Методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий
Общие положения Семинарские и практические занятия проводятся главным образом с целью научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки практической и исследовательской деятельности. На этих занятиях, как правило, выполняются задания, требующие от студентов творческого подхода, переноса знаний и умений в новую ситуацию, обобщений, практического осмысления теоретических знаний. В ходе этих занятий и подготовки к ним вырабатываются учебные и практические навыки, решаются задачи, подсказанные практикой социальной работы. Выполняемые задания преподаватель может подразделить на несколько групп. Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории. Другие представляют собой образцы задач и примеров, разобранных в аудитории. Для самостоятельного выполнения требуется, чтобы студент овладел показанными методами решения. Следующий вид заданий может содержать элементы творчества. Одни из них требуют от студента преобразований, реконструкций, обобщений. Для их выполнения необходимо привлекать ранее приобретенный опыт, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Решение других требует дополнительных знаний, которые студент должен приобрести самостоятельно. Третьи предполагают наличие у студента некоторых исследовательских умений. При проведении семинарских и практических занятий преподаватели и студенты должны руководствоваться планами проведения этих занятий.
Планы семинарских и практических занятий Занятие 1 (семинар).
Тема: Типовые механизмы действия лекарственных веществ и их характеристика Время -2 часа. Цель: сформировать у студентов систему знаний о механизмах действия лекарственных веществ. Форма проведения: · выступления с докладами; · ответы на вопросы; · дискуссия. Основные вопросы для обсуждения на семинаре: · Механизмы действия холинергических средств. · Механизмы действия адренергических средств. · Механизмы действия пептидергических средств. · Механизмы действия средств на ЦНС. · Механизмы действия транквилизаторов. · Механизмы действия антидепрессантов. Тема дискуссии: «Можно ли направленно регулировать работу синапса?» Литература Бертрам Г., Катцунг Т. Базисная и клиническая фармакология: В 2 т. / Пер. с англ. М.; СПб.: Бином-Невский диалект, 1998. 2. Зеймаль Э. В., Шелковников С. А. Мускариновые холинорецепторы. Л., 1989. 3. Каркищенко Н. Н., Хоронько В. В. и др. Фармакокинетика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 4. Лаврецкая Э.Ф. Фармакологическая регуляция психических процессов. М.: Наука, 1985.- 285с. 5. Михельсон М. Я. Теория химической передачи нервного импульса (этапы развития). Л., 1981. 6. Нил М. Дж. Наглядная фармакология / Под ред. М. А. Демидовой; Пер. с англ. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. 7.Самойлов В. О. Медицинская биофизика. Л., 1986. 8 Харкевич Д. А. Фармакология: Учебник. 6-е изд. М.: ГЭОТАР Медицина, 1999. 9. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: В 3 т. М., 1996. Т. 1. 10. Белова И.А. Основы нейрофармакологии. М.:– Диалект. 2006.-315 с
Тема 2 (семинар). Принципы психофармакотерапии Время - 2 часа Цель: сформировать у студентов систему знаний о принципах фармакотерапии. Форма проведения: · выступления с докладами; · ответы на вопросы; · дискуссия. Основные вопросы для обсуждения на семинаре: · Основные пути взаимодействия психолога и психофармакотерапевта. · Понятие психотропных средств. · Нейрохимические механизмы действия антипсихотических лекарственных средств..
· Эффективные приемы психофармакотерапии здоровых лиц, перенесших стресс и другие виды внешней агрессии. · Применение антипсихотических препаратов для коррекции поведения детей, подростков и пожилых людей. · Психологические методы оценки динамики психофармакотерапии. · Тема дискуссии: «Какие приемы применять для укрепления веры больного в исцеление при приеме лекарственных средств. ?» Литература 1. Кукес В.Г. Клиническая фармакология: Учебник для медицинских вузов: Гэотар Медицина, 2005, 944с 2. 2.Базисная и клиническая фармакология / под ред. Бертрама Г., Катцунга; Пер. с англ. под ред. докт. мед. наук, проф. Э.Э. Звартау: в 2-х томах.- М.-СПб.: Бином – Невский диалект,1998, Т. 1,2. 3. Принципы и практика психофармакотерапии: Пер. с англ./ Ф.Дж.Яничак, Дж.М.Дэвис и др.- К.: Ника-Цент, 1999. -728с. 4. Джордж Арана, Джеральд Розенбаум Фармакотерапия психических расстройств / пер. с англ. под ред. докт. мед. наук, проф. С.Н.Мосолова-М.: Бином- 2004.- 415с. 5. Белова И.А. Основы нейрофармакологии. М.:– Диалект. 2006.-315 с
Занятие 3 (практическое занятие) Тема: «Психофармакотерапия с использованием ароматических веществ, для оценки работоспособности человека» Время - 2 часа Цель работы: определить влияние различных ароматических веществ на работоспособность человека. Вопросы к занятию: 1. Что такое внимание человека? 2. Расскажите о мозговых механизмах формирования внимания. 3. Виды внимания. 4. Основные характеристики внимания. 5. Что вам известно об ароматерапии? Практические навыки: В процессе подготовки к работе и при ее выполнении студенты приобретают навыки использования ароматических масел для воздействия на поведение человека. Выполняя работу, приобретают навыки анализа полученного в работе материала, убеждаются, что аромат розмарина, мелиссы, апельсина и лаванды увеличивают работоспособность. Для работы необходимо: эфиромасляные растворы ароматических веществ: розмарина, мелиссы, апельсина, лаванды, таблицы корректурной пробы Анфимова, испытуемый. Практические задания: Эксперимент проводится с группой студентов. Испытуемые в течение пяти минут выполняют фоновую (в отсутствии ароматического вещества) корректурную пробу с таблицей Анфимова. Работа проводится в следующей последовательности: по команде преподавателя начинают корректуру текста таблицы, например, зачеркивают букву «а» вертикальной линией, букву «в» обводят кружком, букву «е» зачеркивают горизонтальной линией, букву «р» подчеркивают. Через каждую минуту преподаватель говорит слово «черта» и испытуемые проводят вертикальную линию после последней просмотренной буквы. Далее в течение десяти минут испытуемые вдыхают из пробирок ароматы указанных эфирных масел (возможно использование и аромаламп). Через 1 - 3 мин студенты вновь выполняют корректурную пробу по той же методике.
Оценка результатов эксперимента: участники эксперимента подсчитывают количество пропущенных букв(ПБ) и количество ошибок (КО) за 1-ую, 2-ую, 3-ью 4-ую и 5-ую минуты работы и эти результаты вносят в таблицу.
Примечание: Ошибкой считается пропущенная буква или вычеркнутая неправильно. По данным литературы известно, что запах розмарина, является универсальным мощным стимулятором когнитивных процессов, повышает скорость и объем обрабатываемого материала. Запах апельсина сильно активирует мыслительную деятельность, снижает количество допущенных ошибок по сравнению с фоном. Ароматы лаванды и мелиссы оказывают успокаивающее и релаксирующее действие. Выводы: провести анализ полученных экспериментальных данных и сделать рекомендации по применению ароматов апельсина, розмарина, лаванды и мелиссы для оптимизации работоспособности человека, а также в качестве успокаивающих средств и снятия напряжения. Литература 1. Джордж Арана, Джеральд Розенбаум Фармакотерапия психических расстройств / пер. с англ. под ред. докт. мед. наук, проф. С.Н.Мосолова-М.: Бином- 2004.- 415с.
2. Белова И.А. Основы нейрофармакологии. М.:– Диалект. 2006.-315 с 3. Нил М. Дж. Наглядная фармакология / Под ред. М. А. Демидовой; Пер. с англ. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. 4.Самойлов В. О. Медицинская биофизика. Л., 1986. 5. Харкевич Д. А. Фармакология: Учебник. 6-е изд. М.: ГЭОТАР Медицина, 1999. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|