Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Крестьянское (фермерское) хозяйство




Крестьянское (фермерское) хозяйство — самостоятельный хозяйственный комплекс, основанный на личном труде гражданина, а также, как правило, членов его семьи, либо иных лиц, объединившихся для товарного производства сельскохозяйственной продукции.

Хозяйство может состоять как из одного, так и из нескольких лиц. Хозяйство представляет один из его членов, полномочия которого аналогичны полномочиям руководителя предприятия.

Хозяйство подлежит регистрации в исполнительном комитете Совета народных депутатов, после чего приобретает права юридического лица.

Лица, решившие организовать крестьянское хозяйство, обращаются в сельский (поселковый) Совет народных депутатов с заявлением о предоставлении им земельного участка по месту его нахождения с указанием его площади и программы ведения крестьянского хозяйства. Члены колхоза или сельскохозяйственного кооператива при этом должны направить копию своего заявления в колхоз (кооператив).

Совет в двухнедельный срок обязан рассмотреть заявление при участии заявителя, а также землевладельца или землепользователя, вывести решение и направить его с заявлением гражданина и заключением землевладельца (землепользователя) в районный Совет народных депутатов, который принимает решение о предоставлении участка в месячный срок.

Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в народный суд.

Земельные участки выделяются гражданам из земель запаса в разное до 50 гектаров в пожизненное наследуемое владение. Иностранным гражданам земельные участки могут выделяться лишь во временное пользование на условиях арен­ды. Конкретный размер предоставляемого участка определя­ется районным Советом народных депутатов в каждом случае с учетом особенностей местных условий. Дополнительная зе­мельная площадь свыше 50 га может предоставляться для производственных целей.           

В случае выхода, членов колхоза или сельскохозяйственно­го кооператива для организации крестьянского хозяйства они вправе получить причитающуюся им долю имущества или в счет этой доли основные и оборотные средства. Имущество крестьянского хозяйства принадлежит членам на праве общей собственности. При выходе одного из членов из крестьянского хозяйства общее имущество, как правило, разделу не подлежит и доля в имуществе выплачивается в денежном выражении. На получение доли в натуральной форме имеют лишь те члены крестьянского хозяйства, которые выходят с целью образовать новое крестьянское хозяйство. При этом не подлежит выделению имущество, необходимое для ведения основных производственных фондов хозяйства.

Крестьянское хозяйство вправе заниматься любыми видами хозяйственной деятельности, при условии сохранения в качестве основного вида производства переработку или реализацию сельскохозяйственной продукции. Крестьянское хозяйство имеет право самостоятельно без ограничений, распоряжаться произведенной продукцией и полученной после уплаты арендной платы, платы за землю и налогов прибылью.                         

Предприятия с иностранными инвестициями

В соответствии со Ст. 5 Закона «Об иностранных инвестициях на территории республики Беларусь» от 14 ноября 1991 года предприятия с иностранными инвестициями осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном законами о предприятиях, о предпринимательской и инвестиционной деятельности, иным законодательство Республики Беларусь, с учетом обложений, установленных данным законом и международными договорами Республики Беларусь.

Предприятием с иностранными инвестициями считается предприятие, в уставном фонде которого частично или цели­ком используется иностранный капитал. При частичном ис­пользовании иностранного капитала мы имеем дело с совместным предприятием, при полном — с иностранным предприя­тием.

Предприятия с иностранными инвестициями являются юридическими лицами на территории Республики Беларусь. Они, как и любое другое предприятие на территории респуб­лики, вправе осуществлять любые виды деятельности, соот­ветствующие их целям и не запрещенные законодательством республики. При этом для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, они обязаны получить лицен­зии.

Предприятия с иностранными инвестициями могут созда­вать на территории республики и за ее пределами филиалы и представительства, которые действуют на основании утверждаемых этими предприятиями положений. Такие филиалы и представительства вправе открывать счета в уполномоченных банках, однако, не могут быть юридическими лицами. Пред­приятие с иностранными инвестициями, зарегистрированное за пределами Республики Беларусь, не вправе создавать фи­лиалы и представительства в республике. Однако они могут создавать здесь дочерние предприятия с правами юридиче­ского лица.

На стадии начала хозяйственной деятельности предприя­тия с иностранными инвестициями его учредители в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, обязаны получить заключения санитарно-эпидемиологической и экологической служб.

В случае создания предприятия с иностранными инвести­циями, где вкладом белорусской стороны в уставный фонд та­кого предприятия являются государственные инвестиции, обя­зательно проводится государственная экспертиза таких инве­стиционных проектов, утверждаемых в порядке, определяемом правительством республики.

Предприятия с иностранными инвестициями вправе откры­вать в уполномоченных банках Республики Беларусь счета, как в валюте, так и в рублях, без права перевода сумм в рублях за границу. Рублевые средства могут использоваться ими для покупки сырья, товаров и услуг, которые могут за­тем экспортироваться в специальном порядке. Средства в руб­лях могут также использоваться на цели приватизации, но лишь в том случае, если они получены предприятием с иностранными инвестициями от осуществления хозяйственно-коммерческой деятельности на территории республики. Средства предприятий с иностранными инвестициями могут быть также вложены, а банки, страховые компании и другие кредитно-финансовые учреждения республики, с условием, что доля ино­странного инвестора не может превышать 50% уставного капитала.

 Совместное предприятие

Совместным называется предприятие, уставный фонд кото­рого складывается из доли иностранного инвестора и доли физических и юридических лиц Республики Беларусь.

 Правовой основой, регламентирующей порядок создания и регистрации совместного предприятия, являются законы «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» от 29 мая 1991 года и <0б иностранных инвестициях на террито­рии Республики Беларусь» от 14 ноября 1991 года, а также Инструкций о порядке регистрации совместных предприятий на территории Республики Беларусь № 1 от 9 января 1991 го­да, утвержденная Госвнешэкономсвязи.

Такое предприятие может бык» образовано в форме об­щества с ограниченной ответственностью, акционерного об­щества или в иных формах, не запрещенных законодательством Республики. Оно создается на основе договора между участниками этого предприятия, число которых не ограничено, но не может быть менее двух. Участниками могут быть как юридические, так и физические лица с обеих сторон.

Решение о создании совместного предприятия принимает­ся его участниками самостоятельно. Только в случае, когда белорусским участником является государственное предприя­тие, или предприятие общественной организации, необходимо согласие собственника имущества или уполномоченного им органа.

Создание совместного предприятия с основными фондами свыше 30 миллионов рублей по ценам, действующим на мо­мент создания, допускается с разрешения Совета Министров Республики Беларусь.                         

 Величина уставного фонда СП и размеры долей участни­ков определяются по согласованию между ними. Однако взнос иностранного участника согласно ст. 4 Закона «Об инвестиционной деятельности в РБ» на момент вступления его в законную силу (1 января 1992 года) не должен был составлять менее 20 000 долларов США. При изменении курса рубля минимальный размер взноса в уставный фонд подле­жит корректировке.

Закон «Об иностранных инвестициях в Республике Бела­русь» устанавливает также определенные требования к поряд­ку формирования уставного фонда СП. В соответствии с эти­ми требованиями в течение одного года со дня регистрации каждый из участников предприятия должен внести 50% вкла­дов, указанных в учредительных документах, о чем представ­ляется документальное подтверждение в Госвнешэкономсвязи Республики. В случае несоблюдения данного требования Госвнешэкономсвязь признает регистрацию предприятия недействительной.

Взносами белорусских участников в уставный фонд СП могут быть как денежные суммы, так и не денежные вклады. Иностранный участник должен произвести свой денежный взнос в конвертируемой валюте, либо в валюте, которая ис­пользуется на территории Республики Беларусь, если она по­лучена в республике в виде прибыли от иностранных инвести­ций, разрешенной коммерческой деятельности, а также путем обмена конвертируемой валюты в банках Республики Бела­русь. Уставный фонд выражается в рублях, и взносы в ино­странной валюте подлежат пересчету в официальную валюту Республики Беларусь по курсу Национального банка, действующему на день подписания договора о создании СП. Ино­странный участник вправе также произвести взнос имуществом, ввезенным из-за границы или приобретенным на терри­тории республики за конвертируемую валюту или за валюту, используемую на территории республики, если она получена в РБ в виде дохода от иностранных инвестиций, разрешенной коммерческой деятельности, обмена конвертируемой валюты в банках Республики Беларусь.

Не денежные вклады подлежат оценке по взаимной договоренности сторон с учетом цен, сложившихся на мировом рынке. Достоверность оценки не денежных вкладов в уставный фонд может быть подвергнута экспертизе.

Имущество, сырье и материалы, ввозимые на территорию Республики для формирования уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями, освобождается от уплаты таможенной пошлины и налога на импорт. Имущество, ввозимое иностранными работниками предприятий с иностранными инвестициями для личных целей, также освобождается от уплаты таможенной пошлины.

Несомненным преимуществом всех видов предприятий с иностранными инвестициями является предоставляемая им возможность безлицензионного экспорта продукции (работ, услуг) собственного производства при условии, что доля ино­странного участника в уставном фонде составляет более 30 процентов. Валютная выручка от таких экспортных опера­ций за вычетом налоговых платежей, остается в распоряже­нии предприятия.

Предприятие, в уставном фонде которого доля иностранно­го инвестора составляет более 30 процентов, и вся его выручка образуется за счёт реализации услуг и продукции собственного, производства, освобождается от уплаты налога на прибыль на протяжении трех лет с момента объявления им прибыли, включая первый прибыльный год.

Совет Министров республики в случае, если предприятие производит важную для Республики продукцию, вправе сни­жать дополнительно на срок до трех лет ставку налога на прибыль таких предприятий на 50%.

Важной гарантией для, совместных предприятий является то обстоятельство, что в случае ухудшения условий их деятельности вследствие изменения законодательства на протя­жении последующих пяти лет к ним применяется законодательство, которое действовало на момент осуществления инвестиций

Иностранное предприятие

 Порядок создания и государственной регистрации ино­странных предприятий определен в законах об инвестицион­ной деятельности и иностранных инвестициях, а также в постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 97 от 24 февраля 1992 года «Об особенностях создания ино­странных предприятий на территории Республики Беларусь».

Иностранным является предприятие (организация), в ко­тором; иностранные инвестиции составляют 100% уставного фонда. Минимальный размер уставного фонда в соответствии с требованиями закона Республики Беларусь «Об инвестици­онной деятельности в РБ» должен составлять 20000 долларов США на 1 января 1992 года, с дальнейшим пересчетом курса; рубля в зависимости от его изменения.

За исключением некоторых особенностей регистрации, на­логообложения, остальные аспекты деятельности иностранных предприятий, включая хозяйственную деятельность и экспорт­но-импортные операции, аналогичны предусмотренным для совместных предприятий.

Приобретение иностранным инвестором имущества, не на­ходящегося в государственной собственности, с целью созда­ния на его базе иностранного предприятия, оформляется в нотариальном порядке. Собственник, произведший куплю-продажу имущества своего предприятия, обязан в 5-дневный срок сообщить о совершенной сделке в орган, зарегистриро­вавший предприятие, для последующего исключения пред­приятия из государственного реестра и регистра либо для вне­сения изменений в устав предприятия.

Создание и регистрация дочернего предприятия иностран­ного предприятия происходит в том же порядке, что и самих иностранных предприятий. Дочерние предприятия пользуются такими же правами и льготами, как и иностранные.

Для иностранного инвестора, учреждающего иностранное предприятие на базе денежного вклада, полностью ввозимого из другого государства, в банковском учреждении откры­вается временный расчетный счет, на который к моменту ре­гистрации этого предприятия должны быть переведены сред­ства в размере не менее 25% объявленного уставного фонда.

В течение календарного года с даты регистрации иностранное предприятие должно сформировать уставный фонд в раз­мере не менее 50%, а по истечении двух лет — в полном объ­еме. При невыполнении этих требований регистрация ино­странного предприятия признается недействительной.

В отдельных случаях срок формирования уставного фонда может быть продлен решением Совета Министров Республики Беларусь по мотивированному ходатайству иностранного ин­вестора, согласованному с Государственным комитетом по внешним экономическим связям.

Малые предприятия

Термин «малое» повсеместно используется для обозначе­ния самостоятельного вида предприятия. Нужно признать, что это мнение, хотя и распространенное, является ошибочным. Малым является любое предприятие (частное, коллективное, арендное, кооператив, общество и товарищество и т. д.), если оно удовлетворяет следующему критерию: среднегодовой численности работающих в зависимости от отрасли. При этом среднегодовая численность работающих в нем должна составлять в промышленности — до 200 человек, в науке и научном обслуживании — до 100 человек, в строительстве и других отраслях производственной сферы, общественном питании и бытовом обслуживании — до 50 человек, в розничной торговле — до 25 человек, в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.

При этом совершенно не обязательно, чтобы наименование предприятия содержало указание на то, что оно относится к «малым». Достаточно, чтобы оно удовлетворяло указанному критерию. В остальном, малые предприятия подчиняются пра­вовому режиму конкретных формы и вида предприятия.

Дочернее предприятие.

 

Дочерним считается далеко не каждое предприятие, созданное другим предприятием. Для этого необходимо наличие следующих обязательных условий.  

Во-первых, предприятие-учредитель не должно быть собст­венником имущества, передаваемого дочернему предприятию.

Во-вторых, необходимо согласие собственника или уполномоченного им органа на такую передачу.

В-третьих, передача имущества или его части создаваемо­му дочернему предприятию является обязательной. Так, например дочерним будет предприятие созданное государственным предприятием с согласия собственника— местного Совета народных депутатов путем передачи части основных фондов, Создание дочернего предприятия возможно предприя­тием любой формы — частным, коллективным и т. п. Важно только, чтобы при этом имелись соответствующие указанные выше условия.

Собственник, (скажем, гражданин) как уже говорилось, вправе создать любое предприятие, (например, частное) и оно не будет дочерним, поскольку собственник сам распоряжается своим имуществом. Если же созданное им частное предприятие создает еще одно, последнее и будет считаться дочерним. Согласие собственника при этом может быть выражено как непосредственно при создании дочернего предприятия, так и предварительно путем указания в уставе своего частного предприятия права на создание дочерних.

Достаточно важным является вопрос о взаимной ответст­венности учредителя и дочернего предприятия по обязатель­ствам друг друга. Законодательство исходит из принципа от­сутствия взаимной ответственности. Но такая ответственность может наступить, если это будет предусмотрено учредитель­ными документами.

          Хозяйственные объединения

Предприятия могут на добровольных началах объединять­ся в хозяйственные ассоциации, концерны и другие объеди­нения по территориальному или иным принципам.

Такое объединение может осуществляться в различных це­лях, например, для координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов и т. п. В та­ких объединениях участвуют исключительно юридические ли­ца — коммерческие организации, которые, вступая в объеди­нение, сохраняют свою юридическую самостоятельность. Ука­занными видами объединений их перечень не исчерпывается. На практике используется множество различных форм, не со­держащих существенных различий.

В объединении не может быть менее двух участников — это единственное требование, предъявляемое к количествен­ному составу участников объединения. Образованное объеди­нение, как правило, является самостоятельным юридическим лицом и собственником передаваемого ему участниками иму­щества.

Ассоциация (союз) и концерн отличаются друг от друга фактически только степенью централизации.

Ассоциация — это договорное объединение предприятий в целях координации производственно-хозяйственной деятельно­сти, углубления специализации и развития кооперации, орга­низации совместных производств на основе объединения участниками своих финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения собственных потребностей или производства продукции (работ, услуг) для реализации третьим лицам.

В рамках ассоциации ее участники обычно координируют выполнение отдельных задач или совместно осуществляют лишь часть производственно-хозяйственных функций, причем не обязательно основных (например, транспортных, информа­ционных). Участник ассоциации вправе участвовать в других ассоциациях. В ассоциации отсутствует взаимная ответствен­ность по долгам участников и ассоциации в целом, если, ко­нечно, •иное не установлено учредительными документами. Управление ассоциацией, может осуществляться как специаль­но создаваемым органам, так и одним из участников по соглашению между ними.           

Концерн—это объединение предприятий, осуществляю­щих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций научно-технического и производственно­го развития, а также инвестиционной, финансовой, внешне­экономической и иной деятельности.

Это структура по сравнению с ассоциацией более центра­лизованная, представляющая собой хозяйственный единый комплекс. Участники концерна согласованно осуществляют практически всю свою хозяйственную деятельность и не могут одновременно участвовать в других подобных объединениях без согласия концерна. В концерне возможна дополнительная имущественная ответственность участников по обязательствам концерна, а также концерна по обязательствам участников. В концерне обязательно создается обособленный орган управления.

Консорциум, в отличие от указанных видов объединений, не является юридическим лицом, и по существу представляет собой простое товарищество на основе временного соглашения, организаций-участников об объединении ресурсов и коор­динации усилий с целью реализации крупного хозяйственного проекта.

Соединение имеет свой устав, утверждаемый его учреди­телями, и подлежит регистрации в порядке, установленном для предприятия            

Предприятие вправе в любое время выйти из объединения по решению органа, к компетенции которого этот вопрос от­несен уставом предприятия. При этом предприятие сохраняет свои обязательства перед другими участниками объединения в соответствии с заключенными между ними договорами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...