«Современные тенденции развития биосферы. Ноосфера. Принцип коэволюции»
Вопрос №18. «Современные тенденции развития биосферы. Ноосфера. Принцип коэволюции» Тенденции в эволюции биосферы: 1. Необратимость эволюции. «Необратимость эволюционного процесса является проявлением характерного отличия живого вещества в геологической истории планеты от ее косных естественных тел и процессов» [Вернадский 1967]. Действительно, все изменения, произошедшие на Земле под воздействием живых организмов, необратимы, будь то изменение состава атмосферы, образование почвы и т. п. 2. Давление жизни – воздействие живых организмов на окружающую среду, выражающееся, с одной стороны, в способности организмов к размножению в геометрической прогрессии, а с другой – в ограниченности ресурсов среды, препятствующих полной реализации потенциала жизни. 3. Ускорение эволюции. Эволюция биосферы связана с усилением эволюционного процесса живого вещества. Об этом свидетельствует сжатие исторических (геологических) периодов развития жизни на Земле (если протерозой охватывает период 600–800 млн лет, то кайнозой – уже 56–66 млн лет). 4. Скачкообразность эволюции. Для эволюционного процесса характерна неравномерность, неоднородность, ему совершенно не свойственна устойчивость. Эволюционные всплески, рост численности и разнообразия видов неоднократно сменялись эволюционными кризисами и вымираниями. 5. Рост биоразнообразия, усложнение биосферы. История биосферы – это история вымирания одних видов и возникновения других. На протяжении фанерозоя обычно выделяют 5–6 великих вымираний, во время которых на Земле биологическое разнообразие быстро (в геологическом масштабе времени) и резко снижалось.
6. Снижение степени конкуренции в процессе эволюции происходит за счет дифференциации экологических ниш, более полного и эффективного использования ресурсов среды. 7. Возрастание независимости организмов от внешних условий происходит не столько за счет адаптации, сколько за счет преобразования условий среды для своего более эффективного функционирования. 8. Роль человека. Человек – часть природы, закономерно появившаяся в процессе эволюции биосферы. Человек – единственный биологический вид, сознательно охраняющий природу (вначале обожествляя природу – «святые рощи», «святые деревья» и т. п., а затем более целенаправленно). И это также одна из важнейших черт перехода биосферы в новое состояние – ноосферу. От биосферы к ноосфере Учение о биосфере Вернадского плавно перетекло в учение о ноосфере, в которое он вкладывал материалистическое наполнение. Он говорил о том, что человек, будучи частью природы, должен соблюдать ее законы, а не пытаться их изменить. Главная мысль учения о ноосфере Вернадского заключается в том, что человечество должно учитывать природные закономерности в ходе развития общества и среды. ü В первое время ученый считал, что ноосфера — особая оболочка разума, развивающаяся над биосферой. Однако позже он сформулировал другое определение. Переход биосферы в ноосферу происходит в результате воздействия научной мысли и деятельности человека. Человечество в процессе развития приобретало все больше отличий от других составляющих биосферы, став новой биогенной природоформирующей силой. Научная же мысль в виде достижений науки и техники помогает человеку осваивать части биосферы, к которым раньше он не мог добраться. Ноосфера отличается тесной связью законов природы с социально-политическими факторами общества. В ее основе — научно обоснованное рациональное использование ресурсов природы. Оно предполагает, что круговорот вещества и поток энергии будут восстановлены.
Коэволюция — совместная эволюция биологических видов, взаимодействующих в экосистеме. Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов. Первым концепцию коэволюции ввёл Н. В. Тимофеев-Ресовский в 1968 году. Происходит при различных типах биоценотических взаимосвязей между видами, которые реализуются при взаимодействии конкретных видов в отдельных биоценозах. Коэволюция сопровождается формированием комплекса взаимных адаптаций (коадаптаций), оптимизирующих устойчивые взаимодействия популяций разных видов. !!! Следует отметить, что так как экосистемы формируют сеть межвидового взаимодействия, то все виды, входящие в экосистему, должны коэволюционировать. Вопрос №19. «Биологические законы и общество. Биоэтика и поведение человека» В обществе совершаются процессы биологические, психологические и социологические, и чисто биологические явления общественной жизни, конечно, подчиняются законам, найденным наукою для видовой жизни животных организмов, но: ü во-первых, эта видовая жизнь не исчерпывает всех явлений, совершающихся в обществе; ü во-вторых, она сама осложняется и видоизменяется под влиянием психических и социальных факторов. Человек как животный организм подчинен действию законов борьбы за существование и естественного подбора, но это не те законы, коим подчинен человек как существо общественное. Общество есть всегда известная организация, в основе которой необходимо лежит принцип солидарности между отдельными индивидуумами, т. е. нечто такое, что устраняет или, по крайней мере, ограничивает борьбу между ними. Пусть сама эта солидарность возникает и развивается как важное орудие борьбы за существование, но сама по себе она есть отрицание борьбы внутри самого общества. Биоэтику нужно рассматривать как естественное обоснование человеческой морали. Человеку присущи многие признаки, которые генетически обусловлены. Часть человеческих черт связана с воспитанием, образованием и другими факторами внешней среды обитания. Все человеческие действия — это его поведение. С помощью биоэтики можно узнать происхождение человеческого разума, морали и этики.
В число отличий человека от животных входит нравственность. Рождение нравственности — важнейший этап антропогенеза — становления человека. Первая функция, которую выполняла мораль в истории человечества, состояла в том, чтобы восстановить утраченное равновесие между вооруженностью и врожденным запретом убийства. Человеку не нужно следовать своим врожденным наклонностям, а необходимо учиться властвовать над ними и ответственно контролировать их проявления. У человека нет естественных механизмов убийства себе подобных и поэтому нет, как у волков, инстинкта, запрещающего убийство представителя своего рода. ü Но человек придумал искусственные средства уничтожения и у него развились как средство самосохранения искусственные механизмы, которые запрещают убийство представителя своего вида. Это и есть нравственность, которая является социальным эволюционным процессом. Социальная этика — только первая ступень нравственности. Человек придумал искусственные средства, позволяющие уничтожать всю планету, что он успешно и делает. Чтобы этого не произошло, нравственность должна подняться на новый уровень, распространяясь на всю природу, стать экологической этикой, запрещающей уничтожение природы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|