Понятие, сущность муниципального имущества
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание Введение Глава 1. Муниципальное имущество: понятие, сущность, правовое закрепление 1.1 Понятие, сущность муниципального имущества 1.2 Назначение муниципальной собственности Глава 2. Организационно-правовые основы управления муниципальным имуществом 2.1 Функции и методы управления органов МСУ в сфере муниципального имущества 2.2 Принципы управления муниципальным имуществом Заключение Библиографический список Введение
Актуальность курсовой работы. Муниципальное имущество является определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. Любое общество располагает некоторой совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство. Использование национального богатства, осуществляемое для удовлетворения потребностей и интересов субъектов общества (граждан и различных общественных институтов), реализуется путем его присвоения. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму собственности. Праву собственности посвящено очень много научных трудов: монографий, статей, диссертаций. Все эти исследования, безусловно, необходимо положить в основу изучения такого правового института, как институт муниципальной собственности. Необходимость же детального изучения данного института с учетом положений теории гражданского и муниципального права продиктована временем и, в первую очередь, тотальной реформой местного самоуправления, проводимой в России. Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть муниципальное имущество как экономическую основу местного самоуправления муниципального управления. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: . рассмотреть понятие и сущность муниципального имущества; 2. определить назначение муниципальной собственности; . изучить функции и методы управления органов МСУ в сфере муниципального имущества . определить принципы управления муниципальной собственностью. Таким образом, объектом курсовой работы являются муниципальное имущество; предмет работы - способы и принципы формирования муниципального имущества.
Глава 1. Муниципальное имущество: понятие, сущность, правовое закрепление Понятие, сущность муниципального имущества
Муниципальное имущество - чрезвычайно важная составляющая основа местного самоуправления. Институт муниципального имущества получил свое закрепление в Конституции Российской Федерации, в федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Гражданском и Земельном кодексах, в других федеральных законах, в ряде нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, в правовых актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Государственная (собственность Российской Федерации; собственность субъектов Российской Федерации);
Муниципальная (собственность различных муниципальных образований); Муниципальное имущество - это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию "недвижимое имущество" входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее. Распоряжение муниципальным имуществом от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции. Муниципальное имущество подлежит обязательному учету в реестре объектов муниципальной собственности и на балансе муниципальных предприятий, муниципальных учреждений или казны муниципального образования. В идеале такое имущество должно быть зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (в регистрационной). Т.е. регистрируется право муниципального имущества, а также подлежит регистрации право оперативного управления или хозяйственного ведения учреждения или муниципального предприятия. На территории муниципального образования могут находиться объекты, которые не числятся в реестре объектов муниципального имущества, на балансе муниципальных предприятия или учреждения, а также на них не зарегистрировано право чьей-либо собственности. Бесхозяйные объекты - это те которые не имеют собственника (либо право собственности не доказано) или собственник которого не известен. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Понятие "муниципальное имущество" было введено в российскую юриспруденцию сравнительно недавно, поскольку фактическое выделение муниципального имущества из государственного произошло немногим двух десятков лет назад. Процесс этого развития закрепляется в системе юридических норм, которые в настоящее время рассматривают право собственности в триединстве владения, распоряжения и пользования. Другими словами, понятие муниципальное имущества, прежде всего, является юридическим и характеризует определенный перечень прав муниципальных образований (населения) по отношению к отдельным элементам национального богатства.
С другой стороны, муниципальное имущество есть институт муниципального права, состоящий из определенной совокупности правовых норм. В рамках данного института мы можем выделить несколько групп правовых установлений, регулирующих те или иные аспекты такого сложного и многогранного явления. К первой группе следует отнести нормы, устанавливающие понятие права имущества, в общем, и его содержание, а также нормы, раскрывающие понятие имущества муниципального. Это, в первую очередь, нормы Гражданского кодекса РФ. Вторая группа - это нормы, характеризующие круг объектов муниципального имущества. Здесь в качестве основных следует назвать нормы ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Третья группа - нормы, устанавливающие субъектов права муниципального имущества. Разнообразие отраслей права, регулирующих институт муниципального имущества, обусловлено тем, что муниципальное право есть отрасль комплексная, сочетающая в себе элементы различных отраслей российского права. Комплексный характер отрасли накладывает отпечаток как на понятие института муниципального имущества, так и на его содержание. В соответствии с действующей Конституцией в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Таким образом, Конституция закрепила наличие муниципального имущества и его равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этим имуществом. Согласно Гражданскому кодексу РФ под муниципальным имуществом понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Ст.49 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве экономической основы местного самоуправления называет находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальное имущество признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. В соответствии со ст.50 вышеназванного закона в собственности муниципальных образовании может находиться имущество, предназначенное для решения муниципальным образованием вопросов местного значения и для осуществления отдельных государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления. В собственности городских округов может находиться любое имущество, необходимое для деятельности органов местного самоуправления. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. На уровне субъектов Российской Федерации также осуществляется регулирование муниципального имущества. Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальном имуществе. В большинстве из них определено понятие муниципального имущества, его состав, порядок формирования и управления. Ими определен состав муниципального имущества, порядок его формирования и распоряжения. В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно такой же состав муниципального имущества, что и в федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления". Но в законах многих субъектов РФ состав муниципального имущества дополняется такими, например, объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципального имущества определен в уставах муниципальных образований.
Права собственника в отношении муниципального имущества от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, непосредственно население.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|