мы провели этическую беседу «О самостоятельности». В процессе беседы вспомнили эпизоды из художественных и мультипликационных фильмов, рассмотрели иллюстрации в знакомых уже книгах. Детям предлагались вопросы, направленные на установление связей, отношений, обобщений усвоенных знаний. Ребята активно пользовались термином «самостоятельный», вспоминая эпизоды из рассказов, сказок, кукольных постановок, а также реальные ситуации, происходившие с ними: «Я маленькая была - тоже ходить не хотела, теперь сама могу ходить…», «я уже самостоятельный, сам на улицу одеваюсь…», «надо быть самостоятельным, чтобы никого не просить…», «самостоятельный - кто делает все сам…» и др.
На втором этапе для создания у детей интереса и положительного отношения к тестопластике, мы использовали беседу о том, как душистый вкусный хлеб попадает к ребятам на стол. В ходе ее дети рассматривали иллюстрации, послушали стихи, вспомнили знакомые потешки, узнали, как выращивают зерно и делают из него муку. В ходе организованной экскурсии на кухню детского сада дети наблюдали за изготовлением булочек. Экскурсия проходила в два этапа. Сначала на глазах у детей замешивалось тесто, они имели возможность увидеть все составные компоненты. Повар при этом сопровождал все свои действия рассказом - что для чего делается, зачем в тесто кладут дрожжи, молоко, сахар, яйца и т.д. Затем, когда тесто подошло и увеличилось в объеме, в чем дети с удивлением убедились сами, повар продемонстрировал свое мастерство в изготовлении булочек разной формы. Ребята с интересом наблюдали, как булочки отправляются в горячую духовку и выходят оттуда аппетитными и румяными. Из беседы о народных традициях и обычаях дети узнали историю рождественских козуль из соленого теста. На развлечении «Рождественские святки» ребята получили такие козули в подарок от Зимушки-Зимы. Из рассказа воспитателя ребята узнали, что из теста можно делать игрушки, но что это такое на самом деле они смогли оценить на выставке работ педагогов. Эта выставка называлась «Наши руки не для скуки», здесь представилась возможность детям не только посмотреть, но и потрогать, поиграть этими игрушками. С целью закрепления возникшего интереса к тестопластике было разработано тематическое занятие «Волшебное тесто». На нем чудесным образом ожил сказочный хлебный персонаж - Колобок. Он познакомил ребят со своими братишками и сестричками из соленого теста, а дети в свою очередь, поделились своими познаниями о муке и хлебе. Колобок раскрыл «секретный» рецепт соленого теста, которое тут же на глазах у детей было замешено. Ребята в первый раз имели возможность почувствовать этот необычный материал и поделиться своими впечатлениями. На следующем этапе нашей работы для накопления навыков и умений у детей для занятий тестопластикой, мы использовали игры для развития тонкой моторики пальцев, так как работа с тестом требует сноровки и ловкости в обращении. На занятиях и свободное время всегда находилось место для пальчиковой гимнастики и игр-потешек: «В гости», «По грибы», «Дружные пальчики» и др. Первые детские поделки создавались при непосредственном участии педагога и отличались незатейливостью («Солнышко», «Веселые рожицы», «Рыбка» и т.д.). Освоив некоторые приемы лепки, дети перешли к работе посредством пошаговой инструкции - педагог объясняет и показывает, дети повторяют все действия. Затем мы применили усложняющиеся задания с использованием инструкционных карт. На них графически было изображено, насколько нужно разделить основной кусочек теста, какие формы сделать, последовательность сборки игрушки - это послужило своеобразным упражнением в самоконтроле. Так появились на свет «Гусенички», «Божьи коровки», «Цыплята». Параллельно с лепкой дети осваивали технику раскрашивания объемных фигурок сначала по образцу, а затем по собственному замыслу. Это, на наш взгляд, простое занятие, на первых порах вызывало затруднение, так как дети раскрашивали одну сторону игрушки, обращенной к ним, не задумываясь, что есть еще и другая. Так мы получили еще одну возможность формирования у детей элементов самоконтроля. В процессе работы с детьми мы сделали для себя небольшое открытие, которое позволило нам использовать его для формирования у детей объективной самооценки. Оказалось, что можно лепить поделки из подкрашенного теста, это исключает один из компонентов технологической цепочки - раскрашивание. Таким образом, детям предоставляется право выбора: пойти более сложным и длительным путем или быстро достичь результата. Первоначально почти все дети выбрали подкрашенное тесто, но попробовав свои силы, освоив «новинку», мнения детей разделились. Часть детей, все же, выбрало более сложный вариант, обосновывая это отсутствием разнообразия цветовой гаммы, тем, что игрушки получаются у всех одинаковые - лучше проявить терпение и игрушка получится единственной и неповторимой. Обратив внимание на то, что дети в большинстве своем освоили основные навыки и приемы лепки и раскрашивания, мы ввели дополнительный сказочный персонаж. Теперь помимо Колобка на занятия к ребятам приходил Незнайка, который ничего не знал, не умел, но всему хотел научиться. Дети выступали в роли учителя, обнаруживая тем самым умение планировать деятельность, выбирать средства, ставить цель. Для закрепления форм самостоятельного поведения с детьми организовывались коллективные работы, успех которых напрямую зависел от слаженных действий и самостоятельного выполнения каждым своей части работы. Здесь же мы использовали ряд домашних заданий - «Научи маму замешивать тесто», «Придумай, сделай и покажи друзьям», «У кого что получилось». Дети делали игрушки дома и приносили их в детский сад для раскрашивания, более самостоятельные проделывали это сами. Благодаря этому мы имели возможность судить о степени эффективности наших усилий.
Для коррекции уровня самостоятельности старших дошкольников была предложена программа воспитания самостоятельности в ДОУ. Для достижения положительной динамики в процессе воспитания самостоятельности старших дошкольников работа проводилась систематически. По истечении двух месяцев реализации программы было проведено повторное исследование уровня воспитания самостоятельности старших дошкольников, которое составило контрольный этап исследования (Приложение 2). Распределение показателей по уровням самостоятельности в результате повторных серий наблюдений представлено в таблице 3.
Таблица 3. Показатели самостоятельности у старших дошкольников
Анализ данных, представленных в табл. 3 показывает, что в результате применения программы воспитания самостоятельности в ДОУ низкий уровень самостоятельности показали 21% дошкольников. Средний уровень самостоятельности был отмечен у 42% дошкольников. Высокий уровень самостоятельности отметили 37% дошкольников. Наглядно сопоставим уровень самостоятельности старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах исследования на рисунке 3. Рис. 3. Уровни самостоятельности дошкольников в результате наблюдения (констатирующий и контрольный эксперименты)
Таким образом, по данным рисунка 3 можно сделать вывод, что после применения программы воспитания самостоятельности количество детей с низким уровнем снизилось на 33%, количество детей со средним уровнем увеличилось на 9%. Высокий уровень самостоятельности показали на 24% дошкольников больше, чем на констатирующем этапе исследования. Далее у дошкольников мы повторно исследовали уровень самостоятельности по методике «Конструирование» С. Забрамной. Распределение показателей по уровням самостоятельности в результате повторного исследования по методике «Конструирование» С. Забрамной представлено в таблице 4.
Таблица 4. Показатели самостоятельности у старших дошкольников
Анализ данных, представленных в табл. 4 показывает, что после применения программы воспитания самостоятельности в ДОУ очень низкий уровень самостоятельности по методике «Конструирование» С. Забрамной не показал ни один ребенок. У 26% дошкольников по методике «Конструирование» С. Забрамной отмечен низкий уровень самостоятельности. Средний уровень самостоятельности по методике «Конструирование» С. Забрамной отметили 37% детей. Высокий уровень самостоятельности по методике «Конструирование» С. Забрамной также отметили 37% детей. Они принимают задание и самостоятельно выполняют его по образцу. Наглядно сопоставим уровень самостоятельности старших дошкольников по методике «Конструирование» С. Забрамной на констатирующем и контрольном этапах исследования на рисунке 4.
Рис. 4. Уровни самостоятельности дошкольников по методике «Конструирование» С. Забрамной (констатирующий и контрольный эксперименты)
Таким образом, по данным рисунка 2 можно сделать вывод, что по методике «Конструирование» С. Забрамной после применения программы воспитания самостоятельности количество детей с низким уровнем снизилось на 17%, количество детей со средним уровнем увеличилось на 4%. Высокий уровень самостоятельности показали на 29% дошкольников больше, чем на констатирующем этапе исследования. Общий анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о том, что уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста при систематической коррекционно-развивающей работе повышается. Результаты проведенного экспериментального исследования показывают, насколько важна работа педагога в воспитании самостоятельности старших дошкольников, но это при условии систематической целенаправленной коррекционно-развивающей работы. Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась, т.е. воспитанию самостоятельности у старших дошкольников способствует целенаправленная работа педагога. Но попробуем доказать эффективность применения программы воспитания самостоятельности старших дошкольников еще раз при помощи метода математической обработки данных. Используем в нашем случае T - критерий Вилкоксона. Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет у становить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом. Итак, мы будем использовать в данном случае показатели уровня самостоятельности старших дошкольников «до» и «после» применения программы. Сопоставим средние показатели уровня самостоятельности старших дошкольников, полученные в результате наблюдений (Приложение 3). Итак, сформулируем гипотезы. Н : Изменения показателей уровня самостоятельности дошкольников после применения программы статистически не значимы по сравнению с показателями уровня тревожности дошкольников до применения программы. Н : Изменения показателей уровня самостоятельности дошкольников после применения программы статистически значимы по сравнению с показателями уровня тревожности дошкольников до применения программы. Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась. Теперь мы можем констатировать тот факт, что воспитанию самостоятельности у старших дошкольников способствует целенаправленная работа педагога. В этом мы убедились при помощи метода математической обработки данных.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста является актуальной в наши дни, так как большое значение имеет влияние семейной и предметно-развивающей среды на ребенка. Своей главной воспитательной задачей в детском саду должна быть целенаправленная работа педагога, побуждающая ребенка к проявлению самостоятельности. Самостоятельность - очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности. В первой главе работы мы рассмотрели теоретические аспекты работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников. Во второй части исследования мы провели экспериментальное исследование, в котором выявили уровень самостоятельности детей, внедрили в учебно-воспитательный процесс программу воспитания самостоятельности, которая способствовала повышению уровня самостоятельности дошкольников. После повторного исследования уровня самостоятельности дошкольников и анализа полученных результатов мы можем сделать вывод о важности работы педагога в воспитании самостоятельности старших дошкольников, но это при условии систематической целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности. Таким образом, наша цель достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась. Дальнейшим направлением исследования может стать разработка и внедрение программы работы с родителями по воспитанию самостоятельности старших дошкольников.
Список литературы
1. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева В.Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб.: Речь, 2002. - 245 с. . Андреева Т.В. Семейная психология: СПб.: Речь, 2004. - 213 с. . Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. // Дошкольное воспитание. - 2009. - №9 - с. 52-58. . Белошистая А.В., Жукова О.Г. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 148-158. . Бехтерева Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание. - 2010. - №8 - с. 36-45. . Блонский П.П. Дошкольный возраст. // Блонский П.П. Педология. - М., 2000. - с. 89-119. . Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 124-132. . Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №12 - с. 28-33. . Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. - 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2001. - 280 с. . Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология. - М.: 2008. - 475 с. . Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. // Журнал «Виноград». - 2010. - №37. - с. 20-23. . Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы 4-е издание, переработанное: Питер; СПб., 2009. - 503 с. . Горшенина В. В, Самошкина И.В, Черкасова Н.П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. / Волгоград: Панорама. 2007. - 216 с. . Гуськова Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок. // Дошкольное воспитание. - 1988. - №11 - с. 60-64. . Детская практическая психология: Учебник./ Под редакцией Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 348 с. . Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: «Просвещение», 1988. - 365 с. . Дошкольная педагогика. /Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1998. - 320 с. . Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 179 с. . Дуброва В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье. Методические рекомендации. - М.: «Просвещение», 1999. - 155 с. . Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993. - 220 с. . Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Школа - Пресс, 2001. - 270 с. . Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников. - М., 1991. - 315 с. . Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. Санкт-Петербург. Издательство «Речь», 2002. - 148 с. . Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности. /Каплан Л.И. Посеешь привычку - пожнёшь характер. - М., 1980. - 209 с. . Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль. «Академия развития», 2001. - 300 с. . Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений - 4-е издание, стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 425 с. . Кон И.С. Психология самостоятельности. // Педагогика здоровья. - М., 1992. - 287 с. . Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 405 с. . Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003. - 495 с. . Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1971. - 475 с. . Малик О.А. Условия развития самостоятельности детей на занятиях аппликацией. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 142 - 147. . Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье. - М., 1999. - 166 с. . Микляева Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 17-23. . Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 197 с. . Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 430 с. . Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик. Изд. Центр «Эльфа», 1996. - 205 с. . Платохина Н.А. Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с историей и культурой родного края. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 108-115. . Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Под ред. Райгородского Д.Я. - Самара: Бахрах, 2001. - 395 с. . Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др. М.: Просвещение, 2003. - 200 с. . Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / В 2-х т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1989. - 340 с. . Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1999. - 445 с. . Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. - М.: Дрофа, 2008. - 375 с. . Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. - М.: Дрофа, 2006. - 162 с. . Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика отношения в онтогенезе ребенка. // Вопросы психологии - 2007. №2. - с. 28. . Соколов В.С. Ступеньки в большой мир. // Дошкольное воспитание - 2008. - №9. - с. 122. . Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2006. - 293 с. . Теплюк С. Истоки самостоятельности // Дошкольное воспитание. 1991. - №7 - С. 67. . Толковый словарь русского языка. / Под редакцией Дмитриева Д.В. - М.: Астрель, 2003. - 499 с. . Трубайчук Л.В. Социальная компетентность дошкольника. // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации социального развития детей дошкольного возраста: Материалы V Международной научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - с. 300-307. . Целуйко В.М. Психология современной семьи. М., 2004. - 235 с. . Чехонина О.И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 101 - 107. . Шапарь Б.В., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. - 321 с. . Шептихина Г.В. Семейные взаимоотношения как условие развития активной жизненной позиции у детей старшего дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 32-39. . Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. // Дошкольное воспитание. - 2002. - №8 - с. 28-29.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|