Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лицензирование деятельности юридических лиц




 

Процесс создания юридического лица не всегда заканчивается государственной регистрацией. Для того чтобы быть полноправным (правомочным) субъектом организации (в зависимости от вида предполагаемой деятельности), приходится проходить и лицензирование.

Лицензирование представляет собой сложное многоаспектное социально-правовое явление, которое призвано обеспечить безопасность личности, общества и государства.

Согласно ст. 49 ГК РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Лицензирование представляет собой мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

При осуществлении предпринимательской деятельности юридическое лицо обязано выполнять требования законодательства РФ о получении специального разрешения (лицензии, патента) на занятие определенными видами деятельности.

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Согласно Закону № 99-ФЗ, лицензия определяется как "специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа".

В соответствии со ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежат 49 видов деятельности

Лицензирование отдельных видов деятельности юридических лиц осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Для получения лицензии в общем порядке соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором помимо сведений о соискателе лицензии (например, для юридического лица - наименование, организационно-правовая форма, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика и др.) указываются также лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, и адреса мест его осуществления.

Отказать в выдаче лицензии могут по следующим основаниям:

) наличие в представленных соискателем заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензионным требованиям;

3) если в отношении соискателя имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ, баз данных и фонограмм (п. 3 ч. 7 ст. 14 Закона № 99-ФЗ).

Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или его бездействие может быть обжаловано соискателем (ч. 8 ст. 14 Закона № 99-ФЗ).

Согласно ст. 9 Закона Закон № 99-ФЗюридическое лицо, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день одновременно осуществляемых следующих действий: внесение записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоение лицензии регистрационного номера и регистрация приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии или отказе в ее выдаче в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 99-ФЗ решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением).

Подробный порядок принятия решения лицензирующего органа прописан в ст. 14 "Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии".

Лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации ее лицензирующим органом.

Если в предоставлении лицензии отказано, лицензирующий орган вручает соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением уведомление об отказе с мотивированным обоснованием причин и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя (ч. 6 ст. 14 Закона № 99-ФЗ). Сделать это лицензирующий орган обязан в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

Если в заявлении указывается на необходимость предоставления лицензии в электронной форме, лицензирующий орган направляет в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, лицензиату или соискателю уведомление об отказе.

Действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.


Заключение

 

Таким образом, создание юридических лиц - это процесс, направленный на достижение главной цели: обеспечение функционирования этого юридического лица. Сам процесс состоит из трех основных этапов: проектирование юридического лица, разработка учредительных документов, его государственная регистрация и лицензирование (в случае необходимости).

Юридическое лицо, как искусственное образование, возникает в результате наступления совокупности юридических фактов, являющихся элементами сложного фактического состава.

Во-первых, организационными предпосылками формирования правосубъектности юридического лица являются либо совершенные учредителями (гражданами, юридическими лицами) гражданско-правовые сделки: договор о совместной деятельности (простого товарищества) по созданию юридического лица либо учредительный договор, а также решение учредителя (учредителей) о создании юридического лица, либо ненормативный (индивидуальный) правовой акт уполномоченного государственного органа (органа местного самоуправления), оформляющий решение публично-правового образования, которое выступает учредителем юридического лица.

Во-вторых, конститутивное значение для возникновения юридического лица имеет акт государственной регистрации, правовым результатом которого является возникновение у общественного образования гражданской правосубъектности, дающей ему право совершать любые сделки и иные юридически значимые действия в рамках установленной законом правоспособности. По своей природе акт государственной регистрации является административным актом уполномоченного государственного органа, актом государственного контроля. После государственной регистрации юридическое лицо становится самостоятельным, правоспособным и дееспособным субъектом права, обладающим собственной волей, не сводимой к воле отдельных его учредителей (участников), лиц, осуществляющих функции его органов, его работников и иных лиц.

В целях создания самостоятельной нормативной базы для договора о создании юридических лиц предлагаем следующую систему норм, содержащих: понятие договора, направленного на создание юридического лица; существенные условия договора (указаны в ст. 52 ГК РФ и в специальном законодательстве); форма договора (предлагается простая письменная с распространением на него правил об обязательной государственной регистрации, в случаях, предусмотренных ст. 164 ГК РФ); стороны договора (учредители (участники)); порядок заключения, изменения и расторжения договора; особенности признания недействительным договора или его части и применения последствий недействительности такого договора; особенности отдельных видов договоров, направленных на создание юридических лиц.

Специальные законы должны выполнить задачу максимальной детализации содержащихся в них правовых норм, соотносимых с общими нормами ГК РФ, отразить специфику договоров об учреждении того или иного юридического лица, создаваемого по договорному типу.

 


Список используемой литературы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...