Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности подготовки специалиста на кафедре КБ-1.

Существующая сегодня система подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в области информационной безопасности во многом не успевает за темпами развития информационно-телекоммуникационных технологий и в настоящее время совершенствуется.

На первый взгляд, тут все достаточно просто: работодателям нужны специалисты с высшим профессиональным образованием в области информационной безопасности и достаточно большое количество вузов страны готовит таких специалистов

Однако, ситуация проста лишь на первый взгляд.

Но, несмотря на рост числа выпускаемых вузами специалистов, их нехватка в отрасли информационной безопасности продолжает увеличиваться, причем как в государственном, так и в негосударственном секторах.

Это обусловлено целым рядом причин:

1. Усилением государственного регулирования в области информационной безопасности, принятием целого ряда законодательных и нормативных актов, устанавливающих конкретные требования к организациям и предприятиям, осуществляющим обработку персональных данных и другой конфиденциальной информации.

Важность соответствия правилам госрегулирования стала важнейшим фактором работы на рынке не только в России, но и во всем мире. Как отмечает Агентство «Эрнст энд Янг» (Ernst&Young): «Впервые за всё время проведения компанией «Эрнст энд Янг» международного исследования по информационной безопасности, соблюдение законодательных и иных норм, по свидетельству почти двух третей опрошенных, вышло на первое место в качестве фактора влияния на обеспечение информационной безопасности компании, опередив такую проблему, как борьба с компьютерными червями и вирусами».

2. Высокими темпами роста ИТ-сектора экономики и отрасли информационной безопасности, в целом. Так например, согласно отчету исследовательской компании («Ай-Ди-Си») IDC, российский рынок информационных технологий (ИТ) за 2016 год вырос на 3,6% в рублях и сократился на 5,3% в долларах, причем такая тенденция наблюдается не первый год подряд. Спросом на рынке пользуются облачные технологии, мобильность, интернет вещей и аналитика больших данных.

3. Занятием подготовленных вузами специалистов профессиональной деятельностью в отраслях, не связанных напрямую с ИБ. Последнее связано, в основном, не с уровнем заработной платы (она одна из самых высоких в ИТ-отрасли), а прежде всего с отсутствием у выпускников необходимой профессиональной ориентации и конкретных профессиональных связей с предприятиями отрасли.

Во-вторых, серьезной проблемой для работодателя является недостаточный уровень практических навыков работы с современными программными и техническими средствами защиты информации, контроля защищенности информации, навыков в проектировании и создании средств и систем защиты информации, что приводит к необходимости организации дополнительного обучения выпускников вузов и дополнительным затратам работодателя.

В соответствии с требованиями нормативно-правовой базы РФ защите подлежит как открытая информация, так и в первую очередь, информация ограниченного доступа.

Информация ограниченного доступа разделяется на:

-конфиденциальную информацию (не содержащую сведения, составляющие государственную тайну),

- информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну.

Наших выпускников ждут:

- структуры системы высших органов государственной власти

- силовые структуры системы (МВД РФ, ФСБ РФ, Минюста РФ),

- подразделения и органы других министерств и ведомств, где обрабатывается служебная информация ограниченного доступа и персональные данные граждан (Росстат, Росрегистрация, Минфина РФ и практически все федеральные и региональные структуры).

- учреждения и организации финансового и банковского сектора

- страховые компании, скоринговые организации и бюро кредитных историй;

- ведущие предприятия и организации транспортного, энергетического и оборонного комплексов нашей страны;

- российские представительства ведущих зарубежных ИТ-компаний.

Состав и структура информационной системы

Основные понятия и определения

Система – совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих определенную целостность.

Целостность системы – проявление свойства эмерджентности (интегрированности), отражающего принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств отдельных ее элементов, и в то же время зависимость свойств каждого элемента от его места и функции внутри системы.

Элемент системы – часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. При этом отдельный элемент какой-либо системы (как и сама система) может также быть элементом другой системы. Сложные элементы систем, состоящие из взаимосвязанных более простых элементов, называют подсистемой.

Организация системы – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся в ограничении разнообразия состояний элементов системы.

Состояние системы – множество существенных свойств, которыми обладает система.

Структура системы – состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Структура – это та часть свойств, которая остается в системе неизмененной при изменении ее состояния.

Архитектура системы – совокупность свойств системы, существенных для организации взаимодействия ее составляющих.

С точки зрения формы существования системы выделяют материальные и абстрактные системы. Рис.1.

Материальные системы – энергоматериальные системы, обеспечивающие реальную обработку информации, представленную на материальных носителях. Подразделяются на технические, эргатические и эргатехнические (смешанные). Именно эргатехнические системы – материальные системы «человек-машина», состоящие из эргатического элемента (человека) и технического элемента (машины), будут составлять основной предмет изучения.

Абстрактные системы – это системы, которые имеют в качестве операционных объектов преимущественно идеализированные, например, знания, теории, гипотезы.

 

Рис. 1 - Классификация систем

Информационная система (ИС) – материальная система, организующая, хранящая и преобразующая информацию. Это система, основным предметом и продуктом функционирования которой является информация.

Система обработки данных (СОД) – комплекс взаимосвязанных методов и средств преобразования данных, представленных в формализованном виде, пригодном для автоматической обработки при возможном участии человека.

Системы обработки знаний (СОЗ) – автоматизированные ИС, имеющие специальное программное обеспечение для логической (семантической) обработки информации.

Интеллектуальная информационная система – информационная система, обладающая способностями упорядочивать массив сведений по степени существенности; извлекать из массива все возможные сведения как следствия, выводимые посредством логики; формировать новые типы вопросов в ответ на получение новой информации из внешнего мира; обладать способностью к оценке хранимых сведений.

В основу построения ИС положены следующие принципы:

· Принцип интеграции – обрабатываемые данные, однажды введенные в систему, многократно используются для решения возможно большего числа задач, максимально устраняется дублирование данных и операций их преобразования;

· Принцип системности – обработка данных в различных «разрезах» с целью получения информации, необходимой для принятия решений на всех уровнях и во всех функциональных подсистемах;

· Принцип комплектности – автоматизация процедур преобразования данных на всех стадиях технологического процесса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...