Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Перечень тем семинарских, практических занятий




ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра психологии

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

НЕЙРОФАРМАКОЛОГИЯ

 

Для специальности 030301.65 «Психология»

И направления 030300.62 «Психология»

 

Санкт-Петербург

Г.

ББК 52.81

УДК 615.03

Л33

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

кафедрой психологии.

Протокол от 10 октября 2007 г. №2

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления.

Протокол от 17 октября 2007 г. № 2

Лебедев А.А., Шабанов П.Д.

Нейрофармакология. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. – 60 с.

Учебно-методический комплекс, включает основные требования и организационно-методические указания по изучению нейрофармакологии, рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, методические рекомендации по выполнению контрольных работ, порядок проведения контроля качества подготовки обучающихся по дисциплине, содержание контролирующих материалов, словарь терминов по дисциплине. Курс знакомит студентов с основами действия лекарственных средств на нервную систему, классификацией фармакологических веществ, обучает умению правильно использовать знания нейрофармакологии для работы психолога, формирует навыки разработки и принятия решений практических рекомендаций, помогает выработать мышление нейрофармаколога. Учебно-методический предназначен для студентов обучающихся по специальности 030301.65 «Психология» и направлению 030300.62 «Психология».

 

© СПб Академия управления и экономики, 2007

© А.А. Лебедев, П.Д. Шабанов, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая учебная программа дисциплины  
2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины  
3. Методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий  
4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов  
5. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ  
6. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов  
7. Глоссарий  

 

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

1. Цели и задачи изучения дисциплины

 

Целью изучения дисциплины «Нейрофамакология» является формирование у будущих психологов системы знаний о биохимических закономерностях функционирования нервной системы человека, современных лекарственных препаратах нейропсихотропного действия, фармакологических и психологических аспектах их практического применения.

Предметом изучения дисциплины являются механизмы действия лекарственных средств на нервную систему.

Задачи обучения по дисциплине:

· формирование представлений о направленности действия лекарственных средств;

· формировать систему знаний о лекарственных средствах действующих на периферическую нервную систему;

· формировать систему знаний о лекарственных средствах действующих на центральную нервную систему;

· развить у студентов умение диагностировать патологические расстройства нервной системы;

· научить студентов свободно пользоваться классификацией психотропных средств, необходимых психотерапии.

Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление: о действии лекарственных средств на высшие функции головного мозга;

Знать

• содержание основных понятий и закономерностей современной нейрофармакологии;

• исторические сведения о развитии и становлении дисциплины;

• классификацию и основные фармакологические свойства нейропсихотропных препаратов (на примере «препаратов-стандартов»);

• наркогенный потенциал и возможные опасности бесконтрольного применения нейропсихотропных лекарств;

• основные положения Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» 1997 г.;

• основные правовые положения, регламентирующие производство, хранение и оборот в РФ нейропсихотропных препаратов.

уметь:

• распознавать основные лекарственные формы препаратов, дозировки и пути введения, сроки годности, реквизиты фирм-изготовителей;

• распознавать формы основных наркотических веществ и их прекурсоров.

владеть навыками:

· квалифицикации целевого назначения и направленности действия препарата по имеющейся документации (научные публикации, рекламные проспекты, инструкции по применению)

 

2. Организационно-методические указания

Дисциплина «Нейрофармакология» входит в цикл математических и естественно-научных дисциплин, региональный компонент (ЕН.Р).

Изучение дисциплины «Нейрофармакология» непосредственно базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Анатомия ЦНС», «Физиология ВНД и СС». Курс дополняет и развивает положения курсов «Психофизиология» и «Психогенетика».

«Нейрофармакология» позволяет психологам профессионально участвовать в психокоррекционной и психотерапевтической работе, в реабилитации и социальной адаптации пациентов различного профиля, а также квалифицированно проводить психогигиенические и психопрофилактические мероприятия.

Изучение курса «Нейрофармакология» предполагает тесное взаимодействие таких видов обучения как лекции, практические занятия и самостоятельная работа.

Лекции знакомят студентов с основными идеями, концепциями, взглядами зарубежных и отечественных ученых.

На практических занятиях студенты выполняют задания по диагностике заболеваний и действию препаратов, с навыками разработки и принятия рекомендаций, с правилами использования своих прав и учете ограничений психолога в отношении применения лекарственных средств.

Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с литературой, пишут рефераты, готовятся к зачету.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, оценки выступлений с докладами, обсуждения рефератов.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или тестирования.

Аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются в процессе обучения и практической работы психолога для понимания механизмов действия лекарственных средств на нервную систему.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Предмет нейрофармакологии. Механизмы действия лекарственных средств

Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.

Предмет и место нейрофармакологии в системе научных знаний. Нейрофармакология и психофармакология: их сходство и различие. Понятие о ксенобиотиках. Методы нейрофармакологии: фармакологические, экспериментально-психологические и клинические. Исторические этапы становления нейрофармакологии. Создание современных психотропных лекарственных веществ. Основные положения фармакологической науки. Фармакодинамика и фармакокинетика. Лекарственные формы. Пути введения лекарств. Механизмы действия нейропсихотропных препаратов. Плацебо эффект и его психофизиологические механизмы. Эффект среды, его разновидности. Индивидуальные реакции на прием лекарств, их основные причины. Измененная чувствительность к препаратам. Медиаторные системы мозга.

 

Тема 2. Лекарственные средства периферического действия

Местные анестетики. Вяжущие средства. Обволакивающие средства. Адсорбирующие средства. Раздражающие средства. Холинореактивные средства. Холиномиметики. Медиатор ацетилхолин. М-, Н - холиномиметики. Антихолинэстеразные средства. М - холиномиметики. Н - холиномиметики. М, Н - холинолитики. Н - холинолитики. Ганглиоблокаторы. Миорелаксанты. Деполяризующие миорелаксанты Адренореактивные средства. Адреналин. Подтипы АдренорецепторовАдреномиметики. Альфа - и бета-адреномиметики. Симпатомиметики. Альфа - и бета-адреноблокаторы. Симпатолитики.

 

Тема 3. Лекарственные средства, активирующие ЦНС

Вещества центрального действия. Направленность психотропного действия. Классификация психотропных средств. Психостимуляторы, антидепрессанты, тимостабилизаторы, ноотропы, аналептики.

Классификация средств, активирующих ЦНС: аналептики, антидепрессанты, психомоторные стимуляторы, общетонизирующие средства и адаптогены, ноотропы, актопротекторы. Применение активаторов ЦНС при астенических состояниях, возникающих после черепномозговой травмы, интоксикаций, нейроинфекций; при астенизации здоровых лиц в результате переутомления при больших физических и умственных нагрузках; при эндогенных и экзогенных депрессиях; при астено- и тревожно-депрессивном синдромах, сопровождающих различные соматические заболевания, неврозы, травмы; для поддержания общего тонуса ЦНС и интеллектуальной деятельности людей старых возрастных групп; в качестве средств повышения физической и умственной работоспособности, для ускорения восстановления работоспособности после истощающих нагрузок.

Антидепрессанты. Особенности и механизм действия ингибиторов МАО и ингибиторов обратного захвата моноаминов. Атипичные антидепрессанты. Антидепрессанты с седативным и стимулирующим и сбалансированным действием. Тимостабилизирующие средства (нормотимики). Использование солей лития для лечения маниакальных состояний.

Психомоторные стимуляторы. Непрямые аминомиметики. Особенности и механизм действия кофеина.

Общетонизирующие средства и адаптогены. Алкалоиды группы стрихнина. Препараты растений с общетонизирующим действием. Препараты растений с адаптогенным действием

Ноотропные средства. Производные оксипирролидона (рацетамы). Производные аминоэтанола. Пептиды и метаболиты.

Актопротекторы Выбор препаратов.

 

Тема 4. Лекарственные средства, угнетающие ЦНС

Психолептики, транквилизаторы, нейролептики, антиконвульсанты. психодизлептики. седативно-снотворные средства. Нейролептики как класс психотропных средств, обладающих способностью купировать психомоторное возбуждение различного генеза и ослаблять расстройства восприятия, мышления и социального поведения при психозах больных психическими заболеваниями. Седативный (нейролептический) эффект нейролептиков Антипсихотический эффект нейролептиков. Производные фенотиазина: Производные бутирофенона: Атипичные нейролептики. Показания к применению нейролептиков. Выбор нейролептиков при различных психических и невротических синдромах и состояниях. Экстрапирамидные расстройства. Транквилизаторы (анксиолитики) — вещества, избирательно устраняющие эмоциональную неустойчивость, напряженность, тревогу, страх при невротических нарушениях. Производные бензодиазепина. Условное подразделение транквилизаторов на «сильные» и «дневные». Сильные транквилизаторы обладают наиболее выраженным противотревожным и общеседативным действием, значительной широтой терапевтического действия, в целом существенно угнетают ЦНС. Дневные транквилизаторы обладают избирательным стресс-протективным действием, не вызывают значительной седации, оказывают минимальное отрицательное действие на умственную и физическую работоспособность. Они уступают по эффективности препаратам первой группы и применяются преимущественно в амбулаторных условиях.Седативные средства – препараты весьма неоднородной в химическом и фармакологическом отношении группы оказывают общее успокаивающее действие за счет понижения возбудимости ЦНС, ее реактивности к различным стимулам. В отличие от нейролептиков и транквилизаторов седативные средства не меняют обмен нейромедиаторов, не вызывают избирательного анксиолитического, антипсихотического и нейролептического действия. Препараты используют главным образом у пациентов с начальными проявлениями неврозов, расстройствами сна, повышенной раздражительностью, вегетативными неврозами и с другой психосоматической патологией. Седативные средства легко комбинируются с другими фармакологическими средствами, особенно оказывающими успокаивающее или снотворное действие.

Тема 5. Основные понятия психофармакотерапии, принципы и практика применения психотропных средств

Основные понятия психофармакотерапии, принципы и практика применения психотропных средств. При изучении данной темы необходимо обратить внимание студентов на то, что психотропная активность лекарственного средства определяется разнообразием действий препарата: собственно психотропного действия; общего и селективного антипсихотического действия; специфического влияния на разные уровни психопатологических расстройств; нейротропного и соматотропного действия. В теме рассматриваются принципы психофармакотерапии: комплексность, клиническая обоснованность, непрерывность, преемственность лечения. Важно дать студентам-психологам понимание значимости индивидуальной разъяснительной работы на всех этапах лечения. Психолог всегда должен исполнять роль эксперта-советчика, наблюдая и оценивая психологический статус больного по ходу лечебных мероприятий. Студент должен уяснить, что, разъясняя больному в доступной форме причину его состояния, необходимо вовлечь самого больного и его родственников в терапевтический процесс в качестве активных участников. Далее в теме излагаются критерии отнесения лекарственных средств к психотропным препаратам.

 

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ПО СЕМЕСТРАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

(очная форма обучения – 5 лет)

№ п/п Наименование темы Распределение часов
Всего Аудиторная работа Сам. работа
Лекции Семинар Практ. занятие.
 
  Предмет нейрофармакологии. Механизмы действия лекарственных средств.          
  Лекарственные средства периферического действия          
  Лекарственные средства, активирующие ЦНС.          
  Лекарственные средства, угнетающие ЦНС          
  Основные понятия психофамакотерапии, принципы и практика применения психотропных средств          
  Зачет          
  ВСЕГО:          
               

 

 

(очно - заочная форма обучения – 6 лет)

№ п/п Наименование темы Распределение часов
Всего Аудиторная работа Сам. работа
Лекции Семинар Практ. занятие.
 
  Предмет нейрофармакологии. Механизмы действия лекарственных средств.          
  Лекарственные средства периферического действия          
  Лекарственные средства, активирующие ЦНС.          
  Лекарственные средства, угнетающие ЦНС          
  Основные понятия психофамакотерапии, принципы и практика применения психотропных средств          
  Зачет          
  ВСЕГО:          
               

 

(заочная форма обучения – 6 лет)

№ п/п Наименование темы Распределение часов
Всего Аудиторная работа Сам. работа
Лекции Семинар Практ. занятие.
 
  Предмет нейрофармакологии. Механизмы действия лекарственных средств.          
  Лекарственные средства периферического действия          
  Лекарственные средства, активирующие ЦНС.   0,5     7,5
  Лекарственные средства, угнетающие ЦНС   0,5     7,5
  Основные понятия психофамакотерапии, принципы и практика применения психотропных средств          
  Зачет          
  ВСЕГО:          
               

 

 

IV. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарские занятия

Номера тем дисциплин Тема семинара Количество часов
  Типовые механизмы действия лекарственных веществ и их характеристика  
  Принципы психофармакотерапии:  

Практические занятия

 

Номера тем дисциплин Тема практического занятия Количество часов
  Психофармакотерапия с использованием ароматических веществ, для оценки работоспособности человека  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...