Отчет о прибылях и убытках
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Факультет «Экономика и управление» Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» тема: «Основные отличия российских стандартов в части составления и представления финансовой отчетности»
Исполнитель:. Руководитель: доцент, к.э.н. Е.А. Вовсеенко
ИРКУТСК 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение________________________________________________________ стр.3 1.Отчетность по МСФО: формы и основы их формирования ____________ стр.4 2. Баланс________________________________________________________ стр.4 3.Отчет о прибылях и убытках______________________________________ стр.8 4.Отчет об изменение капитала _____________________________________ стр.10 5.Отчет о движении денежных средств ______________________________ стр.11 6.Пояснительная к отчету __________________________________________ стр.13 7. Основные отличия российских стандартов в части отчетности от МСФО _____________________________________________________ стр.15 8. Заключение ___________________________________________________ стр.27 9. Список использованной литературы ______________________________ стр.28
Введение В разных странах мира подготовка финансовой отчетности либо регламентируется подробными и конкретными юридическими правилами, (как в России и на Украине), либо закон предоставляет юридические рамки регулирования, а конкретные вопросы определяются стандартами, (как в Великобритании), либо в основном действуют стандарты, а роль законодательства невелика (США).
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) (International Financial Reporting Standards, ранее известные как International Accounting Standards) выпускаются Комитетом, а с 2001 года Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). СМСФО является негосударственным органом и не несет ответственность перед правительственными организациями. Оно устанавливает стандарты финансовой отчетности общего назначения для компаний, относящихся к негосударственному сектору экономики. Целью Комитета по международным стандартам финансовой отчетности является гармонизация правил, бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности. Дальнейшая гармонизация может быть достигнута путем сосредоточения внимания на финансовой отчетности, составляемой в целях обеспечения информацией, необходимой в процессе принятия решений. IAS – International Accounting Standards, IFRS – International Financial Reporting Standards Международные стандарты финансовой отчетности (IAS – International Accounting Standards) носят рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов. МСФО являются международно признаваемыми. Признанием полезности отчетности, составляемой по IFRS, является тот факт, что уже сегодня большинство фондовых бирж допускает представление ее иностранными эмитентами для котирования ценных бумаг. Международная организация комиссий по ценным бумагам согласилась рекомендовать с 1998 г. признавать IAS для целей листинга на всех международных рынках (включая Нью-йоркскую и Токийскую фондовые биржи). В контрольной работе я раскрою тему составления отчетности и рассмотрю требования к порядку составления основных форм отчетности и основные различия между МСФО и российской системой бухгалтерского учета (РСБУ). Здесь я рассмотрю требования, предъявляемые МСФО к порядку составления основных форм финансовой отчетности, а также выявлю основные различия в порядке формирования отчетности в соответствии с МСФО и РСБУ.
Отчетность по МСФО: формы и основы их формирования
Напомним: МСФО (IAS) 1 определяет, что полный комплект финансовой отчетности включает: · Бухгалтерского баланса; · Отчета о прибылях и убытках; · приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; · аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; · Пояснительной записки. Баланс Проводя сопоставление требований к составу финансовой (бухгалтерской) отчетности в МСФО и РСБУ, в качестве одного из различий, что международные стандарты устанавливают требования к составу и порядку раскрытия информации в каждой из компонентных составляющих финансовой отчетности и подробно регламентируют порядок обозначения финансовой отчетности, тогда как РСБУ устанавливают "рекомендуемые формы" отчетности.
Сказанное справедливо в первую очередь для баланса, поскольку МСФО (IAS) 1 не содержит предписаний ни в отношении формы баланса, ни в отношении конкретного перечня подлежащих раскрытию в нем статей, ни в отношении их расположения относительно друг друга в балансе. МСФО (IAS) 1 (п. 68) определяет лишь перечень статей (именуемых линейными), которые в достаточной степени различны по характеру или назначению, чтобы повлечь необходимость их раздельного представления непосредственно в балансе. Суждение о том, представлять ли дополнительные статьи отдельно, должно основываться на оценке природы и ликвидности активов, их назначения в организации, а также размера, характера и распределения во времени обязательств. МСФО (IAS) 1 предусматривает два основных подхода к классификации активов и обязательств при их отражении в балансе. Первый подход предусматривает представление активов и обязательств с их разделением на краткосрочные и долгосрочные. Второй подход предусматривает классификацию активов и обязательств и их представление в балансе в порядке их ликвидности, если такая классификация позволяет предоставить пользователям отчетности такую информацию, которая является надежной и более показательной. Использование такой классификации статей баланса МСФО (IAS) 1 предусмотрено, например, для тех организаций, которые не занимаются поставкой товаров или услуг в рамках четко определенного операционного цикла (в частности, для финансовых организаций). Однако и при классификации активов и обязательств в порядке их ликвидности МСФО (IAS) 1 обязывает организации по каждой линейной статье раскрывать ту сумму, погашение или возмещение которой ожидается по истечении более чем 12 месяцев.
Основные исключения из общего правила классификации активов состоят в следующем. Операционный цикл организации представляет собой период времени между приобретением активов для переработки и их превращением в денежные средства или эквиваленты денежных средств. Когда обычный операционный цикл организации не поддается четкому определению, предполагается, что его продолжительность составляет 12 месяцев (п. 59 МСФО (IAS) 1). При классификации активов и обязательств применяется один и тот же операционный цикл (п. 61 МСФО (IAS) 1). Во-первых, те активы, которые продаются, потребляются и реализуются как часть обычного операционного цикла, признаются краткосрочными даже при условии, что организация не предполагает реализовывать их в течение 12 месяцев после отчетной даты. Из общего правила классификации обязательств на краткосрочные и долгосрочные установлены исключения, основными из которых являются ниже перечисленные. Во-первых, такие обязательства, как кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, некоторые начисления работникам организации и другие операционные затраты, составляющие часть оборотного капитала, используемого в обычном операционном цикле, классифицируются как краткосрочные, даже если они подлежат погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Во-вторых, если на этапе составления отчетности организация имеет полномочия на рефинансирование или отсрочку исполнения какого-либо обязательства, по крайней мере, на 12 месяцев после отчетной даты и предполагает эти полномочия реализовать, то соответствующее обязательство классифицируется как долгосрочное вне зависимости от первоначально установленного срока его исполнения. В-третьих, исключением из общего правила классификации, о котором стоит упомянуть, являются обязательства по долгосрочным договорам займа, по которым организацией нарушено соглашение непосредственно на отчетную дату или до указанной даты, в результате чего такие обязательства перешли в категорию обязательств по требованию. Они подлежат классификации в качестве краткосрочных за исключением случая, когда займодавец до отчетной даты согласился предоставить льготный период, заканчивающийся как минимум по истечении 12 месяцев после указанной даты, в течение которого займодавец не может требовать немедленного погашения обязательства. Исключением из общего порядка классификации активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные являются также отложенные налоговые активы и обязательства, которые всегда должны классифицироваться как долгосрочные (п. 70 МСФО (IAS) 1).
И МСФО (п. 69 МСФО (IAS) 1), и РСБУ (п. 6 ПБУ 4/99) предусматривают возможность включения в состав показателей баланса дополнительных статей, если это позволяет сформировать более полное представление о финансовом положении организации. МСФО (IAS) 1 аналогичного указания не содержит, поскольку, как уже упомянуто выше, не предписывает порядок или формат, в котором должны представляться статьи, а лишь определяет перечень статей, в разрезе которых должна быть представлена вся имеющаяся информация об организации (ее финансовом положении и результатах деятельности). Из сопоставления перечня линейных статей, подлежащих обязательному раскрытию в балансе, видно, что концептуальные различия в составе показателей "международного" и "российского" балансов отсутствуют, но некоторые отличия имеются. Например, в составе показателей баланса, составляемого по международным правилам, не выделена статья "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", что объясняется тем, что МСФО предусматривают возможность взаимозачета текущих налоговых требований и текущих налоговых обязательств и отражение в балансе сальдированного платежа по НДС в обязательствах перед бюджетом (но при этом информация о налоге на добавленную стоимость по приобретенным ценностям подлежит раскрытию в примечаниях к финансовой отчетности). МСФО и РСБУ по-разному устанавливают требования в отношении необходимой детализации информации по линейным статьям (МСФО) и группам статей (РСБУ). В РСБУ группировка статей в группы произведена непосредственно в тексте нормативного документа (п. 20 ПБУ 4/99) и в рекомендуемой форме бухгалтерского баланса. МСФО устанавливают обязанность по раскрытию в балансе или в примечаниях к нему дальнейших подклассов каждой из представленных в балансе линейных статей, классифицированных таким способом, который соответствует операциям организации. Степень детализации определяется требованиями МСФО, а также размером, характером и назначением соответствующих сумм. Кроме того, при принятии решения о разбивке линейных статей на подклассы необходимо учитывать такие факторы, как природа и ликвидность активов, их назначение, а также размер обязательств, их характер и распределение во времени. Еще одной отличительной особенностью требований МСФО к формированию баланса либо примечаний к нему является требование п. 76 МСФО (IAS) 1 о раскрытии детальной информации об акциях для каждого класса акционерного капитала и акциях, зарезервированных для выпуска по договорам опциона или продажи, включая условия и суммы.
Отчет о прибылях и убытках Состав показателей, подлежащих в обязательном порядке непосредственному раскрытию в Отчете о прибылях и убытках, определен пунктами 81 и 82 МСФО (IAS) 1: · выручка; · затраты по финансированию; · доля организации в прибыли или убытках ассоциированных компаний и совместных предприятий, учтенная согласно методу учета по долевому участию; · прибыль или убыток до налогообложения, признанные в связи с выбытием активов или погашением обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности; · расходы по уплате налога; · прибыль или убыток; · прибыль или убыток, относящиеся к доле меньшинства; · прибыль или убыток, относящиеся к владельцам собственного капитала материнской компании. При этом п. 87 МСФО (IAS) 1 устанавливает перечень обстоятельств, при которых статьи доходов и расходов должны раскрываться раздельно. К таким обстоятельствам относятся: списание стоимости запасов до величины возможной чистой стоимости реализации или основных средств до возмещаемой суммы, а также полное или частичное восстановление после таких списаний; реструктуризация деятельности организации и полное или частичное восстановление резервов в связи с затратами на реструктуризацию; выбытие объектов основных средств и (или) инвестиций; прекращение какого-либо вида деятельности; судебные разбирательства; другие основания для полного или частичного восстановления сумм резервов. Состав показателей, которые должен содержать Отчет о прибылях и убытках, составляемый по правилам РСБУ, определен п. 23 ПБУ 4/99: · выручка от продаж; · себестоимость продаж; · валовая прибыль; · коммерческие расходы; · управленческие расходы; · прибыль/убыток от продаж; · проценты к получению; · проценты к уплате; · доходы от участия в других организациях; · прочие доходы; · прочие расходы; · прибыль/убыток до налогообложения; · налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи; · прибыль/убыток от обычной деятельности; · чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)). Как видно из приведенных перечней, требования РСБУ и МСФО к составу обязательных для раскрытия в Отчете о прибылях и убытках показателей различны. Однако и МСФО, и РСБУ предусматривают возможность включения в состав показателей Отчета о прибылях и убытках любых дополнительных показателей, если это позволит сделать его более понятным и полезным для понимания пользователями информации о финансовых результатах деятельности организации. Порядок раскрытия отдельных показателей в Отчете о прибылях и убытках по правилам МСФО и РСБУ различается также следующим. Еще одно отличие в порядке составления Отчета о прибылях и убытках по правилам РСБУ и МСФО состоит в том, что МСФО (IAS) 1 (п. 88) предписывает представлять анализ расходов, используя классификацию, основанную либо на характере расходов, либо на их назначении внутри организации, в зависимости от того, какое из указанных представлений является более надежным и полезным для понимания отчетности. При этом поощряется представление указанного анализа непосредственно в Отчете о прибылях и убытках. Представление такого анализа возможно в одной из двух форм, каждая из которых, собственно, и определяет формат Отчета о прибылях и убытках. Первая из них называется методом "по характеру затрат" и предусматривает объединение расходов в Отчете о прибылях и убытках в соответствии с их характером (целевым назначением). При этом расходы не перераспределяются в зависимости от их назначения внутри организации. При использовании данной формы классификации расходов соответствующий раздел Отчета о прибылях и убытках обычно выглядит следующим образом:
Вторая форма анализа называется методом "по назначению затрат" или "по себестоимости продаж" и предусматривает классификацию расходов в соответствии с их назначением как части себестоимости продаж или, например, затрат на сбыт или на ведение административной деятельности. В обязательном порядке должна быть раскрыта себестоимость продаж. Соответствующий раздел Отчета о прибылях и убытках при использовании такой классификации обычно выглядит следующим образом:
Согласно МСФО (IAS) 1 выбор между методом "по назначению затрат" и методом "по характеру" затрат зависит от исторических и отраслевых факторов, а также от характера деятельности организации. Поскольку каждый метод представления имеет свои преимущества для различных организаций, МСФО (IAS) 1 требует от руководства организации выбирать тот метод, который позволит обеспечить наиболее относимое и надежное представление финансовой отчетности. РСБУ при составлении Отчета о прибылях и убытках в качестве единственного предусматривают метод "по назначению затрат".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|