Психологические парадигмы в теории социальной работы
Существует огромное множество психологических подходов в социальной работе, применение которых на практике является эффективным и необходимым для разрешения тех или иных задач. Выбор психологической парадигмы, в рамках которой будет работать социальный работник, должен быть обусловлен, прежде всего, спецификой конкретной ситуации и личными предпочтениями и склонностями социального работника. Рассмотрим основные психологические подходы в теории социальной работы. ) Психодинамические парадигмы явились основой для многих теорий социальной работы, например, таких как функциональная, проблемно-разрешающая, эго-ориентированная, психосоциальная и др. Поэтому есть смысл познакомиться более подробно с их сущностью. Современные психодинамические теории имеют довольно широкий спектр различий, но всех их объединяет опора на идеи классического психоанализа Зигмунда Фрейда. Он с позиций последовательного детерминизма считал, что все психическое вызывается и определяется предшествующими событиями. Сознание, подсознание, бессознательное - три уровня психического. Именно на последнем уровне находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов. Этот уровень личности Фрейд назвал Ид. Состоит он преимущественно из либидо (стремление к сексуальному удовлетворению), инстинкта агрессии и стремления к смерти. Высший уровень личности - Супер-Эго (что-то вроде совести), между ними находится уровень Эго - следует инстинктам бессознательного и требованиям морали, отвечает за произвольное поведение и формирование психологических защит. [11, с.20] Хотя позиции, выдвигаемые Фрейдом, вызывали и до сих пор вызывают неумолкающие дискуссии, ни у кого не возникает сомнений в их важности. Многочисленные ученики и последователи психоанализа бесконечно модифицируют концепцию Фрейда: Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Эрих Фромм, Хорни, Карл Юнг - весьма известные имена в психологии. Психоанализ стимулировал развитие новых идей - трансактного анализа (Э. Берн), биоэнергетики (А. Лоувен), гештальт - традиций (Ф. Перлз) и др. Это направление объединяет большое число теорий и школ, не похожих друг на друга, порой парадоксальных. Спектр их различий довольно широк - от ортодоксальных, традиционных (классических) до более гуманистических, с использованием методов других направлений.
Психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта человека, уходящего корнями в его детство, который, как правило, не осознается субъектом. Эта идея выражается понятием "предметные связи". Отсюда центральным понятием является "конфликт" - непознанные ("бессознательные") моменты, возникшие в ходе развития человека, начиная с детства, и продолжающиеся в жизни взрослого. Такие конфликты - манеры поведения - были заложены как кластеры чувств, мыслей и поступков. Они возникли в результате взаимодействия различных событий в индивидуальной истории развития человека. Считается, что на основе прошлого опыта формируется особая организация (совокупность чувств, мыслей и манер) поведения, оказывающая воздействие на нынешнее восприятие мира. Если она выражается в неадекватных условиям реакциях, то, исследуя настоящие события в контексте прошлого опыта, можно изменить эти "организующие системы", способствуя тому, чтобы информация и опыт в будущем у личности структурировался иначе, став основой нормального психического самочувствия. При его нарушении от тревоги и неуверенности спасает человека своеобразный механизм, названный психологической защитой, который действует на подсознательном уровне.
"Защита" и "сопротивление" - с позиций психодинамики представляются как особые когнитивные способности человека, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, держать их вне своего сознания, обеспечивающие бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая защита - один из механизмов, препятствующих изменению личности. В современном психодинамическом подходе описан ряд наиболее распространенных защитных механизмов: вытеснение, отрицание, подавление, идентификация, рационализация, интеллектуализация, регрессия, сублимация, расщепление, проекция и др. Имевшая большую популярность в последние десятилетия психосоциальная работа предполагает обычно длительное взаимодействие с клиентом. Но в социальной работе нередко приходится иметь дело с ситуациями, требующими немедленного изменения. Теоретически и технологически это обосновывается с позиций кризис-интервентной модели социальной работы [1, с.78]. ) Следующее направление, которое будет рассмотрено - бихевиористская и когнитивная парадигмы в контексте проблем социальной работы. Бихевиористский подход был первым большим наступлением на психодинамические теории и их использование в социальной работе. Понять основную психологическую сущность этого направления важно потому, что методолого-теоретические подходы в социальной работе прямо преломляют психологические идеи. Бихевиористское направление в психологии берет начало от работ Д. Уотсона.[8, с.89] Центральной конструкцией его системы является возможность показать влияние окружения на поведение человека. В этой связи бихевиоризм склонен недооценивать роль прошлого опыта в жизни человека в противоположность психодинамическому подходу. Здесь не уделяется особого внимания и специфике восприятия, самоанализу и мироощущениям личности, что имеет существенное значение для экзистенциализма и гуманистических теорий. Для бихевиоризма важны мысли и поступки личности, их мотивы. Основная идея - поведение человека - определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций. В теории и практике социальной работы основополагающими являются положения об ответной и оперантной обусловленности поведения индивидов и социального обучения как одного из способов формирования и реализации поведенческих реакций,
Социальная работа, используя бихевиористский подход, может быть довольно эффективной в силу своей четкости в постановке целей и их достижений. Идеи бихевиоризма полезны в социальной работе при решении детских проблем, отношений детей и родителей, применения методов поощрения и наказания. Полезна бихевиоральная модель и в работе с группами. В социальной работе, однако, в большей степени используются идеи психологии бихевиоризма, связанные с социальным обучением (моделированием). Но, этот подход не нашел широкого применения в социальной работе по этическим соображениям, поскольку методы бихевиоризма в большей степени позволяют манипулировать поведением клиентов, чем контролировать его. А это не вписывается в стиль социальной работы, противоречит ее гуманистической составляющей. В связи с идеями бихевиоризма, но в то же время и достаточно независимо, сформировалась когнитивная психология. Особо прочные позиции в теории социальной работы это направление заняло в 80-е годы. В то время теория и практика социальной работы, стесненная рамками психодинамического подхода и не нашедшая основного ключа в бихевиористских концепциях, открыла широкие возможности для применения психологических когнитивных моделей [14, с.17]. При этом стала все более очевидной их близость к социальной психологии и социологии, комплексным подходам. Представители когнитивного направления считают важным то, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и как действует в рамках определенной социальной реальности. Эти положения являются основой рационально-эмоциональных построений (А. Эллис), когнитивной терапии (А. Бек), психологического взаимодействия (Д. Крамбольц, Глассер). Общее, что объединяет различные когнитивно-бихевиористские подходы, - опора в большей степени на мысли и поступки индивидов [14, с.45].
Эффективное использование когнитивной психологии в социальной работе характерно для X. Гольдштейна. В его работах прослеживается мысль о том, что неадекватность, ошибки восприятия ведут к формированию неверного взгляда на жизнь, нередко выражающегося в различных конструкциях. Отсюда, по мнению Гольдштейна, поведение включает 3 части: моральный код или социальную философию, теорию личности и методы воздействия [21, с.89]. Своеобразие теории Гольдштейна состоит в том, что он пытается объединить психологический и социальный аспекты в единое целое. Выделяя в личности три главные переменные: самопонимание (существование), восприятие себя (знание) и интенциональность, работы являются гуманными и, во-вторых, эти подходы дают возможности для понимания человека как целостной личности, находящейся во взаимодействии со своим окружением. Рассмотрим каждый из названных подходов в отдельности. Голдштейн считает обязательным для личностного комфорта гармоничные отношения между всеми частями личностного "Я". Рассогласование между ними ведет к различного рода конфликтам. Тут и возникает широкое поле деятельности для психологов, психотерапевтов, социальных работников. Основная цель их - помочь индивидууму адаптироваться к социальной ситуации. В социальной работе это становится возможным путем использования разных видов социального обучения (стратегического, тактического, адаптивного, дискриминационного, проблеморазрешающего и др.) [21, с.98]. В целом, когнитивную психологию можно рассматривать как теоретико-методологическую основу для многих теорий социальной работы, в том числе и комплексно-ориентированных. ) Еще одно довольно распространенное направление в психологии - это гуманистическое. Рассмотрим возможности его использования в социальной работе. К гуманистическому направлению относят концепции Карла Роджерса, Абрахама Маслоу (гуманистический подход), Виктора Франкла (экзистенциональный подход), Ф. Перлза (гештальт-традиции). Решающую роль в жизни и развитии человека с точки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе - "Я" - концепция, центральным звеном которой является понятие "самоценности". Через всю психологическую теорию личности у К. Роджерса красной нитью проходит идея - каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализацией своих внутренних потенций. Эти идеи он воплотил в модели "личностного роста", основанной на стремлении человека к повышению самоценности и конгруэнтности, что может эффективно использоваться в социальной работе.
К. Роджерсу удалось выделить три условия, которые благоприятны для личностного роста и могут быть созданы самой личностью или с помощью специалиста: подлинность (конгруэнтность - искренность), безусловное принятие другого человека и способность к эмпатическому пониманию другого, сопереживание. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может пытаться каждый человек. У К. Роджерса много последователей и сторонников. Его идеи широко используются психологами и в теоретических, и в практических построениях. Близки ему "по духу" и идеи А. Маслоу. А. Маслоу разработал концепцию иерархии потребностей: первый (низший) уровень соответствует естественным, биологическим потребностям человека, над ним последовательно надстраиваются потребности в безопасности, опеке, знании, самоуважении. Вершина иерархии - потребность в самоактуализации, становлении, росте личности. Этому способствует принятие человеком определенных ценностей: творчества, альтруизма, любви и др. Определяя самоактуализирующуюся личность, А. Маслоу постоянно подчеркивает мысль о том, что характерно для нее не отсутствие проблем, а умение находить пути и способы их решения. [9, с.10] Экзистенциональная психология дает возможность в социальной работе с клиентами научить их планировать и развивать отношения с другими людьми, которые бы обеспечивали ему определенное существование. С этих позиций важное значение придается выбору действий и коммуникаций как внутри отдельных систем, так и межсистемных связей. Примером могут служить теоретические построения и практика В. Франкла. Важнейшим стремлением личности В. Франкл считает обретение смысла своего существования. Если личность не может реализовать это стремление, то она испытывает фрустрацию (или экзистенциальный вакуум). Каждый человек независимо от пола, возраста, социального статуса, профессии, религиозных убеждений и т.д. несет ответственность за реализацию своего уникального смысла жизни, которому нельзя научить, но который всегда можно осознать. [23, с.125] К современным психологическим теориям гуманистического направления следует отнести и гештальт-психологию. Основные тенденции возникновения и развития гештальт-психологии как научного направления связаны с изучением процесса восприятия. Однако идеи гештальт-психологии - целостности, константности, структурности, осмысленности психики были распространены и на психологию личности, социальную психологию. В этой связи особый интерес представляют идеи, развиваемые в исследованиях К. Левина и его последователей. Все гуманистические подходы дают много ценного для социальной работы. Основная задача психолого-ориентированной социальной работы - войти во внутренний мир личности и помочь ей избрать оптимальное направление развития, опирающееся на адекватное понимание собственного "Я" и окружающего мира. В последние годы возникает методологическая, теоретическая и технологическая необходимость сочетания различных психологических подходов. Это особенно важно для социальной работы. Такое соединение возможно двумя путями: эклектическим и конструктивным. В первом случае выбираются наиболее понравившиеся специалисту положения того или иного подхода и механически объединяются между собой. Такой путь возможен, что нередко и происходит. Второй путь более трудоемок. Использование различных подходов в нем связано с формированием иных принципиальных положений, отсутствующих в каждом из них в отдельности. В психологии такое направление получило название психосинтеза, которое возникло совсем недавно. Современный психосинтез требует сочетания различных методологических, теоретических и технологических воззрений в целом и нового метода для каждого клиента в отдельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|