Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 11 «Юридические лица частного и публичного права»




11.1 Так, юридическое лицо частного права создается за волеизъявлением физических и юридических лиц на основании учредительных документов. Юридическое лицо публичного права создается распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления (п. 2 ст. 81 и ст. 87 ГК Украины).

Юридическое лицо публичного права - это прежде всего публично-правовая организация, где осуществление властных полномочий является основной его задачей. А уже участие в гражданско-правовых отношениях - деятельность, имеет производный, необязательный характер, хотя обязательно удостоверяется в законе.

Гражданская правоспособность юридических лиц частного права, как правило, является общей, а юридических лиц публичного права - специальной. Г. Тосунян и А. Викулин отмечают, что принцип специальной правоспособности состоит в том, что соответствующие юридические лица могут осуществлять только такие юридические действия, которые соответствуют цели их деятельности, предусмотренной в учредительных документах, предписывающих актах органов власти.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные учреждения и другие публично-властные образования как юридические лица публичного права наделены специальной гражданской правоспособностью, выходить за пределы которой не имеют права. их специальная правоспособность проявляется в том, что они имеют ограниченный объем прав и обязанностей, необходимых исключительно для достижения основных целей, предусмотренных их компетенции. Можно констатировать, что специальная гражданская правоспособность подчинена цели и задачам, для выполнения которых были созданы ее субъекты.

Специальная правоспособность включает в себя также возможность выступать участником договорных обязательств, если это не противоречит закону. А также специальная правоспособность юридических лиц публичного права включает в себя способность заниматься деятельностью, приносящей прибыль, если она не противоречит основным целям юридического лица в порядке, установленном законом. Именно эти положения определяют характер специальной гражданской правоспособности.

Одним из признаков юридических лиц является их имущественная самостоятельность, которая предполагает наличие у них имущества, которое учитывается отдельно от имущества учредителей этого юридического лица и от имущества других собственников. Исключение составляют юридические лица публичного права, созданные в соответствии с ГК Украины и других законов. То есть юридическими лицами - так называемыми "не собственниками» являются юридические лица публичного права: государственные (в том числе казенные) предприятия, коммунальные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.Юридические лица публичного права по ГК Украины имеют обособленное имущество, но не на праве собственности. Так, имущество государственного коммерческого и коммунального предприятий закрепляется за ними на праве хозяйственного ведения (ч. 2 ст. 74, ч. 3 ст. 78 ГК Украины). Право хозяйственного ведения является вещным правом субъекта предпринимательства, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом), с ограничением правомочности распоряжения относительно отдельных видов имущества с согласия собственника, в предусмотренных ГК и другими законами случаях (в. 136 ГК Украины). Казенные предприятия, государственные и коммунальные учреждения имеют обособленное имущество на праве оперативного управления (ч. 3 ст. 76 ГК Украины). Это право, включает в себя владение, пользование и распоряжение имуществом для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности.

11.2 Особенностью юридических лиц публичного права, в отличие от юридических лиц частного права, является то, что они имеют право издавать нормативно-правовые акты. Юридические лица публичного права имеют властные полномочия по отношению к третьим лицам, которые реализуют, например, путем издания нормативно-правовых актов.

Ответственность таких юридических лиц в своей основе имеет не частно-правовой, а публично-правовой характер [6, с. 26], то есть в случае нарушения гражданских обязательств государство несет су бсидиарну ответственность, поскольку юридические лица публичного права выступают от имени государства. В случае недостаточности в государственного учреждения или казенного предприятия средств ответственность по их обязательствам несет собственник, то есть государство. По коммунальной учреждения или коммунального некоммерческого предприятия, ответственность по обязательствам нести территориальная община в лице органа местного самоуправления.

На сегодняшний день юридическими лицами выступают органы государства, органы местного самоуправления, государственные учреждения, государственные предприятия, политические партии, учреждения здравоохранения, учебные заведения (законы Украины «О местном самоуправлении», «О местных государственных администрациях», «О прокуратуре» Положение о Министерстве внутренних дел, утвержденное Указом Президента Украины от 17.10.2000 № 1138/2000, Положение о Государственной инспекции учебных заведений, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.11.2001 № 1614, и др.).

Хотелось бы обратить внимание и проанализировать наше национальное законодательство в отношении юридических лиц публичного права. Как известно, критерием разделения юридических лиц на частные и публичные есть порядок их образования. Однако, по нашему мнению, этот критерий не совсем удачным, поскольку не в полном объеме учитывает признаки человек.

Необходимо обратить внимание и на то, что ГК Украины относит к юридическим лицам публичного права, которые участвуют в гражданских отношениях, не все публично-правовые образования, а только отдельные их виды [13, с. 34]. Прежде всего это касается государства как юридического лица публичного права. Имеется в виду то, что государство - это универсальная политико-управленческая система в обществе, суверенная организация, основным признаком которой является публичная власть, для реализации которой она участвует в гражданских правоотношениях. Но, поскольку государство имеет признак публичной власти, ее участие в гражданско-правовых отношениях, основанных на принципе юридического равенства и свободном волеизъявлении ее участников, разрушает этот принцип [13, с. 35]. И поэтому законодатель в гражданских правоотношениях заменяет государство созданными ею же новыми участниками гражданского оборота, действующих в пределах компетенции, предоставленной им государством.

Уч. 3 ст. 81 ГК Украины указано, что организационно-правовые формы, порядок создания, правовой статус юридических лиц частного права устанавливается Кодексом. Что же касается порядка создания и правового статуса юридических лиц публичного права, законодатель отсылает нас к Конституции Украины и законов. Хотя, внимательно проанализировав нормы действующей Конституции, ни одного упоминания о организационно-правовых форм или статуса юридического лица публичного права найти невозможно.

При выяснении организационно-правовых форм, в которых юридические лица, основанные государством, осуществляют свою деятельность, нужно исходить, прежде всего, из соответствующих положений ГК Украины и ХК Украины, а также из отдельных, преимущественно подзаконных актов, на основании которых государством создаются юридические лица. Считая предложен в ГК Украины деление юридических лиц на юридические лица публичного права и юридические лица частного права целесообразным и оправданным, будем также осуществлять разделение организационно-правовых форм юридических лиц на тех, которые принадлежат юридическим лицам публичного права, учреждаются государством, и тех, которые принадлежащих юридическим лицам частного права, основанных государством [14, с. 6-7].

В соответствии со ст. 63 ГК Украины, юридические лица публичного права, основанные государством, независимо от форм собственности могут осуществлять свою деятельность в организационно-правовой форме государственного (государственные коммерческие и казенные предприятия) и коммунального предприятий, а также в организационно правовой форме учреждения, правовой статус которых устанавливается законом (ч. 3 ст. 83 ГК Украины).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...