Государственная поддержка малого предпринимательства как инструмент социально – экономической политики
Необходимость поддержки малого предпринимательства вытекает из наличия достаточно серьезных проблем и трудностей, связанных как в целом с условиями перехода от одной экономической системы к другой, и специфичны для многих стран, так и с особенностями, характерными только для нашей страны. Некоторые из таких особенностей, по мнению ряда экономистов[130], определяются следующими факторами: 1. Наличие глубоких исторических корней, обусловленных особенностями формирования и эволюции национальных социокультурных и политико-культурных традиций России, менталитета населяющих ее народов. Речь идет о том, что существуют глубокие отличия условий русского хозяйственного развития от западноевропейского. И, по мнению, известного русского экономиста М.И.Туган – Барановского, самым важным из них является отсутствие в России стадии городского хозяйства. Класс западных свободных ремесленников (прообраз представителей современного малого бизнеса), заложил основу высокоразвитой докапиталистической промышленной культуры. В нашей стране такого класса не было, что и это привело к тому, что нет социальной базы для современного предпринимательства. 2. Второй причиной, связанной с первой, является то, что за годы советской экономики, произошла серьезная дифференциация между развитием города и деревни. В сельской местности большинство граждан имеют очень узкие специальности. А современный бизнес, предполагает необходимость знаний более широкого характера. Именно поэтому, малый бизнес развивается, как правило, в крупных городах. Так, например, только в Москве и Санкт – Петербурге, сосредоточено более трети, всего количество данных структур.
3. По мнению Блинова[131] А.О., к факторам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, стоит отнести и ряд причин общеэкономического и организационного характера, возникших при формировании в России экономики рыночного типа. Рассмотрим те аспекты экономической политики, которые выступают причинами первой группы. Главная сложность при ее анализе связана с тем, что изначально не была четко определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер. В России становление рыночных отношений пошло по второму варианту. Особенностью стихийного рынка является функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда как большинство населения — низкую покупательную способность. В этой ситуации у производителя нет стимула производить товары, так как они не находят сбыта. Это ведет к сворачиванию производства. Блинов А.О. отмечает и другую особенность. Характер рынка напрямую влияет и на характер капиталовложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, получившие в среде предпринимателей название "коротких" денег. Они "делаются" в короткое время и обладают большой подвижностью В отличие от них так называемые "длинные" деньги вкладываются в производство на более длительный срок, и отдача от них может быть получена не сразу. Это долгосрочные вложения, требующие определенных стабильных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого рынка. 4. Одной из причин того, что в России формировался именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику. Именно так произошло с реализацией модели "шоковой терапии". Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т. е. формирования повышенного дохода, а следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства. Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства — снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка.
5. Пятая причина, отрицательно влияющая на предпринимательство, связана с общей криминализацией экономики, которая приобретает устойчивый характер. Отличительной особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая его доля в "теневом" секторе экономики. По разным оценкам, она составляет от 30% до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства. Сложности в становлении предпринимательства в России связаны также с его специфическими особенностями, которые состоят в том, что сам процесс формирования предпринимательского сообщества имеет разнополюсный характер. Одну группу составляют предприниматели, организующие свое дело на общепринятой основе за счет займов, кредитов, взносов акционеров и т. д. Их деятельность осуществляется в рамках принятых законодательных норм. В другую группу входят предприниматели, стартовую деятельность которых составляет капитал, заработанный в "теневой" экономике. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, при опросе 49% бизнесменов заявили, что они выходцы из "теневой" экономики, подтвердив нелегальную основу организации своего дела. Более 22% включившихся в предпринимательскую деятельность имели в прошлом судимости.
6. Среди причин организационного характера выделяются главные. Первые сложности наступают еще на стадии создания предпринимательских структур в связи с разрешительным характером этой процедуры. Законодательными и особенно подзаконными актами предусматривается множество положений и правил, которые существенно затрудняют образование новых предприятий. Такое же влияние оказывают различные постановления и многие действия органов власти и управления всех уровней. Это касается всевозможных сложностей при регистрации, предоставлении производственных мощностей и помещений, установления квот и т. д. С другой стороны, серьезные административные барьеры возникают в связи с субъективным пониманием и толкованием правовых актов со стороны местных властей, что ведет к произволу и установлению своих правил вхождения в предпринимательство. Особенно жесткими условиями и требованиями обставлена процедура получения лицензии на предпринимательскую деятельность, когда необходимо предоставлять не только многочисленные справки, сведения, отчеты и другие документы, но и оплачивать по завышенным расценкам услуги по оформлению учредительных документов. Второй причиной, существенно затрудняющей создание и развитие предпринимательства производственного направления, является отсутствие в политике протекционизма четкой ориентации на поддержку именно производственного вида деятельности. Анализ зарубежной практики развития предпринимательства свидетельствует, что его успех обеспечила политика преимущественной поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности именно в производственной и инновационной сферах, в строительстве[132]. Таким образом, анализ проблем и трудностей в развитии малого бизнеса, позволяет сделать вывод, что формирование макроэкономических условий его деятельности, организационная сторона вопроса полностью находится в компетенции государственных органов власти и только комплексный и системный подход позволит направить вектор развития этих, необходимых структур экономики, в нужное русло. Именно на это и направлен новый закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[133].
Согласно его статьи 6, основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: 1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; 2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства; 4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства. Механизм реализации данных принципов базируется на следующих мерах (Статья 7). В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры: 1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; 2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности; 3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности; 4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора); 7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры. Настоящий закон четко определяет полномочий федеральных органов власти, региональных и органах местно самоуправления. Данные полномочия изложены в статьях 9, 10, 11. В статье 15 изложены основные составляющие инфраструктурной поддержки малого предпринимательства. 1. Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки. 2. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации. 3. Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в федеральных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства. 4. Поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемая при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме этого существенными направлениями помощи предпринимателям являются: · Формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Статья 16); · Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (Статья 17); · Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (Статья 18); · Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (Статья 19); · Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (Статья 20); · Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (Статья 21); · Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (Статья 22); · Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности (Статья 23); · Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (Статья 24); · Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (Статья 25). Как видно из приведенных направлений государственного воздействия на развитие малого предпринимательства, охвачены все направления, необходимые для его дальнейшего развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|