Организация государственного управления в сфере физической культуры и спорта
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. [1] Физическая культура и спорт – это часть социальной политики государства, одна из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни. Уровень развития физической культуры и спорта в обществе определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. В настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия. Следует отметить, что в интересах повышения эффективности деятельности органов государственной власти в стране вопросы совершенствования системы управления физической культурой и спортом постоянно находились и находятся в поле зрения Президента Российской Федерации Владимира Путина. В своем ежегодном Послании Федеральному собранию Российской Федерации он не раз отмечал, что развитие страны определяется не одними лишь экономическими успехами, но не в последнюю очередь – духовным и физическим здоровьем нации… Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.
В настоящее время необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.
Глава 1. Основы государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта на современном этапе
1.1. Эволюция нормативно-правовой базы в сфере физической культуры и спорта
Законодательство о физической культуре и спорте – комплексная по своему характеру и значительная по объему часть законодательства РФ, включающая нормы конституционного, гражданского, трудового, международного права. Оно тесно связано с законодательством об образовании, о социальной защите населения, о здравоохранении, о предпринимательской деятельности, о приватизации, о местном самоуправлении и представляет собой обширный массив законодательных актов, регламентирующих правоотношения, возникающие в ходе реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, на сохранение здоровья средствами активного образа жизни и, таким образом, непосредственно относится к числу важных средств современной государственной политики в сфере обеспечения качества жизни граждан РФ. Итак, система правового и нормативного обеспечения развития физической культуры и спорта в России включает в себя: - Конституцию Российской Федерации от 12 декабря 1993 года; - Кодекс законов Российской Федерации о труде, о градостроительстве, о налогах и другие, в которых отражены вопросы физической культуры и спорта; - основы законодательства об образовании, о здравоохранении и другие, в которых отражены вопросы физической культуры и спорта; - Федеральные законы о физической культуре и спорте (о профессиональном спорте, об общественных физкультурно-спортивных объединениях и организациях, об олимпийском движении, о государственной поддержке развития физической культуры и спорта, о социальной защите спортсменов, о детско-юношеском спорте и др.); - другие федеральные законы, в которых отражены вопросы физической культуры и спорта; - законы субъектов Российской Федерации о физической культуре и спорте; - указы и распоряжения Президента Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта; - постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по вопросам физической культуры; - решения федеральных органов исполнительной власти по вопросам физической культуры и спорта; - нормативные акты общественных физкультурно-спортивных объединений и организаций, федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта и Олимпийского комитета по вопросам развития физической культуры и спорта в пределах своей компетенции. Конституционной основой развития физической культуры и спорта в стране являются две статьи Конституции Российской Федерации – статья 41, в которой сказано о том, что поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, и статья 72, где говорится о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.[2] Основу законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте составляет Федеральный закон от 29 апреля 1999 года №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Этот закон – важный этап в формировании правовых основ физкультурно-спортивной деятельности. Законодательно гражданам предоставляется обеспечиваемый государством необходимый единый стандарт физического воспитания, объема и состава услуг в сфере физической культуры и спорта, время и информация для обучения жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам, а также гарантируются равные для всех граждан правовые возможности физического совершенствования, в том числе овладения спортивным мастерством для всех желающих, поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта и укреплению здоровья человека. Практика применения Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» выявила его излишнюю декларативность, существенные недостатки и пробелы в числе норм регулирующих правоотношения в сфере физической культуры и спорта, противоречия с иными актами высшей юридической силы. . На сегодняшний день основным нормативным правовым актом, регламентирующим полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в том числе в области физической культуры и спорта, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот закон призван совершенствовать систему управления в области физической культуры и спорта по вертикали (федеральный центр – субъекты Российской Федерации – местный уровень), а также наполнить систему управления качественным содержанием. Необходимо отметить, что в первоначальной редакции 131-го Федерального закона физическая культура и спорт не входили в перечень вопросов местного значения. Компетенция муниципальных образований в сфере физической культуры и спорта могли рассматриваться только в контексте реализации полномочий органами местного самоуправления в сфере создания условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры. И лишь 31 декабря 2005 года Федеральным законом № 199-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных образований были отнесены вопросы обеспечения условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью.[3] В настоящее время можно выстроить схему взаимодействия и определить управленческие функции и вопросы ведения каждого из указанных выше уровней.При этом важно исходить из приоритета территориального принципа на основе самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций. Федеральный уровень: - выработка стратегии государственной политики развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях; - обеспечение реализации основных положений федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»; - межотраслевая координация и функциональное регулирование в области физической культуры и спорта; - создание нормативной правовой базы поддержки физкультурно-спортивного движения, профессионального спорта, спорта высших достижений, включая участие в разработке проектов федеральных законов в рассматриваемой сфере; - создание научно-обоснованной системы оздоровления и физического воспитания населения; - разработка и реализация федеральных целевых программ по вопросам развития физкультуры и спорта с учетом основных видов деятельности; - подготовка и переподготовка кадров; - обеспечение подготовки и выступления сборных команд на международных соревнованиях, включая Олимпийские и Параолимпийские игры; - создание условий для развития спортивной индустрии в стране, для привлечения инвестиций в сферу физкультуры и спорта; - взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями; - организация и проведение работ по обязательной сертификации продукции и услуг в области физической культуры и спорта, в пределах своей компетенции; - осуществление контрольных функций и полномочий в сфере своей компетенции. Прерогативой региональных органов власти и муниципальных образований должна стать конкретная, практическая работа по развитию физической культуры и спорта.Ее основное направление – создание условий для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, в образовательных учреждениях, в трудовых коллективах, среди всех возрастных групп и категорий населения. Региональный уровень: - совершенствование регионального законодательства в сфере физической культуры и спорта; - формирование регионального бюджета с учетом принципа приоритета физкультурно-спортивной работы в социальной политике местных властей; - разработка и осуществление конкретизированных региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, в том числе по массовому приобщению различных групп населения к систематическим занятиям физкультурой и спортом. Муниципальный уровень: - разработка, используя имеющийся опыт, эффективных систем управления и организации физкультурно-спортивной работы на местах; - разработка программ реконструкции и строительства учебно-спортивной базы образовательных учреждений, обеспечение их необходимым оборудованием и инвентарем; - организация строительства простейших спортивных сооружений и ФОКов; - организация центров физкультурно-спортивного досуга по месту жительства на базе подростковых клубов, дошкольных учреждений, школ, образовательных учреждений профессионального образования, физкультурно-спортивных комплексов предприятий и коммерческих структур; - привлечение на взаимовыгодных условиях трудовых коллективов, первых руководителей конкретных предприятий и учреждений к работе по строительству физкультурно-спортивных сооружений и комплексов, использованию уже имеющихся по назначению; - организация и проведение муниципальных смотров-конкурсов на лучшую постановку массовой физкультурной, оздоровительной работы по месту жительства, в образовательных учреждениях, в трудовых коллективах; - материальное и моральное стимулирование всех видов и форм физкультурно-спортивной деятельности, ведущих спортсменов трудового коллектива, города, района; - пропаганда и поддержка, шефства спортсменов, студентов спортивных вузов, сотрудников военных организаций и МВД над учреждениями образования, интернатскими учреждениями, детскими и молодежными объединениями; - осуществление работы по созданию материально-спортивной базы по месту жительства и определению механизма оплаты инструкторов-методистов.[4] Наиболее эффективной системой организации и управления физической культурой и спортом на федеральном уровне является федеральный орган исполнительной власти. На уровне субъекта Российской Федерации, на местном уровне – самостоятельное структурное подразделение. Что касается дальнейшего совершенствования законодательной базы отрасли, то специалисты отмечают, что назрела необходимость разработки отдельного федерального закона «Об обязательном страховании жизни и здоровья спортсменов». Обязательное страхование спортсменов – это один из наиболее эффективных способов усиления их социальной защиты. Особенно актуален этот вопрос при учете высокого уровня травматизма у спортсменов. Вместе с тем разработка указанного федерального закона должна строиться на понятийном аппарате, сформулированном в базовом федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Кроме того, учитывая социальную значимость сферы физической культуры и спорта, ее возрастающую роль в решении социальных проблем общества, необходимо разработать комплекс мер по государственной поддержке и стимулированию труда работников физической культуры, а также выдающихся спортсменов и их тренеров. Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта заключается в том, чтобы, помимо создания эффективных федеральных законов по различным аспектам деятельности в сфере физической культуры и спорта, активно участвовать в законодательной деятельности, внося соответствующие статьи, поправки в законы Российской Федерации, которые в той или иной степени влияют на развитие физкультурно-спортивного движения. Исходя из федерального устройства страны органы государственной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции принимают свои законодательные и нормативно-правовые акты, имеющие правовое регулирование и обеспечивающие их исполнение в своих регионах. Специфические функции физкультуры и спорта регулируются подзаконными, административными и иными нормативными и регламентирующими актами и документами, целевыми программами развития отрасли, образовательными стандартами, учебными планами и программами и т.п. В 2006 году принята Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Одним из преимуществ программно-целевого метода является комплексный подход к решению проблем в сфере физической культуры и спорта, оздоровления населения; распределение полномочий и ответственности; эффективное планирование и мониторинг результатов реализации мероприятий Программы. Целью Программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.[5] Законодательство в сфере физической культуры и спорта необходимо совершенствовать. В современных условиях оно должно предусматривать создание благоприятных условий в первую очередь для организаций, реализующих программы развития физической культуры и спорта среди детей, инвалидов, сирот, способствующие формированию здорового образа жизни; спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборной команды России для участия в Олимпийских и Паралимпийских играх.[6] Кроме того, необходима законодательная проработка следующих актуальных вопросов: - борьба против использования спортсменами допинга, наркотиков; обеспечение безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающее возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных проявлений, оказывающих негативное влияние на личность и общество; - решение проблемы массового оттока российских спортсменов и специалистов за пределы Российской Федерации, особенно молодых спортсменов; - решение проблем детской ранней спортивной специализации, участия детей в спортивных соревнованиях, стимулирующих форсирование спортивной подготовки в ущерб здоровью и нормальному развитию ребенка; - решение проблемы государственной поддержки общественных физкультурно-спортивных объединений, используя для этого мировой опыт; - решение вопросов, связанных со спонсорской деятельностью, привлечением в спорт внебюджетных источников, путем внесения поправок в соответствующие законы Российской Федерации. Необходимо широко обмениваться опытом правового и нормативного обеспечения физической культуры и спорта как между субъектами Российской Федерации, так и на международном уровне. Организация государственного управления в сфере физической культуры и спорта Органы государственного управления вместе с другими властными структурами управления представляют государство. Эти государственные структуры являются носителями государственной власти, через их деятельность высшие государственные должностные лица осуществляют политическую власть. Государственные органы управления активно действуют в экономике и социальной сфере, осуществляя свои функции. Регулирование органов управления в стране может быть как прямым, к примеру, государство в качестве разработчика стратегических целей развития контролирует их осуществление, так и косвенным, когда оно выступает в качестве координатора, определяющего основные направления развития.[7] Рис. 1 Структура управления физической культурой и спортом до 2004 года Для осуществления государством своих функций необходима система государственных органов. Государственный орган – это звено в системе государственного управления, которое обладает полномочиями в определенных областях деятельности. Ему присущи следующие признаки: - от имени государства осуществляет его задачи и функции посредством определенного вида деятельности; - имеет определенную компетенцию, т.е. совокупность задач, функций, прав и обязанностей; - обладает властными полномочиями; - характеризуется определенным строением и др. Задачи по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с учетом межведомственного подхода. Таким органом в Российской Федерации является Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Именно Росспорт создает в спортивной сфере действующий механизм, который обеспечивает целый ряд важных функций государства, связанных с разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов; осуществление организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры; руководство развитием науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную практику. Необходимо подчеркнуть, что государственная политика в отрасли Росспорт строит посредством взаимодействия с регионами. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации действует Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи, который призван способствовать эффективному управлению сферой физической культуры и спорта на законодательном уровне. Президент Российской Федерации уделяет большое внимание развитию физической культуры и спорта. В 2002 году с целью информирования главы государства о положении дел в сфере физической культуры и спорта, обеспечения его взаимодействия с физкультурно-спортивными объединениями, физкультурными, спортивными организациями и деятелями физической культуры и спорта, выработки предложений по актуальным вопросам государственной политики в области физической культуры и спорта был создан консультативный орган – Совет при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту[8]. На реализацию общей стратегии развития физической культуры и спорта в стране при тесном взаимодействии с государственными органами управления направлена деятельность Олимпийского комитета России, федераций по видам спорта, различных ассоциаций, союзов, обществ. Сегодня необходимо разработать единый механизм взаимодействия различных министерств и ведомств, общественных организаций, ученых и специалистов. Такая политика должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха. Консолидация усилий позволит привести в стройную систему и укрепить нормативную правовую базу осуществления государственной политики в области физической культуры и спорта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|