Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физиологические причины плохой учебы школьника

· Наследственность (темперамент, особенности характера: медлительность и чрезмерная застенчивость).

· Слабое здоровье.

· Нестандартный путь развития (могут выпасть из учебного процесса как дети неспособные к умственному труду, так и вундеркинды).

Для установления точной причины плохой учебы, школьнику нужно пройти медицинское обследование.

Проблемы среды, семьи, быта и действия по их решению

К таким проблемам можно отнести не располагающие к учебе условия обучения и жизни школьника, такие как:

· Низкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им);

· Район, где расположена школа (фабричная окраина, удаленный микрорайон и т.д.);

· Напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или в классе (конфликты между учениками на почве социального или другого неравенства, предвзятое отношение учителей);

· Неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или между детьми, а чаще то и другое).

Проблемы неблагоприятной среды родители, как правило, выявляют сами. Семейные и бытовые причины, мешающие ученикам получать знания, выявляют учителя, например, после обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка.

Для улучшения бытовых условий можно:

· Изменить материальное положение семьи, или отношение к нему.

· Сменить школу, выбрав ее вместе с ребенком, по принципу:

· учебной направленности (специализация в соответствии с учебными интересами школьника);

· благоприятной для учебы атмосферы (наличие активно работающих кружков и секций).

· Создать благоприятный, интеллектуально активный климат в семье (родители, занимающиеся повышением своего профессионального или персонального уровня – лучший пример для подражания).

· Составить режим дня школьника и мягко контролировать его соблюдение.

· Создать и технически обустроить удобное рабочее место для занятий (соответствующая высота и размер письменного стола и стула, наличие хорошего освещения и т.д.).

· Обеспечить наличие количества канцелярских принадлежностей.

· Обеспечить наличие у школьника всех учебников, художественной и справочной литературы.

· Размещать наглядную информацию на стенах детской комнаты (яркие плакаты с изображением алфавита, географических и политических карт мира и т.д.).

· Организовать здоровое питание и проведение регулярной влажной уборки.

· Обеспечивать отсутствие шума и спокойную обстановку в помещении, где занимается школьник.

Психологических причин плохой учебы школьника

Психологические причины, мешающие ребенку добиваться успехов в учебной деятельности, специалисты относят к проблемам в области познавательной (1, 2, 3 пункты) и мотивационной сфер (4, 5 пункты):

· Недостаточно сформированные навык и и приемы учебы.

· Отставание в области основных психических процессов, таких как память, внимание, логика, вербализация, что влияет на общий процесс мышления.

· Особенности нервной системы и волевой сферы.

· Несформированность устойчивого стремления к достижению успеха.

· Неразвитость интереса к изучению школьных предметов.

Что могут предпринять учителя и родители?

Школьные педагоги, имея достаточно оснований, могут настойчиво рекомендовать родителям обратиться к практикующему психологу, опыт которого включает успешное преодоление подобных проблем. Если же нет оснований для подобных рекомендаций, учителя могут помочь родителям составить план борьбы с причинами плохой учебы школьника.

План «борьбы» с плохой успеваемостью ребенка

· Полноценное участие в жизни ребенка (эмоциональное, информационное и т.д.).

· Уважение к любым видам деятельности ученика (не только к его школьным и внешкольным занятиям, но и к развлечениям).

· Совместная учебная деятельность.

· Поощрение любых, даже самых незначительных успехов ученика.

· Полное удовлетворение любознательности и любопытства всеми доступными средствами (ответы на вопросы, проведение доступных физических и химических опытов и наблюдений, просмотр развивающих мультфильмов и фильмов, чтение энциклопедий и т.д.)

· Совместный поиск решений при встрече с неудачами, уважение права ребенка на самостоятельное решение проблемы.

· Поощрение самостоятельности и позитивной инициативы.

· Доброжелательное отношение к одноклассникам, организация совместной деятельности и досуга.

Вот таким является примерный, далеко не полный список причин, почему дети плохо учатся. Содержание его пунктов завит от конкретных проблем ученика. Успех зависит от решимости и воли всех, вовлеченных в процесс, особенно от учителей и родителей. Если достаточно долго действовать одновременно во всех направлениях, успехи придут непременно! И тогда есть надежда на то, что причины плохой учебы решатся и будущая жизнь школьника сложится успешно.

 

 

Что означает слово "моббинг", как он проявляется в стенах школы, каковы его последствия. Советы по профилактике и предотвращению моббинга (из опыта работы).

В животном мире моббинг — ситуация, когда внутри стада одна из особей подвергается насилию со стороны остальных. Например, в стае волков или дельфинов. Или в случае, когда стадо травоядных нападает на хищника. В быту - проявление негативного отношения к одному жильцу со стороны группы соседей. В жизни трудового коллектива, или коллектива учащихся моббинг — «это коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, начальства учителей, одноклассников». [1]

Этот термин введен доктором Ханц Лейманом в начале 1980-х. Изучая отношения между служащими в Швеции Лейман дал следующее определение моббингу: «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного» [[2]].

 

К вариантам поведения характерным для моббинга Х. Лейман отнес: клевету, непрекращающуюсю критику, социальную изоляцию, утаивание информации, высмеивание, распространение необоснованных слухов и ещё около сорока вариантов поведения. Классическим примером психологической травли в сфере образования является фильм Роллана Быкова «Чучело», где очень ярко показана ситуация травли в подростковой среде. [2]

На сегодняшний день, очевидно, что моббинг в школьном классе – достаточно распространенное явление. Объект моббинга в школе - ребёнок, по мнению своих же одноклассников, не похожий на других, странный: с дефектами внешности, здоровья, слишком взрослые или очень маленькие, слишком полные или худые, более эмоциональные или меланхоличные, чем остальные, т. е. отличающиеся своим поведением, физическими особенностями, одеждой, акцентом, способностями к учебе и пр. [2] Часто моббингу подвергаются новички, появившиеся в коллективе в средних или старших классах, в середине учебного года пришедших в школу, дети из семей эмигрантов, отличающимся внешностью, плохим знанием русского языка.

Для несформировавшейся психики школьника моббинг оказывается серьезным испытанием. Если вовремя не принять меры, могут возникнуть проблемы со здоровьем, связанные с эмоциональным истощением. Незамеченные поначалу переживания ребенка накапливаются и неожиданно выливаются в депрессию, серьезные нервные срывы и даже попытки самоубийства. [2] И родители, и учителя должны быть максимально внимательны к настроению ребенка, чтобы как можно раньше обнаружить неблагополучие.

Зачастую моббинг обнаруживается учителями слишком поздно. Бойкот, поддразнивание, насмешки над физическими недостатками, провокации на драку, высмеивание акцента, одежды и т. п.— такие проявления достаточно распространены в школьной среде. Причем, несмотря на кажущуюся «нечаянность» действия, обижаемый ребенок, всегда чувствует, что это делается специально. С появлением доступного школьникам Интернета появление в сети снятых на фотоппарат, виодеокамеру мобильного телефона и проч. издевательств над жертвой становится особо изощренной формой моббинга [3]. Количество «обидчиков» возрастает, с ним растет и глубина психологической травмы ребёнка.

Классным руководителям и учителям предметникам не стоит забывать о том, что атмосфера в классе влияет как на прохождение учащимися учебной программы, так и на общую успеваемость, учебную мотивацию и т.п. Удовлетворенность учащихся взаимоотношениями в классном коллективе, а так же отсутствие «изолированных», «изгоев» в классе прямой показатель успешности воспитательных усилий педагога, авторитета среди учеников.

Помощь взрослых людей просто необходима ребёнку, получившему психологическую травму. Но, что если ребёнок не просит педагогов или родителей вмешиваться в ситуацию, а, наоборот, считает, что сам может с ней справиться? По мнению большинства психологов следует дать ему возможность проявить самостоятельность. Излишняя опека, особенно над подростком, может привести к неблагоприятным последствиям [1]. Однако, это не означает, что следует закрыть глаза на происходящее. Необходимы быть в курсе дел ребёнка, задавать вопросы, правда, делать это не навязчиво, осторожно. Конечно столь доверительные отношения возможно поддерживать с ребёнком только в том случае если привык к ним с детства.

Так же, исследователи моббинга сходятся в одном: если ситуация травли в классе продолжается и все предпринятые действия не принесли результата, следует перевести ребёнка в другую школу. Профилактика детского насилия вообще и моббинга в частности – прямая задача каждого школьного работника. Во многих странах требование бороться с моббингом прописано в законодательстве. Например, в Великобритании родители детей, уличенных в моббинге и унижении других, могут расстаться с крупной суммой денег. Штраф, который родители заплатят за "шалости” отроков, может измеряться в десятках тысяч фунтов. [4] Помочь подросткам в противостоянии моббингу в любой его форме призван общенациональный проект "Учеба без насилия", который стартовал в одной из школ немецкого городка Нойс на западе Германии. В тренинге уже приняли участие 200 школьников. Финансовую поддержку "Учебе без насилия" оказали немецкие банки, страховые компании и благотворительная организация Rotary Club. [5]

Итак, какие же бывают виды «моббинга»? [6]

· Обзывание;

· Придирки;

· Насмешки;

· Толкание;

· Дразнение;

· Клевета, наговоры и ложные слухи;

· Бойкот;

· Кибермоббинг (намеренные оскорбления, угрозы, домогательства и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации);

Последствия травли детей

· Низкая самооценка и её последствия;

· Ухудшение здоровья;

· Одиночество;

· Агрессия;

· Невротические заболевания;

· И даже мысли об убийстве или самоубийстве.

Мальчики и девочки пользуются разными формами моббинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому моббингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами давление (распространение слухов, исключение из круга общения). Впрочем, эта разница относительна и похоже, что она уменьшается. [7]

Вот несколько советов по профилактике и предотвращении моббинга в стенах школы:

 

· Обычно говорят, что надо не обращать на издевательства внимания, или (что хуже) посмеяться над этим и «подставить вторую щеку». Такой метод на практике себя не оправдывает. Насмешки над собой вызывают ещё больший вал насмешек от агрессоров, поскольку теперь у них «развязаны руки» издеваться стало не просто весело, но и разрешено, раз жертва сама признаёт свои проблемы. Заставив себя глотать обиды и молчать, ребёнок вполне станет получать не только обидные слова, но и пинки. При каждом удобном случае его будут стараться толкнуть, больно задеть плечом или локтем, разбросать его вещи. Естественно, в результате он может не выдержать и взорваться с ещё большей силой, чем прежде. [6]

· Взрослые, которые постоянно работают с детскими коллективами, должны обращать внимание на признаки «моббинга». Нельзя считать это обычными детскими шалостями, которые скоро закончатся. Сами они не закончатся, а только усилятся, перерастут в то, что называют «дедовщиной». Нашей психолого-социальной службой, в частности, 2 раза в год проводится социомониторинг и диагностика социально-психологического климата класса, включающая в себя социометрические методики. Эти меры помогают выявить как детей, которые подверглись или имеют реальную возможность подвергнуться моббингу со стороны одноклассников, так и детей выступающих в роли "агрессоров". Несомненно, в психологической помощи нуждаются как жертвы, так и инициаторы. Нами применяются рисуночные методики, беседы, наблюдение на уроках и переменах, индивидуальные и групповые консультации детей, родителей и педагогов. Цель: помочь ребёнку в по-строении текущей жизни. Обучить совладать со стрессом или агрессией в будущем.

· Обидчики и их родители должны ясно понимать, что их выходки не остаются безнаказанными. Этому должны содействовать психолого-социальная служба, учителя и администрация.

· ККлассному руководителю НЕОБХОДИМО говорить о моббинге со всем классом с участием психолога, социального педагога.

Стоит устроить классный час и попросить всех написать сочинение на тему «Почему мы издеваемся друг над другом?», «Как избежать оскорблений?», «Хотите ли вы, чтобы все в вашем классе были одинаковыми?» и т.п. Если все начнут задумываться над этим, то, возможно, откажутся от случайных обидных слов в адрес более слабого одноклассника и бессмысленных издевательств.

· Если обидчики и дальше не изменят своего поведения, возможно, им нужна регулярная (например, два раза в неделю) терапия у школьного психолога и беседы с социальным педагогом. Тогда не только сам человек, но и родители наверняка поймут, что у него есть проблемы, которые требуют решения.

· Учителю не стоит выставлять на показ одноклассников недостатки учащегося, высмеивать их, даже если порой он ведет себя не совсем адекватно, "витает в облаках", неопрятен, не воспитан и т.п. Тем самым педагог не только содействует моббингу со стороны одноклассников, но и сами становится "агрессором" по отношению к ребёнку, оказывая давление, которое может неблагоприятно повлиять на будущее ребёнка и его психологическое здоровье. Старайтесь больше времени уделять беседам с родителями, даже если Вы не придете с ними к согласию, возможно, этот разговор поможет Вам лучше понять поведение ребёнка, объективно взглянуть на его предпосылки. Не забывайте о терпимости и толерантности. Помните: успех в обучении по большей части определяется эмпатией между учителем и учеником, а воспитать толерантных учеников может лишь толерантный учитель.

· В некоторых младших классах нашей школы учителя оказывают поддержку детям, которые в силу своей "непохожести" на других могут подвергнуться моббингу, тем, что дают им "наставника"- одного из одноклассников, ребёнка, на которого можно положится, обязательного, уравновешенного, с адекватной самооценкой, имеющему положительный авторитет у одноклассников. "Наставник" сидит с подопечным за одной партой, имея возможность в ходе урока несколько корректировать, провокационное для одноклассников, склонных к насмешничеству, поведение подопечного и предотвращать предпосылки моббинга на переменах.


Из опыта работы общенационального проекта "Учеба без насилия" (Германия) [5]

 

"Важно не только учиться игнорировать оскорбительные высказывания обидчиков, - подчеркивает учитель Норберт Кемайер, - но и владеть собой, сигнализируя уверенность в себе осанкой, походкой и открытым, прямым взглядом".


В успех формулы "тише воды, ниже травы" учительница физкультуры Сибилле Вандерс тоже не верит. Она не устает повторять, что уверенности в себе, умению без применения силы отразить агрессию способствуют подвижные игры и занятия спортом.

 

Обидные слова можно проигнорировать. Но что делать, если оскорбления или рукоприкладство становятся повседневным явлением? Как вести себя, если понимаешь, что столкновение с обидчиками неизбежно? Во-первых, постараться сохранять самообладание, попытаться трезво оценить ситуацию и позвать, если это возможно, кого-то на помощь. Во-вторых, попытаться убежать. И, наконец, если нет иного выхода, оказать сопротивление.

В последние годы становится все более опасной еще одна сравнительно новая форма моббинга - в интернете. Пользователи социальных сетей выбирают себе жертву, угрожают ей или распространяют о ней преднамеренную ложь. В худшем случае публикуются компрометирующие или подделанные фотографии. Кибермоббинг - такое название получила травля во всемирной паутине. По данным института социологических исследований Forsa, опубликованным в июне 2011 года, каждый третий подросток в Германии сталкивался с кибермоббингом. Его последствиями могут быть серьезные психические проблемы и даже самоубийство.

Моббинг в интернете или на школьном дворе - распространенное явление. Не случайно инициатор программы "Учеба без насилия" Сибилле Вандерс пытается передать опыт работы в борьбе с моббингом своим коллегам не только в школах Германии, но и за ее пределами. Но, по мнению учительницы, конфликтные ситуации между детьми гораздо эффективнее разрешаются совместными усилиями и в атмосфере взаимопонимания. "Моббингу способна противостоять только сплоченная команда", - уверена Вандерс.

Подведём итоги…

Моббинг многолик, он может выражаться в форме оскорбительных замечаний, физического насилия или равнодушия - вплоть до игнорирования. Жертвы чаще всего одиноки, а те, кто издевается над ними, держатся в группе. У моббинга, кроме действующих лиц, всегда есть сторонние наблюдатели, которые опасаются вмешиваться в ход событий. Главное, чтобы наши дети поняли, что было бы не интересно жить среди клонов, похожих друг на друга, у которых одинаковые эмоции, мысли и увлечения. Мир становится ярким и удивительным, если нас окружают непохожие друг на друга люди.

 

Взрослые! Прежде чем учить детей толератности и эмпатии по отношению к другим, давайте развивать эти прекрасные качества в себе. Помните древнюю мудрость: "Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами".

 

 

 

Когда сын приносил мне из школы листок бумаги с приглашением на родительское собрание, я ни разу не смогла сдержать тяжелого вздоха. Потом бдительная классная руководительница на всякий случай перезванивала и повторяла приглашение устно. В процессе разговора я успевала получить основную информацию, и идти на собрание не хотелось уже вообще...

За все годы школы наш папа был на собрании раза два, не больше. Один раз уговорили пойти бабушку. Когда школьницами были мы с сестрой — наш отец тоже собраний избегал изо всех сил. Маме деваться было некуда, и она отбывала родительскую повинность с терпением и покорностью.

Мне довелось поспрашивать у знакомых разных возрастов о том, как они относятся кродительским собраниям в школе. Только трое из нескольких десятков опрошенных ответили, что им очень нравится ходить на собрания и работать в родительском комитете. Отношение остальных колеблется от безразличного до резко негативного.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...