Упрощенная процедура банкротства
В российском законодательстве упрощенные процедуры банкротства применяются к таким особым категориям должников, как ликвидируемые и отсутствующие должники. Их статус определяется тем, что по общему правилу участие данных субъектов в обороте не предполагается, следовательно, применять к ним восстановительные процедуры не имеет никакого смысла. Целью упрощенных процедур является скорейшая ликвидация названных юридических лиц и удовлетворение требований кредиторов, в том числе за счет имущества имеющегося у этих субъектов. Главой XI ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена упрощенная процедура банкротства отдельных категорий должников: ликвидируемого должника (ст. 224–226) и отсутствующего должника (ст. 227–230). В указанных статьях предусматриваются особенности применения и алгоритм осуществление конкурсного производства, а упрощенная процедура банкротства – это установленный законом сокращенный порядок осуществления специальных мер к должнику, имеющему признаки банкротства. Она характеризуется относительной быстротой проведения судебного разбирательства, осуществления и применения процедур банкротства, так как фактически применяется лишь одна процедура банкротства – конкурсное производство. Поскольку субъект, подпадающий под упрощенную процедуру банкротства, практически не осуществляет хозяйственной деятельности, приносящей доход (прибыль), процедура банкротства в отношении такого должника имеет некоторую предопределенность решения суда (поскольку сразу открывается конкурсное производство с последующей ликвидацией должника, минуя остальные предусмотренные законом процедуры). Следовательно, упрощенная процедура банкротства направлена на скорейшее избавление от субъекта-должника.
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает ликвидацию юридического лица только двумя способами: 1) в порядке, предусмотренном ГК РФ (ст. 61–65), при условии, что имущества юридического лица достаточно для удовлетворения требований всех его кредиторов; 2) в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г., в случае нехватки имущества должника для удовлетворения требований всех его кредиторов, в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст. 20–22), а так же в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ об отдельных видах юридических лиц. Началом процедуры ликвидации юридического лица является принятие решения о ликвидации органами (лицами), указанными в ст. 61 ГК РФ, т. е. учредителями (участниками), либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, признанием судом недействительности регистрации. Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), а также составлении промежуточного ликвидационного баланса, получает орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Информация о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с п. 2 ст. 224 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. при недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. В соответствии с п. 3. ст. 224 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. при недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (ликвидатора), заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителям (участникам) должника или руководителем должника. Заявление подается только тем лицом, которое имеет право подписи на момент направления данного заявления в арбитражный суд. Неисполнение обязанности по вопросу подачи заявления должника в арбитражный суд приводит к наступлению особой меры ответственности – субсидиарной:
1) по обязательствам должника, возникшим после истечения срока для направления заявления должника (п. 2 ст. 10 Закона «О несостоятельности (банкротстве) 2002 г.); 2) по неудовлетворенным требованиям кредиторов по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей должника (п. 2 ст. 226 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.). К субсидиарной ответственности будут привлекаться лица, на которые возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд, в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 2 ст. 10 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.). Таковыми лицами выступают собственник имущества должника – унитарного предприятия, участники (учредители) должника, руководитель должника, председатель и члены ликвидационной комиссии (ликвидатор). Недостаточность у ликвидируемого юридического лица имущества, реализация которого позволила бы оплатить задолженность перед всеми кредиторами, устанавливается путем анализа данных по отчету независимого оценщика о стоимости имущества ликвидируемого юридического лица и бухгалтерского учета. По общепринятому правилу, если стоимость имущества должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований всех кредиторов, то такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном ст. 224–226 гл. XI «Особенности банкротства ликвидируемого должника» Закона о несостоятельности 2002 г.
После рассмотрения дела судом может быть вынесено только одно решение: о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства с одновременным утверждением конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (ст. 225 Закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 г.). В соответствии с действующим законодательством для назначения конкурсного управляющего необходимо соблюсти все предусмотренные требования ст. 20–23 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. Однако, неприменение к ликвидируемому должнику восстановительных процедур не всегда обосновано. Как отмечалось выше, банкротство должника, по отношению к которому было принято решение о ликвидации, осуществляется в порядке упрощенной процедуры, независимо от того, принудительным либо добровольным было решение о ликвидации. В то же время в процессе добровольной ликвидации (т. е. в обычном порядке) учредители (участники), принявшие решение о ликвидации, имеют возможность отменить свое решение, продолжив деятельность юридического лица. Важным условием для обращения в суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника является наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица. От наличия или отсутствия такого решения зависит возможность рассмотрения арбитражным судом дела о несостоятельности должника по предъявленному заявлению его кредитора. Если дело о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) заявления собственника имущества должника – унитарного предприятия, руководителя должника или участника (учредителя) должника, то рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных законодательством для банкротства ликвидируемого должника (п. 3 ст. 225 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.).
Если суд признает недействительным решение общего собрания о полной ликвидации организации после принятия заявления о банкротстве, то судопроизводство по делу ликвидируемого должника должно быть прекращено. В этом случае перевод конкурсного производства в обычные рамки не допускается, даже при условии наличия всех признаков, требуемых для начала процесса по делу о банкротстве ликвидируемого должника в обычном режиме. Иначе обстоит дело, если заявление о признании должника несостоятельным подает кредитор. Выходит, что зачастую кредитор, осознав то, что его требования не будут удовлетворены, стремится к скорейшей ликвидации должника. Поскольку законодатель не ставит ограничений ликвидационной комиссии (ликвидатору) временными рамками в части составления промежуточного ликвидационного баланса должника, то при определенной недобросовестности председателя и членов данной комиссии этот процесс затягивается на неопределенное время. Если банки докажут эту недобросовестность, они имеют право требования возмещения упущенной выгоды – в виде процентов на те денежные средства, которые были использованы при формировании резерва. И все же банкам сейчас намного выгоднее выделить денежные средства из резервного фонда, чем заявить судебный иск о возмещении неполученных доходов с неопределенной перспективой. Основным признаком несостоятельности ликвидируемого должника является просрочка исполнения денежных обязательств (обязанности по уплате обязательных платежей). Однако для решения вопроса о начале производства по делу о банкротстве ликвидируемого должника не имеют значения наличие просрочки в исполнении денежных обязательств (обязанностей по уплате обязательных платежей), превышение размера задолженности сверх законодательно определенных минимальных величин. Поэтому неоплатность долгов, которая имеет место применительно к ликвидируемому должнику, является, скорее, критерием необходимости обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника, нежели критерием банкротства. Упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника выражается в отказе от использования процедур наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления даже при наличии основания полагать возможность восстановления платежеспособности. Арбитражный суд незамедлительно принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. В соответствии со ст. 127 действующего Закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий назначается на должность арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.
Арбитражный суд по вынесенным результатам рассмотрения заявления ликвидационной комиссии (ликвидатора), собственника имущества должника – унитарного предприятия, учредителей должника или руководителей должника должен принять только одно решение из двух возможных: 1) либо о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства (ст. 53 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.); 2) либо об отказе в признании должника банкротом (ст. 55 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.). В соответствии с п. 1 ст. 226 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. нарушение требований об обязательности обращения ликвидационной комиссии (ликвидатора) в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом может быть основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица. Если указанные в законе лица (ликвидационная комиссия – ликвидатор, ст. 224 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.), не подали заявление о банкротстве, т. е. ликвидация была произведена в обычном, внеконкурсном порядке, то и окончание ликвидации в этом случае не представляется возможным. Закон «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г., как и предыдущее законодательство о банкротстве, занимает скорее позицию должника, чем кредитора, тем самым обеспечивая защиту интересов учредителей юридического лица – скорейшую ликвидацию предприятия-должника при наличии неоплаченной задолженности перед кредиторами. В настоящее время законодатель не предусматривает возможности ввести внешнее управление имуществом ликвидируемого должника по решению (ходатайству) собрания кредиторов. Область применения Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. более обширна, поскольку его действие направлено на все юридические лица, за исключением государственных предприятий, учреждений, а также политических партий и религиозных организаций. Если юридические лица не могут выступать в качестве должников в конкурсном процессе, то законодательство в таких случаях должно предусматривать иные механизмы, направленные на удовлетворение требований кредиторов. Так, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения – денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. Таким образом, банкротство ликвидируемого должника является разновидностью упрощенных процедур банкротства, применяемых, помимо ликвидируемого, и к отсутствующему должнику. К отсутствующим должникам законодатель причисляет юридические лица, которые фактически перестали заниматься своей предпринимательской деятельностью, не находятся по адресу, записанному в образующих (учредительных) документах, а также не производят текущие платежи на протяжении довольно длительного времени и установить местонахождение которых является невозможным. Существуют две категории отсутствующих должников: 1) собственно отсутствующие; 2) присутствующие в смысле п. 1 ст. 227 Закона «О банкротстве» 2002 г., но, во-первых, имеющие слишком мало имущества (недостаточно для покрытия судебных расходов), во-вторых, прекратившие деятельность (как предпринимательскую, так и иную). Отсутствующим должником-гражданином Закон «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. признает физическое лицо, которое фактически прекратило заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также определить местонахождение которого не представляется возможным (ст. 227 Закона «О несостоятельности (банкротства)» 2002 г.). Положения, непосредственно касающиеся упрощенных процедур банкротства, применяются в том случае, если собственность должника – юридического лица заочно не позволяет оплатить судебные расходы по делу о банкротстве или на протяжении последних 12 месяцев не проводились определенные операции по счетам должника, в том числе при наличии иных признаков, позволяющих судить об отсутствии предпринимательской деятельности должника (ст. 230 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.). Арбитражный суд вправе установить недостаточность либо отсутствие имущества для покрытия расходов должника, представленного по запросу суда государственной налоговой службой. В соответствии с законодательством арбитражный суд в течение 1 месяца с момента подачи заявления должен рассмотреть дело о банкротстве отсутствующего должника и в дальнейшем об открытии конкурсного производства (ст. 228 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.). Нужно отметить, что, как правило, арбитражный суд в срок, предусмотренный законом (7 месяцев) с момента принятия заявления, должен рассмотреть и принять решение по рассматриваемому делу (ст. 51 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.). В данной ситуации в отношении отсутствующего должника предусмотрен сокращенный срок рассмотрения дела (1 месяц). Это объясняется тем, что законодателем в отношении отсутствующего должника не предусмотрены такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление (п. 1 ст. 228 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.). Для признания отсутствующего должника банкротом конкурсный кредитор либо уполномоченные органы должны подать соответствующее заявление. Но и тут есть своя тонкость. Заявление подается уполномоченным органом исключительно при наличии средств, которые необходимы для финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников (порядок и условия финансирования, а также вознаграждение конкурсного управляющего устанавливаются Правительством Российской Федерации). В противном случае уполномоченные органы не в праве обращаться в арбитражный суд с заявлением. В случае получения арбитражным судом указанного заявления он вправе по этому основанию возвратить его уполномоченному органу. Вместе с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом лицо, его подающее, должно приложить документы, подтверждающие наличие признаков отсутствующего должника, в частности сведения из налоговой службы о несоблюдении юридическим лицом обязанностей, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах; сведения из банков, в которых были открыты счета отсутствующего должника, сведения о закрытии счетов либо сведения о том, что банковские операции по счетам отсутствующего должника не проводились в течение двенадцати месяцев; документальное подтверждение того, что органы отсутствующего должника – юридического лица выбыли с последнего известного места нахождения, а новый их адрес неизвестен и не представляется возможным его узнать; документы органов связи о невозможности вручить корреспонденцию и т. д. Конкурсный управляющий в письменной форме доводит до сведения всех ему известных кредиторов о банкротстве отсутствующего должника. В свою очередь кредиторы в месячный срок со дня получения уведомления имеют право предъявить свои требования к конкурсному управляющему (п. 2 ст. 228 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.). Если в ходе конкурсного производства управляющий обнаружит имущество должника, которое может покрыть судебные расходы и расходы на оплату вознаграждения конкурсному управляющему, то он вправе заявить ходатайство о завершении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общей процедуре банкротства – конкурсному производству. Судья арбитражного суда рассматривает дело о банкротстве (несостоятельности) отсутствующего должника единолично (п. 4 ст. 228 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.). Если конкурсный управляющий обнаружит имущество отсутствующего должника, сумма, вырученная от реализации этого имущества, распределяется на оплату судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему, после чего в порядке очередности предусмотренной ст. 134 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. удовлетворяются требования кредиторов в отношении отсутствующих должников (юридических лиц), что закреплено в ст. 229 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. Также в порядке очередности удовлетворяются требования кредиторов в отношении отсутствующих должников-граждан. Данный порядок прописан в ст. 11 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». По завершении расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс, после чего представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о проведенной деятельности. Арбитражный суд выносит решение (определение) об окончании конкурсного производства только после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего об итогах проведения конкурсного производства. Вынесенное судом решение (определение) подлежит немедленному исполнению. Конкурсный управляющий представляет вынесенное определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства в орган, который осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, в течение срока, установленного законом, который составляет 5 дней с момента получения указанного определения (ст. 149 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.). На этом этапе полномочия конкурсного управляющего прекращаются. Завершенным считается и конкурсное производство, а отсутствующий должник – юридическое лицо с момента внесения в Единый государственный реестр записи о его ликвидации считается ликвидированным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|