Сущность социальной политики
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Л. В. Константинова ЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ , социальной политики УДК (04(075) I.I.K 6О..56и71 К 65 Печатается по решению редакционно-издателъского совета ПАГС ВВЕДЕНИЕ
Константинова Л.В. К 65 Теоретические основы социальной политики: Учеб. пособие. — ('ара юн: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2006. - 76 с. ISBN 5-8180-0220-9 Учебное пособие посвящено концептуальным вопросам современной социальной политики. Рассматриваются теоретические основы формиро-вания и реализации социальной политики, место социальной политики в системе общественных отношений, ее государственные и негосударственные субъекты, типологические модели, понятия социальной безопасности и социальной ответственности. В конце каждой главы приводятся ключевые слова, контрольные вопросы и практические задания, а также список рекомендуемой литературы. В представленном глоссарии формулируются основные термины и понятия. Для студентов специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Решоноведение», «Связи с общественностью», «Прикладная информатика (в управлении)», слушателей профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также для всех интересующихся вопросами социальной политики и социального управления. УДК 304(075) ББК 60.56я73 Рецензенты: доктор социологических наук, профессор Ю.И. Тарский; доктор социологических наук, профессор В.В. Маркин Рекомендует к печати кафедра социологии, социальной политики и регионоведения ПАГС > ФГОУ ВПО «Поволжская академия им. П.А. Столыпина», 2006 > Константинова Л.В., 2006
ISHN 5-8180-0220-9 Вопрос о сущности социальной политики - один из наиболее дискуссионных в отечественной общественной науке и социально-управленческой практике, ввиду того что социальная политика считается наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Однако, несмотря на осознание высокой степени значимости социальной политики, ее четкая концептуальная проработка пока отсутствует. Особенности реализации социальной поли гики в современной России выражаются в процессах выбора наиболее эффективной модели. Эти процессы осуществляются интенсивно, болезненно и противоречиво, так как они связаны с переходом от государственной социальной ответственности к социальной ответственности индивидуального и смешанного типа. Институциальные трансформации, предполагающие децентрализацию социальной политики, пока не привели к ощутимым результатам в плане повышения качества жизни населения и стабилизации социальной ситуации в обществе. Они неоднозначно отражаются на уровне реальных социальных практик. Пока не достигнуто соответствия между задаваемыми структурно-организационными преобразованиями в сфере социальной политики и стратегиями социального поведения, ценностными ориентациями граждан. Это связано с тем, что трансформации социальной политики осуществляются при отсутствии ее системного видения, понимания ее комплексного характера, а изменения в социальной деятельности государства не сопровождаются адекватными преобразованиями в сфере социальной самоорганизации рос сийского общества. В результате интеграционный и развивающий потенциал социальной политики не востребуется в полной мерс как важный ресурс осуществляемых реформ. При наличии многочисленных исследований эмпирического характера по отдельным направлениям социальной политики слабо разработана ее теория, способная представить социальную политику как целостную систему с универсальными параметрами и особым предназначением в условиях социальных т ране
формаций. Практические действия в области социальной политики, ре-ализуемые в отсутствие теории, приобретают противоречивый, запаз-дывающий и малоэффективный характер. Особенность предлагаемого учебного пособия состоит в том, что в нем рассматриваются теоретические, концептуальные основы социальной политики как важнейшего феномена современной социально-управленческой пракгики. Их изучение представляется необходимым для последующего освоения организационных и управленческих аспектов социальной политики. Кроме того, анализ сущностных, универсальных параметров социальной политики осуществляется в рамках предметного поля социологической науки, что позволяет выявить принципиально важные, фундаментальные основания социальной политики, ее общественное предназначение и роль в системе регулирования социальных отношений. В учебном пособии подробно рассматриваются основные научные подходы к пониманию социальной политики в их исторической эволюции, выделяются ее наиболее значимые характеристики, дается ее комплексное определение, анализируется взаимосвязь социальной политики и социальной безопасности. Отличительной чертой данного учебного пособия можно назвать то, что социальная политика исследуется как система взаимодействия государственных и общественных институтов, при этом раскрывается содержание феномена социальной ответственности, подробно характеризуются государственные и негосударственные субъекты социальной политики. Особое внимание уделяется анализу социального государства, общественной") сектора, предприятий-работодателей, местного сообщества, семьи и межсемейной кооперации как субъектов социальной политики. Системный характер социальной политики раскрывается через представление ее моделей, выделяемых с учетом наиболее существенных оснований. Материал учебного пособия базируется на разработках классиков социологической мысли, а также на трудах современных отечественных и зарубежных исследователей. Теоретические разделы оснащены методическим сопровождением в виде вопросов и заданий по каждой теме, списка рекомендуемой литературы. Завершается пособие глоссарием, который содержит определения ключевых терминов и понятий.
Данное учебное пособие предназначено для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», а также других специальностей управленческого, экономического, социального и политического профиля, слушателей профессиональной переподготовки, соискателей и аспирантов, а также специалистов-практиков в области социальной политики и социального управления. Глава 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 1.1. Подходы к пониманию социальной политики Вопрос о сущности социальной политики - один из наиболее дискуссионных в общественной науке и социально-управленческой практике, ввиду того что социальная политика принадлежит к наиболее значимым сферам интересов современного общества и признается важнейшей частью деятельности современного государства. Дискуссии о том, что представляет собой социальная политика, продолжаются уже более ста лет. Они связаны с ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы, происходившим на протяжении XIX-XX вв., и с выделением социальной политики в самостоятельное направление общественного регулирования, охватывающее своим влиянием специфическую сферу человеческой жизнедеятельности. Появление самого понятия «социальная политика» связано с формированием в Европе во второй половине XIX в. теории и практики социального государства. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией и получившие системный и качественно определенный характер, были объединены под термином «социальная политика». С этого времени вопросы определения сущности социальной политики находятся в центре обсуждения ученых, политиков и общественных деятелей разных стран. В качестве сферы деятельности государственных и общественных институтов социальная политика появляется во второй половине XIX в. в связи с институциализацией экономической и социологической теорий как самостоятельных областей научного знания. Вслед за признанием объективной природы общественных явлений и возможностей их научного изучения встал вопрос о правомерности использования иолу ченного научного знания на практике для управления общественными процессами, то есть вопрос о прикладной направленности данных наук. К примеру, П. Сорокин полагал, что социальная политика должна 6i,n i.
четвертым разделом социологии наряду с учением об обществе, соци-плыюй механикой и социальной генетикой. Этот раздел по своему характеру и целям следует считать чисто практическим и прикладным. Его задача - формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни и человека. Исходя из этого, ученый иначе называл социальную полигику социальной медициной или учением о счастье, поскольку она может и должна использовать данные теоретической социологии для практического применения в сфере общественной жизни в целях ее улучшения, увеличения культурных ценностей и ускорения общечеловеческого прогресса1. В 1912 г. С. Булгаков в работе «Философия хозяйства» указывал на необходимость официального возведения социальной политики в ранг пауки. По его мнению, социальная политика представляет собой социальную науку в момент ее практического действия или социальную технику'. Как и любая научная сфера, социальная политика имеет свою особую область и свой собственный объект: «совокупное социальное ii-iio», который постоянно расширяется, так как «в государственной, соцшнп.по-жономической, общекультурной области растущее обобще-iviiuieiinc жниш и осознание этой обобществленное™ непрерывнорас-шпрмил н упрочинакп компетенцию социальной политики»1. II начале XX и II. Иомбарт в работе «Идеалы социальной политики» стиинт иопрос о сущности социальной политики в рамках госу-цмретенной деятельности, И широком смысле он отождествляет со-шшиьную попишку и пну i рентою полигику государства; в узком смыс-щ' и pi и и ми нос in и им ei социальную поли гику индивидуальной поли-пни- п нредшн an понимать под пей «тс мероприятия экономической i юл in и кн, ко трыс имеют целью сох ранение, содействие развитию или уничтожению определенной 'жопомической системы или ее составных частей»'1, ю есть мероприятия, влияющие на характер «социаль-iiiiiо строя»'. Существенный вклад и разработку концептуальных основ социальной поли i ики на стадии ее первоначального формирования внесла группа
1 См.: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 29-30. 2 См.: Булгаков СИ. Философия хозяйства. М., 1990. С. 207. * Замбарт В Идеалы социальной политики. СПб.. 1905. С. 13. 'Там же. С. 15. немецких исследователей — экономистов, государствоведов и социологов, объединившихся в последней четверти XIX в. в «Кружок по изучению социальной политики» (Vereinfur Sozialpolitik). Несмотря на то что в рамках данного объединения универсальной трактовки социальной политики выработано не было, труды участников кружка способствовали привлечению внимания общественности разных стран к проблематике государственного участия в регулировании социальных процессов и решении наиболее острых социальных проблем реформаторскими средствами. В то же время в ходе полемики были выработаны основные подходы к пониманию социальной политики, которые не теряют своей актуальности, сторонников и apj-ументации и в современных условиях. Как это ни парадоксально, сегодня в нашем обществе и ходе идущих дискуссий воспроизводятся аналогичные точки зрения и подходы к пониманию сущности социальной политики. Эти подходы тесно переплетаются с теорией и практикой нынешнего этапа реализации социально-экономических реформ. Среди них можно выделить следующие интерпретации социальной политики: социальная политика как общественная политика и совокупность взаимоотношений между социальными группами общества; социальная политика как деятельность по улучшению положения трудящихся и как область регулирования социально-трудовой сферы; социальная политика как система государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения; социальная политика как сфера регулирования доходов и преодоления бедности; социальная политика как средство регулирования благосостояния населения; социальная политика как детерминанта определенной экономической системы и «социального строя». Поливариативность содержательной интерпретации социальной политики, существовавшая в истории науки и воспроизводящаяся сегодня, свидетельствует о сложности и многоаспектное™ данного феномена. В силу междисциплинарного характера реальной социальной политики попытки ее теоретического обоснования осуществляются в методологиях различных общественных наук, что также осложняет процесс ее концептуальной унификации и формирует разновекторное пространство экспликаций. К примеру, в парадигме экономических наук социальная поли тика определяется как перераспределение финансовых ресурсов общее та между различными группами населения и отраслями народного хо-зяйства посредством использования механизмов налоговой и бюджетной систем. В аспекте финансирования социальная политика в первую очередь анализируется с точки зрения возможностей консолидированного бюджета по обеспечению социальных мероприятий и экономической эффективности социальных затрат. Экономика труда в качестве ядра социальной политики рассматривает социально-трудовую сферу, где в процессе взаимодействия между работниками и работодателями достаточно тесно переплетаются трудовые и социальные отношения. С точки зрения политических наук социальная политика выступает как один из видов политической деятельности государства и других элементов политической системы общества (партий, движений, объединений и иных ассоциированных групп), связанной либо с отстаиванием и реализацией интересов определенных социальных групп, либо с обеспечением компромисса между различными группами интересов. Методология правовых наук в контексте выявления сущности социальной политики акцентирует внимание на вопросах обеспечения всеобщих равных прав человека, реальных гражданских прав и свобод, политического равенства, социальной справедливости. В соответствии с этим социальная политика рассматривается как реализация совокупности правовых норм и институтов, посредством которых государство способно обеспечить всем своим членам некий стандарт благосостояния, стабильность и безопасность существования, а также свободу выбора и поведения. В парадигме управленческих наук, в частности в теории админист-1>>м миной) уиршиюнин, социальная поли гика предстает как функциональ-ihiii I'orimiiiHioMiiDi сипгмы госудпрстпениого управления и местного' |'нмнуп|ш111|1чши, HMt'iuiiiiiH oiipivu'iu'iiHor и u'O'uii тесине, оргапичаци-hiiiihiv HM'i|inimi ItfNIHMIHl ii'Ipi ком hi|iii|imiii line, pm мргисиисмми и плане пи шмммчми mi #..is ри).ш'нншн v|MHiiiHMM i hi U'Mi.i уирмилепин и пред-liiHiiiiHintii hi нпн (пимими |uiHii№iih iHimiiOiiii уириипеп'кчишх) hoi 4*ПМВ1М Hit MIIIHiWIItlH |Н-Й И Mill II 1|!)1И|НП||1|| Н'ПрНН I IHMM IMIOli pillllllLI l |1 АЯ 1ШЛИ- tt-i n* нНншН tfttHIVNt i и i lit H'Mii координат, которые и мтфяи'Ичшш it. н|нм|нн i ними n.iioii деятельности социаль-МШШкМЙ и ишернннримни» пштлнемне используемых в ней со-мннчнш» immihhihH В формате социологической науки интерпретация социальной политики осуществляется с точки зрения взаимоотношения социальных групп, регуляторов социального поведения и социальных процессов. К примеру, Ф. Бородкин трактует социальную политику как деятельность определенных общественных групп по установлению, воспроизводству и изменению системы социальных неравенств в обществе для максимально возможного удовлетворения потребностей и в интересах этих групп6. По мнению П. Кулакова, «посредством социальной политики регулируется социальная структура общества и социальные отношения»7. О. Шкаратан полагает, что «социальная политика в любом обществе — это деятельность по установлению и поддержанию неравного положения социальных групп»8. С точки зрения В. Ярской, «реально социальная политика - это наука не только о макро- и микроэкономических процессах, но и об отношениях человека с социальным окружением, о стратегиях ресурсного восполнения ограниченных возможностей»9. По определению И. Григорьевой, «социальная политика - это деятельность государства и / или общества (общественных институтов) по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющая согласовать интересы этих групп с интересами человека и долговременными целями общества»10. Таким образом, дискурсивное пространство социальной политики весьма насыщенно и разнородно. Современные отечественные подходы к пониманию социальной политики отражают ее наиболее проблемные зоны, свидетельствуют о ее междисциплинарном характере и во многом воспроизводят точки зрения, существовавшие в дискуссионном режиме более века назад за рубежом, что свидетельствует об определенном параллелизме эпох, этапов общественного развития и эволюции социальной мысли. 'См.: Нородкип Ф.М. Социальная полигика: власть и перестройка // Постижение. Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. М., 1989. С. 246. 'Кулаков П.А. Социальная политика в России (социологический анализ). Новосибирск, 1998. С. 11. 8 Шкаратан О.И. Декларируемая и реальная социальная политика // Мир России. 2001. №2. С. 6. 4Ярская В.И. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа//Журнал исследований социальной политики. 2003. № 1. С. 19. 10 Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998. С. 20-21. 1.2. Социальная политика В системе общественных отношений I [оскольку социальная политика, как объект исследования, находится в поле зрения различных научных дисциплин, то ее смысловое наполнение каждый раз оказывается в зависимости от конкретной предметной области и исследовательской позиции, а в реальной практике — еще и от конкретных экономических и политических интересов. Однако в настоящий момент и в теоретической, и в практической сфере очень остро ощущается потребность в выявлении существенных и универсальных параметров социальной политики, ее функционального предназначения и места в системе общественных отношений. По этой причине социологическая интерпретация социальной политики оказывается способной претендовать на комплексный и системный анализ ее природы. Это связано с тем, что непосредственной сферой реализации социальной политики является сфера социального. Доминантные цели и результаты социальной политики фокусируются именно в этой сфере, преобразуя и видоизменяя существенные параметры ее функционирования. При лом экономические, правовые, политические, управленческие составляющие социальной политики выступают в качестве средств и механизмов преобразования социального и не покрывают социальную политику в целом. Особенность социологического подхода к рассмотрению социальной политики заключается в том, что ее анализ осуществляется сквозь призму социальных отношений. Это позволяет рассматривать социальную политику и как особый элемент общественной системы, и как самостоятельную специфическую систему взаимодействия государственных и общественных структур, и как динамически воспроизводящееся системное образование, качественные характеристики и трансформационные траектории которого определяются целенаправленной деятельностью множества взаимосвязанных субъектов и независимых акторов. Сущность социальной политики состоит в том, что она непосредственно связана с воздействием на социальные отношения, которые в каждом конкретном обществе имеют особый характер. Традиционно специфику социальных отношений выявляют через их сопоставление с другими видами общественных отношений, складывающимися в социуме. Принято считать, что общественные отношения в целом делятся на экономические, социальные, политические и духовные. Все они, явля- ясь универсальными, в то же время охватывают свою специфическую часть общественного пространства и характеризуются специфическими проявлениями и функциями. Экономические отношения складываются между людьми и группами людей по поводу производства, распределения и потребления материальных благ, политические — по поводу власти, степени участия в управлении государством, духовные - по поводу удовлетворения духовных потребностей и доступности духовных ценностей. Социальные отношения занимают в этой цепи особое место, так как складываются на базе и экономических, и политических, и духовных отношений и, пронизывая их, охватывают все сферы общественного бытия социальных групп. Социальные отношения развиваются на основе взаимодействия личностных, межличностных и групповых отношений с учетом социального статуса каждого человека, степени общности и отличия граждан по роду занятий, политическим симпатиям, этнической принадлежности, имущественному положению и иным сущностным факторам. Основным звеном социальных отношений является мера социальной справедливости, представляющая собой производную от равенства возможностей для реализации своего потенциала всеми членами общества". Под социальными отношениямипонимаются отношения, складывающиеся между индивидами и социальными группами, занимающими различные статусные позиции в системе социальной иерархии и имеющими различный доступ к общественным благам и ресурсам. Специфика социальных отношений заключается в том, что они складываются по поводу распределения и перераспределения общественных ресурсов и, следовательно, по поводу сохранения либо изменения социальных позиций субъектов социальных отношений. В связи с тем что механизмы, ведущие к социальной дифференциации и к социальному неравенству, воспроизводятся в социуме естественным образом и могут способствовать не только стабилизации социальной структуры, но и социальной дезинтеграции, дестабилизации, социальному противостоянию и антагонизации, необходимы специальные механизмы и институциализированные формы, способствующие противодействию этим процессам. Определенный тип взаимодействий общественных субъектов институциализированного и неинституциали-зированного характера, сформировавшийся на протяжении XIX-XX сто- " См.: Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. М., 1995. С. 115-116. I I летий, обозначил основные траектории регулирования социальных отношений в обществе, направленные на их стабилизацию. Этот тип взаимодействий, реализующихся через регулирующее воздействие на социальные отношения, и составляет сущность социальной политики. Средством и результатом такого регулирующего воздействия может стать перемещение индивидов и социальных групп по социальной лестнице, изменение их статусных позиций, то есть социальная мобильность. В социологических теориях описываются различные виды социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная, восходящая и нисходящая, индивидуальная и коллективная. Однако в данном случае речь идет о еще двух ее видах — центростремительной и центробежной социальной мобильности. Под центростремительной социальной мобильностью понимается такой вид вертикальной социальной мобильности, который предполагает доминирование одновременных перемещений верхних и нижних социальных слоев по социальной лестнице навстречу друг другу, в сторону центральных, серединных позиций социальной иерархии. В результате этого осуществляется выравнивание социальной структуры, уменьшение социального неравенства, формирование массового среднего слоя с примерно однородным уровнем социальных возможностей. Соответственно, под центробежной социальной мобильностью следует понимать противоположный процесс, предполагающий доминирование одновременных перемещений средних социальных слоев из центра социальной иерархии в противоположные друг от друга стороны, в результате чего одна часть среднего слоя оказывается на вершине социальной лестницы, а другая - на ее дне. Следствием преобладания массовой центробежной социальной мобильности может стать минимизация или полное размывание среднего слоя и существенный рост социальной дифференциации и неравенства вплоть до поляризации и антагонизации социальной структуры. В этом контексте регулирование социальных отношений может быть направлено на воспроизведение либо центробежной, либо центростремительной социальной мобильности, в зависимости от состояния общества, от поставленных целей и используемого арсенала средств. Социальная политика по своей природе в большей степени связана с мобилизацией потенциала центростремительной социальной мобильности, ибо именно этот ресурс способен вывести социальную систему на оптимальное состояние социальных отношений и, следовательно, на ее стабильное существование. Одной из базовых целей современной социальной политики, вошедшей в ее арсенал в последней четверти XX в., наряду с классическими целями, связанными с регулированием социальных отношений, стало развитие человеческого потенциала. Эта цель тесно связана с классической, так как регулирование социальных отношений в сторону их стабилизации в конечном итоге связано с формированием в рамках социальной структуры общества массового среднего слоя, обладающего высоким социальным потенциалом и в силу этого — базовыми качествами, определяющими тенденции воспроизводства общественных отношений в целом. Вследствие того что в современных условиях человеческие ресурсы, по сравнению с природными, материальными, финансовыми, стали ведущими факторами роста, социальная сфера, где именно социальная политика является основным регулятором, оказалась ответственной за воспроизводство базового ресурса общества. Эта существенное объективное обстоятельство в нынешних условиях придает социальной политике статус системообразующего начала во всем комплексе действий государственного и общественного регулирования. Воспроизводство человеческого потенциала осуществляется через развитие инфраструктуры социальной сферы — образования, здравоохранения, культуры, досуга, спорта, регулирования занятости, социальной защиты населения, что связано с развитием совокупных способностей, знаний и умений членов общества, дающих им возможность активно функционировать во всех сферах общественной жизни и тем самым инициировать их развитие. Поэтому инвестиции в человеческий ресурс, а значит, и инвестирование социальной политики оказываются сегодня наиболее значимыми и эффективными. На основе изложенного можно дать следующее развернутое определение социальной политики. Социальная политика представляет собой особую функционально значимую сферу социальной деятельности, имеющую своим содержанием целенаправленное, организованное реагирование социальных отношений, осуществляемое заинтересованными общественными субъектами в направлении формирования устойчивой, сбалансированной социальной структуры общества, посредством создания условий для индивидуальной и коллективной центростремительной социальной мобильности. В результате этого достигается оптимальный уровень социального неравенства, обеспечивается благоприятный социальный климат и формируются необходимые условия для воспроизводства и развития человеческого потенциала.
I.' летий, обозначил основные траектории регулирования социальных отношений в обществе, направленные на их стабилизацию. Этот тип взаимодействий, реализующихся через регулирующее воздействие на социальные отношения, и составляет сущность социальной политики. Средством и результатом такого регулирующего воздействия может стать перемещение индивидов и социальных групп по социальной лестнице, изменение их статусных позиций, то есть социальная мобильность. В социологических теориях описываются различные виды социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная, восходящая и нисходящая, индивидуальная и коллективная. Однако в данном случае речь идет о еще двух ее видах - центростремительной и центробежной социальной мобильности. Под центростремительной социальной мобильностью понимается такой вид вертикальной социальной мобильности, который предполагает доминирование одновременных перемещений верхних и нижних социальных слоев по социальной лестнице навстречу друг другу, в сторону центральных, серединных позиций социальной иерархии. В результате этого осуществляется выравнивание социальной структуры, уменьшение социального неравенства, формирование массового среднего слоя с примерно однородным уровнем социальных возможностей. Соответственно, под центробежной социальной мобильностью следует понимать противоположный процесс, предполагающий доминирование одновременных перемещений средних социальных слоев из центра социальной иерархии в противоположные друг от друга стороны, в результате чего одна часть среднего слоя оказывается на вершине социальной лестницы, а другая - на ее дне. Следствием преобладания массовой центробежной социальной мобильности может стать минимизация или полное размывание среднего слоя и существенный рост социальной дифференциации и неравенства вплоть до поляризации и антагонизации социальной структуры. В этом контексте регулирование социальных отношений может быть направлено на воспроизведение либо центробежной, либо центростремительной социальной мобильности, в зависимости от состояния общества, от поставленных целей и используемого арсенала средств. Социальная политика по своей природе в большей степени связана с мобилизацией потенциала центростремительной социальной мобильности, ибо именно этот ресурс способен вывестц, социальную систему на оптимальное состояние социальных отношений и, следовательно, на ее стабильное существование. Одной из базовых целей современной социальной политики, вошедшей в ее арсенал в последней четверти XX в., наряду с классическими целями, связанными с регулированием социальных отношений, стало развитие человеческого потенциала. Эта цель тесно связана с классической, так как регулирование социальных отношений в сторону их стабилизации в конечном итоге связано с формированием в рамках социальной структуры общества массового среднего слоя, обладающего высоким социальным потенциалом и в силу этого — базовыми качествами, определяющими тенденции воспроизводства общественных отношений в целом. Вследствие того что в современных условиях человеческие ресурсы, по сравнению с природными, материальными, финансовыми, стали ведущими факторами роста, социальная сфера, где именно социальная политика является основным регулятором, оказалась ответственной за воспроизводство базового ресурса общества. Это существенное объективное обстоятельство в нынешних условиях придает социальной политике статус системообразующего начала во всем комплексе действий государственного и общественного регулирования. Воспроизводство человеческого потенциала осуществляется через развитие инфраструктуры социальной сферы - образования, здравоохранения, культуры, досуга, спорта, регулирования занятости, социальной защиты населения, что связано с развитием совокупных способностей, знаний и умений членов общества, дающих им возможность активно функционировать во всех сферах общественной жизни и тем самым инициировать их развитие. Поэтому инвестиции в человеческий ресурс, а значит, и инвестирование социальной политики оказываются сегодня наиболее значимыми и эффективными. На основе изложенного можно дать следующее развернутое определение социальной политики. Социальная политика представляет собой особую функционально значимую сферу социальной деятельности, имеющую своим содержанием целенаправленное, организованное регулирование социальных отношений, осуществляемое заинтересованными общественными субъектами в направлении формирования устойчивой, сбалансированно й социальной структуры общества, посредством создания условий для индивидуальной и коллективной центростремительной социальной мобильности. В результате этого достигается оптимальный уровень социального неравенства, обеспечивается благоприятный социальный климат и формируются необходимые условия для воспроизводства и развития человеческого потенциала.
I i I В данном смысле социальная политика предстает не только как об-ласть деятельности, локализованная в пределах одного из участков социума, но и как система макрорегуляторов, оказывающих существенное влияние на состояние, функционирование и развитие общества в целом. В этом контексте экономические, правовые, политические, организационно-управленческие константы социальной политики могут рассматриваться в качестве механизмов, с помощью которых осуществляется регулирование социальных отношений. Определяющими в данной сие теме действия являются конечные цели и смысл социальной политики, носящие чисто социальный характер, - достижение оптимальных форм социальных отношений как условия стабильного существования общества. В рамках данного подхода основными механизмами социальной поли гики могут быть названы следующие: экономические механизмы - система регулирования и перераспределения доходов и финансовых ресурсов, реализуемая посредством нало-i ово-бюджетного регулирования; система гарантий от элементарных жизненных рисков, включая социальное страхование, социальную по-мшц1. и попечительство; обеспечение доступности широкого спектра социальных услуг, финансируемых из бюджетных и внебюджетных ис-i очников; ппчитические мехатгшы режим реальной демократии, всеобщее и itHipaicju.iioe право, рассредоточение центров политической власти по уроимям и сферам; пршюиые. нехантиы законодательно закрепленные гражданские и социальные прапа и гарантии, реальная практика равноправия; организационные механизмы функционирование разветвленной системы отраслей социальной сферы, оказывающих социальные услуги населению, в условиях реализации принципа их доступности; управленческие механизмы - функционирование многоуровневой, скоординированной системы управления социальной сферой и требующими общественного контроля сферами социальной жизни; культурные механизмы — реализация принципов поликультурного развития и взаимодействия, насыщенность официальной и оппозиционн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|