Византийская Империя - наследница Рима. 11 глава
4. Не прав тот отец, кто не выдает дочь в должное время; не прав тот муж, который не совокупляется, и не прав сын, который не защищает свою мать, после того, как умрет ее муж. 5. Женщины, особенно, должны охраняться от дурных наклонностей, даже пустяковых, так как если они не охраняемы, они принесут горе в две семьи. 6. Считай это высшей обязанностью всех сословий, даже слабых мужей. 7. Тот, кто тщательно оберегает свою жену, сохраняет свое потомство, честное поведение, свою семью, самого себя* и свои заслуги. 8. Муж, после зачатия его женой, становится зародышем и опять рождается от нее; так как это является женственностью жены (Жалью (Джьая)), что он рождается (жалеется (джьаяте)) опять ею *. 9. Каков мужчина, которому жена принадлежит, точно таков и сын, которого она потом принесет; поэтому пусть заботливо охраняет свою жену, с тем, чтобы хранить свое потомство - жертвоприношение (сына) в чистоте. 10. Не может мужчина сохранить женщин одной силой; но они могут быть охранены применением способов: 11. Пусть муж занимает свою жену в сборе и тратах своего богатства, в поддержании чистоты, в священных обязанностях *, в приготовлении пищи и присмотре за хозяйственной утварью. 12. Женщины, заключенные в доме под присмотром правдивых и исполнительных слуг, не являются охраняемыми; но те, кто по собственному их согласию оберегают самих себя, являются крепко охраняемыми.
13. Питье, общение с дурными людьми, отделение от мужа, разгуливание где - угодно, сон днем и пребывание в домах других мужчин являются шестью причинами падения женщин. 14. Женщин не заботит ни внешность, ни возраст:"Он — мужчина! "- и они отдаются и пригожим и уродам, 15. Через их страсть к мужчинам, через их изменчивый характер, через их природное бессердечие они становятся изменницами своим мужьям, как бы тщательно они ни были охраняемы здесь.
16. Зная их предрасположенность, которую Пращур (Праджьапати) вложил в них при сотворении — быть такими — мужчина должен больше всего стараться сам об их охране. 17. Пра - Муж выделил женщинам постель, сиденья и украшенья, нечистые желанья, скверну, бесчестие, злобность и дурное поведение. 18. Для женщин нет обряда со священными писаниями *, таков установлен закон; женщины лишены силы* и лишены ведических откровений из-за лживости, таково утвержденное правило. 19. И этому свойству также посвящены многие тексты в Ведах с тем, чтобы полностью объяснить истинное положение; слушай об их искуплениях. 20. "Если моя мать, блудная и неверная, удовлетворяла незаконные желания, пусть мой отец изымет от меня это семя ", -- таковы священные строки. 21. Если жена помышляет в своем сердце о чем-нибудь, что могло бы повредить ее мужу, считается, что этим заклятьем полностью неверность отторгается. 22. Каковыми бы ни были свойства мужчины, с которым женщина соединена, согласно закону, точно такие качества она впитывает, как река и океан *. 23. Размолодка (Акшамала)*, женщина нижайшего рождения, соединившись с Весишей (Васиштха) и Серной (Саранги), с Нудоплотными (Мандапала)*, становится достойной почтения. 24. Эти и другие девушки низкого рода достигают знатности в этом мире соответственно добрым чувствам своих мужей. 25. Так гласит всегда чистый народный обычай между мужем и женой; слушай законы, касающиеся детей, которые являются причиной счастья в этом мире и после смерти. 26. Между женами, Страми (Стрия), которые вынашивают детей, которые хранят много благотворности, которые достойны почитания и освящают жилища, и богинями счастья, Щирами (Щрия) в домах, нет никакой разницы.
27. Рождение потомства, кормление тех, что рождены и повседневная жизнь мужчин — этому женщина является видимой причиной. 28. Потомство, священные обычаи, верная служба, высшее супружеское счастье и небесное блаженство для предков и самого себя зависят, единственно, от жены. 29. Та, которая, властвуя над своими мыслями, речью, поступками, не нарушает обязанностей по отношению к своему господину, обитает с ним на небесах, и в этом мире зовется праведными верной, Сударыней (Садхви)*. 30. Но за неправедность к своему мужу жена осуждается среди людей, и она рождается в чреве шакалки, и мучается несчастиями в наказание за свои грехи. 31. Прислушайся к следующему святому высказыванию, полезному всем людям, которого праведные и великие вершители держались относительно мужского потомства. 32. Они говорят, что мужское потомство принадлежит господину, но господином — по писаниям откровений - некоторые называют родителя, другие считают владельца "земли "*. 33. Священным обычаем женщина считается землей, мужчина семенем; происхождение всех телесных существ — через единение земли с семенем. 34. В некоторых случаях семя более значительно, в других — чрево женщины; но когда оба равны — потомство оценивается наиболее высоко. 35. При сравнении семени и принимающей, семя считается более важным; так как потомство всех живых существ отмечено чертами семени. 36. Какое семя засеяно в поле, приготовленное в нужное время, этого же самого вида, отмеченное особыми свойствами семени вырастает из него.
37. Эта земля, действительно, зовется первоначальным чревом живых существ, но семя не продолжает в своем развитии какие — либо свойства чрева. 38. В этом мире семена разных сортов, засеянные в нужное время в землю, даже в одно поле, всходят потом согласно своему виду. 39. Рис врихи и сали, муджьа-бобы, сезам, маша-бобы, ячмень лук-порей и сахарный тростник вырастают соответственно их семени. 40. Такого, чтобы одно было посеяно, а выросло другое, не бывает; какое семя посеяно, точно такой же вид вырастает. 41. Поэтому никогда не должен благоразумный, хорошо воспитанный муж, который знает Веды и их дополнения (Аньгас)* и желает долголетия, сожительствовать с женой другого. 42. В отношении этого это совпадает с древними стихами, спетыми Веем (Ваю) (ветром), что семя не следует сеять мужчине на то, что принадлежит другому *.
43. Как стрела, выпущенная в уже раненного оленя, попадает в рану — выпущена напрасно, точно так же семя, засеянное в то, что принадлежит другому, быстро теряется. 44. Кто знает прошлое, зовут эту землю Персть (Пртхиви), как жену Пратхи (Пртху)*; они считают, что поле должно принадлежать тому, кто расчистил лес, и олень — тому, кто первый ранил его. 45. Только тот является совершенным мужем, кто состоит из своей жены, самого себя и своего потомка; и духовные представляют это таким образом: "Муж, считается, должен быть одним с женою". 46. Ни продажей, ни отречением не освобождается жена от своего мужа *; таким, мы знаем, должен быть закон, который Пращур (Праджьапати)создал издавна. 47. Только раз совершается раздел, девушка отдается замуж, раз говорят: "Я даю"*; каждое из этих трех —только раз. 48. Как с коровами, кобылицами, верблюдицами, рабынями, буйволицами, козами и овцами не тот получает приплод, кто является родителем, точно так с женами других. 49. Те, кто не владея полем, но, имея семя для сева, сеют в землю другого, не получают, в действительности, зерна урожая, который может произрасти *. 50. Если бык был родителем сотни телят от коров другого мужа, они принадлежат владельцу коров, а дающий семя не пожинает плода. 52. Если не было заключено соглашение относительно урожая между владельцем поля и владельцем семян, ясно, что доход принадлежит владельцу поля; почва более важна, чем семя, в данном случае *. 53. Но если особым договором (поле) отдано для сева, тогда владелец семян и владелец земли — оба считаются в этом мире как совладельцы. 54. Если семя было занесено водой или ветром в чье-нибудь поле и произросло, зерно принадлежит, однако, владельцу поля, владелец семени не получает урожая. 55. Знай, что таков закон *, касающийся приплода коров, кобылиц, рабынь, верблюдиц, коз, овец, точно так, как и самок птиц и буйволиц. 56. Так, сравнительная значимость семени и чрева была разъяснена тебе; следующим я представлю закон для женщин во времена бедствий *.
57. Жена старшего брата является для него младшей женой Гораздого (Гуру), но жена младшего считается снохой старшего. 58. Старший, который соединяется с женой младшего, и младший с женой старшего, — кроме как во времена бедствий — оба становятся отверженными, даже если бы это было разрешено *. 59. При отсутствии потомства *, женщина, которой было разрешено *, может получить, соответственно, желаемое потомство от деверя, или родича. 60. Тот, назначенный вдове, должен ночью, умащенную сливочным маслом и молчащую* взять и зачать одного сына, не рассчитывая на второго. 61. Некоторые, сведущие в законе, беря во внимание, что обозначенная цель не была достигнута этими двумя, считают, что может быть произведен второй случай от этой женщины. 62. Но если назначенная цель была достигнута вдовой, согласно закона, те двое* должны вести себя друг с другом как отец и сноха. 63. Если те двое, будучи назначены, уклоняются от правила и действуют по плотскому желанию, они оба станут отверженными — осквернившими ложе снохи или Гораздого (Гуру). 64. Дваждырожденными мужами вдова не должна назначаться для кого - нибудь другого; иначе те, кто назначают, нарушат закон *. 65. В священных писаниях, которые относятся к женитьбе, назначение нигде не встречается *, не предписывается повторное замужество вдов. 66. Этот обычай, который порицается сведущими из сословий дваждырожденных, как годящийся для скота; говорят, однако, случалось среди людей во времена правления Вена *. 67. Этот глава царских мудрецов, который некогда владел всем миром, вызвал смешение сословий, его ум был разрушен сладострастьем. 68. С тех пор праведные порицают того, который в своем безумии назначит женщине, чей муж умер, ребенка. 69. Если муж девушки умрет после устно произнесенной клятвы, ее деверь должен жениться на ней согласно следующему правилу. 70. Обручившись, согласно правилу, с ней, убранной в белые одежды и чистой помыслами, он должен соединяться с ней один раз в каждый подходящий период — до зачатья. 71. Пусть благоразумный муж, отдав свою дочь одному, не отдает ее опять другому, так как тот, кто не отдает тому, кому он дал перед этим, взваливает на себя лживое уверение относительно человеческого существа *. 72. Даже принятую должным образом* девушку он может удалить: с изъяном *, больную или обесчещенную* и отданную обманом. 73. Если кто-нибудь отдает девушку, имеющую изъяны без их объявления, можно отказаться от этого договора со злоумышленным подателем. 74. Муж, который имеет дела, может отбыть после обеспечения содержания своей жене; так как жена, даже порядочная, может быть совращена, если она будет стеснена в средствах существования.
75. Если отправился в путь обеспечив, жена должна смирять себя воздержанием в своей повседневной жизни; но если он отбыл не обеспечив, она может существовать незазорным ручным трудом *. 76. Если муж отбыл по какой-либо священной обязанности *, должна ждать его восемь лет; если за знанием* и славой — шесть лет, если ради удовольствия* — три. 77. Один год пусть муж выносит жену, которая ненавидит его; но после года пусть лишит ее собственности* и прервет сожительство с ней. 78. Та, которая выказывает мужу неуважение, которая подвержена страсти, пьяница или больная, должна быть удалена через три месяца, лишась своих украшений и имущества. 79. Но та, которая выказывает отвращение по отношению к сумасшедшему или отверженному мужу, бессильному, кастрюку или тому, кто постигнут таким несчастьем, как карой за преступление, не должна ни отвергаться, ни лишаться собственности. 80. Та, что пьет хмельное, дурного нрава, вздорная, больная, злобная или мотовка может когда-либо быть заменена другой*. 81. Бесплодная жена может быть заменена на восьмом году, та, чьи дети все умирают — на десятом, та, которая рожает только дочерей — на одиннадцатом, но та, которая сварлива — без промедления *. 82. Но больная жена, которая добра и честного поведения, может быть заменена с ее собственного согласия, и никогда не должна быть унижаема. 83. Жена, которая, будучи заменена, в гневе отбывает из дома, должна либо быть заключена, либо отвержена в присутствии семьи. 84. Но та, которая даже после запрета пьет хмельное даже по праздникам, или ходит на публичные зрелища или собрания, должна быть наказана на шесть кришналас.
85. Если дваждырожденный муж женится на женщинах своего собственного и других сословий — знатность, почет и положение тех должно быть согласно их порядку. 86. Среди всех, единственно, жена равного сословия, но не другого, или отличающаяся чем-либо особым, должна лично сопровождать своего мужа и помогать ему в его ежедневных священных обрядах. 87. Но тот, кто по глупости прикажет, чтобы это было выполнено другой, пока жена его сословия жива, считался предками Исчадьем (Чандала) из волхвов. 88. Выдающемуся, пригожему просителю равного сословия нужно отдавать свою дочь в соответствии с предписанным правилом, даже если она не достигла возраста. 89. Девушке, хотя и на выданьи, лучше навсегда остаться в доме, чем быть отданной мужу, лишенному добрых качеств. 90. Три года пусть девушка ждет, хотя она и на выданьи; но после этого времени пусть сама выбирает себе жениха — равного. 91. Если, не выданная замуж, она сама ищет мужа, на ней нет вины, ни на том, за кого она выйдет. 92. Девушка, которая выбирает сама для себя, не должна брать с собой какие - либо украшения, данные ее отцом или матерью, или братьями; если она унесет их прочь — это будет кража. 93. Но тот, кто берет девушку на выданьи не обязан платить какой-либо свадебный выкуп ее отцу; так как утеряет свою власть над ней, из-за своей защиты (не использованных для зачатия) ее месячных. 94. Мужу в возрасте тридцати лет следует жениться на девушке двенадцати лет, которая ему нравится, или мужу двадцати четырех на девушке восьмилетнего возраста; если его обязанностям будет помеха — то скорее *. 95. Муж получает свою жену от Богов согласно своего собственного желания; выполняя то, что угодно Богам, ему следует всегда поддерживать ее пока верна. 96. Для материнства были созданы женщины и для отцовства мужчины; поэтому священные обряды Ведами предписываются для совместного выполнения. 97. Если после уплаты за девушку свадебного выкупа даритель выкупа умрет, ее следует отдать в замужество его брату, если, конечно, она согласна *. 98. Даже служивому не нужно брать свадебного выкупа, когда он выдает свою дочь; так как тот, кто берет выкуп, по сути продает свою дочь. 99. Ни древние, ни нынешние, которые были добрыми людьми, не делали такого, что, пообещав одному мужу, выдавали ее за другого; 100. И мы не слышали, в самом деле, даже в прошлых воплощениях* о таком, как тайная продажа дочери за установленную цену, называемую свадебным выкупом *. 101. "Пусть взаимная верность продолжается до самой смерти ", - это может считаться вершиной высочайшего закона для мужа и жены. 102. Пусть мужчина и женщина, соединенные браком, сами постоянно стараются не разъединяться, чтобы не нарушилась их верность друг другу. 103. Так был объяснен тебе закон для мужа и жены, которые тесно связаны супружеским счастьем и способом получения потомства во времена бедствий; узнай о разделении наследства: 104. После смерти отца и матери, братья, собравшись, могут разделить между собой поровну отцовское состояние, так как не властны, пока живы родители *. 105. Один старший может взять все отцовское состояние, другие должны жить под его властью, точно так, как под властью своего отца. 106. Сразу при рождении первенца муж, отец сына *, освобождается от долга Предкам (манас); поэтому этот достоин всего состояния. 107. Этот сын единственный, на которого он взваливает свой долг и через которого получает бессмертие, порождается для закона; все остальные считаются отпрысками желания. 108. Как отец своих сынов, точно так пусть старший поддерживает своих младших братьев, и пусть они так же, в согласии с законом, ведут себя по отношению к старшему брату, как сыновья.
109. Старший делает семью процветающей, или наоборот, повергает ее в прах; старший среди людей наиболее достоин почтения, к старшему не относятся без уважения праведные. 110. Если старший брат ведет себя достойно *, к нему — как к отцу с матерью, но если недостойно старшего брата, его следует еще почитать как родича. 111. Либо пусть так и живут вместе, либо пусть разделятся, если желают духовных заслуг; так как раздельно заслуги увеличиваются *, отсюда разделение предпочтительней. 112. Добавочная часть для старшего должна быть одной двадцатой, и лучшей из всего имущества, для среднего — половина этого, но для младшего — одна четвертая *. 113. Как старший, так и младший пусть возьмут что установлено; тем, которые находятся между старшим и младшим, должны причитаться доли среднего *. 114. Среди добра разного рода старший пусть возьмет самое лучшее и которое особенно хорошо, точно так же и лучшее из десятки скота. 115. Но среди равно искусных в своих занятиях, нет добавочной части, десятой должно быть отдано только что-либо несущественное в знак уважения. 116. Если добавочные части так назначены, нужно выделить равные части; но если назначение не сделано, распределение долей среди них должно быть следующим. 117. Пусть старший сын возьмет одну лишнюю долю *, рожденный следом за ним — одну долю и половину, младшие одну долю каждый; такой установлен закон. 118. Но девушкам - сестрам братья обязаны отдельно уделить из своих долей, каждый по четвертой части; тот, кто откажется отдать, становится отверженным. 119. Пусть никогда не делит единственной козы или овцы, или непарнокопытного; предписано: единственная коза или овца — для старшего *. 120. Если младший брат зачнет сына от жены старшего брата, раздел* должен тогда совершаться поровну; таков утвержденный закон. 121. Мнимый сын не наделен правом первенства *, первенец — отец при зачатии; поэтому следует дать часть, согласно правилу. 122. Если тут будет сомнение, как нужно произвести раздел, в случае, когда младший сын рожден от старшей жены и старший сын от младшей: 123. Рожденный от первой жены* — пусть возьмет, как свою добавочную долю, одного быка; следующие лучшие быки — тем, кто ниже из - за матерей. 124. Но старший, рожденный от старшей жены, пусть получит пятнадцать коров и быка, другие сыновья могут потом взять доли соответственно своим матерям — таково установленное правило. 125. Между сыновьями, рожденными от жен, равных, без различий, не существует никакого превосходства по материнскому праву; превосходство рассматривается соответственно рождению*. 126. И, ссылаясь на Субраманья* (писания), также записано, что для признания первенцем среди ровесников, зачатых в утробах одновременно, превосходство считается от рождения. 127. Тот, кто не имеет сына, может сделать свою дочь назначенной дочерью* следующим образом: "Ребенок, рожденный от нее, обязан выполнить мои похоронные обряды". 128. Согласно этому правилу сам Дякша (Дакша)*, Пращур (Праджьапати), когда-то сделал назначенными дочерьми потомство с тем, чтобы умножить свой корень. 129. Он отдал десятерых Царьме (Дхарме)*, тринадцать Кощею (Кащьяпа)*, двадцать семь Сну (Сома)*, почтив их от всего сердца. 130. Сын — точно, как сама она; дочь равна сыну; как может другой получить состояние, пока такая равная такому, жива? 131. И чем еще может быть отдельная собственность матери, которая являлась долей единственной незамужней дочери; и сын дочери может взять все состояние того, кто не оставил сына. 132. Сын дочери, на самом деле, должен получить состояние своего отца, который не оставит сына*, пусть он преподнесет два поминальных пирога: своему отцу и деду по матери.
133. Между сыном сына и сыном дочери нет разницы, ни в отношении мирских дел, ни священных обязанностей; так как их отец и мать оба произошли из тела одного и того же. 134. Но если, после назначения дочери, был рожден сын, раздел пусть будет при этом равным; так как не существует первородного права женщины *. 135. Но если назначенная дочь вдруг умрет без сына, муж назначенной дочери может, без колебаний, взять это состояние. 136. Через этого сына, которого одинаково может принести либо назначенная, либо не назначенная дочь, дед по матери получает внука; он обязан принести поминальный пирог и взять состояние *. 137. Через сына он завоевывает миры *, через внука он достигает бессмертия *, но через правнука он получает мир Солнца *. 138. Потому что сын отторгает (траяте) своего отца от ада, называемого Пучина (Пут), от был поэтому назван пучетор (путтра – освободитель от пучины) самим Самосущим (Сваямбху)*; 139. Между внуком и сыном дочери не существует различия в этом мире; так как даже сын дочери спасает его в следующем мире, как внук. 140. Пусть сын назначенной дочери сначала поднесет поминальный пирог своей матери *, потом ее отцу, и третьим отцу отца. 141. От мужа, у которого есть приемный сын (латрима), обладающий всеми добрыми свойствами, этому самому сыну следует принять наследство, хотя и принесен из другой семьи. 142. Приемный сын никогда не должен брать семейное имя и состояние своего природного отца; поминальный пирог — этому состоянию и семье; погребальное приношение того, кто отдал, прерывается. 143. Сын жены не назначенной, и тот, которого мать принесет деверю, оба недостойны доли, как сын прелюбодея и произведенный через страсть. 144. Даже мальчик от назначенной женщины, порожденный по правилу *, недостоин отцовского имущества; так как он был произведен отверженным. 145. Сын, урожденный от такой назначенной женщины, пусть наследует как законный сын по крови; так как это семя и урожай принадлежит, согласно закона, владельцу земли. 146. Тот, кто берет на себя заботу о состоянии своего скончавшегося брата и его вдовы, пусть, вырастив сына для своего брата, отдаст эту собственность ему же *. 147. Если назначенная женщина принесет сына своему деверю или другому родичу (сапинда), такого, порожденного от желания, считают недостойным наследования и порожденным напрасно. 148. Эти правила нужно применять к распределению среди сынов женщин одного сословия; слушай касающееся тех, кто порожден одним мужем от многих жен разных сословий. 149. Если существуют четыре жены волхва в прямом порядке сословий *, правило для раздела среди сынов, рожденных от них, следующие: 150. Раб - пахарь *, бык - осеменитель, повозка, украшения и дом пусть будут отданы, как дополнительная часть, волхву, и одна самая лучшая доля. 151. Пусть сын волшебницы возьмет три доли состояния, сын княгини — две, сын барыни — долю с половиной, и сын служанки может взять одну долю. 152. Или пусть тот, кто знает закон, составит из состояния десять частей и справедливо распределит их, согласно следующему правилу: 153. Сыну волшебницы следует взять четыре доли, сыну княгини — три, сыну барыни — две части, сыну служанки — одну часть. 154. Имеет ли сынов, или не имеет * от сословий дваждырожденных, может отдать, согласно закону, сыну служанки не более десятой части. 155. Сын волхва, князя, барина от служанки не получает доли наследства; что только отец * может дать ему, это и должно быть его собственностью. 156. Все сыновья дваждырожденного мужа, рожденные от жен одного и того же сословия, должны поровну поделить состояние, после того, как остальные дали старшему добавочную долю.
157. Для служилого предназначается жена из его собственного сословия, и не иная; те, что рождены от нее, пусть получат равные доли, даже если их будет сотня. 158. Среди двенадцати сынов, мужей, которых Пра - Муж (Ману) произвел от Самосущей (Сваямбху), считается, шестеро являются родичами и наследниками, и шестеро родичи, но не наследники *. 159. Законный сын* по плоти, сын, порожденный от жены, приемный сын, сын совершенный, сын тайнорожденный и отверженный сын — шесть родичей и наследников. 160. Сын незамужней женщины, сын, полученный с женою, купленный сын, сын, порожденный от вновь вышедшей замуж, сын самоотдавшийся, и сын женщины - служанки* — шесть родичей не наследников. 161. Чего добивается муж, который плывет в неисправной лодке, точно такое получается, когда кто пробирается сквозь мрак с плохим сыном. 162. Если бы двумя наследниками одного являлись бы сын по плоти и сын, порожденный от жены *, каждый, отдельно от другого, пусть получит состояние от своего отца *. 163. Законный сын по плоти — единственный владелец отцовского состояния; но с тем, чтобы избежать раздоров, пусть разделит и для остальных. 164. Но когда законный сын по плоти разделит отцовское состояние, пусть отдаст одну шестую или одну пятую часть своего отцовского наследства сыну, порожденному от жены. 165. Законный сын и сын жены делят отцовское состояние; но другие десять* становятся членами семьи и наследуют согласно порядку. 166. Тот, кого муж порождает от своей собственной жены, обрученной, знай, является законным сыном по плоти (аураса) — первый по порядку. 167. Тот, кто был порожден согласно особого закона(нийога), от назначенной жены умершего мужа, бесполого или больного, называется сын, порожденный от жены (кшетрага). 168. Того, равного сословия, которого мать или отец с нежностью отдали возлиянием водой во времена бедствий в сыновья, следует считать приемным сыном (датрима). 169. Но тот считается совершенным сыном (критима), которого делают своим сыном, равного сословием, различающего правду и ложь, наделенного сыновними добродетелями. 170. Если ребенок родится в доме мужа и его отец будет неизвестен, он является сыном, рожденным тайно в доме (гудотпана), и должен принадлежать тому, от чьей жены он был рожден. 171. Тот, кого получают в сыновья, отверженного* своими родителями, или кем-нибудь из них, называется отверженный сын (апавидха). 172. Сын, которого женщина тайно выносила в доме своего отца, называется сыном незамужней женщины (канина); такой отпрыск незамужней женщины — того, кто женится на ней. 173. Если кто женится, зная или не зная, на беременной (невесте), ребенок в ее чреве принадлежит тому, кто женится на ней, и называется полученный с невестой (саходха). 174. Если муж купит мальчика равного или неравного, от его отца и матери, чтобы заиметь сына, такой называется купленным (кртитака). 175. Если женщина, удаленная мужем, или вдова, по ее собственному согласию, вступит во второй брак и родит, он будет называться сын вновь вышедшей замуж (паунарбхана). 176. Если она сохранит девство, или та, что вернется к первому после того, как покинула его, она достойна исполнять опять с мужем обряд. 177. Тот, кто потерял родителей, или, будучи изгнан без причины, отдаст сам себя, называется самоотдавшийся сын (сваямдата). 178. Сын, которого волхв порождает из похоти от служанки, называется живым (параян) телом (щава)*, а поэтому называется паращава *.
179. Сын служивого от рабыни, или от рабыни-жены своего раба, может, если отец позволит, взять часть; так утверждает закон. 180. Этих одиннадцать: сына, порожденного от жены, и остальных, как перечислены, мудрые называют заменой сыну, из-за отсутствия обряда. 181. Те сыновья, которые были упомянуты в этой связи, порожденные чужестранцами, принадлежат тому, от чьего семени они произошли, но не другому*. 182. Если среди братьев от одного отца один имеет сына, Пра - Муж объявил им всем, что они имеют мужское потомство через этого сына. 183. Если из всех жен одного мужа одна имеет сына, Пра - Муж повелел им всем быть матерями мальчика через этого сына. 184. При отсутствии лучшего, каждый, следующий ниже, достоин наследства; но если здесь будет много равных, они должны все разделить состояние. 185. Ни братья, ни отцы — сыновья берут наследство отца; но отец может отобрать наследство у не оставившего мужского потомства и его братьев. 186. Трем* приносится вода, трем преподносятся поминальные пироги, четвертый — дающий это, пятый — не связанный с ним. 187. Всегда тому, кто является ближайшим родичем (Сапинда), должно принадлежать состояние; следующие потом: дальний родич (Сакулья), священноучитель и ученик. 188. Но при отсутствии всех, волхвы делят состояние, сведущие в Ведах, чистые, сдержанные, так закон не будет нарушен *. 189. Собственность волхва никогда не должна отбираться царем, это установленное правило; но у других сословий, при отсутствии всех, царь может забирать. 190. Кто умер, не оставив потомства, и вдова вырастит ему сына от члена семьи (саготра), пусть она оставит ему всю собственность, которая осталась. 191. Но если двое, порожденные двумя, спорят о собственности их матери, каждый может взять, независимо от другого, то, что принадлежало его отцу*. 192. Но когда мать умрет, все единоутробные братья и сестры пусть поровну разделят материнское состояние.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|