Первичное дыхательное движение
Стр 1 из 52Следующая ⇒ Мудрость тела. Краниосакральный подход к здоровью «Это удивительная работа, очень мудрая и глубоко вдохновенная. Майкл оправдал мои надежды. Когда вы закончите чтение этой книги, то либо захотите стать специалистом по краниосакральной терапии, либо займетесь поиском этого специалиста. Если вы готовы, прочтите эту книгу». Габриэлла Рот, автор книг «Sweat Your Prayers: Movement as Spiritual Practice» и «Maps to Ecstasy»; основатель Центра движения, Нью-Йорк
Лэрри Доссей М.Д., автор книг «Reinventing Medicine», «Healing Words», и «Space, Time and Medicine»
Доктор Джозеф Гудман, D.O., N.D., профессор кафедры Международной краниальной ассоциации (Краниальная Остеопатическая ассоциация) Британского совета по акупунктуре и декан Колледжа остеопатов, Лондон
Джозеф Голдштейн, автор книг «Insight Meditation: The Practice of Freedom» и «One Dharma» «Мне бы хотелось, чтобы многие студенты, изучающие медицину, имели возможность прочитать книгу Майкла Керна. Прочтя её, они поймут, что должны развить чувствительность своих пальцев и осознают, что их руки обладают исцеляющей силой». Доктор Мишель Одан, акушер, основатель Центра исследования первичного здоровья, автор книг «Primal Health», «Entering the World», «The Farmer and the Obstetrician» и «The identification of Love»
Роберт Левер, В.А., Д.О. Meт, GOsC, старший лектор, Европейская школа остеопатии (Мейдстон, Англия)
Авадан Ларсон L.Ас, CSTD, сертифицированный инструктор по краниосакральной терапии, Институт Апледжера
Почётный доктор Трогава Райнпоч, руководитель Тибетского медицинского института, Дарджилинг, Индия ««Мудрость тела» — это попытка всестороннего, биодинамического понимания жизни, которая осмелилась соединить абстрактные и космологические концепции, с одной стороны, со специфическими и практическими анатомическими и физиологическими принципами, с другой. Истории, рассказанные Майклом Керном о своих пациентах, одновременно поучительны и интересны. Очень важен раздел, посвящённый концепции и лечению травм, и применению краниосакрального подхода влечении при беременности и родах. Эта книга предназначена как для операторов высокого уровня, так и для непрофессионалов, желаюших узнать об этой области». Питер А. Левин, доктор философии, автор книги «Waking the Tiger: Healing Trauma»
Эндрю Вейл, автор книг «Natural Health», «Natural Healing», «Spontaneous Healing», и «The Marriage of the Sun and Moon» Предостережение
Следующая информация дана исключительно в ознакомительных целях. Необходимо всегда консультироваться со своим лечащим врачом, прежде чем делать что-либо, описанное в данной книге. За любое применение материала, изложенного на следующих страницах, по своему усмотрению ответственность несёт только сам читатель. Предисловие
Здоровье универсально. Оно является выражением универсального творческого потенциала. Мы живём в постоянно создающейся Вселенной. Каждый момент — это момент создания. Наш человеческий организм — выражение этого постоянного, регулярного создания. Создание раскрывает свои намерения через Дыхание Жизни (термин, используемый доктором Уильямом Гарнером Сатерлендом для обозначения намерений и действий универсального Творческого Разума). Этот таинственный Разум, который мы могли бы назвать Богом или Божеством, проявляет свой творческий принцип от момента зачатия до того дня, когда мы умрём. Это выражается внутри эмбриона как клеточное движение и развитие.
Доктор Сатерленд утверждал, что Дыхание Жизни порождает биодинамическую потенцию внутри жидкостей тела. Это — руководящая сила, которая управляет формой и функцией человеческого ума и тела. Именно эта биодинамическая потенция поддерживает изначальную цель жизни человека, его врождённый «проект»» здоровья, который имеет активную физиологическую функцию. Потенция Дыхания Жизни поддерживает здоровье каждой клетки и ткани и позволяет им функционировать определённым способам. Именно в рамках этого процесса поддерживается организация и сосредоточиваются и компенсируются события жизни. Таким образом, существование организма человека является живым биодинамическим процессом, в котором Дыхание Жизни постоянно проявляет свои творческие намерения. В данной книге доктор остеопатии Майкл Керн вводит понятие краниосакралъного подхода, который намечает биодинамическую перспективу в пределах клинического контекста. Это не простая задача, поэтому данная вводная статья очень необходима. Такая точка зрения представляет собой смещение парадигмы от понятия первичного дыхательного механизма, который выражает механистический ритмический импульс, к динамической системе приливных движений, которые выражают приказы Дыхания Жизни. В биодинамической перспективе ощущается и понимается главенство Дыхания Жизни, а центром терапевтической работы является действие Дыхания Жизни и сил, порождаемых им. В оригинальной краниальной концепции первичный дыхательный механизм описывается как группа анатомических и физиологических функций и частей, которые выражают первичное тонкое дыхательное движение. Оно состоит из:
Смещение восприятия к главенству Дыхания Жизни как нашего мотивирующего и
Я знаком с Майклом уже много лет и знаю его как хорошего специалиста и опытного преподавателя. У него достаточно опыта, чтобы попытаться изложить понятия, которые нелегко объяснить широкой публике. В следующих главах Майкл очень понятно раскрывает эти понятия на основе своего собственного понимания и клинической практики. Ещё раз повторю, что перед ним стояла непростая задача, поскольку наблюдения, которые мы делаем, всегда фильтруются сквозь наши личные процессы восприятия и современное использование слов и терминологии. Я чувствую, что Майкл проделал замечательную работу. Дочитав её до конца, вы сможете совершить путешествие, чтобы испытать и исследовать эти явления как внутри себя, так и в отношениях с окружающими. Данная книга является важным вкладом в эту область, и я надеюсь, что у неё будет много читателей. Фрэнклин Силлз.
Введение
Мой собственный опыт краниосакральной работы начался более двадцати лет назад, когда после разочарования и увольнения из колледжа я в первый раз обратился за лечением. Я очутился на перекрестке многих дорог, и мне стало очень страшно. Я задавался вопросом, как мне жить дальше? В течение многих месяцев меня одолевала усталость. Я чувствовал постоянное напряжение в голове и каждый день изо всех сил старался встать с кровати. Мой семейный врач сказал мне, что я, вероятно, подхватил вирусное заболевание, но я чувствовал, что он не знает, что со мной происходит. Примерно в то же самое время некоторые мои близкие друзья с энтузиазмом восхваляли одного краниосакрального оператора, работавшего по соседству, и я, будучи в отчаянии, записался к нему на приём, не имея ни малейшего понятия о том, чего ожидать от этого лечения.
Я очень хорошо запомнил, что во время первых же сеансов я ощутил, что меня услышали. Это не было связано с какими-то словесным утешением или сочувствием, хотя я уверен в том, что это также помогло, просто раньше ко мне никогда не прикасались таким образом. Врач положил руки мне на голову, едва прикоснувшись к ней, и молча стал ждать. Я никогда не испытывал такого лёгкого, но всё же проникающего прикосновения и не был в таком тесном, но все же простом контакте с другим человеком. Внутри этого контакта как будто находилось всё мое существо — разум, тело и сердце. Кроме того, это был не просто пассивный или статический процесс, поскольку я мог ощущать мощную перестройку, происходящую во мне. Существовала ясная и динамическая связь между руками оператора и моим телом. Прикосновения его рук были точны и уместны, как будто они обращались к некоторой основной части моего существа. Постепенно я начал замечать, что было что-то ещё, кроме беспокойства и тяжести, заключённых в моём теле. Я почувствовал глубину этого проникновения и начал выздоравливать. Благодаря краниосакральному лечению давление в моей голове повысилось, ко мне вернулась энергия, и постепенно я начал обретать почву под ногами. Я хотел понять, что со мной произошло и как это действовало, поэтому я начал посещать различные лекции и семинары по холистической медицине и очень увлёкся этим! После прохождения стажировки у некоторых замечательных и терпеливых преподавателей, я занялся практикой. Однако, вскоре я снова пришел к выводу, что не знаю, что делать дальше Должен ли я пройти длительное обучение по остеопатии и посвятить себя этой работе? Я решил некоторое время подумать и отправился в путешествие по западному побережью Соединенных Штатов. Однажды вечером, находясь в тяжёлом состоянии нерешительности, я зашел в китайский ресторан недалеко от Сан-Франциско. В конце ужина официант принёс мне чай и печенье. Когда я развернул обёртку печенья, мне в глаза бросились написанные на ней слова: «Вы лучше всего преуспеете в профессии, посвященной служению человечеству!» Не знаю, было ли это пророческим вмешательством или нет, но этого оказалось достаточно, чтобы подтвердить моё желание изучать остеопатию, поэтому я вернулся в Англию, чтобы начать процесс обучения. К моей радости и удивлению, несмотря на большие объёмы академических исследований и механического запоминания, необходимых для сдачи экзаменов, я обрадовался возвращению в колледж. Я был очень заинтригован исцеляющей силой природы и непреклонной мудростью тела. Именно в остеопатической школе начались мои исследования в области краниосакральной работы, и я начал углублять свои поиски. Несколько лет спустя, когда я начал преподавать навыки краниосакральной работы студентам-остеопатам и другим профессионалам в области здравоохранения, я обнаружил, что желание поделиться этой работой с окружающими является большим оправданием для углубления моего собственного понимания. Данная книга является результатом многих лет лечения, изучения, практики и преподавания. Моей целью было представление схемы краниосакрального подхода, который доступен для непрофессионала, желающего немного глубже вникнуть в то, «как это работает». Я надеюсь, что моя книга также будет ценным источником для студентов, изучающих краниосакральную терапию, и других операторов. Я надеюсь познакомить читателя с фундаментальными принципами краниосакральной работы, рассматривая её развитие от начальных понятий её основателя, доктора Уильяма Гарнера Сатерленда, до настоящего дня. В этом процессе я буду рассматривать слои физиологического функционирования, которые в основном затрагивают наше здоровье, для того чтобы определить, как мы можем работать с болезнями на уровне их происхождения. Эта книга задумана не как учебник, а как путеводитель по естественным законам исцеления и способам их применения в краниосакральной работе. Я надеюсь, что из данной книги читатель почерпнёт огромный потенциал этого подхода, способный вернуть нас к нашему источнику здоровья. За последние годы краниосакральная работа стала одним из наиболее быстро развивающихся видов естественного лечения. Всё больше и больше людей стали обращаться за краниосакральным лечением. Пациенты всех возрастов с самыми разнообразными заболеваниями смогли улучшить состояние своего здоровья, однако вопрос о том, как объяснить эти результаты, по-прежнему остаётся предметом споров. Возможно, это вызвано тем, что внешне в процессе лечения ничего не происходит. К сожалению, многие из предположений, которые были сделаны, отражают только частичное представление о том, как функционирует наш организм. Любое представление, которое делит его на составные части, теряет из виду более широкую картину и имеет тенденцию вводить в заблуждение. Данная книга представляет биодинамический подход к краниосакральной работе — т. е. подход, признающий врождённую силу жизни в теле и нашу внутреннюю цельность. Поскольку мы живём в материалистическую и механистическую эпоху, то часто теряем из виду тот факт, что мы представляем собой нечто большее, чем просто набор тканей, костей и жидкостей, и пытаемся искать объяснения только в физических терминах. И всё же в основе краниосакральной концепции лежит признание жизненной силы, высоко оцененной доктором Сатерлендом. Он назвал её Дыханием Жизни являющимся фундаментальным принципом, поддерживающим порядок и равновесие в теле. В дальнейшем биодинамический подход развивался такими операторами, как Роллин Беккер, Джеймс Джилоус и Фрэнклин Силлз. Эта книга также включает в себя взгляды представителей общепринятой аллопатической медицины, физики, духовных традиций, психотерапии и других видов лечения. Они могут расширить наше понимание того, как функционирует наш организм. Мне известно, что существует много жаргонных выражений для объяснения краниосакральной работы, и возможно, некоторые из понятий трудно описать словами, поскольку они в значительной степени основаны на опыте и субъективны. Поэтому я заранее приношу извинения, если останется некая двусмысленность, но надеюсь, что читатель на собственном опыте исследует то, что будет описываться далее. Как говорится в старой пословице, «унция практики стоит тонны теории». Хотя использование некоторых жаргонных выражений неизбежно, я постарался использовать язык основателей этого подхода, чтобы быть последовательным. Во многих культурах считается, что если мы называем что-либо его истинным названием, то можем понять его природу. Кроме того, краниосакральная терапия — это подход, который касается многих уровней нашего опыта и в то же время прочно основан на анатомии тела. Именно отсюда происходит большая часть мощности и эффективности этой работы, поэтому я использовал много анатомических терминов, но постарался свести их к минимуму, чтобы сделать эту книгу как можно более доступной для непрофессионального читателя. Текст второго издания моей книги обновлён, к нему добавлены некоторые главы, а другие главы изменены. Я полагаю, что эти изменения помогут разъяснить биодинамический подход краниосакральной работы, и что данная книга может послужить мостиком между данным способом работы и другими подходами. Я надеюсь, что никого не оскорбит то, что я использую местоимение мужского рода, говори об операторе. Это не связано с дискриминацией по половому признаку или с тем фактом, что женщины редко бывают высококвалифицированными краниосакральными операторами. На самом деле, женщины часто даже в большей степени способны развить пальпаторные и перцепционные навыки, требуемые для краниосакральной работы, но, поскольку в английском языке нет местоимений среднего рода, мне кажется более естественным придерживаться собственного опыта при описании различных случаев. (При описании лечения пациентов я изменил их имена, но сохранил пол.) Всё мое поле деятельности явилось для меня путешествием, полным открытий. Каждый новый пациент, приходящий ко мне на приём, является учителем, когда я слушаю уникальную историю его тела. Если эти врождённые сведения будут правильно оценены, то для работы с ними будут более полезны жизненные навыки, чем теории или техники. Биодинамическая краниосакральная работа в основном проста в применении. Она состоит в том, чтобы прислушиваться к мудрости, находящейся внутри нас, и помогать ей восстанавливать здоровье тела. Благодаря соприкосновению с основными уровнями здоровья, краниосакральный подход является мягким и мощным инструментом для облегчения страданий. Он представляет собой исследование сущности выздоровления и может привести нас к глубоким корням нашего бытия. Майкл Керн, январь 2005
Глава 1.
«Черви не будут есть живое дерево, в котором течёт жизненный сок; Пословица в традиционной китайской медицине
Истоки
Примерно в начале двадцатого столетия один студент по имени Уильям Гарнер Сатерленд, завершающий своё остеопатическое обучение, исследовал несколько разъединённых костей человеческого черепа в лаборатории своего колледжа. Как и других студентов того времени, Сатерленда учили, что кости черепа взрослого человека не движутся, потому что их швы (суставы) срослись. Однако, он понял, что кости черепа, которые он держал в своих руках, могли легко отделяться друг от друга.
Подобно рыбьей чешуе
Исследуя некоторые швы черепа, имеющие скошенную форму, включая швы височных и теменных костей (рис. 1.1), Сатерленд сделал открытие, которое изменило ход его жизни. Он описал, как замечательная мысль поразила его, подобно ослепляющей вспышке света[1]. Сатерленд предположил, что швы костей, которые он держал в своих руках, напоминают рыбью чешую и предназначены для некоторого дыхательного движения. Он не понимал ни откуда пришла эта мысль, ни её истинного значения, но она отозвалась эхом в его разуме[2]. Уильям Сатерленд попытался доказать себе, что, как его и учили, кости черепа не двигаются. Как истинный учёный-экспериментатор, он рассуждал, что если черепные кости действительно движутся и если это движение можно ограничить, то возможно испытать этот эффект. Для этого он спроектировал специальный шлем, сделанный из льняных бандажей и кожаных ремней, которые могли быть сжаты в различных положениях, таким образом препятствуя любому потенциальному краниальному движению.
Движение костей черепа
Проводя эксперимент на собственной голове, он затянул ремни сначала в одном, а затем в другом направлении. Через короткий промежуток времени он начал испытывать головные боли и расстройства пищеварения. Он не ожидал такой реакции и поэтому решил продолжить своё исследование, чтобы узнать ещё больше. Некоторые из его экспериментов со шлемом привели к весьма серьёзным симптомам тяжести в голове, головных болей, недомогания и нарушения ориентации в пространстве. Особенно интересно было то, что когда ремни шлема были сжаты в определённых положениях, это вызывало ощущение значительного облегчения и улучшения в кровообращении черепа[3]. После многих месяцев сдавливания и ограничения своих черепных костей в различных положениях с переменными результатами доктор Сатерленд в конечном счёте прекратил это исследование, убедившись в том, что кости черепа взрослого человека действительно движутся. Кроме того, удивительные реакции, которые он почувствовал в собственном теле, показали ему, что краниальное движение должно иметь некую важную физиологическую функцию. На протяжении следующих пятидесяти лет жизни Сатерленд занимался исследованием значения этого движения.
Историческое восприятие
Хотя большинство западных стран не признавало краниальное движение, его возможность не отрицалась в других культурах. В Азии существуют различные медицинские системы, такие, как акупунктура и Аюрведа, оценивающие тонкие движения, которые происходят во всём теле, вызванные потоком жизненной силы или энергии жизни. Это также традиционно преподавалось в российской физиологии. Интересно отметить, что в Италии в начале 1900-х годов анатомы уже учили тому, что швы черепа взрослого человека полностью не срастаются, но продолжают понемногу двигаться в течение жизни[4]. В Индии на протяжении многих столетий производились манипуляции на черепе, которые также развивались древними египтянами и членами культуры Паракус в Перу (с 2000 г. до н. э по 200 г. н, э.) [5]. Кроме того, в XVIII столетии философ и учёный Эммануэль Сведенборг описал ритмичное движение мозга, утверждая, что он перемещается с регулярными циклами расширения и сокращения [6].
Дыхание ткани
Уже на ранней стадии своих исследований доктор Сатерленд понял, что он исследует непроизвольную систему «дыхания» в тканях, очень важную для сохранения здоровья. На фундаментальном уровне именно эта способность выражать движение отличает живые ткани от мёртвых. Доктор Сатерленд чувствовал, что все клетки тела должны выражать ритмичное «дыхание», чтобы функционировать с оптимальной способностью. Большая часть его исследования была выполнена при помощи сочетания глубокого знания анатомии с точно настроенными осязательными и перцепционными чувствами. Он обнаружил, что эти тонкие дыхательные движения могут пальпироваться чувствительными руками. Он также начал понимать, что это движение обеспечивает богатую клиническую информацию.
Взаимозависимая система
Доктор Сатерленд признавал, что движение черепных костей связано с другими тканями, с которыми они тесно соединены. Мембранная система, которая проходит по внутренним поверхностям черепных костей, является неотъемлемой частью этого феномена. Доктор Сатерленд также обнаружил, что центральная нервная система и омывающая её спинномозговая жидкость имеют ритмичное движение. Крестец через свои дуральные связи с черепом также является частью этой взаимосвязанной системы. Таким образом, в самом центре тела существует важная инфраструктура жидкостей и тканей, которая выражает взаимозависимое тонкое ритмичное движение. Поскольку доктор Сатерленд сильно углубился в происхождение этих ритмов, он понял, что не существует никаких внешних мышечных факторов, которые могли бы отвечать за эти ритмы. Он сделал вывод о том, что это движение произведено врождённой силой жизни тела, которую он называл Дыханием Жизни, взяв это название из «Книги бытия» Библии[7].
Дыхание жизни
«Думайте о себе как об электрической батарее. Доктор Э.Т. Стилл Врождённая жизненная сила тела, или Дыхание Жизни, рассматривалась доктором Сатерлендом как оживляющая сила или искра для ритмов, которые он обнаружил[9]. Говоря об источнике этого явления, другие операторы назвали его дыханием души в теле. Дыхание Жизни, как полагают, несёт лёгкую, но все же мощную потенцию, или силу, которая производит лёгкие ритмы, когда передаётся в тело[10]. Доктор Сатерленд осознал особо существенную роль, которую играет спинномозговая жидкость в выражении и распределении потенции Дыхания Жизни. Когда потенция поднимается спинномозговой жидкостью, то это производит движение, подобное приливу, которое описывается как её продольная флюктуация. Это движение имеет большое значение при переносе Дыхания Жизни по всему телу, и пока оно будет проявляться, будет существовать здоровье.
Проявления здоровья
Доктор Сатерленд верил в то, что потенция Дыхания Жизни несёт основную Мудрость (слово, которое он писал с большой буквы); он также понимал, что эта внутренняя сила может эффективно использоваться оператором для того чтобы восстанавливать здоровье [11]. В этой потенции заключён основной проект здоровья, который действует как основной и мощный руководящий принцип на клеточном уровне. Это объединяет физиологическое функционирование всех систем тела. Подобное понятие существует во многих традиционных медицинских системах, в которых основой лечения также является восстановление уравновешенного распределения жизненной силы тела [12]. Присутствие полных и уравновешенных ритмов, произведённых Дыханием Жизни, характеризует здоровую систему. Пока эти ритмы выражаются естественным образом, основной руководящий принцип тела может гармонично распределяться, поэтому эти ритмичные движения прежде всего являются выражением здоровья. Их существование гарантирует распределение руководящего принципа Дыхания Жизни, а их ограничение может иметь далеко идущие последствия. Это подводит нас к двум основным принципам краниосакральной работы.
Первичное дыхательное движение
Доктор Сатерленд назвал взаимозависимую систему тканей и жидкостей внутри тела первичным дыхательным механизмом (рис. 1.2). Поскольку тонкое ритмичное движение этих тканей не находится под произвольным мышечным контролем, то иногда этот механизм также называют непроизвольным. Сатерленд использовал термин «первичный», потому что это движение лежит в основе всех других. Это — непосредственное проявление потока жизни. Каждая клетка в течение своей жизни выражает первичное дыхание. Очень важно, что происхождение многих различных симптомов и патологий, которые включают в себя и тело, и разум, может быть связано с нарушениями первичного дыхания. Конечно, в теле существуют и другие жизненные ритмы, такие, как сердцебиение и лёгочное дыхание. Хотя они необходимы для поддержания жизни, их считают вторичными движениями, потому что они не являются первопричиной выражения жизни в теле. Без Дыхания Жизни эти ритмы не могут существовать, поэтому иногда лёгочное дыхание воздуха — называют вторичным дыханием [14]. Это открытие было сделано доктором Сатерлендом в самом начале развития его работы в период сухого закона в Соединенных Штатах (20-е годы XX века), он жил в доме на берегу озера Эри. Однажды он увидел на улице какое-то волнение: тонущего человека, который выпил слишком много запрещённого ликера, вытащили из воды. К тому времени, когда доктор Сатерленд подбежал к берегу, человек уже лежал на земле. Обычные признаки жизни — дыхание и сердечный пульс — не определялись, и все попытки реанимировать человека были безуспешными. После короткого размышления доктор Сатерленд с двух сторон обхватил голову этого человека и стал производить раскачивающее движение его височных костей, пытаясь стимулировать первичное дыхание[15]. Это подействовало: в течение нескольких секунд дыхание человека и его сердцебиение возобновились, он пришел в сознание и затем полностью поправился. Этот опыт убедил доктора Сатерленда в огромной мощности работы непосредственно с Дыханием Жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|