Нарушения звука ш и их исправления
I. Правильная артикуляция звука ш Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы: зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны. Язык: - кончик языка широкий, поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель; - передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но не касается его, а образует с ними щель; - средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу (углубление посередине образует как бы дно ковшика); - задняя часть спинки языка приподнята и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика); - боковые края прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. Нарушения звучания: при правильной артикуляции образуется шум, похожий на шипение; при неправильном положении органов артикуляции происходит искажение звука ш или его замена другим звуком. Предраспологающие факторы: различные нарушения в строении или движениях органов артикуляционного аппарата. Подготовительный этап. При отсутствии звука ш работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: - умение слегка выдвигать вперед округленные губы; - подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними коренными зубами; - длительная воздушная струя, идущая посередине языка.
Постановка звука. Используя прием подражания и обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата, добиваются правильного произношения звука ш. Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь. Дифференциация звуков. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой. II. Нарушения произношения звука ш. 1. Сигматизмы Межзубный. Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы: разомкнуты примерно на 1 см. Язык: - кончик языка просовывается между резцами; - передняя часть спинки языка просовывается между резцами, образует с ними плоскую щель; - средняя часть спинки языка опущена, но не прогибается книзу; - задняя часть спинки языка опущена; - боковые края прилегают к коренным зубам. Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя: слабая, рассеянная. Нарушения звучания: шепелявый оттенок. Предраспологающие факторы: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к нёбу; высокое узкое твердое нёбо. Подготовительный этап. Проводятся упражнения для: - подъема кончика и передней части спинки языка за верхние зубы; - выработки направленной воздушной струи; - отрабатывается звук т, требующий подъема кончика языка за верхние зубы. Постановка звука. Ребенку предлагается: - при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произносить с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; - постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка. Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.
Дифференциация звуков. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой. Боковой. Губы: один из уголков рта может быть слегка опущен и оттянут. Зубы: может быть легкое смещение нижней челюсти вправо или влево. Язык: - кончик языка: а) поднят вверх и упирается в корни верхних резцов; б) опущен за нижние резцы; - передняя часть спинки языка: а) образует смычку с альвеолами; б) левая (правая) половина образует смычку с альвеолами, правая (левая) половина опущена; - средняя часть спинки языка: а) поднимается к нёбу и образует с ними смычку; б) левая (правая) половина выгнута, сомкнута с нёбом, правая (левая) половина опущена; - задняя часть спинки языка: а) поднята; б) левая (правая) поднята, правая (левая) опущена; - боковые края: а) опущены; б) опущен левый (правый) край языка. Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя: а) выходит по обоим краям языка; б) идет вбок вправо (влево) Нарушения звучания: хлюпающий звук. Предраспологающие факторы: - боковой открытый прикус; - слабость мышц одной половины языка. Подготовительный этап. Проводятся упражнения для: - укрепления боковых краев языка; - равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; - выработки воздушной струи, идущей посередине языка; - отрабатываются звуки т и с. Постановка звука. Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад – к бугоркам (края ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны). Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь. Дифференциация звуков. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой.
Носовой. Губы: занимают нейтральное положение. Зубы: разомкнуты. Язык: - кончик языка опущен вниз и оттянут вглубь рта; - передняя часть спинки языка опущена вниз, оттянута вглубь рта, не образует щель с нёбом; - средняя часть спинки языка оттянута назад; - задняя часть спинки языка поднята вверх; соединяется с мягким нёбом; - боковые края опущены. Мягкое нёбо опущено. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя идет через носовую полость. Нарушения звучания: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком. Предраспологающие факторы: излишнее напряжение задней части спинки языка. Подготовительный этап. Вырабатываются умения: - удерживать широкий распластанный язык на верхней губе; - направлять воздушную струю на широкий кончик поднятого на верхнюю губу языка (сдувать ватку с кончика носа); - различать на слух звучание ш при носовом и ротовом произношении; - отрабатываются звуки т и с. Постановка звука. Ребенку предлагается: - при открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка – будет слышно шипение. После однократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем можно убирать ложку и, сближая зубы, добиваться правильного звучания ш. - если нет звука р, то ставят звук ш от звука с с механической помощью. Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь. Дифференциация звуков. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой. 2. Парасигматизмы. 2.1.Губно-зубной. Губы: занимают нейтральное положение. Зубы: нижние зубы невидны, верхние слегка обнажены. Язык: - кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов;
- передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад; - средняя часть спинки языка приподнимается и слегка оттягивается назад; - задняя часть спинки языка приподнята; - боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя более узкая и холодная. Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком ф (шапка – «фапка», машина – «мафина», душ«дуф»). Предраспологающие факторы: прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха. Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-ф, используя картинки-символы. Проводятся упражнения для: - отработки движений нижней губы вниз-вверх, - подъема широкого переднего края языка вверх. Постановка звука. Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от с с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь. Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-ф. 2.2. Призубный. Губы: занимают нейтральное положение. Зубы: незначительно разомкнуты. Язык: - кончик языка смыкается с альвеолами за верхними зубами; - передняя часть спинки языка сомкнута с альвеолами; - средняя часть спинки языка опущена, желобок не образуется; - задняя часть спинки языка становится более выпуклой; - боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя толчкообразная. Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком т (шапка – «тапка», машина – «матина», душ – «дут»). Предраспологающие факторы: закрытый прикус, снижение слуха, нарушение фонематического слуха. Подготовительный этап. Вырабатываются умения: - сопоставлять и различать на слух звуки ш-т, используя картинки-символы, - различать на основе тактильных ощущений звуки ш-т по воздушной струе (при ш – длительная, при т – толчкообразная).
Проводятся упражнения для выработки: - длительной, направленной воздушной струи; - положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами, - отрабатывается звук с. Постановка звука. Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные ощущения, добиваются правильного произношения звука ш. Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь. Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-т. 2.3. Шипящий. Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы: разомкнуты, видны верхушки резцов. Язык: - кончик языка опущен вниз отходит назад от резцов или упирается в нижние десны; - передняя часть спинки языка напряженна; - средняя часть спинки языка напряжена, выгнута, желобок не образуется; - задняя часть спинки языка приподнята; - боковые края опущены, не смыкаются с коренными зубами. Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя растекается по всей поверхности языка. Нарушения звучания: звучание сходно со звучанием мягкого ш (шапка - «ш’апка», машина – «маш’ина», душ – «душ’»). Предраспологающие факторы: прогения, снижение слуха, нарушение фонематического слуха. Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-щ, используя картинки-символы. Вырабатываются умения: - поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; - чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого нёба (вперед-назад). Постановка звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайное ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока четко не будет слышен звук ш. Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь. Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-щ. 2.4.Свистящий. Губы: без напряжения растянуты, как при легкой улыбке. Зубы: сближены на 1-2 мм. Язык: - кончик языка широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек; - передняя часть спинки языка широкая, приподнята, к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка; - средняя часть спинки языка опущена, посередине ее образуется продольный желобок; - задняя часть спинки языка незначительна поднята; - боковые края плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя узкая, холодная, идет по средней линии языка. Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком с (шапка-«сапка», машина-«масина», душ-«дус»). Предраспологающие факторы: снижение слуха, нарушение фонематического слуха. Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки с-ш, используя картинки-символы; ребенку дают ощутить разницу в выходящей воздушной струе при произнесении педагогом звуков с и ш (при с – холодная струя, при ш - теплая). Отрабатывают движения: - широкого языка вверх, к передней части твердого нёба; - добиваются четкого чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы; - чередований движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед. Постановка звука. Используя прием подражания, обращая при этом внимание на правильную артикуляцию, добиваются правильного произношения звука ш. Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь. Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|