Субъекты социальной политики
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 2.1. Социальная политика как система социальной ответственности Социальная политика может быть рассмотрена как система взаимодействия множества элементов, основными из которых являются ее субъекты. Под субъектами социальной политики понимаются те элементы общественной системы (социальные институты, организации, неформальные объединения и формы коллективности, индивиды), которые играют определяющую роль в осуществлении социальной политики в целеполагающем, организационном, функциональном и ресурсообеспе-чивающем плане, то есть те общественные структуры, которые непосредственным образом участвуют в определении целей, в организации, реализации и финансировании социальной политики, ее конкретных программ и мероприятий. Реализуемая данными субъектами социальная политика есть воплощаемая социальная ответственность, то есть ответственность за социальное состояние общества в целом и его отдельных социальных параметров. Социальная ответственность представляет собой особый вид социальных отношений между социальными акторами, характеризующийся специфическим типом взаимозависимости, основанной на необходимости исполнения вчаимоиаправленных обязательств и договоренностей. И контексте социальной политики социальную ответственность можно определим, как особый вид отношений между элементами общественной системы, выражающихся в их способности брать на себя и реализопывать социальные обязательства. Социальные обязательства можно трактовать как заданные внешним либо внутренним образом функции, связанные с реализацией основных социальных ценностей и целей социальной политики, возникающих в отве'1 ii;i актуализированные социальные потребности общест-ва. Среди таких целей-ценностей социальной политики в первую оче-
редь следует назвать обеспечение социальной безопасности, социальной солидарности, социальной справедливости, социальной стабильности, социальной помощи, социального благополучия, социального баланса, развития человеческих ресурсов. В конкретном виде социальные обязательства выражаются в обязательствах по созданию необходимых материально-технических, финансовых, организационно-управленческих, нормативно-правовых, кадровых условий, необходимых для непосредственной реализации перечисленных целей-ценностей социальной политики в определенных формах и пространственно-временных параметрах. Общественные структуры и субъекты общественной системы, которые принимают на себя и реализуют социальные обязательства, могут быть названы субъектами социальной политики или субъектами социальной ответственности. Субъекты социальной ответственности могут быть представлены социальными субъектами различного вида и характера корпоративности. Всех их можно разделить на две группы: государственные субъекты социальной политики (социальное государство) и негосударственные (социальное общество). Каждая из этих групп включает в себя множество конкретных субъектов социальной ответственности, непосредственно реализующих определенный спектр социальных обязательств в локальной области. Социальное государство объединяет в себе субъекты социальной ответственности, включенные в систему институтов государственной власти и управления. Негосударственные субъекты, напротив, представлены институциализированными и неинституциали-зированными субъектами социальной ответственности, не входящими в систему государственной власти и управления и осуществляющими свои социальные функции вне и независимо от государства. Так, в состав социального государства входят государственные органы законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня, органы местного самоуправления (в части исполнения государственных социальных обязательств), специализированные (ведомственные) государственные органы управления социальной сферой и их подведомственные предприятия и учреждения. К негосударственным субъектам социальной политики относятся предприятия и учреждения различной формы собственности в части их корпоративной социальной политики, неправительственные ассоциации и общественные организации (институты третьего сектора), местные сообщества, неформальные структуры коллективности, семья и сети социальной поддержки.
В своей социальной активности государственные и негосударственные субъекты социальной политики тесно связаны, так как имеют единый объект - собственное общество в части его социальных отношений и coi (иального потенциала. В конкретном виде объект социальной поли гики имеет сложный и дифференцированный характер, он может выступать в качестве всей совокупности граждан соответствующего сообщества, либо в качестве отдельных социальных групп или определенных категорий населения, либо в качестве отдельных категорий семей и отдельных индивидов. Объект социальной политики может быть многослойным и параллельно выступать в разнообразных формах, что определяет одновременную реализацию различных способов взаимодействия с ним субъектов социальной политики. В процессе реально осуществляемой социальной политики субъект и объект социальной ответственности взаимно задают и определяют друг друга, так как содержание и характер социальных обязательств, воспроизводящихся в обществе, детерминируются характером и содержанием актуализированных в данном обществе социальных потребностей. Связь же между субъектом и объектом социальной ответственности носит специфический характер - характер политики как целенаправленной, преобразующей деятельности, связанной с мобилизацией и использованием различных видов общественных ресурсов. Следовательно, социальная политика предстает как целенаправленная, преобразующая деятельность, связанная с воспроизводством, мобилизацией, использованием, перераспределением и развитием социальных ресурсов.
Потенциальные субъекты социальной ответственности могут принимать на себя и реализовывать социальные обязательства добровольно, то есть на основе собственного, самостоятельно принятого решения или сделанного выбора, на основе интерпретации данных обязательств в качестве собственного интереса. Кроме этого, социальные обязательства могут вменяться тем или иным общественным субъектам в соответствии с действующим в данном обществе законодательством или системой неправового нормативного регулирования. В этом случае реализация социальных обязательств может не осознаваться субъектом в качестве собственного интереса. Так, примерами добровольного осуществления социальных обязательств может служить деятельность общественных организаций, реализующих на добровольных началах программы социальной помощи. В качестве примера вмененных социальных обязательств может быть названа практика обязательных социальных отчислений, которые в со- ответствии с действующими законами должны делать предприятия в различные социальные фонды, что напрямую и непосредственно не связано с их производственными интересами (это может стать одной из причин уклонения от данных платежей или ухода в «тень»). В зависимости от специфики и степени корпоративности субъекта социальной политики выделяются несколько уровней реализации его социальной ответственности: индивидуальная социальная ответственность, субъектом которой выступает отдельный индивид, конкретный человек, член общества, коллектива, семьи, выполняющий ряд социальных обязательств самостоятельно, за счет своих собственных средств и ресурсов по отношению к себе либо к другим (к членам своей семьи, коллектива); коллективная социальная ответственность, субъект которой выступает в виде малой или средней социальной группы, коллектива, реализующего посредством совместного участия своих членов социальные обязательства либо по отношению к себе (к членам данной группы, коллектива), либо по отношению к внешним агентам и группам лиц, причем данные социальные обязательства реализуются собственными усилиями коллектива за счет аккумулированных им ресурсов (пример -социальные обязательства, реализуемые трудовым коллективом предприятия по отношению к своим членам);
общественная социальная ответственность, где субъектом является все общество, реализующее социальные обязательства по отношению к своим гражданам либо по отношению к представителям других обществ. В этом случае общество инициирует создание уполномоченных общественных структур (специализированных социальных институтов и организаций), реализующих от его (общества) имени социальные обязательства, в качестве которых в первую очередь выступают институты государства и гражданского общества. В зависимости от направленности социальной ответственности можно выделить следующие ее виды: внутренняя социальная ответственность, предполагающая реализацию субъектом своих социальных обязательств только по отношению к себе самому (например: личная ответственность индивида за уровень своего благосостояния; социальная ответственность коллектива предприятия по отношению к своим членам; реализация на уровне государства программ социальной помощи семьям, имеющим детей); внешняя социальная ответственность, предполагающая реализацию субъектом социальной ответственности социальных обязательств
но отношению к другим лицам, коллективам, организациям (например: трудоспособный член семьи обеспечивает ресурсы для удовлетворения социальных потребностей нетрудоспособных членов; промышленное предприятие осуществляет шефство над социальным учреждением (детским домом); развитое государство финансирует программы борьбы с бедностью более слабому государству). Приведенные примеры показывают, что внешние и внутренние виды социальной ответственности могут реализовываться на всех ее уровнях -индивидуальном, коллективном и общественном. Данные виды социальной ответственности не являются взаимоисключающими и в оптимальном варианте взаимно дополняют друг друга. Таким образом, социальная политика как система имеет плисубъ-ектный характер. А вся совокупность социальных обязательств, воспроизводящихся в обществе, может быть распределена между государственными и негосударственными субъектами различным образом. 2.2. Социальное государство
Социальное государство — понятие, характеризующее тип современного государства с точки зрения его взаимоотношения с обществом. Данный тип предполагает активное вмешательство государства в социально-экономические процессы с целью регулирования социальных отношений. 11осредством регулирования социальных отношений социальное государство оказывает существенное влияние на процессы осуще-ствления социальной мобильности и формирования сбалансированной стратифицированной структуры общества. Такое влияние со стороны социальною государства простирается в сторону удержания общества it рамках уравновешенной социальной структуры, исключающей высокую степень социальной дифференциации, социального расслоения и социального неравенства, что обеспечивается за счет регулирования процессов распределения и перераспределения общественных ресурсов между всеми членами общества и обеспечения высокого уровня благосостояния всех групп населения. Человечество прошло достаточно долгий путь в своей истории до тех пор, пока собственно социальные функции государства приобрели масштабный характер и стали доминирующими. Поэтому и социальная политика как направление деятельности государства, и само социальное государство - явления относительно молодые. Первые признаки того, что станет характерным для современных социальных государств, мож- но отметить лишь в конце XIX в., когда канцлер Германии О. фон Бисмарк создал в своей стране первую общественную систему обязательного социального страхования. Именно с этого периода берет начало процесс формирования собственно социального государства, то есть государства, в деятельности которого начинают выделяться и приобретать доминирующее значение социальные функции, связанные с регулированием социальных процессов и социальных отношений. Впервые понятие «социальное государство» было введено в научный оборот в середине XIX в. немецким государствоведом и экономистом Лоренцом фон Штейном, который в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии пришел к выводу о том, что «государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти», так как именно в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших обездоленных классов до уровня богатых и сильных заключается идея государства. Государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого, и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве»'. Взгляды Штейна получили широкую поддержку и содержательное развитие среди прогрессивных ученых-экономистов и социологов Германии в конце XIX - начале XX в. Их воззрения концентрировались вокруг идеи расширения традиционных функций государства и осуществления широких социальных реформ, в результате которых государство оказалось бы способным не только на правовую защиту частной собственности и стихийным образом складывающегося социального порядка, но и на материальную и моральную поддержку низших классов, повышение их жизненного уровня, расширение их прав и свобод, интеграцию их в государство и общество, а за счет этого предотвращение возможностей роста их протестного поведения, опасностей политических и социальных революций. Распространение подобных концепций заложило новые для того времени традиции в понимании взаимоотношения государства и рынка, государства и общества, в соответствии с которыми государство должно было активно вмешиваться в хозяйственные и социальные отношения с целью их регулирования и упорядочения. 1 Цит. по: Гончаров ПК. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 20. Идеи социального государства утверждались и получали практическую реализацию в разных странах в различное время с неодинаковой скоростью и в многообразных формах. Постепенная трансформация в сторону социализации государства в виде поэтапных серийных небольших изменений привела к преобразованиям фундаментального характера, затронувшим основы функционирования государства, и пересмотру его предназначения в обществе. Зародившись из спорадических действий и актов, разрозненных традиционных и вновь воспроизводящихся социальных мероприятий, социальная деятельность государства со временем приобрела систематизированный и масштабный характер и превратилась в постоянное участие государства в регулировании и развитии социальных явлений и процессов. Современный арсенал социальных функций государства, уровень их организационно-правовых форм, масштабы и результаты его регулирующего воздействия в обществе позволяют определять социальное государство как закономерный результирующий этап глобальной социальной трансформации и особый тип развитого государства, берущего на себя максимальную ответственность за социальные процессы и социальное развитие в обществе. Занимая одно из главных мест в системе регулирования социальных отношений, социальное государство выступает в качестве основного субъекта социальной политики, определяя условия гармонизации отношений государственных, общественных институтов и отдельных граждан. Основным признаком деятельности социального государства становится расширение его социальных функций посредством использования множества рычагов воздействия на социально-экономическую сферу. В качестве основной социальной функции социальное государство призвано следить за разумным ходом саморегулирования экономики и распределением доходов между всеми категориями и слоями населения, не допуская сильных разрывов в их уровне и тем самым высокого расслоения общества. С помощью мер регулирующего воздействия, поддерживающих частную инициативу и ответственность граждан, социальное государство стремится обеспечивать справедливость в сочетании частных интересов и интересов всего общества через механизмы рынка. Основные способы государственного вмешательства в социальную нормативно-правовое регулирование, направленное на создание нормативно-правовой базы, регламентирующей характер социальной дея- тельности всех субъектов общественных отношений, включая регламенты минимальных параметров обеспеченности и качества социальных услуг, а также вменяемые государством социальные обязательства. Правовое поле социальной политики не только упорядочивает реализацию различными хозяйствующими акторами социальных функций, но и создает институциальные основы стимулирующего пространства в социальной сфере; финансовое регулирование, предполагающее использование механизмов субсидирования, льготного налогообложения и кредитования как средства стимулирования вовлечения частного и общественного секторов в производство социальных услуг, поддержку социальных инициатив и в самостоятельное решение социальных проблем своих работников, а также как средства воздействия на уровень цен и доходов населения; перераспределение доходов, осуществляемое через налогово-бюджетную систему и систему обязательного социального страхования, оказывающие прямое влияние на общий уровень социального баланса и социальной солидарности в обществе; производство социальных услуг, при котором государство берет на себя активную роль в качестве производителя социально значимых услуг, формирует государственный сектор в отраслевом комплексе социальной сферы, где на основе государственной собственности и бюджетных ресурсов, при прямом управленческом воздействии осуществляется деятельность подведомственных государству предприятий и учреждений социальной сферы, вступающих в конкуренцию с рыночными агентами2. К основным институциальным механизмам государственного регулирования социальных отношений относятся следующие: регулирование доходов, заработной платы, занятости и безработицы; поддержка частной инициативы и малого предпринимательства; системы социального страхования и социальной помощи; системы социального и пенсионного обеспечения; государственные системы образования, здравоохранения, культуры. В современных условиях понятие «социальное» по отношению к государству включает в себя следующие обстоятельства: - обязательство государства заботиться обо всех слоях населения и особенно о группах, находящихся в более слабом экономическом положении; 2 См.: Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: I Icpc-ходный период и дальнейшее развитие. М., 1997. С. 63-64. - обязанность государства уравновешивать противоположные соци - обязательства и полномочия государства создавать социальный - влияние новых и различных форм и интересов на собственность, - обязательства индивида принимать участие в решении общих за Можно выделить несколько основных принципов, раскрывающих сущность социального государства: - принцип экономической свободы человека и доверия к саморегу - принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за - принцип социальной солидарности, которая представляет собой - принцип социальной справедливости, которая является производ - принцип социальной безопасности, которая предполагает созда
- принцип доминирования социальной политики как политики, про - принцип равной возможности участия каждого члена общества в Сущностной характеристикой социального государства, принципиально отличающей его от всех досоциальных форм, служит высокая степень социальной ответственности государства, обеспечиваемая за счет реализации перечисленных принципов. В современном обществе государство - основной актор и регулятор социальных процессов и отношений. Оно занимает главное место в системе социального регулирования, так как государственные органы формируют общую концепцию и основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную и правовую основу, реализуют широкий спектр социальных полномочий по отношению к своим гражданам4. Идея социального государства, сформулированная международным сообществом для современного типа рыночного хозяйства, заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, в выполнении комплекса социально-защитных функций, в создании условий для развития гражданского общества. Современная идеология гуманизма базируется на принципах всеобщего признания неотъемлемых фундаментальных прав человека — права на человеческое достоинство, на свободное развитие личности, права на самоопределение, личную и солидарную ответственность граждан за свое материальное благополучие. Основные факторы, определяющие степень социальности государства: - первостепенность социальных ценностей в официальной идеоло - обеспечение реальных равных прав, равных условий и гарантий - наличие механизмов, обеспечивающих социальную сбалансиро
'См.: Фабрициус Ф. Права человека и европейская политика: Политико-правовое положение трудящихся в Европейском Сообществе. М., 1996. С. 53-54. 4См.: Бурждалое Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. М., 1996. С. 14. - наличие условий для самообеспечения экономически активной - присутствие сильных демократических политических институтов; - наличие административных условий и правового пространства для - обеспечение условий для развития гражданского общества и мест - как результат - высокий уровень благосостояния, качества жизни Социальное государство — особый тип развитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной безопасности и защищенности граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности5. Социальное государство представляет собой закономерный этап в развитии человеческой цивилизации и является сознательно конструируемым политико-правовым и социальным образованием, позволяющим обеспечить равномерное распределение общественных ресурсов, до определенной степени равнозначные стартовые условия граждан, способствуя тем самым социальной стабильности и социальному согласию в обществе6. 2.3. Негосударственные субъекты социальной политики Государство ограничено в возможностях по удовлетворению социальных потребностей и решению социальных проблем, воспроизводящихся в обществе. Поэтому его дополнением в системе социальной политики выступают негосударственные субъекты, которые могут функционировать в различных сферах общества, обладать различным характером, иметь различную степень институциализации и отличаться спо- 5 См.: Гончаров U.K. Социальное государство: сущность,..мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 27. 'См.: Торлопов В.А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы. СПб., 1999. собами взаимодействия с объектом. Основным критерием отнесения тех или иных форм негосударственной коллективности к субъектам социальной политики, следует считать наличие у них способности инициировать либо брать на себя конкретные социальные обязательства и самостоятельно обеспечивать их реализацию, то есть способности к социальной самоответственности. Природа негосударственных субъектов социальной политики менее устойчива и более динамична, чем природа структурных элементов социального государства, так как они в основном функционируют по принципу максимальной приспособляемости к социальной среде, к совокупности тех социальных потребностей, которые в ней постоянно воспроизводятся в изменяющимся режиме. В качестве основных негосударственных субъектов социальной политики выделяют следующие: общественный сектор, корпоративную социальную политику, местное сообщество, семью и межсемейные сети социальной поддержки. Общественный сектор включает в себя разнообразные негосударственные организации, которые действуют на принципах самоорганизации, независимо от государства, выполняя государствозамещающие функции, связанные с удовлетворением социальных интересов и потребностей конкретных социальных групп. Экономико-правовой статус данных организаций заключается в том, что, во-первых, их имущество не находится в частной, государственной или муниципальной собственности, а является собственностью коллективной в ее разнообразных формах; во-вторых, данные организации не преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между участниками. Поэтому их называют неправительственными некоммерческими организациями (НКО) или «третьим сектором». Эти понятия приняты для обозначения разнообразных институциализиро-ванных негосударственных некоммерческих инициатив социальной направленности. Организационно-правовой статус НКО регламентируется на законодательном уровне. Спектр их организационно-правовых форм может быть представлен организациями типа общественных объединений, движений, партий, ассоциаций, кооперативов, партнерств, фондов, обществ и прочих. В настоящее время общественные организации являются не только дополнительной, но и весьма действенной силой в реализации социальной политики. Они выступают в качестве средства преодоления как изъянов рынка, так и изъянов государства в социальной сфере. НКО обладают способностью максимально активизировать характер деятелыюс-
ги своих членов в направлении самостоятельного решения возникающих социальных проблем, в результате чего осуществляется процесс превращения нуждающихся из пассивных объектов, ждущих помощи извне, в активных, самостоятельных субъектов7. Традиционными формами активности организаций «третьего сектора» являются: 1) социальные движения и организации, представляющие интересы конкретных социальных групп (молодежные, женские, детские, ветеранские движения, профсоюзные объединения); 2) инсти-туциализированные инициативы образовательной и культурной направленности, связанные с развитием человеческого потенциала и предоставлением социальных и консультационных услуг (национально-культурные общества, творческие союзы, научно-образовательные, спортивные объединения, клубы по интересам); 3) организации, имеющие целью аккумуляцию финансовых ресурсов и инвестирование их в социальную сферу (благотворительные организации и фонды). К числу основных функций, реализуемых институтами «третьего сектора» в сфере социальной политики, можно отнести: 1) функцию идеологическую (способность выражать и лоббировать интересы конкретных социальных групп); 2) социозащитную функцию (способность реализо-вывать программы социальной помощи и поддержки); 3) сервисную функцию (способность производить и оказывать социальные услуги); 4) функцию развивающую (способность содействовать социализации, развитию личностного потенциала и самосовершенствованию граждан); 5) инвестиционную функцию (способность привлекать финансовые ресурсы в социальную сферу); 6) функцию интегративную (способность объединять граждан для решения социальных проблем, обеспечивая рост социальной интеграции и социальной стабильности в обществе). Базовыми принципами, определяющими деятельность НКО в социальной сфере, являются самоорганизация и самоуправление, добровольность членства, добровольность и во многом безвозмездность деятельности (волонтерство), открытость и общедоступность, ориентация деятельности на социальный результат и социальный эффект. Организации общественного сектора сегодня выступают в качестве высокостатусных субъектов социальной политики. Важность их социальной роли признается современным сообществом, по отношению к ним формируются определенные социальные ожидания, а центр тяжес- 7 См.: Пшеницша О В. Общественные организации как субъект социальной работы // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 135. ти социальной ответственности все более смещается в их сторону со стороны социального государства. Корпоративная социальная политика определяется тем, что в области регулирования социальных отношений современного общества предприятия различной формы собственности способны выступать не только в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования в сфере рыночной экономики, но и в качестве институциализированных структур, реализующих непрофильные для них социальные функции независимо от государства на принципах самоинициативы и самоответственности. Субъектами корпоративной социальной политики выступают предприятия-работодатели, а основными ее объектами являются работники соответствующих предприятий, получающие возможность за счет реализации работодателем социальных функций удовлетворять большую часть своих социальных потребностей в рамках собственного предприятия. В системе социальной политики предприятиям-работодателям как субъектам социальной ответственности отводится двоякая, но ключевая роль. С одной стороны, они являются поставщиками ресурсов, необходимых для реализации государственных социальных обязательств, но с другой - в качестве независимых институтов они способны реали-зовывать дополнительно к государственным собственные пакеты социальных обязательств и тем самым выполнять государствозамещающие функции в социальной сфере. Социальная политика предприятий может быть пассивного и активного типа. Социальная политика пассивного типа имеет место, когда предприятие ограничивается исполнением лишь вмененных извне (законодательно установленных) социальных обязательств и самостоятельно не реализует собственные социальные программы. Корпоративная социальная политика активного типа предполагает, что социальные функции предприятия не ограничиваются исполнением вмененных социальных обязательств, а реализуются через собственные социальные инициативы, пакеты социальных программ и мероприятий. Такая политика может быть ограничена лишь внутренней направленностью, когда социальные функции предприятия замыкаются на его работниках, а может иметь и внешний характер, когда предприятие ведет благотворительную, спонсорскую деятельность, поддерживает местные социальные инициативы, инвестирует в социальное развитие территории. Наибольшим потенциалом для реализации активной социальной политики обладают крупные предприятия. Для них данная политика является не только проявлением социальной ответственности внутрен-
М него и внешнего типа, но и важнейшим элементом системы корпоративного управления. Социальный потенциал малого и среднего бизнеса проявляется в том, что данный сектор экономики является сферой активной самозанятости и самодеятельности населения, областью проявления свободы экономического поведения и одновременно - самостоятельной социальной активности и самоответственности граждан. В деятельности малых и средних предприятий, в отличие от крупных, социальные функции не могут быть разъединены в отдельные системы, их экономический рост детерминирует собой социальное развитие его участников, сообществ и территорий. В целом все основные элементы корпоративной социальной политики, к которым относятся занятость, нормирование, организация, оплата и охрана труда, социальное партнерство, социальная защита, доступность социальной инфраструктуры, обучение персонала, выступают необходимой системой активных механизмов и задающей средой, без которых невозможно функционирование экономики любого предприятия и производительный труд его работников8. Местные сообщества представляют собой локальные социальные образования, функционирование которых обусловлено действием территориального (общность террито
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|