Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психотерапия и психокоррекция




Психотерапия и психологическая коррекция являются важнейшими направлениями клинической психологии. Психологическое воздействие людей друг на друга (в индивидуальном или групповом вариантах) может быть очень эффективным и иметь глубокие и длительные последствия. П.И. Сидоров, А.В. Парняков указывают, что важнейшим понятием в психотерапии является психологическая помощь, которую авторы предлагают рассматривать как область практического применения в психологии, ориентированную на повышение социально - психологической компетентности людей. В рамках клинической психологии психологическая помощь предоставляет человеку информацию о его психическом состоянии, методах адаптации к окружающей среде, формировании адекватных форм поведения. Психологическая помощь проводится с использованием разнообразным методов, способов и приемов работы с людьми, нуждающимися в ее проведении. Наиболее популярным способом в клинической психологии является психотерапия, психокоррекция [14, с. 759].

Психотерапия как самостоятельная наука тесно связана с клинической психологией. Это обусловлено тем, что вопросы теории и практики психотерапии разрабатываются с опорой на данные клинической психологии. В зарубежной литературе есть мнение, что психотерапия является частной областью клинической психологии, и таким образом подчеркивается особая близость между психологией и психотерапией. Однако этот факт оспаривается отечественными исследователями [4]. Многие специалисты считают, что психотерапия является наукой преимущественной медицинского профиля. Это обусловлено следующими фактами:

) важнейшая задача медицины - лечение больных;

) психотерапия также направлена на лечение больных.

Это является доказательным фактом, что психотерапия представляет собой раздел медицины.

Вместе с тем, взаимосвязь клинической психологии и психотерапии обусловлена общностью методов лечения больных.

Областью клинической психологии в некоторой степени является психологическая трудовая экспертиза, изучающая профориентацию, профконсультацию, профотбор и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья. Медико-психологическая профориентация и профконсультация подростков связаны с педиатрией и школьной гигиеной, у пожилых людей - с гериатрией и психогигиеной. Клиническая психология предоставляет возможность изучения вопросов профилактики различных заболеваний на этапе трудоустройства, профессиональной ориентации и профотбора [4].

Исходной, наиболее широкой категорией в данной области является понятие психологической помощи. Психологическую помощь можно определить как совокупность психологических воздействий на человека, увеличивающих его жизнеспособность. В повседневном общении люди осознанно или неосознанно оказывают друг другу непрофессиональную психологическую помощь в форме психологической поддержки (успокоение, утешение, похвала, ласка и т.д.). Понятно, что такое воздействие может быть вербальным (словесное обращение, в том числе по телефону, письменное и др.) и невербальным (с вовлечением эмоциональной экспрессии и телесных контактов). Профессиональная психологическая помощь (ее оказывают врачи, психологи, педагоги, социальные работники) включает в себя психотерапию, психологическую коррекцию и консультирование, психодиагностику, профориентацию и психологическое просвещение. В специальной литературе широко используется термин "психологическое вмешательство" (интервенция), по существу равнозначный термину "психологическая помощь". Психотерапия - основная и важнейшая форма психологической помощи, самостоятельный способ (вернее, совокупность способов) лечения различных расстройств и заболеваний. Этот вид лечения имеет целью изменить ход мыслительного процесса, содержание субъективных переживаний, поведенческие реакции человека и в конечном итоге работу функциональных систем организма путем воздействия на психику в ходе общения больного с врачом.

В большинстве психотерапевтических методов основой лечебного процесса является воздействие на больного словом в виде соответствующих суждений в необходимой обстановке с соблюдением нужной речевой интонации. Следует различать психотерапевтическое воздействие, осуществляемое в ходе лечебного процесса врачами разных специальностей и зависящее от уровня их психотерапевтической подготовки, и психотерапию как самостоятельный вид лечения больного с психической и психосоматической патологией [14].

Психологическая коррекция (в дальнейшем -психокоррекция), в отличие от психотерапии, представляет собой совокупность способов активной профилактики психических нарушений путем устранения предболезненых дисфункций, дисгармоний и своевременного решения психологических проблем. Психокоррекция заимствует методический арсенал у психотерапии, адаптируя и применяя его по отношению к психически здоровому человеку (во многих случаях - к соматически больному). Таким образом, психотерапия и психокоррекция весьма сходны по своим формам и содержанию. Различие состоит в том, что психотерапией занимаются врачи - специалисты (в отдельных случаях - обученные медицинские сестры), а психокоррекцией - как врачи, так и психологи. В первом случае употребляются термины "клиническая психотерапия", "специфическая психотерапия" либо просто "психотерапия". Во втором случае говорят о неклинической психотерапии, психологической психотерапии либо о психокоррекции [9].

П.И. Сидоров и А.В. Парняков предлагают различать психокоррекцию и психотерапию. Под психологической коррекцией авторы понимают деятельность специалиста по исправлению (корректировке) тех личностных особенностей, а также психического развития человека, которые не являются оптимальными для него. Основной целью психологической коррекции в связи с этим следует считать выработку и овладение навыками адекватной для индивида и эффективной для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в социальной среде. Психологическая коррекция в значительной степени направлена на процессы манипулирования, управления и формирования, что, как правило, связано с тем, что человек в силу аномалий или дефектов психики неспособен самостоятельно (даже если у него имеются необходимые знания и навыки саморегуляции) изменить индивидуальные особенности собственной психической деятельности. Вместе с тем, психотерапию авторы предлагают рассматривать как систему комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических). Важнейшей задачей психотерапии является купирование психопатологической симптоматики с целью дальнейшего достижения внешней и внутренней личностной гармонии. Отличительные особенности психокоррекции и психотерапии представлены в виде таблицы 1 [14, с. 799].

 

Таблица 1 - Отличительные особенности психокоррекции и психотерапии

Тема Психокоррекция Психотерапия
Объект воздействия Клиент, пациент Пациент
Предмет Проблема, характерологические девиации и личностные аномалии Психопатологические симптомы и синдромы, характерологические девиации и личностные аномалии
Способ Тренинг Активное воздействие (терапия) различными способами
Позиция клиента Пассивная, не ответственен за результат Чаще пассивная, не ответственен за результат
Цель воздействия Формирование навыков психологической компенсации Купирование психопатологической симптоматики

 

Таким образом, психокоррекция и психотерапия являются направлениями клинической психологии, обеспечивающие устранение негативных психических расстройств, возникших в результате различных заболеваний. Психокоррекция и психотерапия имеют некоторые отличия в способах и методах воздействия на человека, но в целом они направлены на устранение психических нарушений, приспособления и адаптации человека в социальном окружении.

На основании проведенного теоретического анализа было установлено, что клиническая психология как прикладная отрасль научно - психологического знания является весьма ценной наукой, поскольку позволяет решать важные вопросы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации людей, имеющих различные заболевания. Клиническая психология основана на объединении практического и научно-теоретического аспектов. Известно, что научно-теоретические положения лежат в основе практической деятельности исследователей. Для клинической психологии важны теоретические положения психологи и медицины. Знания клинической психологии, так как они связаны с конкретно-индивидуальными особенностями, позволяют человеку работать с собственно психологическими проблемами, в том числе - в ежедневном взаимодействии с окружающими людьми. Именно поэтому клиническая психология приобретает важное значение на сегодняшний день.

Клиническая психология имеет ряд направлений, которые обеспечивают сбор данных (диагностику), анализ и систематику нарушений, устранение возникших психических расстройств. Разделение клинической психологии на отдельные направления важно, т.к. это помогает сузить работу клинического психолога в рамках определенной конкретной задачи. Это позволяет более эффективно провести диагностическую работу, разработать на ее основе программу коррекции и психотерапевтического воздействия.

 


Заключение

 

Проведенный теоретический анализ показал, что клиническая психология является прикладной наукой, изучающей психологические особенности людей в ситуациях различных психических заболеваний. Клиническая психология изучает методы и способы диагностики психических отклонений, психологию взаимоотношений больного и врача, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия по оказанию помощи больным, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

История возникновения клинической психологии свидетельствует о том, что данный раздел психологической науки возник на стыке медицины и психологии. Становление клинической психологии как одной из важнейших прикладных отраслей психологии основано на развитии таких наук, как медицина, психология, физиология, антропология, биология. Вместе с тем, основополагающими науками клинической психологии являются общая психология и психиатрия. Общая психология изучает закономерности психологического развития человека, основных психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, поведения, эмоционально - волевой сферы). Психиатрия представляет собой науку медицинского профиля, но она тесно соприкасается с клинической психологией. Эти науки в качестве предмета научных исследований изучают психические расстройства, что является объединяющим для них фактором.

Объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, которые связаны с особенностями его физического, психологического и социального состояния. В качестве предмета клинической психологии рассматриваются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных видах деятельности человека. Клиническая психология решает проблемы психологических особенностей больного, нормы и патологии психической деятельности, возрастных особенностей реагировании на заболевания, консультирования и психотерапии.

Клиническая психология, имея прикладной характер, направлена на решение трудностей в процессе адаптации детей и взрослых, разработку способов диагностики и психологической помощи в различных сферах и областях образования, воспитания, реабилитационных программ пожилых людей и людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также жертв насилия и психологического стресса.

Структура клинической психологии включает различные направления: нейропсихология, патопсихология, психосоматика, психология соматического больного, перинатальная психология, психология аномального развития, психология отклоняющегося поведения, психологическое сопровождение диагностического и лечебного процесса, основы психологического воздействия в клинике, клиническая психология в экспертной практике.

В работе проанализированы такие направления клинической психологии как патопсихология как наука, изучающая закономерности распада психической деятельности и свойств личности при сравнении с нормально формирующимися и протекающими психическими процессами. В рамках патопсихологии разрабатываются вопросы аномального психического развития, исследуются дефекты отдельных психических функций, а также инволюционные и деструктивные психические состояния.

Важнейшим направлением клинической психологии следует назвать нейропсихологию как раздел клинической психологии, изучающий мозговые механизмы психической деятельности человека психологическими методами для топической диагностики локальных поражений мозга. Нейропсихология дает представление о том, какая взаимосвязь существует между психическими функциями и нарушениями мозга. Данные, полученные с помощью методов нейропсихологии, помогут наиболее эффективно подобрать методы коррекции и лечения больного человека.

Психогигиена - наука о путях сохранения и укрепления психического здоровья, душевного равновесия - приобретает в настоящее время особое значение в связи с возросшей ролью психоэмоциональных факторов в жизни человека и развитии заболеваний, усложнением межличностных отношений на производстве и в быту. Психопрофилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития психических расстройств путем предотвращения действия на организм болезнетворных - прежде всего психотравмирующих - факторов, выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, раннего распознания психических расстройств, предупреждения формирования и хронизации психических заболеваний с проведением лечебно-оздоровительных мероприятий.

Наряду с перечисленными направлениями были рассмотрены психокоррекция и психотерапия. Психокоррекция и психотерапия имеют некоторые отличия в способах и методах воздействия на человека, но в целом они направлены на устранение психических нарушений, приспособления и адаптации человека в социальном окружении.

Таким образом, различные направления клинической психологии способствуют поиску взаимосвязи между психикой человека и его здоровьем, укреплению психического здоровья.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...