Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЧАСТЬ 2. Описание теоретической модели




 

"Теория социально- когнитивного научения" Дж. Роттер

При разработке теории Дж. Роттер ставил перед собой задачу: найти способ предсказания поведения человека в ситуации выбора из четко определенных альтернатив. Как и К.Левин, он представил поведение взаимодействием среды и личностных характеристик. При этом Роттер предполагал, что личность относительно стабильна (в смысле прошлого научения). Но свойства личности можно модифицировать (создавать новые впечатления) до тех пор, пока она имеет способность научаться. Рассмотрим постулаты, на которых построена теория:

· Личность, в своей основе едина (т.е. обладает некоторой стабильностью, впечатления прошлого опыта);

· Личность формируется научением (некоторые свойства личности можно изменять научением);

· Мотивация целенаправленна и зависит от подкрепления (т.е. изучать поведение возможно только в контексте значимого окружения т.к. люди взаимодействуют со значимой для них окружающей средой и их реакция на события окружающей среды зависят от значения или важности, которую эти события несут для человека.);

· Человек способен предвидеть события (т.е. используя прошлый опыт, люди могут прогнозировать получение подкреплений в соответствии со своими действиями. «Наиболее сильные подкрепления при прочих равных условиях люди получают тогда, когда их поведение продвигает их по направлению к предполагаемой цели. Критерием оценки силы подкрепления выступает ощущение относительно того, насколько им удалось продвинутся к предполагаемому событию». - это эмпирический закон воздействия Дж. Роттера (, 744)).

Роттер предположил, что предсказать поведение человека в данной специфической ситуации можно, проанализировав следующие переменные: потенциал поведения, ценность подкрепления и ожидания. Поведение индивида определяется лишь подкреплением, имеющим ценность для него в данной психологической ситуации. Т.о. возможность данного поведение человека в данной ситуации - это функция ожидания появления подкрепления следующего за поведением в данной ситуации.

Таким образом, основная формула предсказания поведения, имеет следующий вид:

 

Потенциал поведения = Ожидание + Ценность подкрепления

 

Потенциал поведения - это вероятность данного поведения, встречающегося в какой-то ситуации в связи с каким-то определенным подкреплением.

Ожидание - субъективная вероятность, что за данным поведением последует определенное подкрепление. Ожидание основывается на прошлом опыте в похожей ситуации. Оно субъективно и может быть обманчивым вследствие недостоверной информации о событии или нереалистичного мышления.

Субъективная вероятность наступления ценностной ситуации (т.е. ожидания), в свою очередь, есть функция специфических и генерализованных ожиданий:

 

Ожидания = Генерализованные ожидания + специфические ожидания

 

Генерализованные ожидания - наиболее общие, применимые к ряду ситуаций ожидания. Они происходят из обобщения прошлого опыта получения или отсутствия подкреплений в данной ситуации, т.е. основаны на убеждении, что за определенным поведением последует позитивное подкрепление. Они частично определяют, сколько усилий человек приложит для достижения своей цели.

Специфические ожидания - ожидания подкрепления специфичные для данной конкретной ситуации.

Ценность подкрепления - степень предпочтения, оказываемая человеком каждому подкреплению из подкреплений, если вероятности их получения равны. Ценность конкретного подкрепления повышается, когда усиливается потребность, удовлетворению которой оно служит.

Ценность подкрепления зависит от знака подкрепления и от того внутреннее оно или внешнее.

Внутреннее подкрепление - собственное восприятие человека.

Внешнее подкрепление - события, условия, действия, которые ценятся социальным окружением.

Внутреннее и внешнее подкрепления усиливают друг друга, если их знак совпадает и могут вступать в противоречие.

Кроме того, на ценность подкрепления влияет состояние потребности и то, насколько поведение человека продвигает его к цели (т.о. конечный результат - цель, вносит свой вклад в ценность подкрепления).

Цели направляют поведение человека в поисках удовлетворения его потребностей. Потребность, в теории Роттера, понимаются как набор вариантов поведения, которые, по мнению человека, приближают его к цели. Они служат индикаторами, которые указывают человеку направление действия.

Роттер выделил шесть типов потребностей: статус - признания, защита - зависимость, доминирование, независимость, любовь и привязанность, физический комфорт.

Потребность понимается как набор вариантов поведения, которые, по мнению человека, приближают его к цели, как индикатор, указывающий направление деятельности.

· Статус - признание: потребность преуспевать в том, что другие считают важным, уметь хорошо выглядеть, иметь определенное социальное положение, пользоваться определенной степенью престижа.

· Доминирование: потребность управлять деятельностью других, потребность достижения власти.

· Независимость: потребность самостоятельно принимать решения, полагаться только на себя в достижении целей, быть свободным от доминирования других.

· Защита - зависимость: желание, чтобы кто-то позаботился, предохранил от неприятностей, помог удовлетворить другие потребности.

· Любовь и привязанность: потребность в сохранении дружеских отношений, интереса, привязанности, преданности.

· Физический комфорт: приобретение еды, сохранение здоровья, физической безопасности. Эта потребность основная, другие потребности развиваются на ней.

Потребности характеризуются потенциалом (вероятность того, что данное поведение приведет к удовлетворению определенной категории потребностей), ценностью (степень предпочтения человеком одной группы подкреплений другой) и «свободой действия». Свобода действия - это среднее ожидание относительно достижения положительного удовлетворения в результате реализации группы связанных поведений, направленных на получение функционально связанных подкреплений (проще говоря, это субъективная вероятность того, что удовлетворяющее подкрепление появится).

Используя концепцию потребностей, Роттер создал общую формулу предсказаний, позволяющую делать прогноз поведения в более общей ситуации, чем основная формула предсказания.

 

Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности

 

Достижение общих целей (обретение статуса, зависимости, доминирования, независимости, любви, обретения физического комфорта) в протяженном будущем, зависит от группы различных поведений. Данное конкретное поведение, направленное на осуществление цели появится, если потенциал потребности этой конкретной цели будет выше потенциала потребности остальных целей. Для предсказания потенциала этих целей нужно знать свободу передвижений, т.е. средние ожидания относительно получения вознаграждения после серии действий, необходимых для достижения данной цели и ценность потребности в этом вознаграждении, т.е. ценность которую человек придает этой цели, удовлетворяемой этим набором поведений.

Прогнозировать поведение, используя общую формулу, возможно благодаря тому, что мы, люди, используем опыт прошлого для предсказания получения подкрепления в настоящем, т.е. имеем некое обобщенное ожидание успеха.

Концепция Локус Контроля.

Как мы поняли из выше сказанного, люди выстраивают поведение в настоящем, используя опыт получения подкреплений в прошлом. Т.е. мы генерализуем опыт прошлых ситуаций и используем его как резерв для прогнозирования будущего. Роттер называет эту способность человека, нашу личностную переменную, локусом контроля. И определяет локус контроля как обобщенные ожидания человека относительно того, в какой степени он контролирует подкрепления в своей жизни. По этому признаку Роттер подразделяет людей на интерналов и экстерналов.

Люди, имеющие интернальный локус контроля, считают, что подкрепления зависят от действий самого человека (удачи и неудачи определяются их собственным поведением, действиями и способностями, они считают, что в большей степени влияют на получение подкрепления, эта уверенность сохраняется даже). Сохраняют уверенность в том, что контролируют среду, даже в случае, когда их поведение остается несколько раз не вознагражденным.

Люди, обладающие, экстернальным локусом контроля полагают, что подкрепления контролируются силами извне (т.е. успехи и неудачи это результат судьбы, удачи, случая). Они не начинают чувствовать себя более способными управлять событиями своей жизни даже после достижения успеха.

Вспомним, что поведение это взаимоотношение личности со значимой средой, т.е. на ощущение человеком контроля в отношении своей жизни, оказывают влияние, как ситуация, так и он сам (его личность). Следовательно, человек с обобщенным ожиданием успеха в одной ситуации, в другой может себя чувствовать, малоспособным управлять событиями.

Роттер подчеркивал, что локус контроля не определяет поведение. Эта характеристика - индикатор обобщенных ожиданий человека, а не причина его поведения. Это мировоззренческая позиция. Локус контроля показывает направление обобщения людьми своей способностью управлять событиями.

Подведем итог. Таким образом, теория Роттера дает представление о поведении как о взаимоотношении человека со значимой для него средой. Поведение целенаправленно. Люди имеют способность выстраивать последовательность событий, ведущих к будущей цели, и эта цель вносит вклад в ценность подкрепления для каждого события в последовательности. Подкреплением выступает собственное ощущение приближающейся цели (т.е. на сколько поведение приближает цель). Предложенная Роттером основная формула предсказания позволяет прогнозировать поведение в конкретной ситуации, используя в качестве переменных поведенческий потенциал, ожидания, ценность подкрепления, психологическую ситуацию. Общая формула предсказаний позволяет делать более общие прогнозы. Роттер ввел понятие о локусе контроля как о генерализованных ожиданиях человека относительно того, в какой степени подкрепления зависят от его поведения, а в какой контролируются силами извне.

Наш исследовательский интерес привлекли следующие концепции: концепция о локус контроле и концепция о возможности предсказания поведения. Ими мы воспользуемся для решения поставленных нами задач: 1.Исследовать взаимодействие локуса контроля, ценности подкрепления и ожиданий. 2.Описать качественные различия в ожиданиях у людей с разным локусом контроля.

 


ЧАСТЬ 3. Экспериментальная часть

 

Глава 1 Гипотезы, цели, задачи, предмет и объект исследования

 

Цель нашей работы заключается в исследовании взаимодействия личностных факторов человека: локуса контроля, конкретных ожиданий и ценности подкрепления.

Эти факторы объединены в общей формуле предсказания поведения Дж.Роттера, и определяют величину потенциала поведения. Сам Роттер уделял большое внимание исследованию генерализованных ожиданий, но замечал, что их влияние на формирование поведения частично. "Человек с обобщенным ожиданием успеха в одной ситуации, в другой может себя чувствовать, малоспособным управлять событиями". (, 765)

На основании этого мы предположили, что специфические ожидания не определяются однозначно локусом контроля, но какая-то зависимость определенно существует. Кроме того, интерес представляет то, в каких областях человеческих взаимоотношениях люди с разным локусом контроля чувствуют себя более уверенными. Нам интересно понять, чем качественно различаются ожидания интерналов и экстерналов, и дать практические рекомендации по особенностям их мотивирования.

Гипотезы:

1.Существует взаимосвязь между локусом контроля и особенностями ожиданий.

.Определяющими факторами ожиданий являются ценность потребности и направление мотивации (на одобрение, на достижение)

Цель работы:

1. Исследовать влияние локуса контроля и ценности подкрепления на особенности ожиданий индивида.

2. Провести пилотажное исследование, по результатам которого качественно описать различия ожиданий у интерналов и экстерналов.

Задачи:

1. Проверить гипотезу о существовании взаимосвязей факторов, регулирующих поведение:

1.1. Локус - Ценность потребности - Свобода действия

1.2. Локус - Ценность потребности - Потенциал потребности

1.3. Локус - Свобода действия - Потенциал потребности

2. Отследить качественные различия в ожиданиях интерналов и экстерналов:

2.1. Ожидания достижения успеха

2.2. Ожидание достижения одобрения

.   Определить различия в значимых стимулах

.   Восприятие внешних стимулов.

Объект исследования.

Мы проводили наше пилотажное исследование в группе менеджеров по продаже компьютерных систем со сдельной оплатой труда. В возрасте от 25 до 32х лет. Группа состояла из 20 человек - 10 лиц мужского пола, 10- женского. Объектом исследования стало их поведение.

Предмет исследования - цели (ценность потребности), ожидания.

В работе применялись следующие методики: УСК (Бажин и др.), опросник Е-I Роттера, методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т.Элерс), методика диагностики самоценки мотивации аффилиации (Марлоу, Краун).

 

Глава 2. Описание методик в порядке их предъявления

 

Первой предложена методика определения Уровня Субъективного Контроля.

Методика опредедения УСК была разработана советскими психологами Е.Ф. Бажиным, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинд на основе опросника Роттера. В содержание методики вошли альтернативные суждения шкалы Роттера, отобранные на основе пилотажного исследования в психотерапевтических группах по критериям:

· достаточный разброс альтернатив;

· значительное увеличение частоты выборов интернальных ответов в результате групповой терапии.

В целях достоверности опросник сбалансирован по параметрам:

· Интернальность - Экстернальность (равное количество интернальных и экстернальных характеристик);

· Эмоциональная направленность (равное количество эмоционально положительных и эмоционально отрицательных вопросов);

· Направление атрибуции (равное количество вопросов в первом и третьем лице).

УСК это иерархическая система установок, в которой играют свою роль и генерализованные, инвариантные к системе фиксированных установок и установки ситуационно специфичные, дифференцированные по эмоциональному знаку ситуации и ее социальному характеру.

Показатели определения УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частной ситуации деятельности; два показателя среднего уровня обобщения дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций и ряд локальных ситуаций.

Шкала общей интенсивности (Ио). Высокий показатель соответствует интернальности испытуемого в разнообразных жизненных ситуациях. Трансситуативна. Тенденция приписывать причины большинства жизненных событий собственной личности. Такие люди принимают ответственность за происходящее с ними на себя, устанавливают связь между собственными качествами и проявленными усилиями с результатами своей деятельности. Испытуемые с низким показателем Ио склонны приписывать ответственность за происходящее с ними внешним силам. Считают, что результат деятельности и значимые для них события слабо зависят от их собственной активности.

Шкала интернальности достижений (Ид). Высокий уровень показателя по шкале соответствует склонности испытуемого считать достигнутые успехи результатом собственных качеств и проявления активности. Такие люди уверены в способности добиваться успеха на пути к цели. Низкий уровень свидетельствует об отказе считать достижения следствием собственных действий.

Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокий показатель обнаруживает внутренний контроль над отрицательными событиями. Испытуемые с высоким показателем обвиняют себя в неприятных событиях собственной жизни. Низкий показатель свидетельствует о преобладании внешнего контроля, что проявляется в приписывании ответственности другим людям или считается результатом невезения.

Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Шкала содержит пункты, относящиеся к событиям семейной жизни. Высокий показатель говорит об ответственности испытуемого за значимые события, происходящие в семье. При низком значении испытуемый переносит ответственность за происходящее на других членов семьи.

Шкала инернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий уровень показателя соответствует представлению о себе как о человеке, способном оказывать влияние на партнеров по общению, устанавливать и контролировать неформальные контакты. Испытуемые с низким показателем склонны объяснять сложившиеся отношения результатом действий партнеров.

Шкала инернальности в сфере здоровья и болезни (Из). Высокий показатель говорит об ответственности испытуемого за состояние своего здоровья. Люди с низким показателем считают состояние здоровья результатом случая, а выздоровление результатом действий врачей.


Надежность методики складывается из стабильности во времени и внутренней сбалансированности пунктов, входящих в одни и те же шкалы.

  Ио Ид Ин Ис Ип Им Из
Стаб-ть во времени 0,72 0,63 0,42 0,64 0,74 0,70 0,61
Внутрен. согласованность 0,80 0,66 0,66 0,57 0,72 0,91 0,53

 

В работе использован вариант - А, требующий ответов по 6-балльной шкале (от -3 «полностью не согласен, до +3 «полностью согласен») на 44 утверждения. Полученные сырые результаты переведены в стены.

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (мотивация достижения) Т.Элерса.

Мотивация достижения (успеха, удачи) характеризует стремление человека к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего. Мотивированный на успех человек строит положительные сценарии, ориентируется на положительный результат.

Ключ: Один бал присваивается за ответы

- Да на следующие вопросы: 2,3,4,5,7,8,9,10,14,15,16,17,21,22,25,26,27,29,,30,32,37,41;

· Нет: 6,18,19,20,24,31,36,38,39.

Методика диагностики самоценки мотивации аффилиации (Марлоу, Краун).

Уровень мотивации одобрения характеризует стремление человека заслужить одобрение значимых окружающих людей. Он мало определяет успех в делах и свершениях, а порой даже является препятствием к ним. Но положительно влияет на качество взаимоотношений с другими людьми. Нас интересует, имеются ли различия в ожидании одобрения у людей с разным локусом контроля. Мы диагностируем степень мотивации аффилиации используя шкалу Д. Крауна и Д. Марлоу. Бланк методики находится в приложении №1. Шкала состоит из 19 суждений, требующих однозначных ответов - "да" или "нет". Ответы, совпадающие с ключом, кодируются в 1 балл. Общая сумма говорит о выраженности мотивации одобрения (min == 0, max = 20), т.е. о стремлении человека представлять себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели по шкале, говорят о непринятии традиционных норм и об излишней требовательности к себе.

Ключ:

· ответы "да" на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19;

· ответы "нет" на вопросы 6, 7, 9, 11, 12, 16, 17, 18.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...