Назначение муниципальной собственности
Собственность представляет собой исторически определённую общественную форму присвоения материальных благ, прежде всего, средств производства. Желание присваивать и обладать всегда было присуще человеку по своей природе. Поэтому вполне логично будет заявить, что с древнейших времен преступления против собственности составляли немалую часть всех преступных деяний, совершаемых людьми. Право собственности являясь гражданско-правовой категорией, подробно урегулировано в гражданском законодательстве. Оно составляет основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота. Наличие муниципальной собственности - одно из важных условий успешного существования муниципального образования. Муниципальная собственность наряду с имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, составляет экономическую основу местного самоуправления. Право муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения. Все лица по отношению к муниципальной собственности выступают в качестве обязанных лиц. Их обязанность состоит в том, что они не должны посягать на целостность муниципальной собственности. В свою очередь, собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, которые не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц. Муниципальной собственности отчасти присущ властный характер, который выражается в способах ее осуществления. В то же время властное начало муниципальной собственности никак не должно сказываться на реализации права муниципальной собственности в гражданских правоотношениях.
Правовая интерпретация муниципальной собственности акцентирует внимание на правах собственности, которые возникают при существовании данного вида собственности. Однако этот подход не раскрывает социальной и экономической сущности муниципальной собственности. Социальный аспект затронут незначительно и отражает лишь отношения между классами владельцев собственности и несобственности. Кроме того, экономические отношения являются основой общественных отношений, соответственно, их необходимо рассматривать в основе общей совокупности отношений собственности, что позволяет выделить экономический смысл категории "собственность". С экономической точки зрения собственность представляет собой отношение между экономическими субъектами по поводу объектов собственности, благодаря которым одни субъекты относятся к объектам собственности как к своим, а другие субъекты как к чужим. Изучение представленных теоретических подходов к определению муниципальной собственности показало необходимость их обобщения. В литературе не уделено достаточно внимания различным формам экономических отношений, сам факт которых указывает на необходимость уточнения муниципальной собственности как категории, отражающей всё многообразие экономических отношений. Муниципальная собственность - это совокупность всех видов отношений по поводу владения, пользования, распоряжения и присвоения муниципальных общественных благ, созданных в результате управления муниципальным имущественным комплексом. Данный подход содержит ряд уточнений к определению сущности муниципальной собственности: • раскрывает единство правового, экономического и социального содержания муниципальной собственности; • позволяет выразить совокупность различных форм отношений, возникающих в процессе использования муниципальной собственности;
• отражает основной мотив управления муниципальной собственностью - удовлетворение потребностей; • характеризует конечный результат использования муниципальной собственности - муниципальные общественные блага. Под муниципальным общественным благом понимается экономическое благо, представляющее собой результаты использования объектов муниципальной собственности, обладающее свойствами общедоступности и неисключаемости и предназначенное для удовлетворения потребностей населения. Определяемые объекты обладают следующими характеристиками: . являются частным случаем общественных благ государственного уровня и, соответственно, они общедоступны, что позволяет извлекать их полезность группой независимых экономических субъектов; 2. имеют особенности производства и потребления; создаются с использованием объектов муниципальной собственности и имеют территориальное ограничение полезности в потреблении; . обладают особенными признаками - распространение полезности во времени и пространстве, что означает получение совокупного внешнего эффекта, под которым понимается совокупная полезность (экономическая, социальная, экологическая), получаемая местным сообществом в целом, в настоящее и будущее время. Исходя из принятого определения муниципальной собственности задачей ее управления является создание таких отношений производства, распределения, обмена и потребления, которые позволяют максимально полезно использовать объекты муниципальной собственности в интересах проживающего на территории муниципального образования населения. Субъектами экономических отношений муниципальной собственности являются население, обладающее правом владения и присвоения, муниципальные органы власти (представительные и исполнительные), наделенные правами использования, управления и присвоения, муниципальные предприятия, имеющие право управления муниципальным имуществом. По поводу муниципальной собственности возникают три вида экономических отношений. К первому виду относятся социально-экономические отношения, которые обусловливают как необходимость, так и возможность использования муниципальной собственности в целях удовлетворения жизненно важных потребностей населения не только в экономических, но и в социальных и экологических благах. За этими отношениями скрываются правовые отношения между людьми, обладающими различными правами собственности, характеризующие процесс формирования и совершенствования взаимосвязей между субъектами данного вида собственности. Они определяют содержание и характер второго вида отношений - организационно-экономических, возникающих между функциональными субъектами муниципальной экономики как владельцами муниципальной собственности, так и ее управляющими.
Эти отношения обусловливают организационную структуру управления муниципальной собственностью. В свою очередь, в их рамках складывается третий вид отношений. Это технико-экономические отношения, возникающие в процессе использования объектов муниципальной собственности и определяющие конкретные способы использования объектов муниципального имущественного комплекса. Под муниципальным имущественным комплексом понимается совокупность закрепленных на праве собственности за населением либо муниципальным образованием материальных и нематериальных объектов, предназначенных для осуществления вопросов местного назначения и удовлетворения совокупности интересов населения муниципального образования. Научный анализ и обобщение различных трактовок и подходов позволяет дать следующее определение муниципальной собственности как экономической категории. Рассмотрение муниципальной собственности как экономической категории требует изучения ее функциональной характеристики. С позиции обеспечения социально-экономического развития города, складываются шесть основных функций муниципальной собственности. обеспечение доходов местного бюджета, в том числе от реализации имущества, его арендного и иного использования, гибкой налоговой политики, финансовой помощи (как правило, целевой) вышестоящих властно-собственнических инстанций, добровольных взносов и т.д.;
2 обеспечение развития рыночной инфраструктуры, в том числе формирование и развитие таких институтов, как социальная защита и обеспечение занятости; обеспечение развития социальной инфраструктуры, в том числе формирование и развитие таких институтов, как социальная защита и обеспечение занятости; 4. обеспечение развития инженерной (транспорта, информационной, бытовых коммуникаций, то есть дорог, водо - и газоводов, тепловой сети и пр.), бытовой (складов, холодильников и пр.) и экологической (очистные сооружения, фабрики по переработке отходов и т.п.) инфраструктуры; 5. стимулирование развития малого и среднего бизнеса; . содействие развитию внешних связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, существование муниципальной собственности объясняется теми функциями, которые она выполняет на практике. Так, необходимость разрушения монополизма государственной собственности и жестко централизованного управления привела к выделению "децентрализующей" функции муниципальной собственности, которая способствует усилению влияния местных органов власти в решении своих внутритерриториальных проблем. Данный подход, объясняя смысл существования муниципальной собственности, нацелен на обеспечение самостоятельности и независимости местных органов власти. Предложенные функции дают более конкретное представление о муниципальной собственности как экономической категории и комплексном направлении использования объектов муниципального имущественного комплекса, что отражает социальную, экономическую и экологическую роль данного вида собственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|