Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование организации работы государственного аппарата

 

В настоящее время численность гражданских служащих РБ в органах исполнительной власти составляет 4034 человека, укомплектованность 94,7%. По общей численности гражданских служащих РБ занимает второе место после Республики Татарстан, однако в расчете на 10000 человек постоянного населения у РБ лучший показатель в округе – 99 человек на 10000 населения, тогда как у РТ – 116 гражданских служащих на 10000 населения.

Основная масса гражданских служащих во всех субъектах РФ- женщины, в том числе в РБ женщин - госслужащих - 70,7%. В последнее время наблюдается омоложение кадрового состава государственной службы, так средний возраст госслужащих - 38-40 лет. Лиц пенсионного возраста в общей численности работников, замещавших государственные гражданские должности, в Башкортостане относительно немного - 3,7 %.

На 01 октября 2013 года в Башкортостане лишь 0,3 % госслужащих не имели высшего и среднего профессионального образования. Подавляющее большинство работников (в среднем – 96-97%) имеют высшее профессиональное образование, госслужащих, имеющих более двух высших образований в Республике Башкортостан 7,2%.. При этом получивших послевузовское образование в Башкортостане среди государственных чиновников - 398 человек, имеют ученую степень кандидата наук 220 человек, и 12 человек - доктора наук. Базовое высшее профессиональное образование по специальности "Государственное и муниципальное управление" имеют в Республике Башкортостан всего 4,2%.

Средний стаж государственной службы во всех субъектах федерации довольно высокий: более 5 лет стажа имеют 67,7% госслужащих, менее 1 года стаж у 7%. Растет удельный вес гражданских служащих, повышающих квалификацию в течение года, в настоящее время это около 25% от общего числа гражданских служащих.

Состояние:

Исследование кадрового состава гражданских служащих позволяет выявить определенные негативные и позитивные тенденции его развития.

В ходе исследования выявлены следующие позитивные тенденции развития кадрового состава гражданской службы:

1. Сформирован профессиональный и стабильный корпус государственных служащих как в РБ, так и в России в целом.

2. Анализ численности гражданских служащих РБ показывает тенденцию к сокращению численного состава государственных служащих с 2008 года.

3. Имеющиеся образовательные учреждения в целом обеспечивают необходимый уровень профессиональной подготовки государственных служащих. Все чаще чиновники занимаются самообразованием и научной деятельностью.

4. В целом происходит повышение престижа государственной службы как вида профессиональной деятельности.

5. Идет последовательное усиление борьбы с коррупцией, несоблюдением требований к служебному поведению, предотвращение конфликта интересов на государственной службе.

6. Отработаны основные кадровые процессы: организация конкурса при приеме на гражданскую службу, аттестация квалификационный экзамен, обучение и перемещение персонала государственных органов, ведение кадрового делопроизводства и т.д..

Эффективность работы государственного аппарата определяется различными факторами, например, такими, как организационное, правовое, информационное и технологическое обеспечение деятельности государственных служащих. Однако в настоящее время решающими становятся факторы, определяющие качество человеческого, кадрового потенциала государственных органов. Это качество выявляется через базовые характеристики государственных служащих, которые сводятся к двум основным группам: показатели способности эффективно выполнять свои функции и показатели мотивации к максимальной самоотдаче на государственной службе.

Проблемы:

Сохраняется и ряд проблем, большинство из которых носит тактический характер и может быть минимизировано в рамках существующих возможностей.

Уровень способностей выполнять функции государственного управления определяется количеством служащих, уровнем и качеством их профессиональной подготовки, опытом работы, технологическим обеспечением. В этой области есть некоторые проблемы, однако, по нашему мнению, они не носят принципиального характера и существенно не влияют на качество государственного управления в целом. Проблемы мотивации, наоборот, становятся все более значимым тормозом развития государственного управления как в Республике Башкортостан, так и в Российской Федерации. Мотивация как комплекс побудительных факторов, заставляющих работника определенным образом относиться к выполнению своих функций, является сложным и крайне важным фактором, определяющим качество рабочей силы.

Оценивая направленность мотивации, можно отметить, что в целом государственные служащие мотивированы к добросовестному и ответственному выполнению своих функций, мотивированы к соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих, а также к долгосрочной работе в государственном органе. Существующие здесь проблемы не носят системного характера.

Ключевая проблема повышения эффективности работы государственного аппарата, решить которую невозможно в существующих организационно-правовых условиях – это недостаточная мотивация гражданских служащих к инновациям в своей профессиональной деятельности, клиенториентированному и антикоррупционному поведению в рамках своей служебной деятельности. Отсутствие мотивации в этой области не дает реализовать в достаточной мере накопленный потенциал, сдерживает его развитие. Именно эта направленность мотивации работников обеспечивает решающее долгосрочное преимущество и долгосрочную конкурентоспособность любой современной организации, в том числе и государственных органов.

Пути решения:

Мотивация основывается на системе определенных материально-финансовых и духовных интересов, которые, в свою очередь, вытекают из социальных (организационных) отношений.

Для того, чтобы обеспечить мотивацию государственных служащих к непрерывному совершенствованию своей деятельности и клиенториентированному поведению необходимо целенаправленно менять систему приоритетов и ценностей организационной культуры в государственных ведомствах, скорректировать критерии и методы оценки государственных служащих, таким образом, чтобы они мотивировали сотрудников соответствующим образом.

В частности, необходимо проведение регулярной (один раз в год) и комплексной оценки работника, где ключевым критерием будет внедрение государственными служащими инноваций в рамках своей профессиональной деятельности, проведение тренингов и консультаций по формированию современной организационной культуры, специальная управленческая подготовка руководителей среднего звена и т.д.

Важнейшим условием формирования современной мотивации гражданских служащих, развития и реализации их потенциала является профессиональное управление государственной службой. Последнее сегодня оставляет желать лучшего прежде всего потому, что отсутствует необходимое организационное обеспечение этой крайне важной внутренней функции государственного управления. Парадоксально, но государственной службой, которая управляет обществом, никто не управляет. Современная теория управления и анализ практики организации государственной службы в России и за рубежом убедительно показывают то, что основной непосредственной причиной проблем организации работы государственного аппарата в РФ и РБ является отсутствие специального и ответственного органа государственного управления, специализирующегося как на управлении государственной службой, так и на проведении административной реформы в целом, в том числе в системе гражданской службы. Фактически отсутствует организационное, административное, кадровое и технологическое обеспечение профессионального управления и развития государственных органов.

Уже сегодня необходимо формирование органа управления государственной гражданской и муниципальной службой Республики Башкортостан как подразделения, которое будет отвечать не только за организацию и качество работы госаппарата, но и заниматься проведением административной реформы в этом направлении. Есть и правовое обеспечение данного предложения, так как действующим законодательством предусмотрено формирование органа по управлению государственной службой. Предложения по подготовке и реализации мероприятий по формированию современного государственного аппарата даны в Приложении.

Сегодня мы имеем парадоксальную ситуацию: общество крайне нуждается в эффективной системе государственного управления, многое делается в этой области, и в то же время ни в республике, ни на уровне РФ, нет по существу ни одного органа, профессионально занимающегося административной реформой. А ведь даже в странах с устоявшейся государственной системой в течение десятилетий существуют соответствующие специальные ведомства – комитеты по административной реформе, министерства по делам государственной службы и государственного управления, комиссии по изучению эффективности госслужбы и т.д.

Зарубежный опыт

Так, в США специальными федеральными органами по управлению государственной службой выступают Служба управления персоналом (Office of Personal Management) и Совет по защите системы заслуг (Merit System Protection Board), которым подведомственны кадровые службы министерств и ведомств, генеральные инспекторы и уполномоченные по вопросам служебной этики.

Во Франции есть два основных государственных органа, занимающихся вопросами управления государственной службой: Генеральная дирекция (Высший совет государственной публичной службы) и Генеральный совет. Генеральная дирекция государственного управления и государственной службы, действующая на правах министерства, обладает следующими правами:

1) регулирует численность личного состава государственной службы и денежное содержание служащих;

2) реализует правовые нормы и принципы управления государственной службой;

3) осуществляет межминистерское управление корпусом государственных служащих;

4) согласовывает и координирует назначения на государственные должности, организуя в связи с этим конкурсы;

5) занимается профессиональной подготовкой, переподготовкой и стажировкой государственных служащих.

Генеральный Совет государственной службы — законотворческий и арбитражный орган, который состоит из равного числа представителей от государства и трех профсоюзов государственных служащих (по 32 человека). Совет обсуждает проекты законов о государственной службе, решает вопросы правового регулирования государственной службы, вопросы подготовки и переподготовки кадров, рассматривает апелляции государственных служащих, проводит досудебное расследование споров, связанных с государственной службой и т.д.

В Японии создан специальный орган, Палата по делам персонала при Кабинете министров с офисами на периферии, отделенный от остальных министерств. Это специализированный орган, посторонний по отношению к министерствам,

В Казахстане еще в 1998 году было создано Агентство Республики Казахстан по вопросам государственной службы. Агентство состоит из двух департаментов и государственного учреждения. Функции этих подразделений достаточно легко вывести уже из их названий. Первый департамент – Департамент правового обеспечения государственной службы – включает два управления: Управление по контролю за соблюдением законодательства в сфере государственной службы и Управления совершенствованием госслужбы. Департамент кадрового обеспечения государственной службы тоже состоит из двух управлений: Управление обучения кадров и Управления прохождением госслужбы. Государственное учреждение, входящее в состав Агентства, занимается разработкой тестов и методических материалов по вопросам государственной службы. В каждой области имеется территориальное управление Агентства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...