Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления формирования современной личности предпринимателя как организатора бизнеса




Задачи эффективного государственного управления и регулирования предпринимательской деятельности предполагают необходимость изучения и знания государственными служащими, осуществляющих это управление, законов создания и развития успешного бизнеса. Понимание этих процессов изнутри, дает дополнительные возможности в формировании необходимой предпринимательской среды, условий для развития самого института предпринимательства. В первую очередь, на наш взгляд, речь идет о изучении социально – психологического портрета современного предпринимателя, как основного организатора бизнес – процессов.

Рассмотрим основные аспекты и характеристики формирования современной личности предпринимателя в совокупности с теми качествами, которые необходимы для достижения положительных результатов в бизнеса.

В Большой Советской Энциклопедии под личностью понимается «общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности»[41]. Личность, с точки зрения Ильенкова Э.В., «уникальное, невоспроизводимо индивидуальное образование».[42] Данные определения имеют для нашего исследования важное направление – поиск уникальных черт современного предпринимателя, определяющих успех бизнеса.

В первую очередь, следует отметить наличие серьезных целевых установок успешного предпринимателя. Как известно, к общим целям любого предпринимателя относятся - удовлетворение собственных индивидуальных потребностей, обретение личной свободы, общественное признание своей значимости, самореализация своего жизненного кредо. Но, отличие успешных предпринимателей от обычных заключается в том, что первых отличает масштабность целей, их величина. И в этом есть определенная закономерность. Не секрет, что в предпринимательстве вообще, а российском в частности на пути у предпринимателя множество проблем. И зачастую его психология не выдерживает «борьбы за выживание» и он ломается. Кстати это тоже одна из серьезных причин, тормозящих развитие бизнеса в нашей стране. Система постановки целей успешных предпринимателей предполагает ряд отличительных черт. В первую очередь возникающие проблемы не закрывают ее ориентиров. Очень образно это показано у известного европейского бизнес – тренера, предпринимателя Бодо Шефера. На рисунках 3.1. – 3.3. отмечена разница этого процесса у простого предпринимателя и успешного.[43]

Как видно из этих рисунков, первые трудности и проблемы в бизнесе заслоняют главную цель предпринимателя, и его логика поведения, как правило приводит к переоценке своих планов, а это потеря времени, затрат, моральные колебания, неуверенность в себе и т.д.

 

 

Рис.3.1. Система постановки целей простого предпринимателя

 

 

Рис.3.2. Появление проблем и логика поведения простого

предпринимателя

 

 

 

У успешного предпринимателя возникающие проблемы на заслоняют главной его цели и все его поведение направлено на их преодоление разными путями и способами. К тому же есть еще одна особенность в системе формировании целей этой категории предпринимателей. Эти цели носят долговременный характер, приблизительно на 5 – 7 лет, что дает возможность, не изменяя стратегической направленности бизнеса, менять его тактику, проводить гибкую политику приспособления к рынку или его преобразования.

 

Рисунок 3.3. Система постановки целей и решение проблем успешным предпринимателем.

 

 

Стоит отметить, что система построения целей предполагает наличие соподчиненных целей, своего рода «дерева целей». Которые решают более мелкие задачи и в целом ориентируют процесс предпринимательства на достижение главной.

Следующей важной отличительной чертой успешного предпринимателя является его способность к самопожертвованию, наличие сильной воли и самодисциплины. Не случайно, появившийся термин «трудоголик», зачастую относят именно к этой категории людей. Отказаться от свободного времени, ограничить себя от многих удовольствий, подчинить свою жизнь главному своему делу – это может только увлеченный, сильный предприниматель. Как правило, такой подход, обречен на успех и дает положительный эффект.

Уход от стереотипного мышления - характернейшая черта успешного бизнесмена. Следует заметить, что, к сожалению, львиная доля населения, большинства самих предпринимателей подвержены сложившимся социальным стереотипам общества. «Стереотип социальный [от греч. stereos - твердый + typos - отпечаток] - относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т. п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе».[44] Категории «стереотип» соответствуют многие социально – экономические предрассудки. Они также являются определенным тормозом в увеличения количества предпринимателей. Приведем наиболее распространенные стереотипы, которые вызывают у большинства готовые ответы. Например, возможно ли начать успешный бизнес без первоначального капитала?!. Большинство ответит «нет», хотя на самом деле на практике много положительных примеров. Очень любопытный пример приводит Ю.Мороз[45] про три вопроса:

· русский поэт?

· плод?

· птица?

Большинство ответят: Пушкин, яблоко, курица!!! Вот почему в свое время Гегель отметил: человек – это ходячий шаблон. Успешные предпринимателя часто мыслят неортодоксально. Есть интересное образное наблюдение по этому вопросу. Как правило, простые предприниматели ждут зеленого света светофора, а успешные – идут на красный! Этот наглядный пример как нельзя лучше показывает разницу между креативным предпринимателем, и его простым коллегой.

Как воспитать такой тип мышления? На наш взгляд следует дать определение этого особого типа мышления. Под «предпринимательским мышлением» подразумевается особый тип экономического мышления, способствующий решению предпринимательских задач нестандартным, неортодоксальным путем. Современный бизнес сравним с современным спортом. А чтобы побеждать в спорте, нужно много тренироваться. Точно так же и развитие предпринимательского мышления связано с «тренировками» интеллектуальных способностей. Умение выделить проблему, определить проблемные вопросы, ставить казалось бы, невыполнимые задачи с несопоставимыми ее условиями и т.д.. Искать ответы, используя принципы синергетики, наблюдений, сопоставление информации из разных сфер общественной жизни – это лишь некоторые направления и пути решения.

Выделяя принципиальные качества успешного предпринимателя то, наряду с нестереотипным мышлением многие из них обладают системным подходом к бизнесу, базируясь на системном мышлении. Системное мышление «как способности человека обнаруживать и применять на практике принципы обратной связи, возникновения эмерджентных свойств и цикличности причинности»[46] формирует в бизнесе, в поведении предпринимателя системный подход, включающий в себя рассмотрении объектов, как взаимосвязанной совокупности частей, вносящих свой вклад и влияющих на итоговый результат функционирования и использования объекта. Системный подход базируется на использовании системного анализа, воплощает диалектический способ изучения, исследования естественных и общественных процессов, основан на возможно более полном, всестороннем познании и учете связей, влияний, взаимодействий, изменений. Восприятие бизнес – процесса как замкнутой, целостной системы с своими причинно – следственными связями и системой обратной связи дает возможность построения его управления на принципах устойчивости, самоуправления, восприятии к изменениям и динамики.

Современный бизнес строится на «трех китах». На экономических знаниях. На философии и психологии человека. На достижениях науки, технологий и представлении о современной научной картине мира. Отсюда вытекает еще одно принципиальное качество успешного предпринимателя – способность творить, быть креативным генератором. Время 90 годов, когда основной бизнес (торговый) сводился к формуле: купить товар за границей и продать его в России проходит. «Челноки» решили задачу становления рыночных отношений и помочь россиянам обрести рыночный опыт. Цена заработанной прибыли тогда и в настоящее время совершенно разная. В стране в корне изменилась социально – экономическая ситуация. Отраслевые рынки созданы и поделены. Экономические границы хотя и находятся в полуоткрытом положении, но процессы глобализации, перспективы вступления в ВТО, позволяют предположить, что на российский рынок придут еще более серьезные игроки. Это уже проявляется во многих отраслях, например в автомобильной отрасли, сфере бытовой и компьютерной технике и др. Активнейшее воздействие на информационное поле страны интернетовских технологий, необходимости создания высоконкурентных продукции и структур, ведут к следующим тенденциям будущего бизнеса:

· усложнению процессов создания бизнес – идей;

· повсеместному инновационному воздействию на все составляющие бизнеса;

· поиску форм создания и продвижения товаров и услуг посредством серьезного научного анализа;

· более дифференцированному акценту на конкретные группы потребителей с учетом их социальных, философских, психологических, политических, национальных и других особенностей и т.д.

Это только некоторые черты будущего бизнеса. Именно поэтому, способен на такие изменения только тот предприниматель, личностные качества которого креативны и адекватны в части извлечения максимальной и перспективной пользы.

Креативность успешного предпринимателя характеризуется способностью «составлять новые комбинации из имеющихся идеях»[47]. На рисунке 3.4. показаны основные составляющие, компонентного мышления.

 

Рис.3.4. Три компонента креативности[48]

 

 

В проведенном анализе важнейших личностных качеств современного успевающего предпринимателя рассмотрен не весь перечень. Его социально – психологический портрет будет более полным, если добавить:

· наличие внутреннего импульса и энергии;

· уверенность в себе, умение работать автономно;

· наличие опыта в бизнеса;

· отношение к деньгам, как к средству достижения цели, а не самой цели;

· настойчивость в решении реалистичность задач;

· умеренный риск;

· способность творчески относиться к неудачам;

· личная ответственность за результаты бизнеса;

· высокие нравственные качества;

· обладание высоким имиджом и авторитетом;

· высокая образованность и культура и т.д.

Представленный портрет руководителя – лидера бизнеса представляет своего рода «суперчеловека». Но, к сожалению, у большинства людей, в том числе и действующих предпринимателей, много недостатков, которые не позволяют достигнуть представленного «эталона». Так, по мнению М.Вудкока и Д.Фрэнсиса[49], есть семь главных факторов, которые ограничивают или сводят на нет его лучшие качества:

· человеческая лень;

· устоявшиеся привычки;

· излишняя напряженность;

· ослабление целеустремленности;

· излишняя серьезность;

· недостаточные возможности;

· плохая методология.

Ясно, что без постоянной работы по устранению этих негативных качеств, современный предприниматель не сможет достигнуть высоких результатов. В целом же, отметим, что вышеприведенные и проанализированные положительные личностные черты и качества современного успешного предпринимателя, могут в полной мере сформироваться и раскрыться только в практической деятельности. Эти вопросы и будут рассмотрены в следующих разделах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...