Крестьянское (фермерское) хозяйство
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Крестьянское (фермерское) хозяйство — самостоятельный хозяйственный комплекс, основанный на личном труде гражданина, а также, как правило, членов его семьи, либо иных лиц, объединившихся для товарного производства сельскохозяйственной продукции. Хозяйство может состоять как из одного, так и из нескольких лиц. Хозяйство представляет один из его членов, полномочия которого аналогичны полномочиям руководителя предприятия. Хозяйство подлежит регистрации в исполнительном комитете Совета народных депутатов, после чего приобретает права юридического лица. Лица, решившие организовать крестьянское хозяйство, обращаются в сельский (поселковый) Совет народных депутатов с заявлением о предоставлении им земельного участка по месту его нахождения с указанием его площади и программы ведения крестьянского хозяйства. Члены колхоза или сельскохозяйственного кооператива при этом должны направить копию своего заявления в колхоз (кооператив). Совет в двухнедельный срок обязан рассмотреть заявление при участии заявителя, а также землевладельца или землепользователя, вывести решение и направить его с заявлением гражданина и заключением землевладельца (землепользователя) в районный Совет народных депутатов, который принимает решение о предоставлении участка в месячный срок. Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в народный суд. Земельные участки выделяются гражданам из земель запаса в разное до 50 гектаров в пожизненное наследуемое владение. Иностранным гражданам земельные участки могут выделяться лишь во временное пользование на условиях аренды. Конкретный размер предоставляемого участка определяется районным Советом народных депутатов в каждом случае с учетом особенностей местных условий. Дополнительная земельная площадь свыше 50 га может предоставляться для производственных целей.
В случае выхода, членов колхоза или сельскохозяйственного кооператива для организации крестьянского хозяйства они вправе получить причитающуюся им долю имущества или в счет этой доли основные и оборотные средства. Имущество крестьянского хозяйства принадлежит членам на праве общей собственности. При выходе одного из членов из крестьянского хозяйства общее имущество, как правило, разделу не подлежит и доля в имуществе выплачивается в денежном выражении. На получение доли в натуральной форме имеют лишь те члены крестьянского хозяйства, которые выходят с целью образовать новое крестьянское хозяйство. При этом не подлежит выделению имущество, необходимое для ведения основных производственных фондов хозяйства. Крестьянское хозяйство вправе заниматься любыми видами хозяйственной деятельности, при условии сохранения в качестве основного вида производства переработку или реализацию сельскохозяйственной продукции. Крестьянское хозяйство имеет право самостоятельно без ограничений, распоряжаться произведенной продукцией и полученной после уплаты арендной платы, платы за землю и налогов прибылью. Предприятия с иностранными инвестициями В соответствии со Ст. 5 Закона «Об иностранных инвестициях на территории республики Беларусь» от 14 ноября 1991 года предприятия с иностранными инвестициями осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном законами о предприятиях, о предпринимательской и инвестиционной деятельности, иным законодательство Республики Беларусь, с учетом обложений, установленных данным законом и международными договорами Республики Беларусь.
Предприятием с иностранными инвестициями считается предприятие, в уставном фонде которого частично или целиком используется иностранный капитал. При частичном использовании иностранного капитала мы имеем дело с совместным предприятием, при полном — с иностранным предприятием. Предприятия с иностранными инвестициями являются юридическими лицами на территории Республики Беларусь. Они, как и любое другое предприятие на территории республики, вправе осуществлять любые виды деятельности, соответствующие их целям и не запрещенные законодательством республики. При этом для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, они обязаны получить лицензии. Предприятия с иностранными инвестициями могут создавать на территории республики и за ее пределами филиалы и представительства, которые действуют на основании утверждаемых этими предприятиями положений. Такие филиалы и представительства вправе открывать счета в уполномоченных банках, однако, не могут быть юридическими лицами. Предприятие с иностранными инвестициями, зарегистрированное за пределами Республики Беларусь, не вправе создавать филиалы и представительства в республике. Однако они могут создавать здесь дочерние предприятия с правами юридического лица. На стадии начала хозяйственной деятельности предприятия с иностранными инвестициями его учредители в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, обязаны получить заключения санитарно-эпидемиологической и экологической служб. В случае создания предприятия с иностранными инвестициями, где вкладом белорусской стороны в уставный фонд такого предприятия являются государственные инвестиции, обязательно проводится государственная экспертиза таких инвестиционных проектов, утверждаемых в порядке, определяемом правительством республики. Предприятия с иностранными инвестициями вправе открывать в уполномоченных банках Республики Беларусь счета, как в валюте, так и в рублях, без права перевода сумм в рублях за границу. Рублевые средства могут использоваться ими для покупки сырья, товаров и услуг, которые могут затем экспортироваться в специальном порядке. Средства в рублях могут также использоваться на цели приватизации, но лишь в том случае, если они получены предприятием с иностранными инвестициями от осуществления хозяйственно-коммерческой деятельности на территории республики. Средства предприятий с иностранными инвестициями могут быть также вложены, а банки, страховые компании и другие кредитно-финансовые учреждения республики, с условием, что доля иностранного инвестора не может превышать 50% уставного капитала.
Совместное предприятие Совместным называется предприятие, уставный фонд которого складывается из доли иностранного инвестора и доли физических и юридических лиц Республики Беларусь. Правовой основой, регламентирующей порядок создания и регистрации совместного предприятия, являются законы «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» от 29 мая 1991 года и <0б иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» от 14 ноября 1991 года, а также Инструкций о порядке регистрации совместных предприятий на территории Республики Беларусь № 1 от 9 января 1991 года, утвержденная Госвнешэкономсвязи. Такое предприятие может бык» образовано в форме общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества или в иных формах, не запрещенных законодательством Республики. Оно создается на основе договора между участниками этого предприятия, число которых не ограничено, но не может быть менее двух. Участниками могут быть как юридические, так и физические лица с обеих сторон. Решение о создании совместного предприятия принимается его участниками самостоятельно. Только в случае, когда белорусским участником является государственное предприятие, или предприятие общественной организации, необходимо согласие собственника имущества или уполномоченного им органа. Создание совместного предприятия с основными фондами свыше 30 миллионов рублей по ценам, действующим на момент создания, допускается с разрешения Совета Министров Республики Беларусь.
Величина уставного фонда СП и размеры долей участников определяются по согласованию между ними. Однако взнос иностранного участника согласно ст. 4 Закона «Об инвестиционной деятельности в РБ» на момент вступления его в законную силу (1 января 1992 года) не должен был составлять менее 20 000 долларов США. При изменении курса рубля минимальный размер взноса в уставный фонд подлежит корректировке. Закон «Об иностранных инвестициях в Республике Беларусь» устанавливает также определенные требования к порядку формирования уставного фонда СП. В соответствии с этими требованиями в течение одного года со дня регистрации каждый из участников предприятия должен внести 50% вкладов, указанных в учредительных документах, о чем представляется документальное подтверждение в Госвнешэкономсвязи Республики. В случае несоблюдения данного требования Госвнешэкономсвязь признает регистрацию предприятия недействительной. Взносами белорусских участников в уставный фонд СП могут быть как денежные суммы, так и не денежные вклады. Иностранный участник должен произвести свой денежный взнос в конвертируемой валюте, либо в валюте, которая используется на территории Республики Беларусь, если она получена в республике в виде прибыли от иностранных инвестиций, разрешенной коммерческой деятельности, а также путем обмена конвертируемой валюты в банках Республики Беларусь. Уставный фонд выражается в рублях, и взносы в иностранной валюте подлежат пересчету в официальную валюту Республики Беларусь по курсу Национального банка, действующему на день подписания договора о создании СП. Иностранный участник вправе также произвести взнос имуществом, ввезенным из-за границы или приобретенным на территории республики за конвертируемую валюту или за валюту, используемую на территории республики, если она получена в РБ в виде дохода от иностранных инвестиций, разрешенной коммерческой деятельности, обмена конвертируемой валюты в банках Республики Беларусь. Не денежные вклады подлежат оценке по взаимной договоренности сторон с учетом цен, сложившихся на мировом рынке. Достоверность оценки не денежных вкладов в уставный фонд может быть подвергнута экспертизе. Имущество, сырье и материалы, ввозимые на территорию Республики для формирования уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями, освобождается от уплаты таможенной пошлины и налога на импорт. Имущество, ввозимое иностранными работниками предприятий с иностранными инвестициями для личных целей, также освобождается от уплаты таможенной пошлины.
Несомненным преимуществом всех видов предприятий с иностранными инвестициями является предоставляемая им возможность безлицензионного экспорта продукции (работ, услуг) собственного производства при условии, что доля иностранного участника в уставном фонде составляет более 30 процентов. Валютная выручка от таких экспортных операций за вычетом налоговых платежей, остается в распоряжении предприятия. Предприятие, в уставном фонде которого доля иностранного инвестора составляет более 30 процентов, и вся его выручка образуется за счёт реализации услуг и продукции собственного, производства, освобождается от уплаты налога на прибыль на протяжении трех лет с момента объявления им прибыли, включая первый прибыльный год. Совет Министров республики в случае, если предприятие производит важную для Республики продукцию, вправе снижать дополнительно на срок до трех лет ставку налога на прибыль таких предприятий на 50%. Важной гарантией для, совместных предприятий является то обстоятельство, что в случае ухудшения условий их деятельности вследствие изменения законодательства на протяжении последующих пяти лет к ним применяется законодательство, которое действовало на момент осуществления инвестиций Иностранное предприятие Порядок создания и государственной регистрации иностранных предприятий определен в законах об инвестиционной деятельности и иностранных инвестициях, а также в постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 97 от 24 февраля 1992 года «Об особенностях создания иностранных предприятий на территории Республики Беларусь». Иностранным является предприятие (организация), в котором; иностранные инвестиции составляют 100% уставного фонда. Минимальный размер уставного фонда в соответствии с требованиями закона Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности в РБ» должен составлять 20000 долларов США на 1 января 1992 года, с дальнейшим пересчетом курса; рубля в зависимости от его изменения. За исключением некоторых особенностей регистрации, налогообложения, остальные аспекты деятельности иностранных предприятий, включая хозяйственную деятельность и экспортно-импортные операции, аналогичны предусмотренным для совместных предприятий. Приобретение иностранным инвестором имущества, не находящегося в государственной собственности, с целью создания на его базе иностранного предприятия, оформляется в нотариальном порядке. Собственник, произведший куплю-продажу имущества своего предприятия, обязан в 5-дневный срок сообщить о совершенной сделке в орган, зарегистрировавший предприятие, для последующего исключения предприятия из государственного реестра и регистра либо для внесения изменений в устав предприятия. Создание и регистрация дочернего предприятия иностранного предприятия происходит в том же порядке, что и самих иностранных предприятий. Дочерние предприятия пользуются такими же правами и льготами, как и иностранные. Для иностранного инвестора, учреждающего иностранное предприятие на базе денежного вклада, полностью ввозимого из другого государства, в банковском учреждении открывается временный расчетный счет, на который к моменту регистрации этого предприятия должны быть переведены средства в размере не менее 25% объявленного уставного фонда. В течение календарного года с даты регистрации иностранное предприятие должно сформировать уставный фонд в размере не менее 50%, а по истечении двух лет — в полном объеме. При невыполнении этих требований регистрация иностранного предприятия признается недействительной. В отдельных случаях срок формирования уставного фонда может быть продлен решением Совета Министров Республики Беларусь по мотивированному ходатайству иностранного инвестора, согласованному с Государственным комитетом по внешним экономическим связям. Малые предприятия Термин «малое» повсеместно используется для обозначения самостоятельного вида предприятия. Нужно признать, что это мнение, хотя и распространенное, является ошибочным. Малым является любое предприятие (частное, коллективное, арендное, кооператив, общество и товарищество и т. д.), если оно удовлетворяет следующему критерию: среднегодовой численности работающих в зависимости от отрасли. При этом среднегодовая численность работающих в нем должна составлять в промышленности — до 200 человек, в науке и научном обслуживании — до 100 человек, в строительстве и других отраслях производственной сферы, общественном питании и бытовом обслуживании — до 50 человек, в розничной торговле — до 25 человек, в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек. При этом совершенно не обязательно, чтобы наименование предприятия содержало указание на то, что оно относится к «малым». Достаточно, чтобы оно удовлетворяло указанному критерию. В остальном, малые предприятия подчиняются правовому режиму конкретных формы и вида предприятия. Дочернее предприятие.
Дочерним считается далеко не каждое предприятие, созданное другим предприятием. Для этого необходимо наличие следующих обязательных условий. Во-первых, предприятие-учредитель не должно быть собственником имущества, передаваемого дочернему предприятию. Во-вторых, необходимо согласие собственника или уполномоченного им органа на такую передачу. В-третьих, передача имущества или его части создаваемому дочернему предприятию является обязательной. Так, например дочерним будет предприятие созданное государственным предприятием с согласия собственника— местного Совета народных депутатов путем передачи части основных фондов, Создание дочернего предприятия возможно предприятием любой формы — частным, коллективным и т. п. Важно только, чтобы при этом имелись соответствующие указанные выше условия. Собственник, (скажем, гражданин) как уже говорилось, вправе создать любое предприятие, (например, частное) и оно не будет дочерним, поскольку собственник сам распоряжается своим имуществом. Если же созданное им частное предприятие создает еще одно, последнее и будет считаться дочерним. Согласие собственника при этом может быть выражено как непосредственно при создании дочернего предприятия, так и предварительно путем указания в уставе своего частного предприятия права на создание дочерних. Достаточно важным является вопрос о взаимной ответственности учредителя и дочернего предприятия по обязательствам друг друга. Законодательство исходит из принципа отсутствия взаимной ответственности. Но такая ответственность может наступить, если это будет предусмотрено учредительными документами. Хозяйственные объединения Предприятия могут на добровольных началах объединяться в хозяйственные ассоциации, концерны и другие объединения по территориальному или иным принципам. Такое объединение может осуществляться в различных целях, например, для координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов и т. п. В таких объединениях участвуют исключительно юридические лица — коммерческие организации, которые, вступая в объединение, сохраняют свою юридическую самостоятельность. Указанными видами объединений их перечень не исчерпывается. На практике используется множество различных форм, не содержащих существенных различий. В объединении не может быть менее двух участников — это единственное требование, предъявляемое к количественному составу участников объединения. Образованное объединение, как правило, является самостоятельным юридическим лицом и собственником передаваемого ему участниками имущества. Ассоциация (союз) и концерн отличаются друг от друга фактически только степенью централизации. Ассоциация — это договорное объединение предприятий в целях координации производственно-хозяйственной деятельности, углубления специализации и развития кооперации, организации совместных производств на основе объединения участниками своих финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения собственных потребностей или производства продукции (работ, услуг) для реализации третьим лицам. В рамках ассоциации ее участники обычно координируют выполнение отдельных задач или совместно осуществляют лишь часть производственно-хозяйственных функций, причем не обязательно основных (например, транспортных, информационных). Участник ассоциации вправе участвовать в других ассоциациях. В ассоциации отсутствует взаимная ответственность по долгам участников и ассоциации в целом, если, конечно, •иное не установлено учредительными документами. Управление ассоциацией, может осуществляться как специально создаваемым органам, так и одним из участников по соглашению между ними. Концерн—это объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций научно-технического и производственного развития, а также инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и иной деятельности. Это структура по сравнению с ассоциацией более централизованная, представляющая собой хозяйственный единый комплекс. Участники концерна согласованно осуществляют практически всю свою хозяйственную деятельность и не могут одновременно участвовать в других подобных объединениях без согласия концерна. В концерне возможна дополнительная имущественная ответственность участников по обязательствам концерна, а также концерна по обязательствам участников. В концерне обязательно создается обособленный орган управления. Консорциум, в отличие от указанных видов объединений, не является юридическим лицом, и по существу представляет собой простое товарищество на основе временного соглашения, организаций-участников об объединении ресурсов и координации усилий с целью реализации крупного хозяйственного проекта. Соединение имеет свой устав, утверждаемый его учредителями, и подлежит регистрации в порядке, установленном для предприятия Предприятие вправе в любое время выйти из объединения по решению органа, к компетенции которого этот вопрос отнесен уставом предприятия. При этом предприятие сохраняет свои обязательства перед другими участниками объединения в соответствии с заключенными между ними договорами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|