Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая поддержка деятельности ДиМОО, ученического самоуправления в системе работы классного руководителя

 

Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Педагогический процесс в классе направлен на всестороннее развитие школьников. Каждый педагог и активист класса выполняет определенную часть общей задачи. Их коллективный труд нуждается в руководстве, чтобы сделать его более целенаправленным, предупредить дублирование и пробелы. Поэтому основная роль классного руководителя состоит в организации, стимулировании и координации всех воспитательных влияний в закрепленном классе. В рамках своей деятельности он осуществляет комплексный подход к воспитательной работе с учащимися. Опираясь на пионерский отряд или ячейку ОО «БРСМ», классный наставник формирует у воспитанников мировоззрение и нравственность, их активную гражданскую позицию, прививает школьникам любовь к знаниям, труду и готовит их к сознательному самоопределению.

 

Успешная социализация ребёнка в детском коллективе и объединении зависит от того, носит ли работа данной организации самодеятельный характер. Что это такое — самодеятельный характер? О самодеятельности у нас говорят много, но часто это только общие разговоры, а речь должна идти о конкретной методике. Возьмем то, с чего начинает любой отряд, дружина, первичка — составление плана работы. Как это проводится у нас? План работы отряда составляет классный руководитель, план работы дружины, первички — старший вожатый (педагог-организатор), они идут с этими планами в Совет дружины и Совет отряда, Комитет первичной организации «БРСМ» и говорят ребятам, что нужно сделать. Более опытные вожатые и классные руководители сначала ребят соберут и предложат им высказать свои предложения, что они хотят делать, а потом говорят: «Я думаю, что ещё то-то и то-то нужно сделать».

Казалось бы, педагогически это правильно, а по существу с этого и начинается ненужная опека над пионерами, членами «БРСМ». Ребята не чувствуют себя хозяевами в своей пионерской организации, первичке, ибо ребят не проведешь — они прекрасно знают, что план уже составлен и даже согласован с директором школы.

А почему бы, например, не составить план с помощью конкурса между звеньями на лучшее предложение к плану. Этот конкурс объявляет Совет дружины. Ребята в своих звеньях готовят и обсуждают предложения в план работы своего отряда и в план работы дружины. На сборе отряда слово получает по-очереди каждое звено и вносит свои предложения. Эти предложения обсуждаются, отбираются самые лучшие. И вот здесь, конечно, мы должны видеть педподдержку  классного руководителя - он вместе с ребятами одобряет интересные предложения, что-то подсказывает. Но он здесь уже выступает не как «начальство», а как старший товарищ и друг пионерского отряда.

Данный вид планирования - коллективное планирование. Второй прием такого планирования— пионерская разведка или «разведка пионерских дел». Перед тем, как пойти на сбор отряда и внести свои предложения, ребята должны сами поискать дела.

И тут возникает совершенно другая ситуация. Не классный руководитель идет к ребятам и говорит: вам нужно сделать то-то, а ребята приходят к нему и спрашивают, что нужно сделать. Но классный руководитель при этом не должен давать сразу готовый ответ, а должен наталкивать ребят на источники, где они могут проявить свою инициативу. А источников очень много.

Например, классный руководитель спрашивает ребят: «А вы читали «Зорьку»? Что интересного появилось за последнее время в других дружинах?; Посмотрите кругом себя. Что можно сделать для школы, города, района?; А может быть, вам районный Совет ОО «БРПО» даст какое-то поручение?».

 Вот так ребята получают целый ряд каких-то советов, которые они должны сами обсудить. И, конечно, сам классный руководитель тоже может им что-то конкретное посоветовать. Он может сказать: «Я вам советую сделать то-то, а дело ваше — примите вы это или не примете». Конечно, совет уважаемого классного руководителя для ребят будет законом, но они будут чувствовать все-таки, что от них зависит окончательное решение.

Такая «пионерская разведка» наталкивает ребят на то, что они могут сделать, они сами ищут полезные дела. Это развивает творческую мысль ребят, их самостоятельность и это педагогически правильно. Наши слишком привыкли ждать готового от взрослых. Поэтому в беседах с детьми на вопрос, почему этого не сделали, нередко слышишь ответ: «Нам не говорили, мы не знали». Так появляются равнодушие и пассивность у детей.

Можно использовать и следующий приём в работе членами ДиМОО, ученического самоуправления — направляющую анкету. К примеру, Совет Дружины разрабатывает 5-8 вопросов, и эти вопросы идут в каждый отряд. Ребята думают над этими вопросами:

- «Что ты предлагаешь сделать своим звеном и отрядом к ………»?»

- «Что ты сам можешь сделать полезного?»

- «На какую тему и где ты предлагаешь провести сбор отряда?» и т. д.

Такими вопросами пионервожатый и классный руководитель направляют самодеятельность ребят. И это также коллективное планирование.

Но мало привлечь всех ребят к коллективному планированию, а очень важно, чтобы они выполнили то, что задумали. Очень важно, чтобы при составлении плана сами ребята распределяли — кто, что будет делать. Ведь у нас нередко этим занимается классный руководитель, учитель. А когда сами ребята не только будут вносить предложения, но и скажут, кто это лучше всего сделает, тогда действительно поручение становится коллективным и тогда у ребят начинает появляться чувство ответственности перед коллективом. У Макаренко есть очень хорошее выражение: «Шлем ответственности». Макаренко говорил, что мы портим нередко ребят тем, что они привыкают, что за все отвечают воспитатель, классный руководитель, вообще старший. Он говорил, что нужно какие-то дела передавать на полную ответственность ребят, на ответственность перед коллективом. Поэтому в плане дружины должно быть указано не только, что надо делать, но и кто делает.

Дальше идет такой важный момент, как коллективный контроль работы отряда и коллективная оценка. Вы знаете, что у нас раз в год проводятся отчетно-выборные сборы, но эти сборы, вообще говоря, на 99 % просто формальность. Ребята собрались, прослушали отчет председателя Совета отряда, дружины, первички «БРСМ»  за год, выбрали руководящие органы и на этом все кончилось на целый год. Конечно, они не в состоянии вспомнить и проанализировать дела за целый год и, кроме того, очень много интересных дел ребята уже не помнят. А ведь каждый месяц они делают что-то интересное и полезное: борются за чистоту, проводят походы и т. д., но получается так, что сделали и все. Кто обсуждает эти дела? Педагогический совет в лучшем случае, а сами ребята не учатся на собственном опыте. Обсуждение собственного опыта — это важная школа воспитания не только для взрослых, но и для ребят.

Но, очевидно, такой «отчетный» сбор отряда проводить надо не в обычной обстановке, не за партами, а в пионерской комнате или вне школы. В общем, нужно создать соответствующую обстановку. Сначала выступят звеньевые и расскажут, что они сделали, председатель Совета отряда скажет свое мнение и т. д. Это будет действительно настоящий товарищеский контроль, оценка и прогнозирование.

Теперь, какими приемами может пользоваться классный руководитель, чтобы самих ребят вовлекать в активную деятельность? Тут главное не «мероприятие», а повседневный интерес классного руководителя к тому, что делают, что читают, о чем думают дети.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...