Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Отчет о движении денежных средств





МСФО предусматривают для регулирования порядка составления данной категории финансовых отчетов специализированный стандарт - МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств".

В РСБУ Отчет о движении денежных средств рассматривается как одно из приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках.

Согласно МСФО (IAS) 1 (п. 102) Отчет о движении денежных средств призван дать пользователям финансовой отчетности основу для оценки способности организации генерировать денежные средства и их эквиваленты, а также потребностей организации по использованию этих потоков денежных средств.

Согласно РСБУ (п. 15 Указаний о составлении отчетности) данные Отчета о движении денежных средств должны характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Рассматривая требования РСБУ и МСФО (IAS) 7 в отношении порядка составления Отчета о движении денежных средств, целесообразно отметить следующие различия.

Первое: МСФО (IAS) 7 (п. 6) определяет инвестиционную деятельность как "приобретение и продажу внеоборотных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам". МСФО (IAS) 7 (п. 7) определяет, что инвестиция квалифицируется как денежный эквивалент в случае, если она легко обратима в определенную сумму денежных средств и подвергается незначительному риску изменения стоимости.

В РСБУ (п. 15 Указаний о составлении отчетности) определяется, что инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная, в частности, с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.).
Следовательно, РСБУ в целях составления Отчета о движении денежных средств квалифицируют деятельность по приобретению и последующей продаже ценных бумаг как инвестиционную без указания на обязательный долгосрочный характер обращения таких бумаг.
МСФО (IAS) 7 предусматривает возможность квалификации деятельности, связанной с инвестированием в ценные бумаги краткосрочного характера, период обращения (погашения) которых составляет с даты приобретения их организацией три месяца или меньше, в качестве операционной (текущей).



Второе: МСФО (IAS) 7 (п. 8) определяет, что банковские займы обычно рассматриваются как финансовая деятельность, за исключением случаев, когда банковские овердрафты, возмещаемые по требованию, составляют неотъемлемую часть управления денежными средствами компании. Это является основанием для квалификации деятельности по управлению такими займами в качестве операционной (текущей деятельности).

Согласно п. 15 Указаний о составлении отчетности финансовой деятельностью в целях формирования показателей Отчета о движении денежных средств признается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав ее собственного капитала, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления займов другим организациям, погашение заемных средств и т.п.).

Исключения для каких-либо разновидностей оформления заемных средств Указаниями не предусмотрены.
Третье: МСФО (IAS) 7 (п. 18) предусматривает два метода представления информации о движении денежных средств от операционной деятельности: прямой и косвенный. Прямой метод предусматривает раскрытие информации об основных видах валовых денежных поступлений и платежей. Косвенный метод предусматривает корректировку чистой прибыли или убытка с учетом результатов операций неденежного характера, любых отложенных или начисленных прошлых или будущих денежных поступлений или платежей по основной деятельности и статей доходов или расходов, связанных с поступлением или выбытием денежных средств по инвестиционной или финансовой деятельности. МСФО поощряется использование прямого метода.

РСБУ в качестве единственного метода составления Отчета о движении денежных средств определяют прямой метод.
Четвертое: МСФО (IAS) 7 (пункты 22 - 24) предусматривает возможность представления данных о движении денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности в нетто-оценке:

для денежных поступлений и платежей от имени клиентов, когда движение денежных средств отражает скорее деятельность клиента, а не деятельность компании (например, принятие и погашение вкладов до востребования банка; средства клиентов инвестиционной компании; арендная плата, собираемая от имени владельцев собственности и передаваемая им);

для денежных поступлений и платежей по статьям, отличающимся быстрым оборотом, большими суммами и короткими сроками погашения (например, основных сумм, относящихся к владельцам кредитных карточек; приобретений и продаж инвестиций и других краткосрочных займов, например продолжительностью три месяца и меньше).

В РСБУ не допускается проводить зачет статей Отчета о движении денежных средств.

Пятое: МСФО (IAS) 7 (п. 34) предусматривает возможность классификации выплаченных дивидендов либо как "движение денежных средств по финансовой деятельности", либо как "компоненты денежных средств от операционной деятельности" (что может помочь пользователям в проведении оценки способности компании выплачивать дивиденды из поступлений денежных средств от операционной деятельности).

В РСБУ формой N 4 "Отчет о движении денежных средств" предусмотрено, что движение денежных средств на выплату дивидендов отражается исключительно как движение денежных средств по текущей деятельности.

Шестое: МСФО (IAS) 7 (пункты 35, 36) предусматривает, что движение денежных средств, возникающее в связи с налогом на прибыль, следует квалифицировать как денежные потоки от операционной деятельности, за исключением случаев, когда "уместно увязать налоговые денежные поступления или платежи с отдельной операцией, порождающей движение денежных средств, классифицируемое как движение денежных средств от инвестиционной или финансовой деятельности". В этом случае МСФО (IAS) 7 предписывает классифицировать такие поступления или платежи соответственно как движение денежных средств от инвестиционной или финансовой деятельности.

В РСБУ формой N 4 "Отчет о движении денежных средств" предусмотрено, что движение денежных средств на уплату налога на прибыль отражается исключительно как движение денежных средств по текущей деятельности.

Седьмое: МСФО (IAS) 7 (п. 48) устанавливает обязанность по раскрытию информации (вместе с комментариями руководства) о сумме значительных остатков денежных средств и эквивалентов денежных средств, имеющихся у организации, но недоступных для использования группой.

В качестве примера п. 49 МСФО (IAS) 7 упоминает остатки денежных средств и денежных эквивалентов, имеющихся у дочерней компании, работающей в стране, в которой применяется валютный контроль или другие юридические ограничения, не позволяющие общее использование этих средств материнской компанией или другими дочерними компаниями.

РСБУ аналогичных требований по раскрытию информации не содержит.

Восьмое: МСФО (IAS) 7 (подп. (d) п. 50) поощряет раскрытие информации о суммах денежных поступлений и платежей, возникающих от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности каждой отраженной в отчетах отрасли или географического сегмента.
РСБУ не предусматривают при составлении Отчета о движении денежных средств раскрытие информации о движении денежных средств в разрезе отчетных сегментов.

Пояснения к отчетности

Задачи примечаний к финансовой отчетности, составляемой по правилам МСФО, состоят в следующем. МСФО (IAS) 1 (п. 103) требует представлять информацию об основе подготовки финансовой отчетности и конкретной учетной политике, раскрывать в соответствии с требованиями МСФО такую информацию, которая не представляется непосредственно в балансе, Отчете о прибылях и убытках, Отчете об изменениях в собственном капитале или Отчете о движении денежных средств, но которая относима к пониманию любого из этих видов отчетности.

В РСБУ функции пояснений к бухгалтерской отчетности аналогичны. Их выполнение обеспечивается приложениями к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках и Пояснительной запиской. Согласно п. 24 ПБУ 4/99 они должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

Состав пояснений к отчетности, составляемой по правилам РСБУ и МСФО, различен.

Так, п. 105 МСФО (IAS) 1 предусматривает, что примечания обычно представляются в следующем порядке, который помогает пользователям в понимании финансовой отчетности и сопоставлении ее с финансовой отчетностью других организаций, а именно:
(a) заявление о соответствии Международным стандартам финансовой отчетности;
(b) краткое описание значительных аспектов применяемой учетной политики;
(с) сопроводительная информация по статьям, представляемым непосредственно в балансе, Отчете о прибылях и убытках, Отчете об изменениях в собственном капитале и Отчете о движении денежных средств, в том же порядке, в котором строятся соответствующие отчеты и линейные статьи в этих отчетах;
(d) прочее раскрытие информации, в том числе условные обязательства раскрытия нефинансовой информации, например цели и политика управления рисками в организации.

Изменение порядка расположения определенных статей в примечаниях допустимо лишь в некоторых случаях, когда это "может оказаться необходимым или желательным". Однако упорядоченность структуры примечаний должна сохраняться настолько, насколько это практически выполнимо.

Примечания, дающие информацию об основе подготовки финансовой отчетности и конкретных аспектах учетной политики, могут представляться в виде отдельного компонента финансовой отчетности.

В РСБУ в состав бухгалтерской отчетности в качестве приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках включаются Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к Бухгалтерскому балансу (форма N 5), Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6) и Пояснительная записка.
Состав информации, которая может быть включена в состав Пояснительной записки, определен в п. 19 Указаний о составлении отчетности, но требования в отношении последовательности представления информации не установлены.

Таким образом, требования МСФО в отношении состава и порядка раскрытия информации в примечаниях к финансовой отчетности сформулированы более четко и детально, чем требования РСБУ.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.