Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Признак организационного единства юридического лица. Правовое положение филиалов и представительств юридического лица.




Организационное единство характеризует всякую организацию как единое целое, способное решать определенные социальные (в данном случае - гражданско-правовые, имущественные) задачи. Оно предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии у нее органов управления, а при необходимости - и соответствующих подразделений для выполнения установленных для нее задач.

Как задачи (функции) организации, так и ее структура закрепляются в ее учредительных документах - уставе, учредительном договоре - либо в общем положении об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК). В них обязательно определяется наименование и место нахождения юридического лица, порядок управления его деятельностью (органы управления, их компетенция и т.д.), в большинстве случаев - предмет и цели этой деятельности, а также иные сведения, предусмотренные законом для соответствующих разновидностей юридических лиц.

Наличие такого рода документов и является формальным выражением организационного единства как признака юридического лица. В большинстве случаев учредительным документом организации является ее устав, но в некоторых случаях эту роль выполняют два учредительных документа - устав и учредительный договор (в обществах с ограниченной и с дополнительной ответственностью, в ассоциациях и союзах), а иногда - только учредительный договор (в полных и в коммандитных товариществах). Для некоторых организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью, например для отдельных видов государственных и муниципальных учреждений, допускается наличие только общего (типового) положения об организациях данного вида (в этом случае роль индивидуального учредительного документа, содержащего необходимые сведения о конкретной организации, выполняет решение о создании такой организации).

Филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе фун­кции представительства.

Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахожде­ния, которое представляет интересы юридического лица

и осуществляет их защиту.

Представление интересов общества и их защита могут осуществляться различными способами, например, поиском и установлением контактов с потенциальными покупателя­ми, иной деятельностью, направленной на поиск новых кли­ентов, реализацией продукции общества и т.п.

Таким образом, филиалы и представительства представля­ют собой территориально обособленные структурные подраз­деления юридических лиц, предназначенные для расширения сферы деятельности создавших их организаций. Данные под­разделения не выступают юридическими лицами. Деятель­ность филиалов и представительств основывается на положе­ниях о соответствующих подразделениях юридических лиц. Руководители филиалов и подразделений действуют от имени юридического лица по доверенности.

В соответствии с налоговым законодательством филиалы и представительства — субъекты налогообложения, кото­рые исполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения.

При возникновении судебных споров иск к обособленно­му подразделению юридического лица предъявляется по ме­сту нахождения этого подразделения. Взыскание произво­дится судом с юридического лица или в пользу него.

Филиалы и представительства в соответствии с действу­ющим законодательством могут создаваться на территориях Российской Федерации и других государств.

Юридическое лицо должно в своих учредительных доку­ментах указать наличие соответствующих обособленных подразделений.

При создании или ликвидации филиалов и представи­тельств вносятся соответствующие изменения в учредитель­ные документы. Данные изменения регистрируются в госу­дарственном органе в соответствующем порядке.

15.Средства индивидуализации юридического лица и его продукции.

Наиболее очевидным образом юридическое лицо индивидуализируется присвоением ему наименования. Наименование юридического лица состоит из указания на его организационно-правовую форму (общество с ограниченной ответственностью, унитарное предприятие), а также собственно названия - словесного (буквенного) обозначения, которое дается ему учредителем (учредителями). В состав наименований юридических лиц, имущество которых закрепляется за ними учредителем (собственником имущества) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, включается указание на собственника имущества (например, федеральное унитарное предприятие, муниципальное учреждение). Наименования всех некоммерческих организаций, а также ряда коммерческих включают указание на характер деятельности (сельскохозяйственный потребительский кооператив, страховая компания, коммерческий банк и т.д.).

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, обладает фирменным наименованием. Право на использование фирменного наименования (фирмы) подлежит защите с момента государственной регистрации юридического лица под фирменным наименованием.

ГК исходит из принципа истинности фирмы, согласно которому фирменное наименование юридического лица должно давать представление о его имущественном статусе, а в некоторых случаях - и о составе его участников (как, например, для хозяйственных товариществ). Это необходимо для обеспечения предсказуемости и устойчивости оборота: потенциальные контрагенты вправе иметь адекватное представление об объеме правоспособности друг друга, в том числе о пределах имущественной ответственности и возможности ее возложения на участников того или иного юридического лица.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК, п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Место нахождения юридического лица обозначается в его учредительных документах указанием на конкретный адрес: город (иной населенный пункт), улицу, номер дома, номер офиса (комнаты). Место нахождения играет определяющую роль для установления подсудности спора с участием этого юридического лица, места заключения договоров, места исполнения гражданско-правовых обязательств, обязанности по уплате налогов.

Целям индивидуализации юридического лица служит также индивидуализация его продукции, товаров, услуг посредством использования товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

16.Особенности правосубъектности юридических лиц.

Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, т.е. правоспособности и дееспособности. В науке гражданского права принято различать общую (универсальную) и специальную правоспособность. Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

Юридическое лицо с момента создания — активно действующий субъект гражданского права, потому его дее­способность возникает одновременно с правоспособ­ностью.

Так как юридическое лицо имеет гражданские права, со­ответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятель­ностью определенные обязанности, оно обладает граждан­ской правоспособностью. Правоспособность юридическо­го лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Юридическое лицо мо­жет обладать общей правоспособностью или специальной.

Общая правоспособность означает, что юридическое лицо имеет гражданские права и несет соответ­ствующие обязанности, необходимые для осуществ­ления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возника­ет с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми ак­тами. Лицензия это специальное разрешение на осущест­вление конкретного вида-деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивиду­альному предпринимателю.

Специальная правоспособность предполагает, что юри­дическое лицо имеет право заниматься только теми видами деятельности, которые не противоречат целям своего созда­ния и указаны в учредительных документах.

Гражданская правоспособность юридических лиц ре­ализуется через органы юридического лица, представи­телей или через участников (учредителей юридического лица).

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

17.Способы и порядок создания юридических лиц.

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда - требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).

В зависимости от форм организаций различают два способа создания юридического лица:

1) распорядительный, представляющий собой созда­ние юридического лица по решению собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом или уполномоченного им органа;

2) добровольный, представляющий собой создание юри­дического лица по инициативе членов будущей органи­зации.

Добровольный способ создания юридических лиц подраз­деляется на разрешительный и нормативно-явочный способ.

Разрешительный способ заключается:

· в принятии решения о создании учредителями юри­дического лица;

· в разрешении соответствующего государственного органа о создании такого юридического лица.

Применяется этот способ при создании союзов, ассоциа­ций, концернов и иных объединений предприятий.

Нормативно-явочный способ заключается в том, что во­леизъявление о создании юридического лица должно быть за­регистрировано в соответствующем государственном органе.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в по­рядке, определяемом законом о государственной регис­трации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. За государствен­ную регистрацию уплачивается государственная пошлина в со­ответствии с законодательством о налогах и сборах.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Та­кой отказ может быть обжалован в суд.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для создания юридического лица в органы государствен­ной регистрации должны быть представлены учредительные документы, на основании которых юридическое лицо будет действовать. В соответствии с ГК РФ к учредительным доку­ментам относятся устав и учредительный договор. Некоммер­ческие организации могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор представляет собой дого­вор, регулирующий отношения между учредителями. Он заключается в письменной форме и вступает в силу с момента заключения. В нем учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятель­ности по его созданию, условия передачи ему своего иму­щества и участия в его деятельности и условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, уп­равления деятельностью юридического лица, выхода учре­дителей (участников) из его состава и др.

Устав — локальный нормативный акт, утверждаемый уч­редителями. Он определяет правовое положение юридического лица и отношения между участниками.

В учредительных документах юридического лица долж­ны быть определены:

· наименование юридического лица, место его нахож­дения;

· предмет и цели деятельности;

· порядок управления деятельностью;

· другие сведения, предусмотренные законом для юри­дических лиц соответствующего вида.

18. Ликвидация юридического лица: основания, порядок.

Ликвидация юридического лица заключается в прекра­щении его деятельности без перехода прав и обязаннос­тей в порядке правопреемства к другим лицам.

Гражданское законодательство предусматривает добровольную и принудительную ликвидацию юридиче­ского лица.

Добровольная ликвидация юридического лица возмож­на в следующих случаях:

· истечение срока, на который создано юридическое лицо;

· достижение цели, ради которой оно создано.

Принудительная ликвидация предусматривается зако­нодательством по следующим основаниям:

· допущение при создании юридического лица грубых нарушений закона, если они носят неустранимый ха­рактер;

· осуществление деятельности без надлежащего раз­решения (лицензии);

· осуществление деятельности, запрещенной законом; осуществление деятельности с иными неоднократны­ми или грубыми нарушениями закона или иных пра­вовых актов;

· систематическое осуществление общественной или религиозной организациями (объединениями), благо­творительным или иными фондами деятельности, про­тиворечащей их уставным целям;

· иные случаи, предусмотренные ГК РФ.

Учредители юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, обязаны совершить следующие действия:

· незамедлительно сообщить об этом в орган, осуществ­ляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридиче­ское лицо находится в процессе ликвидации;

· назначить по согласованию с органом, осуществля­ющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и установить поря­док и сроки ликвидации.

Ликвидационная комиссия, назначенная (созданная) в соответствующем порядке, принимает на себя пол­номочия по управлению делами юридического лица. Для того чтобы произвести ликвидацию юридического лица, ликвидационная комиссия осуществляет следующие действия.

1. Помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации, порядке, сроке заявления тре­бований его кредиторами. Срок предъявления требований кредиторами не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

2. Принимает меры к выявлению кредиторов, получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

3. После окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе иму­щества ликвидируемого юридического лица, перечне предъ­явленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс ут­верждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридиче­ского лица. В случаях, установленных законом, промежуточ­ный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, осуществляет про­лажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

5. Осуществляет выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица. Выплата производится в порядке очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения ука­занного баланса.

6. После завершения расчетов с кредиторами составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителя­ми (участниками) юридического лица или органом, приняв­шими решение о ликвидации юридического лица. Оставшее­ся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица.

7. Подготавливает все необходимые документы, для по­дачи в государственный регистрационный орган, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц за­писи о ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица завершается после внесе­ния записи в Единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента юридическое лицо прекращает свою де­ятельность.

19. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц: понятие и признаки.

Несостоятельность (банкротство) юридических лиц как институт гражданского права представляет собой применение необходимых мер, направленных на со­кращение риска кредиторов юридического лица.

Закон предусматривает применение процедуры банкрот­ства только к прямо указанным в нем организационно-пра­вовым формам юридических лиц. Согласно п. Г ст. 65 ГК РФ к их числу относятся коммерческие организации, за исклю­чением казенного предприятия, и некоммерческие организа­ции в форме потребительского кооператива либо благотво­рительного или иного фондов.

Несостоятельность (банкротство) — это признанная ар­битражным судом неспособность должника в полном объ­еме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обя­зательных платежей.

В соответствии с законом признак банкротства — это не­способность юридического лица удовлетворить требования кре­диторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обя­зательства или обязанности не исполнены им в течение трех ме­сяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражных судах в соответствии с правилами подсудности. Пра­во на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом имеют должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Основным признаком банкротства считается обстоятельство, когда задолженность организации (юридического лица) перед юридическим лицом превышает 100 000 рублей. Причем данное обязательство должно быть подтверждено решением суда, вступившим в силу.
Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

· размер задолженности за переданные товары;

· выполненные работы;

· оказанные услуги;

· суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

· размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

· размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью);

· обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

· обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам;

· обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...