Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Опыт организации работы по развитию физической культуры и спорта в субъекте РФ (на примере Курганской области)




В настоящее время органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта в Курганской области является Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области.[12] Сохранение государственного отраслевого органа – важное направление оптимизации управления развитием отрасли в субъектах Российской Федерации.

До мая 2006 года этот орган назывался Управление по дела молодежи, физической культуры и туризма Курганской области.[13] В структуре управления было 4 отдела: отдел учебно-спортивной работы и туризма; служба организационного обеспечения; отдел по делам молодежи; отдел бухгалтерского учета и отчетности. Численность штата – 20 человек.

Нормативно-правовое обеспечение развития отрасли в Курганской области включает в себя: а) блок федеральных документов; б) блок документов субъекта РФ; в) блок муниципальных документов.

В настоящее время укрепляются связи областного Управления с другими заинтересованными департаментами, управлениями и комитетами, также организовано тесное взаимодействие с городскими и районными, то есть муниципальными органами, на взаимовыгодной основе укрепляется сотрудничество с областными федерациями по видам спорта, спортивными клубами и другими организациями.

Успешное развитие физической культуры и спорта в субъектах России во многом зависит от их финансирования, которое в настоящее время осуществляется из бюджетных и внебюджетных источников.

В Курганской области за последние годы наблюдается рост бюджетного финансирования отрасли.

Один из эффективных путей оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в субъектах России - использование целевых программ.

Важное место в оптимизации систем управления развитием физической культуры и спорта в субъекте России занимает совершенствование системы подготовки кадров и научно-методического обеспечения.

Работа по развитию физической культуры и спорта строится в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Курганской области. На заседаниях Правительства области и областной Думы, на аппаратных совещаниях у Губернатора, его заместителей регулярно обсуждаются актуальные вопросы развития отрасли.

Особое место в работе занимает реализация Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Действующая система управления физической культурой и спортом не является оптимальной как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Следствием слиянием органов управления физической культурой и спортом с другими организациями (управлениями культуры и образования, комитетами по делам молодежи, туризму, отделами по работе с населением) стала нечеткость, «размытость» и низкая эффективность управленческих функций и структур на региональном и местном уровнях.

В 2005 году Управлением были разработаны соответствующие методические рекомендации. В частности предложения по созданию структуры управления физической культурой и спортом на местах. Они были направлены в муниципальные образования.

В адрес Комитета по физической культуре и спорту Государственной Думы РФ, Федерального агентства по физической культуре и спорту Управлением были направлены предложения о внесении изменений в некоторые статьи Закона. Совместная работа с другими регионами привела к принятию поправок в декабре 2005 года.

В Курганской области 26 муниципальных образований, только в 5 из них действуют спорткомитеты как самостоятельные структурные подразделения Администраций районов. В настоящее время задача администраций поселений и муниципальных районов – обеспечить на своей территории условия для развития физической культуры и массового спорта, организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. В частности во всех городах и районах области необходимо создать комитеты или отделы, которые будут обеспечивать условия для развития физической культуры и спорта (по аналогии с г. Шадринском, Кетовским и Катайским районами).

Основа государственной политики в сфере физкультуры и спорта – развитие детского спорта.

Традиционными мероприятиями по работе с детьми и подростками стали: «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Белая ладья», «Чудо-шашки», «Тхэквандо и бокс против наркотиков», «Веселый дельфин», соревнования Школьной лиги по баскетболу, волейболу, футболу, Кубки области по различным видам спорта и другие соревнования. Всего в массовых мероприятиях в 2005 году приняли участие более 15 000 детей и подростков.

Еще одно традиционное массовое мероприятие, которое Управление проводит совместно с районами области и Главным управлением образования Курганской области – Спартакиада учащихся Курганской области 2004-2005 годов. Она включала в себя соревнования по 12 видам спорта. На всех этапах в ней приняли участие более 50 тысяч школьников. Эта Спартакиада – своего рода смотр молодых талантов. По ее итогам 150 юных зауральцев в 14 видах спорта представляли Курганскую область на соревнованиях Уральского федерального округа в зачет II летней Спартакиады учащихся России. В сборную команду округа для участия в финале включен 21 спортсмен нашей области. В финале три спортсмена стали бронзовыми призерами.

В 2005 году Управлением совместно с военным комиссариатом области, Главным управлением образования, областным советом РОСТО проведена областная Спартакиада допризывной молодежи по 5 видам спорта. В соревнованиях приняли участие команды из 24 районов области городов Кургана и Шадринска, более 200 допризывников.

Приоритетом в работе является развитие массовой физической культуры и спорта. Проведение спортивных мероприятий и праздников с привлечением максимального числа участников и болельщиков – залог достижения нужного результата.

Управлением в 2005 году проведено 118 соревнований, в том числе 17 - всероссийского уровня. В них приняли участие свыше 30 000 жителей области. Мероприятия не только носили массовый характер, но были нацелены на воспитание чувства патриотизма, поскольку проходили в рамках празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Федеральное агентство по физической культуре и спорту доверило Управлению организацию и проведение в городе Кургане финала II Всероссийских зимних сельских спортивных игр. В них приняли участие свыше 1 000 сильнейших сельских спортсменов из 53 регионов страны, среди них студенты 18 сельскохозяйственных ВУЗов России. В этих престижных соревнованиях зауральская сборная команда заняла 7-ое место – самое высокое за всю историю Курганской области. Таким образом, многолетний опыт проведения сельских спортивных игр «Золотой Колос» в Зауралье не остался не замеченным. Это масштабное мероприятие прошло на высоком организационном уровне, участие в играх министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева привлекло внимание к области, работа Управления отмечена Росспортом.

Участниками областного фестиваля «Мама, папа, я – спортивная семья» стали семьи из всех городов и районов области. Семейные соревнования – одна из оптимальных форм развития массовости, которая имеет к тому же большой воспитательный эффект.

Среди людей с ограниченными возможностями немало талантливых спортсменов. В 2005 году они показали отличные результаты: Михаил Сиднин стал чемпионом России по плаванию на 4-х дистанциях, Татьяна Руденко заняла 1 и 2 места в лыжных гонках на Всемирных зимних специальных Олимпийских Играх в Нагано. Татьяна Шабалина на Европейских специальных играх в Чехии заняла два 1 места в настольном теннисе. Светлана Фефелова на Европейских соревнованиях среди инвалидов также в Чехии стала первой в легкой атлетике. Сборные команды Курганской области по настольному теннису и легкой атлетике привезли с соревнований Специальной Олимпиады России 12 золотых медалей.

Спортивно-массовую и реабилитационную работу с инвалидами проводят:

- спортивно-реабилитационный клуб «Ахиллес»;

- общественная организация «Курганский областной клуб инвалидов «Оптимист»;

- Курганская региональная общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России»;

- городская общественная организация инвалидов;

- Курганское правление областной общественной организации Всероссийского Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых;

- областная общественная организация инвалидов.

В районах области пока нет гибкой системы вовлечения в адаптивную физкультуру и спорт. Поэтому в текущем году разработано положение о проведении смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди физкультурно-спортивных организаций инвалидов.

Кроме того, начата работа по созданию Центра паралимпийской подготовки на базе Зауральского колледжа физической культуры и здоровья в г. Шадринске. Это поможет в дальнейшей реабилитации спортсменов.

Ветераны спорта также достигли серьезных успехов на спортивных площадках России и мира. В прошлом году они принимали участие в областных, всероссийских и международных соревнованиях по различным видам спорта. Особенно необходимо отметить достижения Владимира Барабаша, который выиграл Всемирные игры по легкой атлетике, и Виктора Бучельникова, который стал трехкратным чемпионом мира по гиревому спорту.

Массовость определяется количеством регулярно занимающихся физкультурой и спортом. Главная цель в этой работе – вовлечь все категории населения городов и районов области в занятия спортом. А для этого необходимо сделать стабильным и максимально удобным Единый календарный план областных спортивных мероприятий.

Кроме того, нужно обратить серьезное внимание на качество проведения самих мероприятий. В этой связи мало соблюдать регламент, т.е. традиционные поднятие флага, звучание гимна, организацию парада открытия. От организаторов требуется оформление мест проведения спортмероприятий, насыщенная культурная программа, привлечение максимально большего числа зрителей, широкое освещение в СМИ.

Одним из основных направлений в деятельности Управления является работа по развитию спорта высших достижений. За последние три года удалось добиться определенных положительных результатов.

В основной состав сборных команд России в 2005 году включены 7 спортсменов: Александр Меньщиков, Сергей Кунтарев – греко-римская борьба, Яков Глухих, Ирина Подволоцкая – спортивная акробатика, Александр Вишнягов, Станислав Хухаркин, Мария Меньщикова – легкая атлетика и 11 человек в резерв.

Оптимизация финансирования опорных видов спорта, таких как греко-римская борьба, легкая атлетика и тяжелая атлетика, акробатика, бокс, борьба самбо позволила достичь в этих видах высоких спортивных результатов.

Сборные команды области приняли участие в 187 всероссийских и международных соревнованиях (это на 52 мероприятия больше, чем в 2004 году), где завоевали в общей сложности 305 медалей (на 109 медалей больше, чем год назад): 101 – золотую, 95 – серебряных, 109 – бронзовых.

С 1 февраля 2005 года на базе Дворца спорта «Спартак» начала работу областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 2 с отделениями греко-римской борьбы, художественной гимнастики, биатлона, тяжелой атлетики, стендовой, пулевой стрельбы, бильярда. Это позволило значительно улучшить спортивные достижения.

Следует отметить результаты Александра Огаркова в зимнем биатлоне, который завоевал 3 медали, в том числе одну золотую, на юношеском чемпионате мира в 2006 году в США, а также члена сборной команды России 2006 года по стендовой стрельбе Людмилы Пшеничниковой, главной олимпийской надежды.

Показательно, что в прошлом году в нашей области подготовлено 59 мастеров спорта России и 7 мастеров спорта международного класса, что соответствовало в 2004 показателям 39 и 3.

В игровых видах спорта пока не удалось добиться высоких результатов. Волейбольная команда «Синтез», которая также выступала в Высшей лиге чемпионата России прекратила свое существование в связи с отсутствием финансирования. Футбольная команда «Тобол» представляла область в первенстве России среди команд II дивизиона и заняла предпоследнее 18-е место.

Залог развития спорта высших достижений – не только создание благоприятных условий для спортсменов и тренеров, но и повышение уровня их мотивации. Нужно разработать мероприятия, которые помогут сохранить спортивный и тренерский резерв.

Развитие физической культуры и спорта во многом зависит от эффективности пропаганды здорового образа жизни. В 2005 году подготовлено свыше 100 сообщений для СМИ. В течение года была организована информационная поддержка всех крупных физкультурно-спортивных мероприятий. В марте 2005 года прошла широкомасштабная социальная рекламная кампания, посвященная финалу II Всероссийских зимних сельских спортивных игр. Кампания привлекла внимание зауральцев к сельскому спорту, выступлениям наших спортсменов на Играх.

В марте 2005 года начал свою работу Интернет-сайт Управления. Его посетители могут узнавать о новостях спорта в области. Главная цель информационной политики Управления – привлечь внимание к здоровому образу жизни и вовлечь в физкультурно-спортивную деятельность жителей нашей области.

Ежегодно с целью пропаганды физкультуры и спорта, повышения эффективности учебно-тренировочного процесса проводятся смотры-конкурсы на звания «Лучший спортсмен», «Лучший тренер», на лучшую постановку спортивно-массовой и оздоровительной работы среди детских и подростковых клубов по месту жительства.

Материальное обеспечение учебно-спортивной работы сферы физической культуры и спорта в 2005 году составило 7,6 млн. рублей, из которых 750 тысяч – финансирование мероприятий РОСТО. Для сравнения содержание профессиональной хоккейной команды «Зауралье» обошлось области в 14 млн. рублей.

Несмотря на то, что с 2003 года в области открылись две специализированные школы олимпийского резерва, увеличилось число спортивных мероприятий и вместе с ним количество занимающихся физической культурой и спортом, финансирование учебно-спортивной работы Управления постоянно снижается. Финансирование работы подведомственных организаций не было полноценным.

Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта на 2003-2005 годы» также не была профинансирована на 100%:

в 2003 году – 3 млн. 015,0 тыс. руб.,71,4%,

в 2004 году – 3 млн. 870 тыс. руб., 68%,

в 2005 году – 4 млн. 735 тыс. руб. 87,8%.[14]

Таким образом, в настоящее время финансовое состояние отрасли находится на уровне 2000 года. И это при ежегодной инфляции как минимум в 10%. Необходимо принять срочные меры по решению проблемы финансирования отрасли.

На 2006 год в бюджете области предусмотрено 11 млн. 500 тысяч рублей на спортивные мероприятия. Этих средств также недостаточно для осуществления полноценной работы по развитию отрасли.

В 2005 году завершилась реализация областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта». Аналогичная работа велась на муниципальном уровне. Реализация мероприятий Программы позволила активизировать работу по пропаганде и дальнейшему развитию физической культуры и спорта, повысить спортивное мастерство и направить усилия на реконструкцию и строительство спортивных сооружений.

Сейчас необходимо доработать и принять новую Программу развития, важнейший документ для дальнейшей работы. Ее содержание должно соответствовать стратегическому развитию сферы физкультуры и спорта в области. Итак, вот меры, на выполнении которых необходимо сконцентрировать усилия.

1. Плодотворное сотрудничество с муниципальными образованиями по развитию спорта в области. Необходимо оптимально разграничить полномочия в этой сфере, строить отношения и контролировать эффективность этой деятельности.

Нужно совершенствовать структуру управления физической культурой и спортом через спорткомитеты и отделы, активизировать спортивно-массовую работу с населением по месту жительства путем реконструкции и строительства простейших спортивных сооружений, проведения спартакиад и соревнований между дворовыми командами по игровым видам спорта и других мероприятий.

2. Развитие спорта в образовательных учреждениях. В этом направлении предполагается совместно с Главным управлением образования Курганской области и главами муниципальных образований вести последовательную работу:

- по вовлечению детей, подростков и молодежи в занятия физкультурой и спортом;

- по реконструкции и строительству спортивных залов, спортплощадок и других сооружений;

- по обеспечению детско-юношеских спортивных школ спортивным инвентарем.

3. Следующий серьезный аспект Программы – развитие спорта по месту жительства. Здесь предполагается осуществить на базе долевого финансирования из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований строительство спортивных центров по месту жительства для удовлетворения потребностей в занятиях спортом всех категорий населения.

Кроме того, нужно привлекать для работы квалифицированных инструкторов по месту жительства, искать пути стимулирования этих работников.

В результате разработчики Программы рассчитывают, как минимум, втрое увеличить число зауральцев, регулярно занимающихся спортом.

4. Следующий этап – развитие спорта высших достижений. Для этого необходимо создать хорошую материально-спортивную базу. В ближайшее время запланированы реконструкция и модернизация образовательных учреждений для подготовки олимпийского резерва, а также оборудование медицинского центра.

5. Пропаганда физкультуры и спорта является одним из важнейших инструментов развития массовости спорта. Нужно усилить взаимодействие со средствами массовой информации в плане освещения массовых спортивных мероприятий, популяризации физической культуры и спорта среди жителей области.

6. Важный этап – совершенствование имеющейся законодательной базы и разработка принципиально новых, отвечающих современным требованиям нормативно-правовых актов в этой сфере. Они будут касаться приоритетных направлений в работе – развития детского и массового спорта, реконструкции и строительства спортивных сооружений.

7. Обеспечение полноценного финансирования отрасли планируется осуществлять не только за счет средств областного бюджета, но и за счет внебюджетных источников. Для этого нужно привлечь спортивную общественность, федерации по видам спорта, предприятия и организации области, бизнес-сообщество, профсоюзы и общественные структуры.

Объем финансирования Программы на 3 года составит более 30 миллионов рублей. Необходимо настаивать на полноценном и последовательном финансировании всех ее мероприятий.[15]

Одна из приоритетных задач реформирования и модернизации отечественной системы физической культуры и спорта – создание результативной системы управления в этой области.

Изучение возможностей оптимизации системы управления развитием физкультурно-спортивного движения в субъекте Российской Федерации, инновационных алгоритмов планирования и реализации основных мероприятий позволит управленцам более четко представить границы своей профессиональной компетенции, успешнее взаимодействовать с вышестоящими, параллельными и нижестоящими органами и организациями при решении совместных задач, эффективнее осуществлять практические мероприятия. Использование изложенного опыта работы даст возможность специалистам из различных субъектов России творчески подходить к своей управленческой деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует достижению указанной цели. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Опыт многих развитых стран показывает, что такая задача может быть решена при комплексном подходе к вопросам развития физической культуры и спорта.

Сегодня роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. Однако в последние десятилетия из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государства этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...