Классификация информационных систем
Понятие автоматизированной системы тесно связано с эффективностью обработки, в основе которой – специализация компонентов и процессов. Такая «специализированность» обычно обусловлена свойствами обрабатываемых объектов и задачами, предопределенными целями системы. С точки зрения назначения и применения ИС могут классифицироваться по следующим признакам: 1. По характеру использования результатной информации: · Информационно-поисковые, обеспечивающие сбор, хранение, выдачу информации по запросу пользователя; · Информационно-советующие, использующие в качестве систем поддержки принятия решений; · Информационно-управляющие, реализующие непосредственное управление процессом или сложным объектом; 2. По области применения: · Производственные; · Научно-исследовательские; · Библиотечные АИС, финансовые, офисные ИС и т.д. 3. По объектам управления: · Автоматизированного проектирования; · Управления технологическими процессами; · Управления предприятием и т.д.; 4. По степени автоматизации процессов обработки: · С ручной обработкой информации; · Механизированной обработки информации; · Автоматизированной обработки информации; · Автоматической обработки информации; 5. По степени специализированности возможного применения: · Универсальные; · Специализированные (проблемно-ориентированные). Другим аспектом типологии ИС является собственно «информационный», где признаки классификации определяются особенностями технологий обработки информации, свойства которой и переносятся на системы. С этой точки зрения информационные системы могут классифицироваться по следующим признакам: · По типу хранимой информации можно выделить (исключая мультимедийную информацию) фактографические, документальные, лексикографические ИС.
Фактографические системы ориентированы на обработку данных, контекст использования которых предопределен и обычно зафиксирован в схеме данных или в процедурах обработки. Документальные ИС подразделяются по уровню представления информации – полнотекстовые (обрабатывающие так называемые «первичные» документы) и библиографическо-реферативные (обрабатывающие «вторичные» документы). Контекст использования данных в документальных ИС может быть иным, чем тот, который был определен при ее создании. Лексикографические – это классификаторы, кодификаторы, словари основ слов, тезаурусы, рубрикаторы и т.д., которые обычно используются в качестве справочных совместно с документальными или фактографическими БД и позволяют в том числе доопределить контекст данных. · По типу модели данных СУБД, используемой для реализации информационной системы, выделяют три класса: иерархические, сетевые, реляционные. · По топологии хранения данных различают локальные и распределенные ИС. · По оперативности использования данных можно выделить операционные и справочно-информационные. К последним можно отнести АИС ретроспективной информации (электронные каталоги библиотек, БД статистической информации и т.д.), которые используются для поддержки основной деятельности и обычно не предполагают внесение изменений в уже существующие записи. Операционные ИС предназначены для оперативного отражения состояния и управления объектами и технологическими процессами ПрО. В этом случае данные не только извлекаются из БД, но также изменяются и добавляются, в том числе в результате их использования. · По степени доступности информации ИС можно подразделить на общедоступные и те, которые имеют ограничения на доступ пользователя к ресурсам системы. В последнем случае говорят об авторизованном доступе, индивидуально определяющем не только набор данных, но и операции, которые доступны конкретному пользователю.
Основные компоненты ИС Основной и определяющей составляющей любой системы являются функционально взаимосвязанные комплексы данных и процедур их обработки. Эти комплексы ни по отдельности, ни вместе не создают той целостности, которая свойственна системам. Системные свойства проявляются, когда ИС рассматривается в динамике взаимосвязи со средой, т.е. когда существенными становятся факторы управляемости и адаптивности к изменяющимся внешним условиям, устойчивости во времени. Именно поэтому любая система, помимо функциональных компонент включает организационные и обеспечивающие компоненты, назначением которых является создание необходимых условий для функционирования, и в том числе формирование субъектов управления. ИС – это составная часть некоторой системы, обеспечивающая достижение какой-либо цели в деятельности человека. Все ИС включают в свой состав вычислительные комплексы, которые составляют физический компонент системы. Такими компонентами являются как внешняя память, так и технические и вычислительные средства, обеспечивающие непосредственно обработку и взаимодействие пользователя в ИС. Второй компонент – это программные средства и технологии, обеспечивающие функционирование системы. Здесь обычно отдельно выделяют подсистему общего управления данными, а также процедуры специализированной функциональной обработки, отражающие требования предметной области. Третий компонент – информационный фонд, который характеризуется не только содержащейся информацией в ИС, но и способом ее организации (модель данных), а также формой представления, которая определяется возможностями лингвистического обеспечения – языками представления и управления информацией. Именно лингвистическое обеспечение представляет существо (функциональные возможности и управляемость) АИС. Организационно-функциональный состав АИС приведен на рис.2. Функциональные подсистемы реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы обработки информации и формирования управляющих воздействий в рамках задач предметной области, т.е. состав и назначение функциональных подсистем зависит от предметной области особенностей использования ИС. Подсистема информационной поддержки есть в составе любой деятельности, так как именно она определяет качество выполнения научно-исследовательских работ, конструкторскую и технологическую подготовку производства.
Состав обеспечивающих подсистем достаточно стабилен и обычно мало зависит от предметной области использования ИС. Обеспечивающие подсистемы включают: · Программное обеспечение – совокупность программных компонент регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе; · Математическое обеспечение – совокупность методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе; · Лингвистическое обеспечение (ЛО) – это совокупность языковых средств, обеспечивающих гибкость и многоуровневость представления и обработки информации в АИС. Обычно ЛО включает языки запросов и отчетов, специальные языки определения и управления данными, обеспечивающие адекватность внутреннего и внешнего представлений. ЛО в наибольшей степени зависит от особенностей предметной области.
Рис. 2. Организационно-функциональный состав ИС Организационные подсистемы также относятся к обеспечивающим, но направлены в первую очередь на обеспечение эффективной работы персонала и системы в целом, поэтому могут быть выделены отдельно. Разработка ИС должна начинаться именно с организационного обеспечения: обоснования целесообразности системы, экономических показателей, определяющих ее деятельность, состава функциональных подсистем, организационной структуры управления, технологических систем преобразования информации, порядка проведения работ и т.д.
Итак, ИС – комплекс, состоящий из информационного фонда и процедур: управляющей, обновления, информационного поиска и завершающей обработки, позволяющих накапливать, хранить, корректировать и выдавать информацию. Понятие ИС тесно связано с понятием ИТ – это представленное в проектной форме концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее организовать информационный процесс. Информационная технология Для информационных технологий, в отличие от производственных, нацеленных в основном на создание новых продуктов, характерно относительное смещение функциональности. Здесь преобладают такие функции, как сбор, хранение, поиск, накопление, анализ, передача и распространение данных, информации и знаний. Информационная технология направлена на обработку и переработку «сырья», в качестве которого выступают данные, путем использования соответствующих «машин», «механизмов» и «организационно-технологических приемов», в качестве которых выступают аппаратные, программные, а также организационно-методические средства. Информация как объект имеет двойственную природу: она рассматривается и как целостный объект, имеющий форму существования, и как содержание, отражающее ее действенность. Технология обработки информации зависит от характера решаемых задач, используемых средств вычислительной техники, числа пользователей, систем контроля за процессом обработки информации и т.д. Технология, как процесс, всегда присутствует в любой предметной области, особенности которой, в свою очередь, оказывают существенное влияние на компоненты соответствующих технологий. Обработка информации происходит в процессе реализации технологического процесса, предопределяемого требованиями предметной области. Методология – это совокупность методов, применяемых для получения проектного результата. Технология – это представленное в инструктивной форме выражение знаний и опыта, позволяющее рационально организовать получение проектного результата путем выполнения некоторого процесса с использованием тех или иных средств, реализующих соответствующий метод.
Технологический процесс – направленная на создание заданного объекта последовательность технологических операций, согласованных и использующих соответствующие средства. Технологическая операция представляет собой одно или несколько действий, направленных в рамках технологии на изменение состояния объекта или его взаимосвязи с окружением. Технологическая операция характеризуется наличием одного или нескольких входных объектов; выходного объекта – результата обработки; субъекта и средств управления обработкой. Практически любой конкретный технологический процесс можно рассматривать как часть более сложного процесса и в то же время как совокупность менее сложных технологических процессов. Элементарным технологическим процессом можно назвать такой, дальнейшая декомпозиция которого приводит к потере признаков, характерных для метода, положенного в основу данной технологии. В этом смысле технологическая операция может рассматриваться как элементарный технологический процесс. В каждом определении явно или неявно присутствует понятие метод. Метод предполагает наличие средства – того, с помощью чего осуществляется действие, реализующее метод, а также способов – то, каким образом осуществляется действие. Методы и средства могут использоваться в разных процессах и, следовательно, разных технологиях. В рамках системного анализа сложные системы изучаются посредством разбиения на элементы: предполагается, что сложная система есть целое, состоящее из взаимосвязанных частей, которые не могут быть определены априорно, а строятся или выбираются в процессе декомпозиции (физической или концептуальной) исходной системы. Образующиеся в результате декомпозиции элементы обычно являются центрами некоторой активности (деятельности), и потому называются элементами деятельности. При рассмотрении сложных систем часто выделяют функциональные элементы/подсистемы и организационные. Автоматизированные информационные технологии (АИТ) могут представлять собой как развитие неавтоматизированных технологии, так и новые способы и процессы обработки информации. Большинство АИТ являются композициями четырех тесно взаимосвязанных и взаимозаменяемых компонент: интеллектуальных усилий и навыков пользователя; технических средств обработки данных; программного обеспечения; информационных ресурсов. На рис. 3 представлена обобщенная схема абстрактного технологического процесса, рассматриваемого с «информационной» точки зрения.
Рис. 3. Обобщенная схема абстрактного технологического процесса Целевая обработка – это функционально-ориентированное преобразование входных или хранимых объектов обработки, обеспечивающее получение проектного результата под управлением субъекта (в качестве которого так или иначе выступает человек). Объектом и результатом обработки может быть и информация: это соответствует понятию информационной деятельности. В этом случае ИТ представляют собой прикладные информационные технологии. Информационные ресурсы – это внешние источники информации, использование которых позволяет обеспечить эффективность целевой обработки. Интерфейсные средства реализуют тот или иной способ взаимодействия субъекта с компонентами функциональной обработки. Приведенная обобщенная схема включает основные «ролевые» компоненты технологического процесса, но не отражает следующие особенности их реализации: · Выполнение функциональной обработки может быть распределенным, например, распараллеленным; · В технологиях высокой сложности человеку (как субъекту и потребителю результата) в силу большой размерности данных, необходимо предоставлять информацию в агрегированном виде, обеспечивающем удобство ее восприятия; · Субъект управления и информационные ресурсы могут быть удаленными от среды, в которой реализуется функциональная обработка; · Информационные компоненты (данные, используемые в функциональном процессе или управлении) могут быть разнородными, размещаться в разных хранилищах, имеющих различную организацию и состав информационных элементов. Можно выделить три класса ИТ: · Технологии собственно обработки информации (ввода, обработки, хранения, поиска и передачи данных); · Технологии человеко-машинного взаимодействия, в составе АИС реализуемые в виде интерфейсов; · Инструментальные и другие вспомогательные технологии, позволяющие эффективно создавать и развивать ИТ предшествующих классов. Понятие модели
Неотъемлемой частью системного анализа является моделирование – процесс исследования реальной системы, включающий построение модели, изучение ее свойств и перенос полученных сведений на моделируемую систему. Общими функциями моделирования являются описание, объяснение и прогнозирование поведения реальной систем (рис.4).
Рис. 4 - Процесс моделирования Типовыми целями моделирования могут быть поиск оптимальных или близких к оптимальным решений, оценка эффективности решений, определение свойств системы (чувствительности к изменению значений характеристик и др.), установление взаимосвязей между характеристиками системы, перенос информации во времени. Термин «модель» имеет весьма многочисленные трактовки. Модель – это объект, который имеет сходство с прототипом и служит средством описания, и/или объяснения, и/или прогнозирования поведения прототипа. Важнейшим качеством модели является то, что она дает упрощенный образ, отражающий не все свойства прототипа, а только те, которые существенны для исследования. Сложные системы характеризуются выполняемыми процессами (функциями), структурой и поведением во времени. Для адекватного моделирования этих аспектов в автоматизированных информационных системах различают функциональные, информационные и поведенческие модели. Функциональная модель системы описывает совокупность выполняемых системой функций, характеризует построение системы – состав функциональных подсистем, их взаимосвязи. Информационная модель отражает отношения между элементами системы в виде структур данных (состав и взаимосвязи). Поведенческая (событийная) модель описывает информационные процессы (динамику функционирования), в ней отражаются такие категории, как состояние системы, событие, переход из одного состояния в другое, условия перехода, последовательность событий. Особенно велико значение моделирования в системах, где натурные эксперименты невозможны по целому ряду причин: сложность, большие материальные затраты, уникальность, длительность эксперимента. Так, нельзя «провести войну в мирное время», натурные испытания некоторых типов систем связаны с их разрушением, для экспериментальной проверки сложных систем управления требуется длительное время и т. д. Можно выделить три основные области применения моделей: обучение, научные исследования, управление. При обучении с помощью моделей достигается высокая наглядность отображения различных объектов и облегчается передача знаний о них. Это в основном модели, позволяющие описать и объяснить систему. В научных исследованиях модели служат средством получения, фиксирования и упорядочения новой информации, обеспечивая развитие теории и практики. В управлении модели используются для обоснования решений. Такие модели должны обеспечить как описание, так и объяснение, и предсказание поведения систем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|