Научная парадигма социального обеспечения и социальной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Идеология нового времени переосмысливает концепции взаимодействия между людьми в обществе, вырабатывает новое видение проблемы помощи и благотворительности. Процесс помощи как культурно-историческое явление и определенное знание отдельно не выделяется, развиваясь по отдельным отраслям: в педагогике, дефектологии, социальном обеспечении. Условно можно выделить два периода в оформлении идей социальной поддержки. Первый - с 1919 по 1941 г., когда происходит сужение кластеров познания социальной помощи дореволюционного периода и оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе. Второй - с 50-х и до конца 80-х гг., когда особо интенсивно и последовательно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально-правовой реабилитации инвалидов. Основные теоретические вопросы первого периода связаны с проблемами организации социального обеспечения и социального страхования в обществе, уточнением дефиниций данных областей познания, отношением их к предшествующему научному наследию. Одними из первых работ в области теории социального обеспечения и социального страхования стали работы Н. Милютина, А. Забелина, Н. Вигдорчика, В. Яроцкого, З. Теттенборна и др. С работ этих общественных деятелей и ученых начинается становление марксистско-ленинского подхода к социальному обеспечению и социальному страхованию. Следуя традициям научной школы XIX-начала XX столетия (20-30-е гг.), в теоретических и практических подходах социального обеспечения уделяется большое внимание различным проблемам социальной патологии, таким, как профессиональное нищенство, беспризорность, проституция. Эти проблемы обсуждаются в специальных работах и на страницах журнала «Социальное обеспечение». Интересно, что проблемы алкоголизма не рассматриваются в научных исследованиях этих лет, хотя они и существуют. Можно отметить, что первые крупные монографии, посвященные этому вопросу, появляются только в 80-х гг.
Ведущей научной тематикой становятся проблемы так называемого инвалидизма (термин взят из зарубежной теории социальной работы) и медицинско-трудовой экспертизы, которые на протяжении десятилетий разрабатываются в русле парадигмы социального обеспечения. Большой вклад в развитие данного направления вносит Центральный Научно-исследовательский институт организации труда инвалидов (организован в 1930 г.). Можно отметить, что вопросами инвалидов занималось достаточно большое количество отечественных ученых, внесших существенный вклад в разработку проблемы. К ним можно отнести работы А. Авербаха, В. Бурейко, А. Борзунова, А. Третьякова (вопросы разработки классификации инвалидности). В 50-60-е гг. выходят фундаментальные руководства и монографии, такие, как «Практическое пособие для врачей ВТЭК и ВКП» (1955), «О теоретических основах врачебно-трудовой экспертизы» (1963), «Врачебно-трудовая экспертиза и трудоустройство инвалидов» (1967), «Справочник эксперта-хирурга» (1967). В 70-80-е гг. разрабатываются принципы врачебно-трудовой экспертизы при заболеваниях, требующих хирургического вмешательства, и травмах опорно-двигательного аппарата, проводятся исследования И. Фаермана, А. Нарычева, Д. Грицкевича. В 70-х гг. ставится вопрос о научном статусе врачебно-трудовой экспертизы как самостоятельной научной парадигмы90. В тот же период выходят сборники, посвященные теории и практике социального обеспечения, такие, как «Вопросы теории и практики социального обеспечения» (1978), «Проблемы развития социального обеспечения на современном этапе» (1980), «Проблемы теории и практики социального обеспечения в СССР» (1980). В этих работах проблематика сфокусирована вокруг основных проблем - пенсионного обеспечения, трудоустройства инвалидов, обучения и переобучения инвалидов, протезирования, обеспечения нетрудоспособных, социальной помощи слепым и глухим. По сути, эти направления являлись кластерами научного познания [6, с.52].
Следующий этап развития научной парадигмы социальной помощи в России начинает свой отсчет с начала 90-х гг. Одним из главных факторов образования этой в определенном смысле новой для России отрасли знания послужили принятые в 1991 г. постановления Госкомтруда СССР о введении новой профессиональной квалификации - социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения по различным формам обучения. В сложившихся условиях научная мысль была тесно связана с вопросами организации передовой инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, проблемами подготовки специалистов различного профиля, определением научного статуса дисциплины, С 1992 г. начинаются системные исследования по теории и истории социальной работы, социального администрирования, по подготовке специалистов, методов помощи различным клиентам, осуществляется перевод книг по теории и практике зарубежной социальной работы. Теоретические исследования начинаются с определения научной области познания социальной работы, исходя из понимания ее целей и задач. Первоначально наблюдается достаточно большой разброс мнений по данному вопросу, причем не только в определении сущности социальной работы, но и в формировании ее концептуальной схемы, объектно-предметных связей. Все эти подходы можно условно разделить на три группы: «индивидуальный», «личностный» подход к теоретической схеме социальной работы, средовой, «социетальный» подход, где в качестве базовой схемы рассматривается вся совокупность общественных связей и отношений, и социально-деятельностный подход, когда социальная работа рассматривается в традиционной для отечественного познания в субъектно-объектной схеме91. Для исследований этого времени характерно определенное влияние американской теоретической школы, когда применение нового понятия «социальная работа» требовало уточнения. С одной стороны, уточнялись понятия «социальность», «социальное», и это порождало один спектр проблем и подходов, и, с другой - «работа» - деятельностно-личностный аспект, который вызывал к жизни иную теоретическую схему построения. Однако постепенно складывается представление о многоуровневости этого понятия, и как в «теории общественного призрения» на рубеже XIX-XX вв., так и в современной теории социальной работы, вызревает представление об иерархических уровнях ее концептуальной схемы, «узкого» и «широкого» понимания ее дефиниции. Первые отечественные пособия по теории социальной работы отражают данные тенденции.
В учебном пособии «Теория и методика социальной работы» в подходах к теории социальной работы определены оба ее уровня. В широком плане теория социальной работы понимается как система взглядов и представлений, «возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению»; в узком - как «форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях». Отмечается, что в теории социальной работы существует ее общая научная картина, складывающаяся на основе синтеза знаний из других научных дисциплин93. Синтезируя знания применительно к проблемам защиты человека, она вырабатывает собственные принципы и закономерности. Среди них важнейшими являются принципы: детерминизма, гносеологического подхода, личностного подхода, сознания и деятельности. Несколько иной взгляд на концептуальное построение теории социальной работы нашел отражение в пособии с тем же названием под редакцией С.И. Григорьева. Один из авторов этого пособия Л. Гуслякова считает, что как область научного познания социальная работа «изучает механизмы реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида и группы, а также характер сопряженности жизненных сил индивида, группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях»96. Таким образом, в центре внимания научного познания оказываются механизмы реализации жизненных сил.
В зависимости от «отраслевого» и «широкого» подход а к теории социальной работы, по мнению исследователей, возможны различные кластеры познания данной научной дисциплины. В социальной работе, взятой в качестве отраслевой научной дисциплины, превалируют практические разделы, связанные с методиками и организацией научного познания. В широком подходе приоритет отдается методологическим, философским и междисциплинарным направлениям. Вопросы теоретического осмысления социальной работы предпринимаются по многим направлениям. Определяется научный статус социальной работы с позиций структурного подхода, предпринимаются попытки корпоративных исследований теории социальной работы, намечаются тенденции к систематизации понятийного аппарата социальной работы. Параллельно с указанным направлением теоретической мысли развиваются такие области, как подготовка кадров, социальное администрирование, медико-социальная работа, психосоциальная работа. Таким образом, в настоящее время происходит расширение понятийных границ теоретической социальной работы, и основные направления только очерчивают понятийный абрис познания, не исчерпывая всего многообразия теоретической мысли. Заключение
Парадигма - это теория и модель, концептуальная схема постановки проблемы принятая в качестве образца при решении исследовательских/практических задач. Знание социологической теории, парадигмальных социологических концепций позволяет совершенствовать социальную работу и на ее микроуровне, в малой социальной группе и в непосредственных взаимодействиях с клиентом. Парадигма теоретического знания в области социальной работы определяется как система категорий, описывающих явления и процессы, закономерности осуществления социальной работы под некоторым углом зрения, определяемым крупным открытием, исходным теоретическим основанием. Вопрос методологии социальной работы чрезвычайно важен, т.к. он является основным вопросом организации науки и профессиональной деятельности. Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усиливается гуманистическая направленность социальной деятельности в целом, которая ориентируется не только на защиту отдельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное признание социальной работы как профессии. Социальная работа многогранна и уникальна. Она связана с человеком в целом - в его биологическом, социальном и духовном параметрах. Обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.
Таким образом, можно зафиксировать тот факт, что социальная работа как наука и практика находится на стадии развития. Список литературы
1. Американская социологическая мысль/Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс и др. М.: Изд-во МГУ, 2010. 2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Руткевич; Моск. филос. фонд. - М.: Медиум, 2010. - 323 с. . Волков Ю.Г. Социология: Учебник.- Изд. 2-е, испр. и доп. / Ю.Г.Волков- М.: Гардарики, 2011. - 512 с. . Гуслякова Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы. / Л.Г.Гуслякова // Социальная работа в системе наук. - Барнаул, 2009. . Зайнышев И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы / И.Г. Зайнышев // Социальная работа, №6, 2010. - С.57-60. . Иванов Д.В. Парадигмы в социологии: Учебное пособие. / Д.В.Иванов. - Омск: ОмГУ, 2009. - 72 с . Келле В.Ж., Ковальзон М.Л. Важнейшие аспекты методологии социально-философского исследования / В.Ж. Келле, М.Л.Ковальзон // Вопросы философии. 2009. № 7 . Кун Т. Структура научных революций. / Т. Кун. - М.: Прогресс, 2009. . Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе: Учеб. пособие. / Н.И. Лапин. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2011. - 381 с. . Ларионов И.К. Социальная теория: Общие основы и особенности России/ И.К.Ларионов. - М., 2010. - 456 с. . Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе; Пер. с англ. А.А. Юдина. - М.: ООО «Издательство ACT», 2012. - 526 с. . Мертон Роберт Социальная теория и социальная структура. / Р.Мертон. - М.: АСТ, Хранитель, 2011. - 880 с. . Никитин В.А. Состояние и проблемы развития теории социальной работы в России /В.А. Никитин // Знания. Понимания. Умения. - 2011. - № 4. - С. 19-23. . Обучение практике социальной работы: Международный опыт и перспективы / Под общ. ред. М. Доэла и С. Шардлоу. - М.: Юнити, 2010. С. 10-11. . Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. / Е.В.Осипова. - М.: Наука, 2009. . Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие/ П.Д. Павленок. - 3-е изд. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2012. - 345 с. . Парсонс Т. О структуре социального действия. / Т.Парсонс. - М.: Академический Проект, 2010. - 88 с. . Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. / О.М.Рой. - СПб.: Питер, 2011. - 364 с. . Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 334 с. . Старшинова А.В. Философские основания идеологии социальной работы / А.В. Старшинова // Известия. - 2011. - № 42. - С. 72-92. . Теория социальной работы./ под общей редакцией Кузиной И.Г. - Владивосток, Изд-во ДВГТУ, 2011. . Топчий Л.В. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы: Проблемы теории и практики / Л.В. Топчий // Российский журнал социальной работы. М., 2009, № 1 . Фирсов М.В. Введение в теоретическую социальную работу (историко-понятийный аспект). / М.В. Фирсов. - Воронеж, Дело. 2009. . Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М.: Ин-т социологии, 2009. . Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: Очерки по феноменологической социологии. Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой. / Под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2011. - 336 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|