IV. Предупреждение ошибок на уровне словосочетания.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ I. Предупреждение ошибок письма на уровне буквы. 1. В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Дети должны чётко усвоить понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”. Для осуществления этой цели проводились графические диктанты и игра “Электронная муха”. При работе на уроке письма детям предлагается игра-соревнование “Внимательные глазки”: Посмотри внимательно на карточки, на них есть как правильные буквы, так и их зеркальные двойники. Задание: убрать неправильные буквы, а правильные вспомнить и назвать города, которые начинаются с данных букв. . Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, в какую сторону написана буква, где расположены её элементы, и в каком количестве. Определение букв “на ощупь”- вызываются дети сразу по несколько человек, необходимо с закрытыми глазами по картонному контуру определить букву, придумать с этой буквой слово. . Определение букв, написанных в разном положении, игра “Полубуковка” или “Сломалась буква”. . Создание ассоциативных связей. Игра “На что похожа эта буква?” . Систематическое придумывание детьми слова на данную букву в определённой позиции: начало, середина, конец слова. . Нахождение букв в геометрических фигурах. Игра “Внимательные глазки”. Постройте из палочек на столе все буквы, какие изображены на рисунке. II. Предупреждение ошибок письма на уровне слога. 1. Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции. 2. Составление схем слогов с использованием цветных фишек. . Проведение с детьми игры “Живые буквы”. Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару так, чтобы получился слог (любой или заданный только по опорному гласному звуку, либо по опорному согласному, либо слог называется сразу полностью). В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука.
. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, от конца и т.д. Согласитесь, данные виды упражнений традиционно предлагаются авторами различных Азбук, Букварей, учебных пособий по обучению чтению, но вместе с обучающей направленностью, они предупреждают специфические трудности обучения письму. Данные упражнения должны быть систематическими (лучше ежедневными), но непродолжительными, проводить их можно и в дальнейшем уже на уроках русского языка. III. Предупреждение ошибок письма на уровне слова. 1. Традиционные упражнения, широко представленные в Азбуке: деление слова на слоги; выделение ударного слога; составление звуковой схемы к слову и придумывание слова к схеме. . Придумывание слов к данному слову: · по ритмическому рисунку (ра-ра-ра ___ начинается игра, ре-ре-ре___ много снега во дворе); · по опорным признакам (белое, тёплое, парное…..); · на обобщающее понятие (Какое слово “лишнее” и почему?- зима, весна, среда; добавь нужное слово- стол, шкаф,….; назови одним словом - автобус, трамвай, троллейбус); · к заданным схемам с буквами, обозначающими гласные звуки: · родственных слов (зима, зимушка, зимовать, зимовьё….); · синонимов, антонимов, омонимов (проиллюстрировать свои примеры рисунками); . Занимательные упражнения со словами: · игра “Слово рассыпалось” (ы, з, б, у- зубы) и “Наборщики”; · игра “Буква потерялась”: ду..- ….(дуб, душ, дух…); д.м- …(дом, дым, дам); · игра “Кто быстрее, кто больше?” (из букв предложенного слова придумать другие слова) с - сахар, и - ирис р. - рак о - озеро п. - пыль
· чтение слов в обратном порядке; · придумывание “лесенок” слов на данную букву в определённой позиции: в начало, в середину или в конце слова:
· разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов. Данный вид упражнений позволяет рассматривать слово не только как лексическую, грамматическую единицу речи, но и развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и речь. IV. Предупреждение ошибок на уровне словосочетания. 1. Сочетания существительных с прилагательными, глаголами, числительными: · подбор как можно большего количества слов к предлагаемому существительному. Яблоко (какое?) - сочное, красное, целое, ароматное, печёное, червивое. (Что можно сделать с яблоком?) - сорвать, купить, помыть, откусить, уронить, нарисовать, сварить. · изменение слов таким образом, чтобы получилось верное словосочетание, игра “Помоги Незнайке” - длинная вечер(длинный), чёрный крылья (чёрные); кофта - красн___, син___; пальто- красн__, син____ и т.д.; · согласование числительных с существительными типа: один цыплёнок, два цыплёнка, пять цыплят; При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки”. Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определённым количеством предметов; при этом дети проговаривают вслух: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов”, или “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона” · соединение стрелками слов. Например:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|