Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Денежная система. Понятие и виды




Денежная система, исторически сложившаяся на конкретной территории система организации денежного обращения, закрепленная традициями и законодательством.

Типы денежных систем:

1) Денежная система металлического обращения – когда имеет место свободная чеканка вхождения и обмен металлических денег, а также бумажно – кредитных денег, разменных на металл.

2) Денежная система бумажно – кредитного обращения - предполагает движение неполноценных денежных знаков.

В рамках системы металлического обращения существуют следующие виды:

3) Биметаллизм

4) Монометаллизм

Основные разновидности биметаллизма:

1. Система валютной монеты – когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось на рынке стихийно на основе спроса и предложения.

2. Система двойной валюты – когда соотношение устанавливалось законодательно государством.

3. Система хромающей валюты – когда соотношение устанавливается государством, но серебряные монетами выступают знаками стоимости золотых монет (не в твердой пропорции).

Разновидности монометаллизма:

1) Золотомонетный стандарт – когда золото выполняет все функции денег. Утвержден парижской конференцией 1867 года. Содержание золота и номинала денежных знаков равноценно.

2) Золотослитковый стандарт – возникает в нестабильных экономических условиях. Когда золото в виде слитков обменивается на денежные знаки других государств.

3) Золотодевизный стандарт – происходит при посредничестве твердых, конвертируемых, резервных валют, выполняющих функции девиза.

4) Золотодолларовый стандарт – утвержден в 1944 году на Бреттен – Вудской конференции, золото осталось средством окончательного международного расчета, а доллар признавался главное резервной валютой, т.е. представителем золота.

Основные элементы денежной системы:

1. Наименование денежной единицы

2. Виды государственных денежных знаков, имеющих законную силу.

3. Масштаб цен – как мера соизмерения стоимости товаров между собой, а следовательно и стоимости денег – десятиразрядная система.

4. Структура денежной массы –

5. Регулятивный аппарат.

6. Валютная система

В рамках денежной система РФ действуют основные принципы организации расчета:

1. Правовой режим осуществления платежей и расчетов

2. Свобода выбора форм безналичных расчетов (платежные требования, платежные поручения, платежные требования – поручения, инкассовая, вексель, аккредитив, электронные формы расчета)

3. Обязательность хранения денег на счетах и осуществления платежей по ним.

4. Осуществление платежей по распоряжению владельцев счета

5. Наличие акцепта плательщика на платеж

6. Зачисление средств на счет получателя платежа только после списаний их со счета плательщика

7. Взаимные претензии по расчетам рассматриваются в судебном порядке без участия банка.

8. Преимущественная ответственность участников за законность осуществления платежей

 

 

4.03

5 лекция

Валютная система – форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.

Различают три уровня валютной системы:

1) Национальная валютная система – является базовой

2) Региональная валютная система – формируемая в рамках конкретной территории (зона евро)

3) Мировая валютная система – охватывающая мировой платежный оборот и международный кредит. Основным регулятором выступает МВФ.

Основные типы валютных систем:

1) Мировая валютная система (1867 год), закреплена парижской конвенцией. Базируется на следующих основных принципах:

1. Образован золотомонетный стандарт

2. Обмен денежных знаков проводился с учетом золотых паритетов.

3. Валютный курс – характеризовался как свободно плавающий в пределах золотых точек.

4. Эмиссия банкнот определялась объемом золотовалютных резервов страны.

Основным инструментов расчетов выступает переводной вексель или тратта, итоговое сальдо, по которым погашалось чистым залогом.

2) Вторая мировая валютная система (1922 г), Генуэзская конференция утвердила следующие особенности:

1. Золотодевизный стандарт, предполагающий свободный обмен валют на золото через первоначальный обмен валют на девизы. Иностранные платежные средства, выступающие как полноценные денежные знаки.

2. Золотослитковый стандарт, предполагающий обмен иностранных валют не на золотые монеты, а на золотые слитки.

3) Третья мировая валютная система (1944 г.), Брэттен – Вудское соглашение утвердило следующие особенности:

1. Образован МВФ (как основной регулятор валютных отношения) и МБРР,как банк, который является основным кредитором мировых процессов. Сохранен золотодевизный стандарт, в качестве девизов выступают американский доллар и английский евро.

2. Фактически утвержден золодолларовый стандарт, т.е. произошла фиксация обменного курса из расчета 35 долларов за тройскую унцию золота.

4) Четвертая мировая валютная система (1976 г.) Ямайская конференция.

1. Проведена демонетизация золота, т.е. произошла отмена золотомонетного стандарта. Отменен официальный масштаб цен.

2. Вместо золотодевизного стандарта утвержден стандарт СДР – деньги по счетам центральных банков без материальных носителей, имитируется МВФ при кредитовании государства для поддержания их международной валютной ликвидности структурной перестройки экономики погашения дефицита платежного баланса в обмен на национальную валюту в таком же объеме.

СДР – коллективная валюта, курс которой определяется с учетом доли и курсов важнейших ключевых валют в ее корзине (Американский доллар, примерно 39%, фунт стерлингов, евро и японская йена).

Утверждена система плавающих валютных курсов, формируемая на рыночных условиях на основе спроса и предложения.

Любая смена валютной системы провоцируется финансовым кризисом, под которым по критериям МВФ понимается девальвация номинального курса более чем на 25%.

Основной причиной финансового кризиса:

1) В случае традиционного кризиса – пассивное сальдо платежного баланса, избыток денежной массы, дефицит бюджета или спекуляция с национальной валютой.

2) Причины современных финансовых кризисов в основном связаны с движением спекулятивного (горячего) иностранного капитала, который в начале покрывает временные затруднения в денежной сфере, а затем с резким его оттоком провоцирует обвал курса валюты при сочетании углубленияобвал курса валюты

Обвал курса валюты при сочетании углубления дефицита бюджета и платежного баланса.

На сегодняшний день встает вопрос об утверждении новой валютной системы путем создания:

1) Своеобразной наднациональной много валютной системы,

2) Формирование множества региональных валютных систем

3) Формированием нового золотомонетного стандарта

4) Формирование нового золотовалютного или многотоварного стандарта.

В соответствии с Маастрихтскими соглашениями в 1989 году организационно была подготовлена перестройка финансовой системы европейских государств с объединением их в единую зону евро в три этапа:

1) 1990 – 93 гг. Предполагал формирование основных макроэкономических показателей, заключение соглашений с предполагаемыми государствами – участницами.

2) 1994 – 99 гг. С формированием европейского центрального банка, европейского валютного института, золотовалютных единых резервов

3) С 1999 г. Предполагал обмен наличных евро.

Основные элементы национальной валютной системы:

1) Национальная валюта, под которой понимается национальная денежная единица.

2) Национальное регулирование международной валютной ликвидности, под которой понимается золотовалютные резервы, счета СДР, резервная полиция МВФ Показателем международной ликвидности выступает отношение официальных золотовалютных резервов к годовому объему импорта.

3) Условие обратимости национальной валюты (конвертируемость).

Виды конвертируемости:

1) По степени проявления:

1. Свободно конвертируемые

2. Частично конвертируемые

3. Замкнутые

2) По масштабу конвертируемости

1. Внутренняя конвертируемость, предусматривающая свободный обмен для резидентов

2. Внешняя конвертируемость – как для резидентов, так и не для резидентов.

4) Валютный курс – как цена или стоимость валюты, выраженная в единицах иностранной валюты.

Котировальные списки формируют с учетом способа котировки (прямой или косвенной)

Особенности расчетного курса – номинальный или реальный.

Режим валютного курса.

Валютные паритеты и режимы:

А) Фиксированные – фиксируются центральными банками

Б) Гибкие

В) Смешанные

Г) Валюты с привязкой

Валютные ограничения

6 лекция

11.03

Основные инструменты валютной политики включают в себя экономические и административные методы регулирования.

К экономическим относятся:

1) режим валютных курсов,

2) валютная ревальвация и девальвация

3) валютная интервенция.

К административным методам относятся:

1) Контроль за движением капитала

2) Режим счета

3) Проведение валютных операций через уполномоченные банки

4) Валютные ограничения

 

Основные инструменты регулирования отношений:

1) Пошлины

2) Налоги

3) Лимитирование

4) Лицензирование

5) Квоты

 

Помимо валютного регулирования, в рамках валютной политики организуется валютный контроль законности проведения валютных операций.

Валютный курс,как цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Процесс определения валютного курса называется котировкой.

Котировки бывают прямые и косвенные.

Национальные органы, обслуживающие и регламентирующие валютные отношения:

- центральный банк РФ

- правительство РФ в лице министерства финансов

- ГТК РФ

- инспекции по налогам и сборам

- уполномоченные банки

Вместе с тем следует сказать, что на валютный курс оказывают влияние политические, конъектурные, психологические и структурные факторы(в зависимости от состояние экономики, на которое влияют не только объемы, но темпы роста ВВП, но и стабильность экономического развития государства в целом.

 

Сущность и функции финансов

Понятие финансы в процессе эволюционного общественного развития меняло свою содержательную сущность:

1) 13-16 века в итальянских портах под финансами понимается любой денежный платеж.

2) 16-19 века Укрепление государственности способствовало расширению государственных расходов и под финансами стали понимать платежи, связанные с обслуживанием государственных расходов.

3) Перераспределительная теория возникновения финансов в пользу государства сменяется воспроизводственной теорией, когда под финансами понимают капитализированную форму движения денежных средств.

Таким образом, сегодня под финансами понимают экономические отношения, в основе которых лежат денежные отношения по распределению и перераспределению национального дохода.

В отличии от денег, финансы имеют следующие признаки:

1) Фондированная стоимость, соответственно и объемы финансовых вложений многократно превышают объемы денежных.

2) Финансы – это капитализированная стоимость

3) Финансы не обслуживают конечное потребление.

4) Субъекты денежных отношений равноправны

5) Субъекты финансовых отношения неравноправны. Один из них государство, которое, обладая особым полномочиями, организует,регулирует и контролирует финансовые рынки, проявляя свойство императивности и ориентируясь на проявление фискальных функций. (Фиск – государственная казна)

Роль финансов в экономике состоит:

1) В обеспечении потребности расширенного воспроизводства

2) Финансовое регулирование экономических и социальных процессов

3) Обеспечение эффективного использования всех ресурсов

В соответствии с распределительной теорией, возникновение финансов связано с эффективностью функционирования материального сектора экономики

Первичным распределением полученных доходов формируются денежные потоки, направляемые на погашение задолженности, связанной с предпринимательской деятельностью предприятия, а в процессе вторичного перераспределения погашается задолженность по налогам и сборам в государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Соответственно, фактическое возникновение финансов происходит на стадии общественного производства, связанный с распределением полученного финансового результата.

Потенциально же финансы формируются уже на стадии производства в виде амортизационных отчислений.

В процессе предпринимательской деятельности, предприятие вступает в разнообразные финансовые отношения:

1) Между предприятием и работниками по погашению задолженности и заработной плате, по выдаче и погашению ссуды, по выплате дивидендов по акциям, имеющимся у работника и т.д.

2) Между предприятием и государством: по уплате налогов, по получению и погашению кредитов, по получению различных видов финансовой помощи

3) Между предприятиями: по получению и погашению кредитов, по уплате страховых премий и получения страхового возмещения, по погашению задолженности за поставленное сырье, материалы и полуфабрикаты и т.д.

4) Между различными уровнями бюджета

Материальным носителем финансовых отношений выступают финансовые ресурсы, которые формируются в виде:

1) Собственных средств от полученных финансовых результатов деятельности экономического субъекта (прибыль, выручка, амортизационные накопления)

2) Заемных средств (кредиты и займы, формируемые на договорных условиях)

3) Привлеченных средств (в виде страхового возмещения от размещению акций и других ценных бумаг предприятия.

Финансовые ресурсы – совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений субъектов хозяйствования, а также органов государственной власти и местного самоуправления.

Могут иметь фондовый и не фондовый характер.

Сущность финансов, как однонаправленного движения денежных средств проявляется в их функциях.

Среди основных функций финансов выделяют:

1) Распределительную, связанную с природой формирования финансов на стадии распределения и последующей спецификой использования финансов в процессе перераспределения полученного национального дохода.

2) Контрольная, которая реализуется на всех этапах их использования с помощью финансовой документации.

Организация движения финансовых потоков осуществляется в рамках финансовой системы.

Финансовая система – исторически сформировавшаяся и законодательно закрепленная совокупность отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Финансовая система – это искусственное структурирование отдельных сфер и звеньев, институтов и органов управления, характеризующихся специфическим особенностями организации финансовых отношений и методам их осуществления.

В зависимости от независимой политики государства различают три типа финансовой системы:

1) Банковский- когда преимущественная доля национального дохода перераспределяется через коммерческие банки (Западная Европа)

2) Рыночный - когда преимущественная доля национального дохода перераспределяется через фондовые рынки (США, Канада)

3) Бюджетный – когда преимущественная доля национального дохода распределяется через бюджет. (Россия, Китай)

Структура финансовой системы включает в себя три сферы:

1) Финансы государства и муниципальных образований

2) Финансы коммерческих и некоммерческих предприятий

3) Финансы граждан

В рамках каждой сферы действуют отдельные звенья

Финансы коммерческих организаций и некоммерческих орг-й

Государственные и муниципальные: бюджетная система государства, внебюджетные и целевые фонды, госкредит, госстрах

Финансы граждан: ПБОЮ, финансы граждан как физических лиц

В структуре финансовой системы выделяют:

1) Централизованные финансы, необходимые для финансирования общественных интересов (государственный бюджет и муниципальные финансы, а также государственные внебюджетные фонды, пенсионный фонд, фонд соц. страхования, медицинского страхования)

2) Децентрализованные – ориентированные на получение прибыли и иного дохода Это финансы хозяйствующих субъектов и финансы граждан.

18.03

7 лекция

Несмотря на высокую значимость централизованных финансов, в бюджетном типе финансовой системы РФ (до 90% всех финансовых ресурсов перераспределяется через государственный бюджет), основу финансовых отношений формирует финансовое предприятие.

На уровне финансов предприятий формируются первичные финансовые ресурсы, которые в процессе последующего первичного и вторичного перераспределения обеспечивают формирование финансов домохозяйств и централизованных финансов.

Общие государственные финансы, таким образом, способствуют реализации функции финансов - на макроуровне, а финансы предприятий – на микроуровне.

Исходя из потребности в обеспечении концел - и, целостности государства основные принципы финансовой системы включают:

1) Сочетание централизма и демократизма

2) Соблюдение национальных и региональных интересов

3) Единство финансовой системы

4) Функционального назначения составных элементов финансовой системы.

Несмотря на единство финансовой системы, все звенья внутри нее самостоятельны, но объединены друг с другом

Взаимосвязь финансовых сфер:

1) финансы организаций к 2(вклады, платежи, взносы) к 3 (налоги, сборы, кредиты, выплаты)

2) финансы граждан к 1(доходы, займы, страховые возмещения)

3) государственные и муниципальные финансы к 2(налоги, сборы, выплаты, дотации)

Перераспределение финансовых потоков внутри финансовой системы государства происходит в рамках финансовой политики государства.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

Финансовая политика – это элемент экономической политики, но вместе с тем финансовая политика самостоятельна, поскольку определяется движением не только материального капитала, но и финансового капитала.

Основное назначения финансовой политики состоит:

1) Выявление основных направлений развития экономики

2) Формирования достаточного объема финансовых ресурсов

3) Определение источников формирования и направления использования финансовых ресурсов.

4) Формирование финансово – кредитного механизма регулирования социально – экономических процессов.

Основная цель финансовой политики – это максимизация финансовых ресурсов для выполнения государством своих функций.

Структуру финансовой политики формируют следующие элементы:

1) Разработка концепций или стратегии развития финансов

2) Определение основных направлений или тактики использования финансов

3) Выявление инструментов, способствующих наиболее эффективному использованию финансовых ресурсов. (Финансово – кредитный механизм)

4) Организационное оформление реализации финансовой политики через финансовое управление.

Классификация видов финансовой политики:

1) В зависимости от основных целевых установок развития финансов (фискальная или регулирующая финансовая политика).

Основные механизмы финансового регулирования включает в себя:

1.Стимулирующий механизм, поддерживающий экономическое развитие

2.Рестрикционный механизм, который способствует подавлению воспроизводственного процесса, чтобы не допустить кризиса перепроизводства или бурного развития рынка фиктивного капитала.

2) Финансовая политика в условиях стагнации, стабилизации экономики, в условиях оживления и подъема экономики.

3) В зависимости от времени действия финансовой политики различают финансовую стратегию и финансовую тактику.

4) В зависимости от объекта управления финансовая политика может быть:

Налоговая

Кредитно – денежная

Ценовая

Бюджетная

Таможенная

5) В зависимости от уровня бюджета финансовая политика может быть:

Федеральная

Региональная

Муниципальная

Местная

В зависимости от особенности воздействия на экономику со стороны государства финансовая политика может быть:

1. Дискреционная, когда государство управляет макроэкономическими характеристиками, а также налоговой системой для ускорения экономического роста

2. Не дискреционная, когда налоговая система оптимальна для поддержания социально – экономического уровня развития территории.

Основные задачи финансовой политики:

1) Создание условий для мобилизации максимально – возможного объема финансовых ресурсов

2) Установление рационального распределения и эффективного использования финансовых ресурсов

3) Регулирование и стимулирование экономически и социальных процессов

4) Создание эффективной системы управления финансами

Основные формы финансовой политики в исторической ретроспективе включают в себя:

1) Классическая финансовая политика, разработана А. Смитом и Джеймсом Рикардо.

С середины XIX века и до 20-х годов 20-го века.

Основные черты:

1. Невмешательство государства в экономику

2. Использование свободной конкуренции как регулятора рыночных процессов.

3. Ограничение как налогов, так и государственных расходов (режим максимальной экономии)

4. Налоговая система построена на простых поимущественных и косвенных налогов.

2) Планово – директивная форма финансовой политики

С 20-х годов XX века и по настоящее время.

Основные черты:

1) Преимущественно государственная собственность на средства производства

2) Перераспределение ресурсов в соответствии с государственным планом централизованным.

3) Централизация финансовых ресурсов в рамках федерального бюджета

4) Отсутствие налоговой системы

3) Регулирующая форма финансовой политики разделяется на два типа:

Кейнсианская

Основатель Кейнс, 30-60е гг XX века.

Основные черты:

1. Дефицитный гос. бюджет

2. Поддержка предпринимательства для формирования рабочих мест

3. Развитие гос. кредита. Основной налог – подоходный по прогрессивной шкале.

Неоконсервативный тип

С 70-х годов XX века

Основные черты:

1) Снижение влияния государства на экономику

2) Снижение национального дохода перераспределяемого через бюджет

3) Плоская скала налогообложения

4) Регулирование роста занятости, поддержание валютного курса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...